Главная Обратная связь

Дисциплины:






Героический эпос Высокого средневековья XI-XIII вв.



 

1. появляются: христианские мотивы, большая по сравнению с ранним средневековьем реальность географического и исторического контекста, изображение сеньориально-вассальных отношений. Новые средства героизации персонажей: рыцарь обязательно знатный.

2. Народная поэзия

Исполнители (во многом и авторы) – профессиональные певцы-потешники, во Фр. – жонглеры, в Исп. – хуглары, в Герм. – шпильманы. Сначала их ƒ: общая развлекательная – для всех, потом – разделились на потешников и исполнителей «высоких жанров» - эпоса и духовных стихов.

Свойства творчества жонглеров:

· происхождение из народной песни

· стиховая напевная форма

· фольклорность – продукт коллективного творчества поколений певцов – нет автора

· хорошо известный сюжет – основа для современных вариантов

3. Героический эпос – вид народной поэзии. На примере французского.

· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.

· назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).

· от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога

· в основном – не рифмованные (→у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение

3. Темы:

· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)

· верная служба сеньору, королю

· феодальные распри

 

6. «Песнь о Сиде» и испанский героический эпос

 

1. В испанском эпосе сильно отразились политические события:

· борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами – 711)

· раздоры между феодалами – изображались как великое зло, как измена родине

· борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено)

2. Героический эпос – вид народной поэзии.

· основа – лиро-эпические песни и устные предания

· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – хугларами.

· состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский)

· но написаны народным – «неправильным» размером – стихами с неопределённым количеством слогов (8-16)

«Песнь о Сиде» 1140

Сид – лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: «ПоС» (ранняя, близка к истории – писалась еще «при свидетелях», Сид умер 1099) и «Родриго» + много романсов. Жил XI. Прозвище сид = «господин» (ненависть и страх к нему). Имена, факты реальные. Альфонс VI – король Кастилии, благоволил к Леону и ненавидел Сида, изгнал его. В поэме с ним уходят его вассалы, на деле вассалы в большинстве остаются, а к нему присоединяются все недовольные вообще политикой Альфонса. Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров. Великий деятель реконкисты – народный герой, «мой Сид».



1. Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части:

· об изгнании

· о свадьбе и об оскорблении дочерей.

2. Особенности:

· формульность, повторы

· более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде

· обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери.

· нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского)

· отсутствует исключительность рыцарских чувств – приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин

· «заниженность» Сида – сказано, что он «инфансон» (владелец вассалов), (был грандом)

 

7. «Песнь о Роланде» и французский героический эпос

 

1. Героический эпос – вид народной поэзии.

· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.

· назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).

· от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога

· в основном – не рифмованные (→ у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение

2. Темы:

· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)

· верная служба сеньору, королю

· феодальные распри

3.1, 2 темы – связаны с образом Карла Великого (800 - император). В поэме предстаёт в идеализированном виде.

· В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.

· В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное – Роланду.

«Песнь о Роланде» (1100)

1. Неизвестный автор, заслуги:

· сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания

· связал его с живой современностью

· нашел блестящую художественную форму

2. Источник – исторические факты, но искажены:

· VIII –Карл вмешался в междоусобицу мусульман → осаждал Сарагосу → арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-храстиане)

· был Хруотланд – Роланд – погиб в этой битве

3. Особенности:

· гиперболизация (масштаб событий), (у Р. лопаются виски)

· идеализация главных героев (Р., Карл, архиепископ Турпин, Оливьер)

· идея религиозной борьбы и особой в этой борьбе роли Франции (небесные знамения, религиозные призывы, очернение «язычников», покровительство «наших» богом, Р. – вассал Карла и бога, образ Турпина – одновременно благословляет на бой французов и сам дерется)

· смерть Р. символична (нет ран, а в силу внутренней необходимости - раскаяние)

· трагизм смерти Р. смягчается – попадает в рай и вручает богу перчатку, как небесному сеньору

4. Влияние:

· «ПоР» написана незадолго до первого крестового похода – сильно влияние его пропаганды

· социально-политические противоречия – эпизод предательства Ганелона

5. Противостояния:

· Карл – Ганелон: как родина (общее дело) – предатель

· Р. – Ганелон – личное

· Р. – Оливьер – 2 варианта одного положительного начала, Р. – безмерно отважен, О.- благоразумен.

8. «Песнь о Нибелунгах» и немецкий героический эпос

 

Написана позднее другого героического эпоса (10е XIII) → героический эпос, но по свойствам близка к рыцарским романам

1. автор:

· точно есть, кто составил контаминацию, не просто переписчик – из южной Германии (совр. Австрия)

· это человек придворный ← говорит о тонкостях этикета со знанием дела, не понаслышке

2. композиция:

· 2 части (граница – ссора двух королев): о сватовстве, о мщении (м.б., долго были отдельны)

· 39 части – авенюры (по событию)

· дошла в 33 списках, 1 – оригинал, опубликован в XIX

3. Сюжет восходит к трем слоям:

· первый слой – древнейший – мифологический – изложен в «Эддах»

· второй – V, поражение бургундов от гуннов

· третий слой – современность предлагаемого автора

4. черты героического эпоса:

· апсихологичность

· ссора королев – важна иерархия, вассальность

· важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие.

· хронология и география не имеют значения

· важна вертикаль ад→мы→рай, важен результат, где окажешься

· жизнь человека бренна, истина в вечности

· образы героев

· хронология и география не имеют значения

5. черты рыцарского романа

· герой – рыцарь, королевич знатного рода

· начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует

· мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности

· праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей

· развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев

6. особенности

· «нибелунгова строка», строфы по 4 стиха с парными рифмами

· постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение

· ритмика – тоника (по количеству ударений)

· ≈10.000 строк, но воспринимается легко

· средневерхний немецкий язык (→до XVI сохранялось много языков)

7. общие места:

· герой убивает дракона

· спор братьев

· мотив великанши волшебницы и сватовства к ней

· мотив смертельности любви

 

Рыцарская куртуазная литература

 

1. С VIII от арабов появились кони. У кого конь – у того власть (он защитник), (пока не деньги). За рыцарем свобода созерцания и благородный досуг.

2. Сосуществование рыцарского эпоса, куртуазной и клерикальной литературы → куртуазность – ценность, которую даёт человеку Бог (XII)

Впервые – личностный идеал человека → личность, а не индивид → анализ чувств. Социальной индивидуализации нет (вассалов много), а только любовная (Бог один): дама – сеньор – Бог. Рыцарь должен быть учтивый, храбрый и влюбленный.

3. Дама:

· красота – твердый невыполнимый канон

· брак – по феодальным законам (на земле) – исключает концепцию куртуазности (по любви)

· ухаживать за девушкой нельзя, она должна быть строга → встреча после смерти

· ангелизация дамы: прекрасная, знатная, недоступная, эмблема для рыцаря – чем она дальше, тем лучше

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...