Главная Обратная связь

Дисциплины:






Глава VIII. Наследственное право 4 страница



[101] О договоре locatio – conductio см. ниже.

[102] О безымянных контрактах (contractus innominante) см. Бартошек М. Ук. соч. С. 91: «Безымянные контракты нетипичные договоры, отличные от цивильно-правовых контрактов и преодолевающие замкнутость их системы, в которых одна из сторон уже исполнила свое обязательство, и ожидание исполнения другой стороной является для нее поводом или причиной (causa) в рамках так называемых взаимных обязательств (obligationes mutuae).

[103] См. Дигесты. Кн. 16. Тит. III, 6. (=Ульман «Комментар. к эдикту» кн. 30): «В собственном смысле в качестве секвестра передается на хранение вещь, отдаваемая несколькими лицами солидарно для хранения и возврата на определенных условиях». К этому см. также Бартошек М. Ук.соч. С. 292: sequester. Ср. Дождев Д.В. Ук.соч. С. 506 сл.

[104] К этому см. Бартошек М. Ук.соч. С. 193: Fiducia. Ср. Дождев Д.В. Ук. соч. С.507 сл.

[105] О залоге см. Дигесты. Кн. 20. Тит. I-VI. Бартошек М. Ук. соч. C. 245: Pignus. Ср. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 510.

[106] К этому см. Бартошек М. Ук.соч. С. 48: Antichresis.

[107] См. Гай. 3.92. Бартошек М. Ук. соч. С. 300. Sponsio.

[108] Дигесты. Кн. 46. Тит. VII, 1-21; VIII, 1-26. К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 30: Stipulatio. ср. Дождев Д.В. Ук.соч. С. 489.

[109] Стипуляция происходит от глагола stipulari – стипулировать, т.е. стать кредитором (получить обещание) по стипуляции.

[110] О новациях см. Гай 3.177-79; Дигесты. Кн.46. Тит II, 1-34 (=Ульпиан «Коммент. к Сабину» кн. 48): «Все дела могут перейти в новацию. Ведь что бы не стало предметом контракта, заключенного словами или не словами (а иначе), это может обновляться и переходить из какого угодно обязательства в обязательство (установленное) словами, только нам надо узнать, что новация происходит только тогда, когда имеется ввиду, чтобы обязательство обновлялось. См. также Бартошек М. Ук.соч. С. 226: Novatio. Ср. Дождев Д.В. Ук.соч. С. 479 сл.

[111] См. Дигесты. Кн. 22. Тит. I,1-34.

[112] О неустойке см. Бартошек М. Ук.соч. С. 302: stipulatio poenae.

[113] См. Дигесты. Кн. 23. Тит. IV,1-32. (Во II в. от Р.Х. Феодосий ввел вместо формального неформальное обещание установления приданого (Pollicitatio dotis).

[114] См. Бартошек М. Ук.соч. С. 248: Pollicitatio.

[115] К этому см. Римское право: Учебное пособие. Часть 2 / Сост. проф. Сизов С.К., проф. Строгецкий В.М. Н.Новгород, 2001. С. 24 слл.

[116] О купле-продаже см. Дигесты. Кн. 18. Тит. I-VII.; Кн. 19. Тит. I, 1-55.К этому см. Бартошек М. Ук.соч. С. 118 слл. Дождев Д.В. Ук.соч. С. 511 слл. Римское право 42. Учеб. пособие. состав. проф. С.К. Сизов, проф. В.М. Строгецкий… С. 40 слл.



[117] Actio venditi (иск из продажи) об уплате торговой цены с процентами, а в случае необходимости и о выполнении прочих обязательств покупателя о возмещении расходов о взимании интереса [interesse] в однократном размере.

[118] К этому см. Дигесты. Кн. 19. Тит. IV, 1-2. Бартошек М. Ук.соч. С. 244: permutatio. Ср. Дождев Д.В. Ук.соч. С. 537 сл.: Римское право. ч. 2. Учеб. пособие… С. 64.

[119] О locatio et conductio см. Gal, 3.145-146; Дигесты. Кн.19. Титул II, 1-62. Бартошек М. Ук.соч. С. 207. Locatio et conductio. Ср. Дождев Д.В. Ук.соч. С. 526 слл. Римское право ч.2… С. 47 слл.

[120] Ius tollendi – исключительное правомочие некоторых лиц вернуть себе нужный им материал, улучшивший вещь, при условии, что они не ухудшают этим вещь и не поступают злонамеренно.

[121] Суть родосского закона «о выбрасывании» (lex Rhodia de iactu) заключалась в следующем: если для спасения корабля и пассажиров в море капитан решил выбросить часть груза, вызванный этим ущерб распростанялся на всех, кому угрожала опасность. Собственник выброшенного груза заявлял иск хозяину корабля (actio locati), а тот в свю очередь получал право иска (actio conducti) к тем грузоотправителям, чьи товары оказались спасенными, - чтобы ущерб распределялся равномерно». См.: Бартошек М. Ук. соч. С. 196. прим. 1.

[122] О товариществе см. Гай. 3. 148-154а; Дигесты м. II кн. XVII тит. 2. С. 507-557. Бартошек М. Ук.соч. С. 297: societas. К этому см. Римское право. Учеб. пособие ч. 2. С. 58 слл.; Дождев Д.В. Ук.соч. С. 528 сл.

[123] Типичным древнейшим товариществом может служить товарищество сонаследников, решивших (после смерти отца) сохранить общее хозяйство, как это было в обычае не только у римлян, но и у всех славян. Общность имущества могла включать как наличное, так и все будущее имущество, как доход, так и случайные приобретения. Особым распространением пользовалось товарищество, в котором имущество объединяется для определенной промышленной цели. (Цитир. по кн. Бартошека М. Ук. соч. С. 297 прим.).

[124] О льве, который охотился не один, но при дележе добычи взял себе все доли по праву сильнейшего.

[125] О договоре поручения см. Гай. 3.155-162; Дигесты. Кн. 17. I Тит. I. К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 212: mandatum. Ср. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 531 сл.; Римское право. Ч.2. Учебное пособие... С. 55 сл.

[126] О квазиконтрактах см. Дождев Д.В. Ук. Соч. С.543 сл. O negotiorum gestio см. Бартошек М. Ук. соч. С. 223-224.

[127] delegatio – перевод долга или обязательства, неформальное одностороннее указание кому-либо исполнить что-либо, либо обязаться третьему лицу, либо принять от третьего лица исполнение или обязательство.

[128] lex imperfecta (закон без каких-либо санкций).

[129] lex minus quam perfecta – действия, нарушающие закон, влекшие за собой неблагоприятные последствия для действующего лица, главным образом штраф.

[130] Дигесты. Кн. 12. I Тит. V.6 (=Ульпан. «Коммент. к Сабину кн. 18: «Сабин постоянно одобрял мнения юристов старой школы, считавших, что того, что находится у кого-либо на неправомерном основании, можно добиваться посредством кондикционного иска; к этому суждению примыкает и Цельс». К этому см. Дождев Д.В. Ук.соч.С.546 сл.

[131] Бартошек М. Ук.соч. С. 104-105: «delictum». См. Дождев Д.В. Ук.соч. С. 548-561.

[132] См. Дигесты. Кн. 47. Тит. I, 1-3.

[133] Дигесты. Кн.47. Тит. II, 1-93. К этому см. Бартошек М. Римское право. С. 138-139: . furtum; Дождев Д.В. Ук.соч. С. 551-554;

[134] Ср. Гай 3, 197: Furtum sine dolo malo non committitur, т.е. кража не может быть совершена без намерения.

[135] Дигесты. Кн. 47. Тит. VIII, XVIII. К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 269 «rapina»; Дождев Д.В. Ук. соч. С. 554-555;

[136] Бартошек М. Ук. соч. С. 98. см. d. iniuria datum. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 555-558.

[137] Ср. Iustit. Iustinian. 4.3.16: «sed si non corpope damnum fuerit datum neque corpus laesum fuerit, sed alio modo damnum alicui contigit… placuit eum qui obnoxius fuerit in factum actioe teneri», т.е. «но если повреждение не было осуществлено непосредственно определенным действием и собственность не была физически повреждена, но потери имели место каким-либо другим способом… в этом случае правонарушитель считался ответственным в сотвествии с actio in factum».

[138] Дигесты. Кн. 47. Тит. X. К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 152-153 «iniuria»; Дождев Д.В. Ук.соч. С. 358-359.

[139] К этому см. Дигесты. Кн. 4. Тит. III, 2. § 2.

«Злой умысел Сервий определяет так: это есть некоторая хитрость для введения другого в обман, когда притворная видимость – одно, а делается другое. Лабеон же говорит, что можно и без притворства действовать таким образом, что кого-нибудь обходят (обманывают), можно и без злого умысла делать одно и создавать притворную видимость другого: так действую же, кто путем такого притворства удерживают и охраняют или сове, или чужое; поэтому сам (Лабеон) так определяет злой умысел: это есть лукавство, обман, хитрость, совершенные для того, чтобы обойти, обмануть другого». (Об этом говорит Ульпиан в II кн. «Комментариев к эдикту»).

[140] О браке см. Дигесты Юстиниана. Кн. 23. Тит. II, 1. См. также Тит. I-V. Кн. 50. Тит. XVI, 195. К этому см. Бартошек М. Римское право…С. 213 сл. (matrimonium); Дождев Д.В. Римское частное право. С. 279-302; Римское частное право./ Учебное пособие. Сост. д.и.н. С.К. Сизов, д.и.н. проф. В.М.Строгецкий. Ч. 1. Н.Новгород. 2000. С. 68сл.

[141] Contubernium предлагало совместное проживание подобное браку рабов или раба со свободным лицом; от такого сожительства дети считались liberi naturales, т.е. естественные дети, имевшие право наследования по закону и могли, в частности, приобрести статус законных детей. Бизким к contubernium по смысловому значению является понятие concubinatus, предлагающее внебрачное сожительство, часто предназначенное не для основания семьи, а для удовлетворения полового влечения (libidinis causa). Тем не менее, concubinatus стал широко распространенным после строгих законов Августа о браке. При этом женщина (concubina) не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять в браке (в то время как конкубинат жены представлял собой adulterium, т.е. прелюбодеяние, нарушение супружеской верности). Согласно раннему праву, конкубина могла быть наказана мужем или отцом. Постклассическое и юстинианово право устанавливало для конкубины смертную казнь.

[142] Agnati – родственники, признанные отцом в качестве своих детей.

[143] Воспреемники – участники обряда крещения, а крещенный – восприятый.

[144] Spurii – внебрачные дети, связанные с матерью, а не с отцом. Если мать римлянка, spurii становятся римскими гражданами, причем сразу же personae sui iuris, т.е. лицо своего права. Среди внебрачных детей сравнительно лучше положение занимали liberi naturales.

[145] Repidium – одностороннее расторжение помолвки или брака влекло за собой невыгодные материальные последствия для виновной стороны (в частности уплату приданого).

[146] Этот интердикт предписывает тому, кто удерживает супругу против ее воли привести ее в суд; если ответчик и после ее опознания не отдает ее истцу, т.е. мужу, претор приказывает сделать это. Этот интердикт совершенно аналогичен тому, который касается ребенка (interdictum de liberis exhibendis).

[147] О приданом см. Дигесты. Кн. 23 Тит. III-IV. К этому см. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 294 сл.

[148] Об этом см. Дождев Д.В. там же С. 300.

[149] См. Дигесты Юстиниана. Кн. 26. Тит. I-X; Кн. 27. Тит. I-VШ. К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 316 сл (tutela); С. 94 сл. (cura). Дождев Д.В. Ук. соч. С. 257сл.

[150] К этому см. Дигесты Юстиниана. Кн. 29. Тит. I-VI; Кн. 38. Тит. VII-XVI. Об этом Бартошек М. Ук. соч. С. 142сл. (hereditas); Дождев Д.В. Ук. соч. С. 561 сл.

[151] Об этом см. Законы XII таблиц (табл. V); Институция Гая, кн. 3. К этому см. Бартошек М. Ук. Соч. С. 142; Римское право. Часть 2. / Сост. Сизов С.К. и Строгецкий В.М…. С. 85 сл.

[152] Полнородные братья и сестры – те, кто имел одних и тех же отца и мать. Неполнородными братьями и сестрами называются те, у кого одна и та же мать, но разные отцы, или наоборот.

[153] Ульпиан в «Правилах» (Regula, 20.1) следующим образом определяет сущность завещания: «Завещание – это правомерная фиксация нашего намерения, составленного в торжественной форме с тем, чтобы оно имело силу после нашей смерти.

[154] Подробное описание этой процедуры завещания оставил Гай (Институции. II.104)

[155] К этому см. Бартошек М. Ук. Соч. С. 200сл.; Дождев Д.В. Ук. Соч. С. 596 сл.

[156] Дигесты. Кн. 30. О легатах и фидеикомиссах. § 1-2: 1. «Легаты во всем приравнены к фидеикомиссам. 2. Следует знать, что оставлять фидеикомисс могут лишь те, кто правомочны составлять завещания». ( = Ульпиан. «Комментарии к эдикту». Кн. 67. Он эже «Фидеикомиссы». Кн. 1). К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 201: legati; Дождев Д.В. Ук. соч. С. 602 сл.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...