Главная Обратная связь

Дисциплины:






Гойдельские (гэльские, гаэльские) языки



Так называемые гойдельские (гэльские, гаэльские) языки сформировали на острове Ирландия и (позднее) на севере Британии.

Племенное объединение Éire (в англ. варианте: Ire) появилось на острове примерно в середине I тыс. (600-500 г.) до н.э., дав свое имя государству и острову (Эйре); это самоназвание сохраняется в обиходе ирландцев до сих пор, а в 1937-1949 гг. оно было также официальным названием государства [СЭС 1987: 1540].

В 400 г. до н.э. на острове Эйре обитают племена с самоназванием goidel; возможно, это частично потомки племен Эйре, частично – пришельцы с континента и, возможно, из Британии (в частности, потомки племени скоттов); в Римской империи все племена кельтов обозначались одним словом: галлы, однако – для отличения от галлов континентальных – они новые племена острова Эйре (в период оккупации Британии и попыток завоевать Ирландию) стали обозначать этнонимом gaeli (в настоящее время: Gaeli / Gäli).

В V-VI вв. н.э. племена скоттов частично покидают страну Эйре и поселяются на севере Британии, постепенно ассимилируясь с коренным неиндоевропейским населением (которое бритты именовали этнонимом «пикты», первоначально именуя так и пришедших в страну скоттов). Скотты принесли с собой гэльский язык, который лишь постепенно стал приобретать черты своеобразия и лишь в XI-XIII вв. обособился от гэльского ирландского языка. На севере острова в IX в. н.э. сформировалось государство скоттов (в латинском варианте: Scotia), которое первоначально носило имя Alban (от: alba «белый»; позднее, когда страна скоттов и гэлов вошла в состав Английского королевства, обозначение Альбион стало образным обозначением Англии, ср.: «туманный Альбион»).

Таким образом, гойдельская (гэльская) группа языков включает:

· древнийгэльскийязык (с IV в. н.э.)

· ирландскийязык (современный гэльский) – с VII в. н.э. (особенно известна поэзия XII, XIV, XVIII вв.); в настоящее время ирландский язык является вторым официальным языком страны, наряду с английским (Ирландия была присоединена к Английскому королевству в XII в. и лишь в 1922 г. стала независимым государством Irland; однако лишь 25 % ирландцев считают гэльский / ирландский своим родным языком).

· шотландскийязык (который также является современным вариантом гэльского языка, отличного, однако, от языка ирландского); шотландский также существует наряду с английским языком, поскольку шотландские короли Стюарты, став английскими королями (по праву наследования), объединили Шотландию и Англию (XVII-XVIII вв.), а в 1707 г. произошло окончательное объединение Шотландии и Англии в рамках Королевства Великобритании (от Ирландии, при предоставлении ей независимости, Англия отторгла лишь Северную Ирландию, в том числе и Ольстер / Ulster с гэльским населением, которое до сих пор требует воссоединения с республикой Ирландией). Однако родным языком считают шотландский лишь 2 % шотландцев.



 

Галльские языки

Галльские языки были языком общения кельтских племен, покоренных Римом (территории современных Франции, Северной Италии, Центральной Европы); кельтские элементы содержатся в качестве субстрата в языках романских народов (романские языки = народная латынь + элементы языков покоренных народов). [Мейе 1938: 98-99; Шайкевич 1995: 221-223; Weltgeschichte 1964: 382-390; 637-640; 297-335; MNL-7 1973: 437-438; MNL-12 1975: 284-285; MNL-6 1973: 673-681; СЭС 1987: 1221, 567, 1540].

 

VI. Германская группа (более 500 млн.)

Первые исторические сведения о германцах относятся к периоду IV в. до н.э. по I-II вв. н.э. (описания Цезаря, Плиния, Тацита и др.). Однако изучение письменных памятников и более поздних данных истории и археологии (второй половины XX в.) позволяют отнести появление германцев в Европе ко II (или, возможно, III) тысячелетию до н.э. Возможно, во II (III) тыс. до н.э. германские племена находились в Центральной Европе, однако затем они ушли на север, осев по обоим берегам Балтийского моря (в северных районах современной Германии и Южной Скандинавии), где к середине I тыс. до н.э. сформировалось относительно цельное сообщество с некоторым общим языком общения (т.наз. германским «праязыком», или языком-основой, ср.: Ursprache, Grundsprache).

Судя по числу упоминаемых у римских историков племен, это было довольно пестрое этническое объединение; в период их появления в Центральной и Восточной Европе в исторических анналах упоминаются следующие племена: тевтоны, кимвры, херуски, готы, гепиды, герулы, саксы, англы, юты, свевы (sueben), вандалы, бургунды, лангобарды, франки, фризы, маркоманы, квады, семноны, хаты, убии, тенктеры, варны, хавки, батавы, бруктеры, гермундуры и мн. др. [MNL-5 1973: 382]. Некоторые из этих племен объединили вокруг себя более мелкие и сохранились, дав начало новым народностям средневековья, другие были искоренены римлянами в процессе борьбы за территории обитания, третьи ассимилировались с другими германскими и негерманскими народностями.

Первыми на территорию Римской империи посягнули кимвры и тевтоны, перешедшие Рейн (границу Римской империи и германских территорий) в конце II в. до н.э., однако римляне почти полностью уничтожили эти племена (напоминанием о тевтонах остался топоним «Тевтобурский лес» да обобщенное название всех германцев как «тевтонов», что сохранялось вплоть до XVIII в. в России). В начале I в. н.э. аналогичную попытку совершили свевы, однако и они были оттеснены и временно ретировались на Иберийский (Пиренейский) полуостров, где основали со временем свое государство, просуществовавшее до V в. н.э.

Римская имерия, опасаясь нападений германцев, направила войска на правый берег Рейна, чтобы подальше оттеснить воинственных соседей. Вначале это удалось, и Рим распространил свою власть вплоть до Эльбы, однако германцы, объединившись, дали в 9 в. н.э. бой римским войскам в Тевтобургском лесу (!) под руководством Германа, вождя херусков (Hermann = лат. Arminius, Арминий) и отбросили их с боями за Рейн и Дунай, ставшие отныне границей между германцами и Римом. Однако римляне отстояли право на правый (восточный) берег Рейна и на левый (северный) берег Дуная, поставив там пограничный вал Limes и сторожевые вышки и отрезав, таким образом, германцев от этих рек, перекрыв им путь на Рим.

Таким образом, германцы теснят кельтов на юг и на север (на Британские острова), а славян и балтов на восток, постепенно распространяясь по территориям южной и восточной части Европы.

В первые века н.э. на южном берегу Балтийского моря появляются племена, пришедшие из Скандинавии; они постепенно движутся на юго-восток, вниз по течению Днестра, и далее – в Северное Причерноморье: в низовьях Днестра осели висиготы (вестготы), в Причерноморье – остраготы (остготы) и некоторые другие племена (вандалы, гепиды, герулы), где постепенно на территории Скифии – Сарматии, между Днестром и Волгой, формируется мощное Остготское государство (с правителем Эрманарихом), которое вынуждены были признавать как Византия, так и Рим. Однако в 375 г. под натиском хунну (гуннов) империя остготов пала, и с конца IV в. н.э. происходит перемещение германских племен, теснимых гуннами в союзе с остготами, вандалами, гепидами, герулами и др. племенами Остготской империи, пока это нашествие не было остановлено Римом в союзе с другими, кельтскими и германскими племенами (битва на Каталаунских полях, 451 г. н.э.). Однако под напором германских племен Римская империя пала (476 г.) и на ее территориях постепенно формируются новые германские государства. Период с IV по VII-VIII вв н.э. вошел в историю как Великое переселение народов. В этот период формируются большие племенные объединения: франков, саксов, алеманнов (от: allamanni = «все люди», т.е. «множество людей / племен»), швабов (ср. suēbi > swāba > Schwabe) и др.

Наиболее крупными германскими государствами в I тыс. являются Франкская империя, которая в период своего расцвета занимала не только территории бывшей Римской империи, но и расширила границы за счет завоеваний славянских и частично балтийских территорий, и Англосаксонское государство (Великобритания).

Таким образом, в первые века нашей эры германцы занимают территории, которые на несколько веков сплачивают разные группы племен, обретающих постепенно определенную общность языка, культуры, социальной структуры общества. В связи с этим принято разграничивать три подгруппы германских племен и языков: северную, восточную и западную. В период переселения и колонизации германоязычные племена занимают также территории Северной Африки (вандалы), Южной Америки (Каппская область, ЮАР), Северной Америки (Канада, США), Прибалтики (Пруссия, Лифляндия, Курляндия); в России немецкие переселенцы появляются в VIII в., по приглашению Екатерины II.

Основными германскими языками являются:

I.Западногерманскаяподгруппа:

· английский (400 млн.) – Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЮАР;

· немецкий (100 млн.) – ФРГ, Швейцария, Австрия, Люксембург, Эльзас, Лотарингия; США, Россия, Казахстан; страны Балтии;

· нидерландский / голландский (22 млн.) – Нидерланды, Фландрия (северная часть Бельгии), США, Вест-Индия;

· фризский (400 000) – Фрисландия (Север Нидерландов), Фризские острова, ФРГ (северо-западные области);

· африкаанс (5 млн.) – язык потомков нидерландских колонистов (буров) в Южной Африке, возникший на основе ассимиляции с немецким, английским и некоторыми местными языками (второй государственный язык ЮАР наряду с английским);

· идиш (современный еврейский язык, возникший на основе средне-верхненемецких диалектов) – Европа, Америка, Южная Африка, Израиль (XIX в. – 8 млн.; XX в. – 2 млн.).

II.Северогерманская (скандинавская) подгруппа:

· шведский (около 9 млн.) – Швеция, Финляндия, США, Канада;

· датский (5 млн.) – Дания, Гренландия, Фарерские острова, США, Канада;

· норвежский (4 млн.) – Норвегия, США, Канада;

· исландский (270 000) – Исландия;

· фарерский (50000) – Фарерские острова (Северный Атлантический океан).

III.Восточногерманскаяподгруппа (мертвые языки):

· готский: а) вестготский (язык Библии, переведенной в IV в. н.э. епископом Вульфилой, а также ряда деловых документов VI-VII вв. в Испании и Северной Италии); б)остготский (язык готов Причерноморья и Крыма; сохранился словарик готских слов, составленный голландским путешественником Бусбеком);

· бургундский;

· вандальский;

· гепидский;

· герульский.

[ВГФ 2003: 5-6; ЮНИТА-I 1998: 35-36; Мейе 1938: 99-101; Шайкевич 1995: 230-239; MNL-5 1973: 382-387].

Древнейшие письменные памятники на германских языках:

- III в. н.э. – рунические надписи (на готском, исландском, англосаксонском языках).

- IV в. н.э. – Codex Argenteus (Серебряный Кодекс) – перевод Библии на готский язык (этот памятник долгое время считали древненемецким «праязыком»).

- VII в. н.э. – тексты религиозного содержания на англосаксонском языке.

- VIII в. н.э. – древнеанглийские тексты, в том числе эпическая поэма «Беовульф»; древненемецкие глоссы (подстрочные переводы латинских текстов).

- IX, X вв. – монастырская литература на древненемецких диалектах, поэма Heliand, произведения Ноткера, Отфрида и др.

- XII-XIII вв. – древние рукописи на скандинавских языках (исландском, норвежском, шведском, датском).

- «Старшая Эдда» на древнеисландском языке – записана в XII в., однако язык ее настолько архаичен, что на основании древнеисландского, наряду с готским и древнеанглийским, выявляются основные особенности общегерманского языка («праязыка», «языка-основы»).

 

VII. Балтийская группа языков (5 млн.)

Балтийские языки получают письменную фиксацию лишь в XIV веке, до этого существовала устная литературная традиция. Они обнаруживают черты общности с германскими и славянскими языками. Август Шлейхер полагал, что германо-балто-славянская группа племен, отделившись от индоевропейского сообщества, в течение определенного времени обитала на близких территориях, а лишь затем германцы отделились, в то время как балтийские и славянские народы долгое время находились в тесном контакте друг с другом; некоторые исследователи даже склонны считать славян одной из балтийских ветвей как в этническом, так и в языковом отношении, однако более глубокое исследование истории народов и их языков выявляет значительные черты различия, не позволяющие их идентифицировать (см. ниже).

В начале I тыс. н.э. балтийские племена занимали обширные территории по южному берегу Балтийского моря (до Вислы на западе) и некоторые территории Центральной России (до Оки), однако в дальнейшем славяне потеснили их, сократив территории балтов на западе и востоке.

С XIII по XVIII вв. территории балтийских народностей часто сокращались в связи с завоеваниями немецкого Тевтонского и Ливонского орденов, разделом территории между Польшей и Швецией, завоеванием Лифляндии и Курляндии немецкими рыцарями, присоединением части балтийской территории к России и т.д. Однако вместе с тем Литва как более сильное государство, в свою очередь, расширила свои границы за счет завоевания русских территорий (в частности, Киевской Руси до Киева и некоторых районов современной Белоруссии), с XIV в. литовская династия Гедиминовичей правила в литовско-русском государстве, конкурируя с династией Рюриковичей (согласно легенде, они явились пришельцами, норманнскими князьями, которые и создали и укрепили Киевскую Русь). В объединенном государстве Литвы и Польши (т. наз. Речь Посполитая) внук Гедимина Ягелло стал основателем королевской династии Ягеллонов.

Единодушие и сплоченность балтийские, русские и польские правители проявили лишь в борьбе с Тевтонским орденом, основавшим свое государство (Ordenstaat) на территории прусского племени и со временем «присвоившим» себе этот этноним, обозначив им «Орденское» государство (Pruzzen > Preußen): в 1410 г., под предводительством литовского князя Витовта, объединенные войска разбили тевтонцев в битве под Грюнвальдом и Танненбергом, после чего Пруссия стала светским государством (герцогством), которое, объединившись с Бранденбургом, в 1701 г. стало королевством Пруссия (со столицей в Берлине), а в 1871 г. в объединенной Германии прусский король Вильгельм был провозглашен германским императором (кайзером). Территория балтийских пруссов была возвращена Германией после Второй мировой войны Советскому Союзу (ныне – Калининградская область).

К балтийской группе относятся следующие языки:

· литовский (самоназвание литовцев: летувяй);

· латышский (самоназвание латышей: латвиеши);

· древнепрусский (исчез к XVII в.);

· куршский (язык Курляндии / Курземе, провинции в западной части Латвии) – в настоящее время утрачен (сохранился в топониме «Куршская коса», Kurische Nehrung).

· ливский (язык Ливонии / Лифляндии, располагавшейся ранее в районе современных Северной Латвии и Южной Эстонии; первоначально – финно-угорское племя в низовьях р. Даугава / Западная Двина, позднее – в составе Латвии; постепенная леттизация народности и языка).

Наиболее древние письменные памятники на балтийских языках относятся к XVI в., однако запись идущих издревле сказаний, легенд, песен и т.п. свидетельствует о высокой степени архаичности балтийских языков, особенно литовского, который наиболее часто используется для иллюстрации близости балтийских языков к индоевропейскому «праязыку» (литовский содержит формы, близкие ведическому и гомеровскому языкам). Лессинг, Кант, Гердер, Гете изучали литовскую литературу и литовский фольклор. Древнепрусский язык сохранился лишь в словаре XV в. и в некоторых религиозных текстах XVI в., переведенных с немецкого языка. [Мейе 1938: 101-102; Шайкевич 1995: 239-240; СЭС 1987: 690, 691, 718, 719, 1076; MNL-8 1974: 502-506].

 

VII. Славянская группа языков (290 млн)

Славянские языки обычно классифицируются по территориальному признаку на три группы, в рамках которых затем, на основании бóльшей или меньшей близости этих довольно разнообразных языков осуществляется дальнейшая субклассификация. Назовем основные подгруппы славянских языков и относящиеся к ним языки:

1. Южнославянская подгруппа (30 млн.):

а) Болгарский и македонский языки

б) Сербо-хорватский и словенский языки (Сербия, Босния, Хорватия,

Черногория и др.)

2. Западнославянская подгруппа (ок. 57 млн.):

а) Польский и поморский (кашубский) языки

б) Полабский язык (ныне не существует)

в) Лужицкие языки (на территории Германии, Лаузиц):

- нижнелужицкий (в районе Котбуса / Хотебуза)

- верхнелужицкий (в районе Баутцена / Будышина)

г) чешский язык

д) словацкий (slovensky) язык

3. Восточнославянская подгруппа (200 млн.):

а) русский

б) украинский

в) белорусский.

Древнерусский язык был языком общения в X-XIII вв. на всей славянской территории от Карпат до Ладожского озера.

Языком христианской церкви с IX в. является древнеболгарский язык, на который переводили Библию и проповеди братья-монахи Кирилл (Константин) и Мефодий; в настоящее время он обозначается как старославянский язык, который до сих пор является церковнославянским языком у болгар, сербов и восточнославянскихнародностей, исповедующих византийскоеправославие (однако у каждого народа он имеет свои языковые особенности).

Современный болгарский литературный язык далек от старославянского (особенно в области грамматики), он сформировался в XVIII в.

Сербохорватский литературный язык относится к XIX в., словенский – к XX в.

Польский формируется в XVI в., кашубский – в XVIII (в настоящее время слился с польским), лужицкие – в XVI в.

Чешские памятники восходят к XIII в., расцвет литературы – с XVIII в. Литературный русский окончательно оформился в середине XIX в.; первые памятники белорусского и украинского языков датируются XVI в., литературная норма окончательно формируется в середине XIX в. (украинский язык) и в начале XX в. (белорусский язык). [Мейе 1938: 102-104; Шайкевич 1995: 240-245].

Славянские племена в течение долгого времени были «изолированы» от античного мира воинственными, мощными племенами: на западе – кельтами, а позднее – и германцами, на юге – кочевниками-степняками, сменявшими друг друга в причерноморской полосе и создавшими там свои государства:

· С середины I тыс. до н.э. в северном Причерноморье господствовали киммерийцы.

· В VIII в. до н.э. скифы, прогнав киммерийцев, основали «Великую Скифию» (от Дона до Дуная), просуществовавшую 500 лет.

· В III в. до н.э. сарматы, частично изгнав (в Крым), а частично истребив скифов, создали государство на территории Скифии, в котором они также продержались 500 лет. (В Крыму скифы в течение этих 500 лет жили по соседству с сарматами).

· В III в. н.э. остготы, пришедшие из Скандинавии и спустившиеся по Днестру к Черному морю, изгнали сарматов в западную часть («Малую Скифию» между Днестром и Дунаем) и создали мощное Остготское государство от Днестра до Дона, продержавшись там 150 лет, после чего в 370 г. и остготы, и сарматы были покорены гуннами, продержавшимися в общей сложности до 463 г. н.э.).

· Далее следовали тюркские племена: болгары (V-VI вв. н.э.), авары – «обры» (VI-VII вв.), хазары, печенеги, половцы (VII-X вв.) [Рыбаков 1993: 5, 46; Гумилев 1993б: 33; БСЭ-24, ч. II, 1977: 354-355].

Античные историки и хронисты лишь изредка, в периоды «затишья», контактировали со славянами, однако в бóльшей степени они опирались на рассказы путешественников, на легенды, давая самые противоречивые сведения о народе, который именовали «венедами» (западноевропейский ареал славянского мира), «склавинами» (юг Западной Европы), «антами» и «полянами» (Восточная Европа); восточные славяне которые якобы в середине I тыс. н.э. сосуществуют под эгидой полян (вместе с тем, есть, однако, мнение, что «анты» - лишь древнегреческая калька слова «поляне», что значит «богатырь» [Гумилев 1993 б: 28]).

Общее название «славяне» (славены, славины), согласно Б.А. Рыбакову, возникло в V-VI вв. н.э., в период экспансии антов и венедов – возможно, от сочетания слов «слъ» (пришелец, посланец) и «вене», т.е. «венеды-пришельцы» (в эстонском языке vёnё до сих пор используется для обозначения русских, сузив свое значение) [Рыбаков 1993: 97, 49-50].

Русская летопись хрониста Нестора, написанная на основании неизвестного древнего источника, а также, вероятно, древних преданий и легенд, также содержит много неясностей и противоречий, получающих до сих пор явно противоположные, «полярные» трактовки.

Занимая нейтральную позицию, следует отметить следующие взгляды на историю славян.

· Предкиславянпраславяне») отделилисьотпра-индоевропейцевво IIтыс. дон.э. Территория их обитания в основном зафиксирована археологическими находками от верховий Вислы до Среднего Поднепровья (правый берег). Не исключено, что вначале «праславяне» были в районе Вислы, а затем были потеснены кельтами, и поэтому часть славян ушла через северные предгорья Карпат на Днепр. Полоса от Вислы до Днепра является гипотетической «прародиной» славян (Б.А. Рыбаков помещает «прародину» еще далее на запад, до Одера, и на восток, до верховий Северского Донца). Северная линия «прародины» проходит вдоль южных границ рек Висла и Припять и на том же уровне – далее, к верховью Донца. [Рыбаков 1993: 14-15; Гумилев 1993: 30-31].

Праславяне находились в «кольце» народов: на западе и юго-западе – кельты, в Причерноморье – киммерийцы, на северо-западе – германцы, на севере – балты, на северо-востоке и востоке – угрофинны [Рыбаков 1993: 12-13].

· Во II тыс. до н.э. праславяне уже, вероятно, были объединены в 10-15 больших племенных союзов, названия которых широко распространяются и получают отражение в хрониках.

Постепенно, по 10-12 км в год, праславяне распространяются на север, где идет смешение с балтами, на северо-восток (к Валдаю и Средней Волге), где идет метиcация с угрофиннами, на юг и юго-запад, до границы с киммерийцами [Рыбаков 1993: 97, 14].

· В скифскую эпоху (I тыс. до н.э.) римские и греческие историки констатируют наличие в Северном Причерноморье двух племенных группировок, именуемых как «скифы-всадники» и «скифы-пахари», располагающиеся на территории Восточной Европы, к северу от территории Скифии. «Скифы-пахари» именовали себя сколотами, по имени правителя Коллаксаяцаря-Солнца» – от: «коло» - круг, солнце). Б.А. рыбаков предполагает, что сколоты могли быть предками не только антов и полян, но и всех славян вообще [Рыбаков 1993: 19].

А.А. Шахматов склоняется к мысли, что в первые века нашей эры от Вислы и Дуная до Днепра существовало общеславянскоеединство, которое в VI-VII вв. было нарушено пришествием аваров [Гумилев 1993: 30, 33-34, 52], однако Б.А. Рыбаков распад датирует сер. I тыс. до н.э. [Рыбаков 1993: 28].

· Ссер. Iтыс. дон.э. вплотьдосер. Iтыс. н.э. осуществляется «великое переселение славянских народов» (термин Л.Н. Гумилева), при этом направление расселения зависело от передвижения племен в Центральной Европе и в Причерноморье:

а) движение на запад, до Эльбы, происходившее с уходом кельтов на более южные и западные территории, приостановилось с приходом германцев из Скандинавии на западное побережье «Венедского» (Балтийского) моря, и венеды двинулись на восток вдоль берега моря, на территории балтов;

б) с IV в., с уходом гуннов вместе с готами и другими германскими народами в Западную Европу, славянские племена стали распространяться на юг, вплоть до Балкан, и к Причерноморью от Дона до Дуная (IV-VIII вв н.э. вошли в историю как Великое переселение народов Европы);

в) в IX в. н.э. многие славяне, теснимые Франкским государством, вновь устремляются на восток [Гумилев 1993: 30-32, 159].

Такие перемещения и смешения народов ведут к тому, что в западных и восточных славянских ареалах встречаются племена с одинаковыми названиями (что также затрудняет хронологизацию истории славян): венеды, поляне, северяне, руги, русы / росы, ободриты, дреговичи, другубиты.

В VI-IX вв. н.э., от Эльбы до Донца, меняя свою локализацию, сосуществовали следующие славянские племена:

а) Западные славяне (польская, чешско-моравская, сорбская / серболужицкая и др. группы): гаволяне (по реке Гавела, ныне: Havel), лужичане (ныне: Lausitz), слезяне (ср. Schlesien), висляне (Висла / Weichsel), поляне (ср. Polen / Polska), мазовшане, лютичи, ободриты / бодричи, волыняне, поморяне / балтийскиеславяне (юго-западный берег, ср. Pommern). Многие из этих народностей к XII-XIII вв. были покорены германцами и ассимилированы либо в IX в. ушли в Восточную Европу.

б) Южные славяне: сербы, хорваты, словене, болгары (славянское племя, ассимилировавшее тюрок-болгар, изгнанных из Причерноморья, взяло его имя, поскольку в Болгарии вначале правила тюркская династия).

в) Восточные славяне: поляне, древляне, северяне (север), словене (Новгород, Верхнее Поволжье), дреговичи, кривичи, вятичи, радимичи (Вятко, Радим – привели племена «от ляхов», т.е. поляков), дулебы (волыняне, бужане), полочане (на р. Полоть), уличи, тиверцы [Рыбаков 1993: 236-239].

Дискуссионным остается происхождение и статус племени, давшее свое имя земле восточных славян и народам, на ней обитающим. Итак, кто же такие «русы / рось»?

· Вплоть до IV в. восточные славяне именуются как «скифы», «борисфениты» (=»днепряне»), анты либо «венеты / венеды».

· В IV в. появляются упоминания о народе, именуемом близкими, но все же различными этнонимами: руги, русы, русь / рус, рось / рос, росы, рузарии, росомоны. Восточная Европа (страна русов) именуется как «Руси(й)я», «Ругия» (русов и ругов античный мир не различал) [Рыбаков 1993: 6, 90].

Мнения древних летописцев и современных историков кардинально расходятся. Выдвигается несколько концепций происхождения росов / русов:

1. Росы / русы являются антским (восточноевропейским) племенем, о чем свидетельствует название реки Рось, правого притока Днепра [Рыбаков 1993: 90].

2. Росы / русы = одна из ветвей ругов. Однако этническая принадлежность ругов трактуется неоднозначно:

а) Ругов связывают с островом Руяна у юго-западного побережья Балтийского моря, где обитали венеды, западныеславяне (это, возможно, остров «Буян» русских сказок; ныне – Rügen). Свидетельством пребывания славян на Руяне – Рюгене является храм бога Святовита / Световита, посвященный, возможно, царю Коллаксаю («царю-Солнце») сколотов-праславян (руяне / руги в таком случае могли быть потомками праславян, ушедших на запад: упоминание ругов относится к IV в. н.э.) [Гумилев 1993а: 50].

б) Другие исследователи трактуют ругов как одно из германских племен, которое покинуло германскую прародину (Скандинавию) еще до ухода готов, в I в. н.э. (готы – в середине II в. н.э.). Они осели на островах и южном побережье Балтийского моря, в устье Вислы, но готы, придя в этот же район, потеснили ругов на юго-восток. Однако в районе Нижнего Дуная руги разделились: одни «откололись» от готов и остались на Дунае, другие пошли с остготами в Причерноморье как их союзники (поэтому ругов считают то скандинавами, то восточнымигерманцами) [Гумилев 1993а: 27-28; 1993б: 129].

Судьба этих ругов различна:

· Дунайскиеруги основали во II в. н.э. на Среднем Дунае королевство Rugiland (ныне австрийская территория Burgenland), а затем завоевали часть территорий на западном берегу – в частности, Норик(ум). Их дальнейшая судьба неясна; обычно отмечают гибель этого племени в эпоху Великого переселения (IV-VII вв. н.э.): движение гуннов и остготов захватило и повлекло их на запад, а после поражения гуннов остготы в союзе с ругами отправились в Италию, где руги разделили судьбу второго Остготского государства: оно было разбито, остготы и руги ассимилировались с коренным населением [Никитин 1991: 36; Гумилев 1993б: 129].

· Вторая группа ругов, не оставшись на Дунае, пошла вместе с остготами в Северное Причерноморье, где со временем сформировалось мощное Остготское государствоот Днепра до Волги. «Восточные» руги вместе с остготами покорили и вытеснили сарматов, воевали с гуннами, однако затем, в результате конфликта, руги покинули остготов и ушли из Причерноморья на Днепр: согласно легенде, два брата, мстя за сестру Сунильду (которую по приказу остготского короля разорвали дикими конями), тяжело ранили Эрманариха (Hermanrīch), после чего он в муках умер (по другой версии, покончил с собой) [Гумилев 1993а: 22; 1993б: 133, 129-130; Рыбаков 1993: 42].

Относительно восточноевропейских ругов нет ясности: согласно одним данным (арабские и персидские источники), они находились в районе между булгарами и славянами (возможно, в севернойчастиВосточнойЕвропы), однако позднее руги упоминаются в районе СеверногоКрыма, где находились и скифы, вытесненные сарматами (возможно, поэтому иногда морские руги-русы в восточных источниках именуются этнонимом «скифы»), однако о союзе ругов и скифов никаких конкретных сведений нет [Гумилев 1993: 160-161].

О «ругах» и «русах» IV в. содержатся лишь краткие замечания готского историка Иордана (VI в.) о том, что «росомоны» очень вероломны, и сведения восточных историков, что русынакораблях (!) приходили «воевать славян», высаживались на берег, брали пленных и уходили в Хазарию или Болгарию, продавая пленников, после чего возвращались «к себе» (только «куда»? – источники не уточняют). [Гумилев 1993: 131; 1993а: 31; 1993б: 129-130]. Вполне возможно, что речь идет о Нижнем Дунае, тогда возникает вопрос, какие русы-руги совершали набеги: западные (придунайские) или восточные (причерноморские). Обращает на себя внимание тот факт, что назападе преобладает этноним «руги», а восточные – арабские и иранские – источники говорят о «русах» – возможно, речь идет о разных группах ругов: руги на Среднем Дунае расширили свою территорию на запад и были источником опасности для кельтов и западных германцев, а русы враждовали с восточными славянами, претендуя на Поднепровье. Согласно этой гипотезе, первоначально территория ругов простиралась от Нижнего Дуная до реки Рось, правого притока Днепра, и лишь позднее связь была утрачена с уходом западных ругов вверх по течению Дуная и далее в западное Придунавье [Никитин 1991: 39], а восточные русы-руги занимали территории Крыма и Северного Причерноморья (до ухода на Днепр).

Беря пленных славянок в жены, восточные руги-русы постепенно меняли свой этнический тип, но даже в IX в., когда русы объединились со славянами Поднепровья, они еще очень отличались от них, и лишь в X-XI вв. ассимиляция славяно-русов завершается формированием единогоэтноса, получившего свое название по имени завоевателей: «русь» / «русы», «русичи» (ср.: Русь-ская земля). Однако и в это время летописцы дают пояснения: «поляне, которых теперь зовут русь», «руги из страны, которую мы зовем Русия» и т.д. Л.Н. Гумилев отмечает, что русы к IX веку уже стали коренным населением Восточной Европы: ведь объединились в 852 г. уже потомки древних антов и потомки скандинавских ругов II века н.э. [Гумилев 1993: 34, 156, 158; 1993а: 115].

Л.Н. Гумилев отмечает, что росы / русы занимали территорию Поднепровья задолго до прихода славян (VIII в.), и их упоминали летописи, называя их Rusos и Nordmannos, разграничивая их и днепровских славян вплоть до IX-X вв. Объединившись, славяно-россы («русь») победили аваров и дошли до Черного моря [Гумилев 1993: 32, 53, 158-159; 1993б: 129-130]. Западные руги ассимилировались с коренным населением Западной Европы [Гумилев 1993: 32-33; 1993б: 143].

Дальнейшие исследования этноса русичей / росов связаны с проблемой истоков древнерусской государственности и с проблемой этнической принадлежности основателей династии Рюриковичей:

а) Наиболее распространенной версией, изложенной в летописях, признанной на Западе и даже отраженной в учебниках школ и вузов, является так называемая «норманнская» концепция, согласно которой древнерусское государство было основано норманнами, т.е. скандинавами-варягами, пришедшими в Восточную Европу во главе с конунгом Рюриком; этих варягов, согласно легендам, именовали Ruotsi (в балтийских языках этим этнонимом до сих пор обозначают шведов) [Никитин 1991: 35].

Данное обстоятельство следует объяснить подробнее.

В конце VIII – середине XI вв. Европу захлестнула волна нашествий скандинавов-викингов (датчан, норвежцев, шведов), которых в Западной Европе звали норманнами (ср.: nordmannen «северные люди»), а в Восточной – варягами либо «мурмáнами» (ср.: Мурманск; просторечное: Мурмáнск). Викинги были профессиональными воинами; молодые люди, «уходя в викинги», утрачивали связь с семьей, которая отказывалась от них, ибо отряды викингов пиратствовали на море, захватывали города и страны, грабя, убивая, сжигая. Вместе с тем, дружины викингов нанимались для охраны и защиты европейских городов и провинций от врагов (в том числе и от других отрядов викингов). Это было обычной практикой в Европе VIII-XI вв. [Гумилев 1993: 78-79; Никитин 1991: 39]. Аналогичным образом (по сведениями летописца Нестора) северныеславяне (ильменские словене) и финноугорскиеплемена (чудь и нек. др.) якобы пригласили в 862 г. варягов для защиты своей территории и, как гласит летопись, для «устроения» государства. Рюрик основал Новгород и правил в Новгородской земле. Согласно летописи, целый ряд северных городов основали и братья Рюрика, Трувор и Синеус, которые, однако, через два года умерли. Однако историки современности считают, что эта легенда списана с какого-то германского источника, в котором была неверно прочитана фраза „Rürik, sīne hūs unde trū wor(ing)“, т.е. «Рюрик, его домочадцы и верная дружина» (именно поэтому и нет упоминаний в летописях о деяниях братьев Рюрика: их не было) [Никитин 1991: 34; Гумилев 1993а: 29]. Однако Л.Н. Гумилев считает, что Рюрик был варягом по «профессии» (т.е. наемным воином) и русом, т.е. потомком ругов, по происхождению, а не шведским или норвежским викингом [Гумилев 1993: 156, 160, 174-175; 1993а: 29]. Он правил в Новгороде при поддержке славянского старейшины Гостомысла, а рус Аскольд – в Киеве, при поддержке вождя славян Дира [Гумилев 1993: 156-157; 1993а: 29-30].

Рюрик Игорь Ольга Владимир

После смерти Рюрика в 879 г. Новгородом правил опекун малолетнего Игоря (Ингвара), его родственник Олег (Helgu), который, возможно, был жрецом-язычником (heldi = «колдун», «вождь»; отсюда и «вещий Олег» в пушкинском стихотворении). Олег покорил все новгородские земли и завоевал Киев (земли полян), заманив и убив Аскольда и Дира в 882 г. Жена Игоря Ольга (согласно летописи, норманнка Helgi), приняла втайне крещение и стала христианкой, однако массовое крещение на Руси осуществляется в период правления Владимира I (Ясно Солнышко) в 988-989 гг. [Гумилев 1993: 204; 1993а: 29]. Согласно «официальной» летописи, жена Игоря, княгиня Ольга, была псковитянкой, которая после гибели Игоря, совместно с воеводой Свенельдом, заботилась о будущем славян, вернула Русь на путь созидания [Гумилев 1993: 204-205; 1993а: 29-30; Соловьев 1993: 109 и сл.].

Все дети Игоря и Ольги имеют славянские имена, что свидетельствует о том, что они чувствовали себя правителями русского государства, однако в Новгородской земле даже в период правления Екатерины Второй (XVIII в.) приходилось улаживать споры между славянами – потомками антов и славянами – потомками варягов (они себя так и именовали: «мы – варяги»). Не исключено, что это потомки не дружины Рюрика, а тех варягов, которые массами оседали на северных завоеванных ими землях и от которых Рюрик должен был защищать славян.

б) Согласно другой точке зрения, Рюрик не был ни русом, ни норманнским конунгом, поскольку его пригласили на защиту ильменских земель из Западной Европы. Он именуется как Рюрик / Рерик Датский (либо Ютландский и даже Фризский). Это связано с тем, что он, будучи принцем Датским, долгое время вынужден был со своей дружиной подряжаться к западным славянам для защиты их территорий от норманнов: его отец был в конфликте с франкским императором, и поэтому его то изгоняли из страны (Дании, расположенной на полуострове Ютландия), то возвращали на трон, а его сын то получал, то утрачивал право на управление Фрисландией [Никитин 1991: 36].

Есть мнение, что дружина Рюрика состояла из западных славян, в доказательство чего приводится форма герба (сокол как символ царской власти у русских князей): трезубец, крайние зубья которого так близко расположены к средней части, напоминают полусложенные крылья, а средний «зубец» слегка заострен и имеет две точки, так что вся фигура напоминает сокола, который, сложив крылья, устремляется вниз (на врага) и, возможно, именно поэтому древних воинов именовали соколами (в связи с этим отмечается, что имя Рюрик, возможно, является поздним вариантом от западнославянского «ререг», т.е. «сокол», а настоящее имя вождя дружины со временем просто было забыто) [Никитин 1991: 38-39]. Эта версия отмечает славянское происхождение Рюрика.

Вместе с тем, отечественные историки отмечают, что при любой трактовке происхождения Рюрика следует иметь в виду, что малочисленные варяжские дружины пришли в славянскую страну, в которой уже сложилась своя княжеская власть; кроме того, для «устроения» приглашали северные славяне (словене), а Киев был захвачен и княжеский титул был отнят у предшественника, а не присвоен Олегу полянами-русами. И власть в Киеве захватил не Рюрик, а Рюриковичи («вещий» Олег).

Соответственно возникает вопрос, кто же основал Киевское государство и заложил основы княжеской власти.

На основании изучения большого числа источников современные историки возводят начало Киевского государства к VI в. н.э.

Согласно легенде, три брата – Кий, Щек и Хорив – заложили три города, в которых они правили и власть в которых перешла к Кию после их смерти. Однако другая легенда гласит, что Кий умер раньше, а его город. Киев, расширили и укрепили его братья (правда, в хрониках несколько раз упоминается Хорив, а был ли у Кия брат Щек, остается неясным) [Рыбаков 1993: 97-107, 8, 51].

Князья Аскольд и Дир, правившие в Киеве и убитые в 882 г. Олегом (в то время пока еще князем новгородским), были либо потомкамиКия («Киевичами»), либо потомкамиругов-русов, которые и дали Киевской земле свое имя (Киевская Русь), ассимилировавшись во всем прочем с коренным населением, что позднее произошло и с Рюриковичами, которые дали древнерусской княжеской династии свое имя, приняв вместе с тем и русские обычаи, и язык, и древнерусские имена (примечательно, что и княгиню Ольгу, и даже Ярослава Мудрого на Западе именовали как князей «страны ругов, что зовется Русь / Рýсия» [Гумилев 1993: 32, 174; Рыбаков 1993: 90].

В XIV в. русский этнос распался на три: великороссов, белорусов и украинцев [Гумилев 1993: 29; Рыбаков 1993: 90].

В заключение следует отметить, что в XIII в. Русь была завоевана Великим княжеством литовским, которое простиралось от Балтийского до Черного моря, после чего на Руси воцарилась династия Гедиминовичей (потомковлитовскогокнязяГедиминаса), однако русский язык и русские традиции остались незыблемыми.

 

В заключение следует отметить, что в настоящее время индоевропейские языки распространены по всей Европе, в Передней Азии, на Кавказе, в Сибири, Средней Азии, в Иране, Индии, в Америке, Африке, Австралии (на индоевропейских языках говорит почти половина человечества) [Шайкевич 1995: 209-210].

Древнейшие индоевропейские письменные памятники: Веды (II тыс. до н.э.), Авеста (I тыс. до н.э.). Со II тыс. до н.э. индоевропейцы азиатского континента соседствовали и в той или иной степени взаимодействовали с носителями китайско-тибетских, семито-хамитских, кавказских и тюркских языков, а на европейской территории – с угро-финскими народами. остановимся прежде всего на характеристике6 этих языковых семей.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...