Главная Обратная связь

Дисциплины:






Модернизация через реинтерпритации традиции



Одним из первых обратился к реабилитации традиций в рамках

теории модернизации Ш . Айзенштадт. Он привлек внимание

западных исследователей к необходимости переоценки основных

постулатов модернизации. Это было сделано весьма своевременно,

поскольку к началу 1 980-х гг. стало очевидно: многие новые

современные государства Юга-Восточной Азии - Китай, Гонконг,

Тайвань, Сингапур - начали развиваться не по пути европейских

национальных государств, а избрали путь реинтерпретации национальной

традиции в процессе модернизации.

В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона был

принят официальный курс на строительство эпохи культуры как

феномена современной цивилизации. Теория модернизации столкнулась

с интересным парадоксом: чем более открытыми миру

становились азиатские драконы, тем большую роль в их политической культуре начинали играть традиционные конфуцианско-буддистские ценности.

Весьма показательна в этом отношении деятельность Фонда

Конфуция в современном Китае. Одним из основных направлений

этой общественной организации является исследование роли кон фуцианства

в модернизации Китая, а также реинтерпретация основных

конфуцианских понятий адекватно современной эпохе.

Личностной автономности и конкуренции на здоровой основе.

Конфуцианская этика настаивает не на правах человека, а на

чувстве ответственности в процессе политической деятельности:

делает упор на единстве общества, на поисках приемлемого для

каЖдого человека места в социуме. Подобная поведенческал модель

предполагает самосовершенствование человека и одновременно

его добровольное самоограничение - в духовном и психологическом

смысле. Единство общественного мнения достигается

здесь не путем навязывания идеологических стереотипов, а путем

длительных, постепенных согласований позиций , что предполагает

развитие в обществе духа сотрудничества и нтеллектуальный поиск идет в весьма определен ном политическом направлении - ставится задача активизировать общественное

сознание в духе демократических идеалов современного урбанистического

общества, где «Гармоничному человеку» предстоит уже

не просто любоваться совершенством мира, а активно действовать,

развивая гармонические начала в обществен ной жизни .

И менно здесь в значительной степени скрыта разгадка «тихоокеанского

чуда» - гигантского рывка «азиатских драконов» практически

во всех сферах жизни . Успех этих стран еще раз показал ,

что благополучие нации складывается не только из экономических

показателей, оно в немалой степени вырастает из духовного един ства

народа, поверившего в свои -силы.



Успешная практика модернизации с опорой н а реи нтерпретацию

национальных традиций в странах Азиатско-Тихоокеанского

региона способствовала радикальному пересмотру основ самой

модернизационной теории . С . Хантингтон был одним из первых

западных исследователей, кто написал о преимуществах традиционализма

в сфере модернизации : «Не только современные общества

включают в себя многие традиционные элементы, но и традиционные

общества, в свою очередь, нередко обладают таким и чертам и , которые обычно считаются современными. Традицию необходимо изучать. Кроме того, модернизация способна усиливать традицию постепенно основной проблемой теории неомодернизации стал поиск новых факторов, обеспечивающих динамику конструктивных политических действий в модернизационных процессах, что потребовало дальнейшего пересмотра теории. На смену дискредитировавшей себя концепции форсированной модернизации пришли положения о защите , сохранении, возрождении и поддержке социокультурного разнообразия, о плюрализме укладов и образов жизни , обеспечении им свободы существования и развития. Интересное решение проблемы эффективности модернизационных действий предлагает концепция волнообразного развития модернизации. Сторонники этой теории настаивают на необходимости чередования инновационных и стабилизирующих циклов:

периоды внедрения в ткань общества инноваций должны сменяться

расслабляющей стабилизацией общественного развития на основе

воспроизведения и использования традиций. Современная концепция неомодернизации включает в себя наряду

с идеей светской организации социальной жизни признание

значимости религии и мифологии в духовной сфере, уважение к

харизме традиционного лидерства, почитание авторитетов cтарейшин

в политике, использование идеи коллективистской сплоченности

общества. Полностью реабилитированы также традиционные

ценности родства, семьи, факторы значимости групповой

идентификации и солидарности.

24 Понятие «эсхатологическое время»

Эсхатология – мистическое учение о конечной судьбе мира и человека, которое входит составной частью в разные религии, особенно в христианство и иудаизм. Угрюмые пасынки прогресса. Это люди, которые не вписались в модернизацию, творческие люди, которые уходят в себя, отрицая современность

Эсхатологическое время представляет крайний случай отклонения от благополучного линейного времени и таит в себе неисчислимые опасности для общества, Чем более массовые слои захватывает чувство эсхатологического времени, тем ниже потенциал конструктивных общественных реформ, тем разнузданнее массовый нигилизм людей, которые полагают, что им нечего терять. При этом группы, отдавшиеся эсхатологическим упованиям, теряют больше всего: со временем, когда разрушенный порядок восстанавливается, обнаруживается, что больше всего потеряли экзальтированные революционеры, с презрением относившиеся к повседневным обретениям ввиду будущих "решающих преимуществ". Нередко оказывается, что в то время, когда они "штурмовали небо", другие учились, обретали квалификацию, копили какое-то добро, понемногу инвестировали в свое будущее. Наступление

эволюционного линейного времени снимает пелену эсхатологических мифов,и люди, отдавшиеся утопии "разрыва времен", чувствуют себя отброшенными на исходные или даже худшие позиции и явно не приспособленными к новому времени.

Таким во многом оказался XX век для России: попытка эсхатологического

прорыва в светлое будущее через разрушение старого мира обернулась

неслыханной потерей времени, невиданным социальным расточительством.

Но это – урок и для правящих элит и привилегированных групп, Отказываясь от

своевременных уступок низам социальной лестницы, они рискуют ускорить

приход эсхатологического времени, способного похищать линейное время

медленного и неуклонного развития. Группы, более срастившиеся с лучшим

типом времени - линейным, должны делать все, чтобы его сохранить;а это возможно только посредством перехода ко все более гибким и открытым, мягко эволюционирующим общественным формам.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...