Главная Обратная связь

Дисциплины:






Понятие, признаки и функции политических партий



1. Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке.

Партии являются самой влиятельной из политических, сил, открыто действующих на политической сцене. Партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества с точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов. ,

Термин "партия" (от греч. part - часть чего-либо) первоначально использовался для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и ради их осуществления стремились

влиять на власть.

Из всего многообразия определений партии наиболее удачным можно признать определение партии, данное P. Ж. Шварценбергером: \

2. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские ученые Дж.Лапаломбара и М.Вейнер в работе "Политические партии и политическое развитие". Они выделили четыре признака партии:

партия - это достаточно длительное по времени объединение людей,

наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

. цель партии - завоевание и осуществление власти посредством работы партийных депутатов в парламенте и правительстве;

• обеспечение народной поддержки, начиная от голосования на выборах и кончая активным членством в партии.

Партии в современном понимании начали формироваться с XV в. в Великобритании. Появление партий как

новой политической реальности превратило политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп. Возникновение партий было обусловлено совокупностью политических и институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XX в.:

• возрастание роли парламента, укрепление парламентских и демократических режимов привело к необходимости формирования органов представительства и устойчивых интересов в структурах власти. Таким органом институционализации интересов стали парламентские группы. По мере усиления роли представительных органов власти возрастало стремление депутатов, имевших одинаковые цели, к объединению для совместных действий;. универсализация избирательного права и распространение его на новые группы населения расширили возможности граждан влиять на выборы. В таких условиях политика перестала быть делом только узкого слоя лиц (элиты), а стала касаться каждого человека. Это обусловило появление избирательных комитетов разных уровней. Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и избирательными комитетами стали основным способом формирования партий.



В историческом процессе формирования партий как политического института М.Вебер выделил три этапа:

этап существования партий как аристократических группировок;

этап существования партий как политических клубов;

этап современных массовых партий.

4. Можно выделить некоторые общие функции партий:. функции согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов;

функция представительства интересов выражается в том, что обобщенные требования формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур;

правительственные функции реализуются путем участия в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя себе или контролируя органы власти;

функция коммуникации позволяет обеспечивать взаимосвязь власти и общества путем выражения интересов социальных групп и доведения их до властных органов;

функция политической социализации реализуется путем передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям;

. функция политического рекрутирования способствует улучшению качественного состава элиты в результате отбора лучших кандидатов на руководящие должности.

44) Политическое участие

Политическая культура индивида находит выражение в степени его вовлеченности в политическую жизнь. Политическая активность у разных людей варьируется. М. Вебер в своей лекции "Политика как призвание и профессия" выделил три возможных уровня участия в политике:

профессиональное занятие политикой;

участие в политике "по совместительству";

участие в политике "по случаю".

Профессиональный уровень занятия политикой демонстрируют политические лидеры, сделавшие политику "делом жизни", а также люди, которые в профессиональном плане обслуживают политических лидеров: партийные функционеры, государственные чиновники, политтехнологи, журналисты.
Второй уровень участия в политической жизни представлен активистами партий и общественных движений, которые, хотя и занимаются политикой, участвуя в митингах, выступая в роли агитаторов, наблюдателей на выборах, все же имеют сферу профессиональных интересов, лежащую вне политики.
Третий уровень объединяет большую часть граждан, чья политическая активность проявляется в участии в выборах, в акциях протеста или поддержки.
Понятие "политическое участие" используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, показывая степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия решений. Политическому участию противостоит такая форма поведения, как политическая иммобильность (от лат. immobilis - неподвижный) - пассивность, полная отстраненность от политической жизни. Так, широко распространенным явлением стал абсентеизм. Во многих странах, в том числе и в демократических, наблюдается снижение электоральной активности граждан. Президентские выборы в США (2000 г.) прошли при активности 54% избирателей, а парламентские выборы в Великобритании (2001 г.) - при активности 60% избирателей (самый низкий показатель с 1918 г.). Состоявшийся осенью 2000 г. референдум во Франции, хотя на него были вынесены конституционные вопросы, вызвал интерес только у 25% граждан.
Абсентеизм является важным индикатором общественного настроения и уровня доверия к политической системе. В нем находят выражение политическая апатия и отсутствие всякого интереса к выборам одних граждан и своеобразный протест других. В последнем случае это своеобразная демонстрация недовольства политикой официальной власти и сомнения в эффективности института выборов. Наконец, избирательная активность зависит и от практики регистрации избирателей. Сложность процедуры регистрации в США, в том числе предполагающей, что сам избиратель должен предварительно прийти на избирательный участок и зарегистрироваться, как признают американские политологи, является причиной того, что в этой стране наблюдается низкий уровень посещаемости избирательных участков по сравнению с другими странами.
Низкая электоральная активность по сравнению с советским периодом отмечается и в современной России. Явка избирателей на выборы в местные органы власти иногда колеблется от 25 до 50%. В СССР в выборах принимали участие более 90% (по официальным данным - 98-99%) избирателей. Политическая активность ограничивалась демонстрацией поддержки официальных кандидатов и решений партии. Подобный тип поведения, основанный на подавлении или искажении свободных политических предпочтений и определяемый давлением внешних обстоятельств (административным, партийным контролем), определяется политологами как мобилизационный. И наоборот, автономное политическое участие рассматривается как результат рационального и относительно свободного выбора. Современные политические системы, в том числе и демократические, предполагают сочетание мобилизационных и автономных форм участия12. Это означает, что, наряду с рациональными мотивами участия в политике, сформировавшимися на основе осознания собственных интересов, политическая активность индивидов может быть ответом на мобилизационные призывы партий, демагогическую риторику политических лидеров.
Формы политического участия отличаются не только степенью осознанности, но и масштабностью, легальностью и другими параметрами (Аним. 4).
По критерию легальности принято выделять конвенциональные и неконвенциональные формы политического участия.
Конвенциональное участие - поведение, использующее законные либо отвечающие общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть. Основной формой конвенционального поведения является участие в выборах. Участие в выборах позволяет ограничить проявления опасных для политической системы форм массовой активности, направив ее в институциональное (регулируемое нормами) русло, когда недовольные политикой правительства люди выражают свой протест, голосуя за перемены. А другая часть граждан посредством выборов демонстрирует поддержку правительственному курсу. Уже на этом примере можно увидеть, что конвенциональное участие ориентировано на достижение разных целей.

Американские политологи К. Джанда, Дж. Берри и Дж. Голдман выделили два вида действий (Аним. 5):действия, демонстрирующие поддержку власти и политической системы - участие в праздничных мероприятиях по поводу каких-либо событий, работа в качестве наблюдателя на выборах. Даже поднимая государственный флаг в праздничные дни, прикрепляя на одежду значки с государственной символикой, человек демонстрирует поддержку стране и косвенно ее политической системе;

действия, посредством которых граждане пытаются повлиять на власть и изменить определенные стороны общественной жизни. В эту группу объединены следующие формы участия:

голосование за партии и политиков, которые выражают интересы определенной группы избирателей;

контакты с официальными лицами (чаще всего с представителями местных органов власти), чтобы привлечь их внимание к каким-либо проблемам;

инициативные движения (сбор подписей за проведение референдума по какому-либо вопросу, письменные обращения в органы власти, в СМИ);

участие в санкционированных митингах, демонстрациях;

особые формы участия - лоббирование, финансирование избирательных кампаний.

Политологи ставят вопрос: насколько подобные формы участия соответствуют демократической практике. Одни считают, что такое участие может служить частным интересам в ущерб интересам большинства, что ресурсами для подобного влияния обладает ограниченное число граждан. Другие полагают такую практику не противоречащей демократии, замечая, что попытка правительства удовлетворить чьи-либо особые интересы вызывает отклик у активной части граждан.
Неконвенциональное участие - незаконное либо противоречащее общепринятым политическим нормам поведение. Оно проявляется в формах протеста, в неповиновении государственной власти. К подобным акциям граждане прибегают в тех случаях, когда отсутствуют институциональные каналы выражения их интересов или традиционные формы участия оказываются неэффективными, а сами люди испытывают недоверие к политической системе.
Неконвенциональное поведение подразделяется на ненасильственные и насильственные виды (Видео (11,8 мб.)). К первым можно отнести митинги и марши протеста против каких-либо действий официальной власти, пикеты, сидячие забастовки в общественных местах и под окнами правительственных зданий, перекрытие транспортных магистралей. Эти действия могут осуществляться с нарушением действующего законодательства. Сознательный отказ подчиняться законам (а в исключительных случаях - отказ от уплаты налогов), проведение несанкционированных акций протеста, прекращение всякой деловой активности - все эти действия объединяются названием "гражданское неповиновение".

 

45) Предмет политологииобъективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как история развития политических учений и теорий, политические институты (партии, движения, государство, политическая система), политическая культура, политическое поведение, политическое сознание, общественная мысль, международные отношения. Сердцем предмета политологии является власть. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин. В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия "вечных" истин и "неизменных" политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного - то, что один теоретик рассматривает как "прогресс", для другого оказывается регрессом. Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока: философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории; политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.; политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

 

46) Украина – это демократическое государство и это характеризуется следующими демократическими принципами:

– выборность органов высшей власти;

– участие народа в решении государственных дел;

– гарантия прав и свобод человека и гражданина.

Этим определяется демократический политический режим, т.е. методы и основы взаимодействия государства и населения.

При изучении данной темы студенты особое внимание должны обратить на рассмотрение проблемы народного суверенитета и закрепление его в Конституции Украины.

Народный суверенитет это:

– полновластие народа;

– народовластие;

– осуществление государственной власти через народных депутатов (представительная демократия);

– независимость личности;

– верховенство воли большинства при соблюдении прав меньшинства.

Украина – суверенное и независимое государство. Суверенность Украины как государства характеризуется следующими признаками:

– верховенство власти внутри страны;

– независимость власти во внешнеполитической деятельности.

 

47) Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

 

48)Причины терроризма:
Причинами возникновения терроризма следует считать:
1. распад СССР, образование независимых государств
2. пересмотр послевоенного мироустройства
3. отсутствие успеха в продвижении идеи многополярного мира
4. объединение Европы, кризисы политические и межнациональные на ближнем востоке и Балканах
5. возрастание роли США
6. продвижение военного блока НАТо к границам России
7. возрастание числа локальных конфликтов

49Проблеми політично еліти в науці: внески у вивчення еліти Конфуція, Аристотеля, Платона, МАкіавелі
Идеальной личностью Конфуций считал человека, который выше всего ставил знание, чувство долга ("и"), гуманность ("жэнь"), выполнение заветов предков. Благородный муж "в своих поступках проявляет чувство самоуважения, находясь на службе у вышестоящих, проявляет чувство ответственности (Конфуций рисует образ активного администратора, способного на самостоятельные решения), воспитывая народ, проявляет чувство доброты, справедливости. Конфуций рисует образ идеального китайского бюрократа - благородного чиновника (модель цзюнь-цзы). Правитель и его бюрократия обязаны не только следить за соблюдение народом правил "ли", но и воплощать их в жизнь на собственном примере, исходить из принципа справедливости. Чтобы народ поверил в искренность провозглашенной правителем политики, она должна быть нравственной.
Конфуций стремился к тому, чтобы народом управляли живые люди, а не сухой закон. Правила, создаваемые людьми для людей, должны восприниматься осознанно. По Конфуцию правитель возвышался над главой семьи лишь на несколько ступенек. Правитель непременно должен быть "благородным мужем", но, хорошо зная нравы и интеллектуальные возможности царей и знати, он понимал, что реально правят подчас люди, весьма далекие он нравственного и интеллектуального уровня цзюнь-цзы.
Благодаря образованию, накоплению знаний человек может стать "цзюнь-цзы", что открывает широкие возможности для карьеры чиновника. Конфуций считал, что люди от рождения обладают более или менее одинаковыми способностями овладевать знаниями, остальное зависит уже от их усилий, их характера. Конфуций занимал высокие административные должности, но оставляет службу, чтобы посвятить себя преподаванию, открыв свою школу. Среди его многочисленных учеников были выходцы из разных слоев общества - от простолюдинов до аристократов, причем в ней преобладали отнюдь не знатные по происхождению Его радовало, что и "низшие в почете". Конфуций разработал механизмы и технологии отбора для обучения эффективных чиновников и их продвижения по службе. Только систематическое изучение наук, прохождение конкурсных экзаменов (причем многоступенчатых) открывало путь для успешной карьеры. За проведением экзамена на высшую ступень следили высшие чиновники и сам император. Обладатели высших степеней, полученных через систему конкурсных экзаменов, составляли сословие шэньши, имевшее институциональные привилегии17. Богатство и знатность само по себе не открывало автоматически путь в это сословие, нужны были собственные достижения, то есть это была элита меритократии. Высшей целью системы управление считалось благо государства, благосостояние населения. Но без квалифицированных управленцев, без элиты народ обойтись не может. Разъясняя вопросы управления обществом и обращаясь непосредственно к элите, Конфуций говорил: "Если вы пожелаете добра, то и народ станет добрым. Дэ благородного мужа - ветер, дэ маленького человека - трава. Трава всегда под ветром гнется"18.
Особое, можно сказать, центральное место в древнейшей из мировых религий - буддизме - занимает элитизация, самосовершенствование личности путем созерцательного размышления (медитации), переживания цельности бытия, полной самоуглубленности, искоренения в себе страстей, неправедных желаний, эгоизма. Будда - "просветленный" (624-544 до н.э.) основал свое учение на личном опыте самосовершенствования и прозрения человека. Он исходил из того, что каждый человек может подняться до уровня высшего духовного существа - будды, достичь просветления и нирваны. Нравственный идеал ‑­
буддизма - абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), идущее от доброты, мягкости, чувства совершенной удовлетворенности. Думается, что особенно благородны бодхисаттвы - те, кто достиг уровня, позволяющего стать буддой, но откладывают этот шаг для того, чтобы помочь другим людям в самосовершенствовании.
Наивысшего расцвета протоэлитология достигла в Древней Греции, особенно в период VII - III в до н.э. Античность была интереснейшей эпохой в становлении элитологии20. Начнем с Гераклита (ок. 540 - 480 г.г. до н.э.). Аристократ по происхождению, отказавшийся от царского трона в пользу брата, он подчеркивает свое презрение к демократии как власти толпы. "Один, если он наилучший", для Гераклита выше десятитысячной толпы. Причем "наилучший" не по происхождению или богатству, а по уму, по духовным ценностям. Он обличает невежество тех людей, которые в погоне за материальными благами пренебрегают своим духовным совершенствованием, и при этом не терпят "наилучших", которые отличаются от большинства. Эфесцы, его сограждане, по мнению Гераклита, предали себя позору, когда "Гермодора, наиполезнейшего для себя мужа, изгнали, говоря: из нас никто наиполезнейшим не будет, а если есть такой - то пусть будет он в другом городе и у других"21. Свои сочинения он пишет нарочито усложненным языком (за что получает прозвище "Гераклит темный"), чтобы подчеркнуть, что он пишет не для большинства, лишенного мудрости, но для "избранных"22.
Можно высказать предположение, что между элитаризмом и элитаризмом нет абсолютной грани, есть грани и переходы. Наиболее влиятельным направлением политической мысли Нового времени является не элитаризм и тем более не антиэлтаризм в форме эгалитаризма, а ослабленный элитаризм – та самая «золотая середина», о которой писал Аристотель, назовем ее элитизмом. В отличии от элитаризма, возвеличивающего элиту как творческую ситу, подлинный субъект истории, элитизм выступает за элиту, ответственную перед народом. То есть это демократический элитизм. Формирующееся гражданское общество выдвигает и свою элиту. Не народ зависит от правителя и политико-административной элиты, а, напротив, правитель и элита зависят от народа. Общественный договор заключается, в сущности, в том, что народ как бы нанимает управленческую элиту и терпит ее до тех пор, пока она ему честно служит, доказывая свою компетентность, и заменяет ее другой, как только она перестает ему служить или ставит свои групповые интересы выше общенародных. Не народ ждет «доброго царя» и пресмыкается перед ним, а гражданское общество избирает из своей среды человека, который доказал, что он выражает интересы народа, обладает качествами, отвечающие его запросам, и доказывает это своими действиями. И как только эти действия перестанут отвечать чаяниям народа, он отправляется в отставку.
Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство, как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей» (Вступление к книге Н. Макиавелли «Государь. Рассуждения о Тите Ливии» Пресс А. Спб., 1900).
Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. «…Авторитет или власть лидера, коренится в поддержке сторонников…», — пишет Н. Макиавелли. По его мнению, все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и меньшинством, идущим к власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого выступает тот, кто эту власть уже имеет. Требования, с которыми выступает народ, обусловлены не своекорыстными влечениями и прихотями отдельных граждан, которые слишком противоречат друг другу, а интересами, общими всем людям. Эти интересы — безопасность и неприкосновенность чести и имущества, только ради защиты этих интересов народ выходит из своей пассивной роли, считает Макиавелли. Он также отмечает, «…второе отличительное качество народа — неспособность к быстрым решениям и движениям и ограниченность желаний». («Макиавелли как политический мыслитель» А. С. Алексеев. Москва, 1880 г. издание книгопродавца А. Л. Васильева) В обоснование теории элит, Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия; олигархия; аристократия; монархия.

50) Важнейшей социальной причиноюпидпорядкування одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Под ресурсами власти нередко понимают средства ее осуществления. Однако этот термин несколько шире - им обозначаются не столько задействованы, сколько потенциальные способы осуществления власти, т.е. такие, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Среди ресурсов политической власти можно выделить Согласно основным сферам жизнедеятельности экономические, социальные, силовые, информационные и др.. Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержки. Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущение каких-либо намерений на власть с целью ее свержения. Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д. Информационные ресурсы - это средства массовой информации. Различные ресурсы власти могут классифицироваться по разным признакам. Так, по характеру они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные (от лат. Utilitas - польза, выгода) ресурсы - это материальные и социальные блага, связанные с удовлетворением повседневных интересов и потребностей человека. Это могут быть средства, промышленные и продовольственные товары, услуги в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем, разнообразные льготы и привилегии и тому подобное. С их помощью власть, особенно государственная, может привлечь на свою сторону не только отдельных лиц, но и целые слои населения. Типичным примером является установленный в большинстве стран мира особый социальный статус государственных служащих, лояльность которых по отношению к власти «покупается» рядом установленных для них льгот и привилегий. Общим правилом также является привилегированный социальный статус военнослужащих офицерского состава, особенно высшего, работников карательных органов, ведущих идеологов и т.п., которые служат опорой политического режима. Принудительные (силовые) ресурсы власти - это меры административного и уголовного воздействия. Они предполагают установление государством в законодательном порядке административной и уголовной ответственности. В первом случае речь идет о юридической ответственности за административное правонарушение - виновное действие или бездействие, которое нарушает общественный порядок, правила пограничного режима, движения транспорта, таможенные правила, правила охоты, рыболовства и тому подобное. Мерами административного наказания могут быть предупреждение, штраф, административный арест, конфискация предметов контрабанды и др.. Уголовная ответственность означает, что лицо, осуществившее преступление, обязано отвечать за свое действие. Меры наказания определяются приговору суда. Это могут быть лишение свободы, принудительные работы, конфискация личного имущества и даже лишение жизни. Нормативные ресурсы власти - это различные социальные нормы, регулирующие многообразные общественные отношения. Важнейшими из них в осуществлении политической власти являются правовые и политические нормы, о которых говорилось выше. Политическая, в том числе государственная, власть может осуществляться и на основе таких норм, которые не имеют формализованного характера, например нормы морали, традиции, обычаи, ритуалы и т.д.. Разграничение утилитарных, принудительных и нормативных ресурсов политической власти достаточно условно. Так, использование утилитарных и принудительных ресурсов основном тоже регулируется соответствующими нормами. Действие нормативных правовых ресурсов опирается на силу государственного принуждения и может подкрепляться утилитарными ресурсами.

51. Реформа, революция, переворот, трансформация
В этой области политических исследований основное внимание сосредотачивается на том, как происходит процесс трансформации политических режимов. В транзитологии выделяют несколько типов политической трансформации: реформа, революция, переворот и переход. Если революция - это насильственная смена существующих институтов, то переход - это такой тип политической трансформации, для которого характерна смена институтов без нарушения правовых норм.Реформа и переворот также не удовлетворяют этим требованиям.
Переход рассматривают как длительный процесс, состоящий из нескольких этапов [25]. Изменения начинаются с либерализации старого режима, для которого характерна попытка властей сохранить остатки легитимности путем допущения населения и оппозиции к политической конкуренции.Следующий этап характеризуется углублением требований демократической оппозиции и попыткой властей сдерживать демократическое движение путем заигрывания, угроз, уступок, переговоров и компромиссов с оппозицией.
Если к власти приходит демократическая оппозиция, то есть основания говорить о начале решающего, третьего этапа общественных преобразований, для которого характерны изменения в политической, экономической, правовой и других подсистемах общества.
Поступательность и неотвратимость реформ дает возможность перейти к последнему, четвертому этапу трансформаций, должен закончиться закреплением демократических институтов, формированием политической культуры гражданского типа и рыночной экономики. Движение от консолидированного авторитаризма к консолидированной демократии занимает от 9-10-ти до 30-ти и более лет [26]. Такая продолжительность перехода объясняется целым рядом факторов, в одних странах могут ускорять, а в других задерживать процессы изменений.
«Политическая революция - это общественное движение и переворот, ставящих целью свержение старого режима путем насильственного завоевания политической власти и осуществления коренных изменений политической жизни общества» [12].
«Политическая революция - насильственные способ принципиально, качественного изменения политической системы общества в результате прихода к власти новых социально-политических сил и коренного изменения курса социально-политического развития страны в их интересах» [13].
«Революция есть быстрой фундаментальной и насильственной внутренней сменой господствующих ценностей и мифов общества, его политических институтов, социальной структуры, руководства, а также политической деятельности правительства» [14].
Понятно, что предложенные здесь определения не охватывают всех признаков революции, однако, указывают на следующие характеристики:
1) насильственный характер;
2) глубокая, фундаментальная смена существующего строя и социальной структуры общества;
3) радикальное изменение политических институтов и всей политической системы.

52. Уровне политической культуры
политической социализации.
Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, присущих обществу, в котором он живет. Политическая социализация является частью общей социализации, процесс введения в политическую жизнь. Ее специфика состоит в том, что в процессе политической социализации индивидом усваиваются нормы и ценности преимущественно политической культуры, образцы политического поведения, знания и представления о политической сфере общества.
Процесс политической социализации начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь индивида. В ходе социализации человек усваивает саме значимыми элементы политической культуры, позволяющие ему стать полноправным субъектом политического процесса.
Можно выделить три показателя, которые определяют соответствующие уровни сформированности политической культуры личности.
Показателем первого уровня политической культуры личности является политическое познание, включающее следующие элементы:
уровень внимания к политическим событиям;
владение информацией и наличие собственного мнения;
уровень компетентности в сфере политики.
Следующий, второй, более высокий уровень - это отношение к политике и политической системы.Здесь важны следующие моменты:
оценка деятельности властей;
частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и др.;уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в различных областях, за положение страны на международной арене.
Показатель третьего, высшего уровня - это степень участия в политической жизни общества.Данный уровень политической культуры предполагает:
уровень политической активности личности;
формы участия в политической жизни;
участие в государственной политике или в органах местного самоуправления;
степень веры людей в то, что они способны оказывать влияние на политические решения и выбор методов такого влияния.
Высокий уровень политической культуры, как правило, может быть только у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более это активно участвует, тем уровень политической культуры выше.
1. По уровню проявления:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Массовая.
В наше время наиболее распространена массовая политическая куль тура, появившаяся с утверждением буржуазного строя. Это культура широких слоев населения. Выступает она в двух видах - демократическая и автократическая.
Для демократической культуры характерна высокая политическая активность граждан, их включение в политическую систему, признание гражданских прав и свобод, принцип контроля гражданами деятельности правительства, признания политических различий ностей и игры политических сил. В целом это культура гражданского общества правового государства.
Различаются два вида демократической культуры: консер вативно-либеральная, при которой определяются гражданские права и свободы, но обеспечивается общественно-реформистский аспект, и либерально-демократическая. которая предусматривает социальные реформы со стороны государства. На нынешнем этапе цивилизации это общечеловеческое достояние и ценность.
При автократической культуре идеалом определяется сила и неконтролируемая власть, которая исключает демократические права и свободы граждан. Существует два вида этой культуры.Авторитарная культура не предполагает активного участия имеет в политической жизни. Идеология используется как орудие их пассивной послушания. Второй - тоталитарная культура характеры руется объединяющей ролью культа лидера, сильной властью с активным привлечением граждан к политической жизни в соответствии с установленными политическим лидером принципов.
Индивидуальная политическое сознание - это сознание каждого отдельного индивида как участника политического процесса. Групповая политическое сознание - это сознание различных социальных общностей людей (социально-классовых, этнических, демографических, профессиональных, территориальных). Социальную базу массового политического сознания составляет масса как совокупность индивидов, принадлежащих к разным социальным общностей и участвуют в конкретных политических процессах. По своему содержанию массовая политическая сознание является совокупностью идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих доступны и известны массам политические явления и процессы. Массовое политическое сознание формируется под влиянием не только социально-экономических и политических факторов, но и с помощью идеологических средств. Одной из существенных черт массового политического сознания является ее динамизм - способность к быстрым изменениям в зависимости от действия различных факторов, особенно агитации и пропаганды. Эта особенность служит основанием для манипулирования массовым политическим сознанием, которое весьма распространено в политике.

53) Различные формы авторитаризма
Авторитарные режимы могут быть классифицированы как:
абсолютистские монархии, в которых верховная, исполнительная, законодательная и судебная власть полностью принадлежит одному лицу (Саудовская Аравия, ОАЭ и др.);
военно-бюрократические диктатуры, установленные в результате военных переворотов (в разные времена: Аргентина, Бразилия, Греция, Чили и др.);
вождистские - опираются на авторитет сильного лидера, могут иметь поддержку народа и предпосылкой становления которых может выступать определенная угроза для государства (Германия времен Гитлера, СССР времен Сталина);
неототалитарные режима - власть контролирует одна партия, других партий или нет, или они имеют декоративный характер (Корейская Народная Демократическая Республика).
персональные тирании - власть принадлежит диктатору и опирается на поддержку полицейского аппарата (в разные времена: Гаити, Никарагуа, Сомали, Уганда);
В условиях авторитарных режимов могут существовать профсоюзы и политические партии, но под жестким контролем правящей лица или правящей группировки.
Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историческом прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и в форме различных аристократических режимов.
Исходя из вышесказанного, есть необходимость остановиться на типологии современных форм авторитаризма. В зависимости от того, на какие социальные группы и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:
Военные диктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, которая обладает ресурсами для захвата власти (как правило, путем государственного переворота). Подобные режимы - довольно частое явление в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Подавляя политические свободы, военные могут выступить инициаторами экономической модернизации общества (военная диктатура генерала Пиночета в Чили).
Теократический - с опорой на духовенство и религию. Вроде можно привести современный Иран, где с середины 90-х pp. наметилась тенденция к либерализации режима.
Олигархический - власть принадлежит определенным корпоративным кланам.
Вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Основой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны. Сами лидеры часто используют националистические лозунги, идеи независимости или "модернизационного прорыва" (быстрого решения проблем экономической отсталости и бедности) для консолидации населения вокруг собственной власти.
Смешанные, сочетая в себе элементы различных режимов. Так, режим, установленный С. Хуссейном в Ираке, обладал свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно. Военный режим, установленный в 1973 г. в Чили, позже трансформировался в режим личной власти А. Пиночета.
Как видно, формы современного авторитаризма демонстрируют пеструю картину. Наряду с вышеуказанными выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные формы авторитаризма. Наконец авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма является своеобразным симбиозом авторитарных демократических тенденций.
Гибридные режимы существуют в разных формах и получили различные названия:
"Диктабланда" - режим, в котором произошла определенная либерализация, но без последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, но оно не втянуто в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;
"Демократ ура" - есть элементы демократии (многопартийность, многопартийные выборы), но нет либерализации. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;
"Делегативная демократия" предполагает установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели делегируют право принимать важные решения не законодательному органу, а президенту.

54) Тоталитарная идеология всегда находится в постоянном движении, которое характеризуется отсутствием развития, непрерывной сменой лозунгов, демагогией, иногда противоречивостью. Так, нацистская идеология не создала стройной системы; при всей несовместимости идей, принятых ею на вооружение, существовал единственный критерий их отбора – антимарксизм. Поэтому наряду с расизмом она проповедовала идеи единого европейского рынка, теорию созидательного капитала. Наряду с отрицанием демократических институтов народного представительства утверждалась идея народной общности. В тоталитарной идеологии борьба – важнейший фактор развития и совершенствования человечества

В коллективистской системе с общими для всех целями и абсолютной властью рождаются и особые моральные нормы, которые в чем-то совпадают с привычной моралью, а в чем-то резко с ней расходятся. Утверждение «цель оправдывает средства» становится главным моральным принципом. Нет ничего, что не был бы готов совершить коллективист ради «общего блага». Ни совесть, ни какие-либо другие сдерживающие факторы не ограничивают поступки таких людей, если эти поступки – для «блага общества» или достижения цели, поставленной руководством.

Нельзя сказать, что в тоталитарных государствах народные массы начисто лишены нравственных побуждений. Как раз наоборот. Но нетерпимость и грубое подавление всякого инакомыслия, полное пренебрежение к жизни и счастью отдельного человека, его «эгоистическим» интересам – неизбежные следствия такой идеологии. Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу, и в этом они бескорыстны, чего нельзя сказать о руководителях такого государства. И жестокость становится исполнением долга.

Деятельность руководителей государства направляется их субъективными предпочтениями, которым надо придать убедительную форму. Для этой цели формулируются суждения, связывающие между собой определенные факты, то есть создаются специальные теории, которые становятся частью идеологической доктрины. Процесс создания «мифа» не обязательно является сознательным. Лидер тоталитарного общества может руководствоваться инстинктивной ненавистью к существующему порядку вещей и желанием создать новый иерархический порядок, соответствующий его представлениям о справедливости. Поэтому он охотно принимает теории, подводящие рациональную базу под его предрассудки.

Как уже отмечалось выше, людей убеждают принять ценности нового общества тем утверждением, что это те самые ценности, которым они служили раньше, но до сих пор неправильно их понимали. Искажается значение слов, принижаются христианские добродетели.

Таким образом, мы видим, что идеология в тоталитарном государстве играет одну из главных (если не главную) ролей, заменяя людям их собственные мысли и чувства, делая их безликой толпой, готовыми на все марионетками в руках вождей.

 

55Система международных политических отношений: общая характеристика
Среди приоритетных направлений политических отношений важную роль играют международные.Они являются специфическим видом общественных отношений. их понимают как сложную систему политических, экономических, дипломатических, военных, информационных и иных отношений и связей на двусторонних, многосторонних, региональных, континентальных и глобальных уровнях.
Специфика международных политических отношений заключается в том, что:
- По сравнению с внутренне политическими они имеют более широкий пространственное измерение;
- Дают характеристику взаимодействия между двумя и более субъектами (государствами, объединениями, блоками);- Основными субъектами выступают народы, государства, политические и общественные структуры;
- Их проявление связано с широким спектром международных норм и ценностей;
- Функционирование международных политических отношений преимущественно происходит в рамках международных политических структур.
Ранее в теории международных отношений для обозначения взаимодействия между суверенными государствами использовалось понятие «внешняя политика». Однако сегодня мировое сообщество состоит не только из независимых государств, но и различных экономических, торговых, военных союзов, блоков и т.д., которые сложились на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них, на международной арене активно действуют Организация Объединенных Наций, международные правительственные и неправительственные организации; а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они являются субъектами международных отношений.Следовательно, международные отношения является системой экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, возникающих между субъектами мирового сообщества (см. 18.3.). Очевидно, что не все взаимоотношения между народами, государствами, межправительственными и неправительственными организациями имеют политический характер. Однако в связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке наряду с понятием «внешняя политика» стал использоваться термин «международная политика». Под международной политикой понимаются процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
Международная политика - это система экономических, правовых, дипломатических, идеологических, военных, культурных и других связей и отношений между народами, государствами и группами государств, ведущими социальными, экономическими и политическими силами и организациям, действующим на мировой арене.
Субъектами мировой политики выступают государства, международные объединения, политические партии и движения и т.п. На мировой арене, кроме государств, появилось много новых неправительственных общественных и гуманитарных организаций, группировок, союзов, действующих общественно-политические движения. Но роль их остается пока несоизмеримой с ролью государств, на которые возложена миссия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую-либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию.Политологи подчеркивают, что государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договор, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики.Вместе с тем рост числа межправительственных и международных неправительственных организаций делает правомерным утверждение о формировании нового мирового политического пространства, в котором все субъекты мировой политики тесно взаимосвязаны. Этот термин отражает взаимодействие всех политических сил в глобальном масштабе при решении вопросов обеспечения всеобщего мира, безопасности, равной для всех прав и возможностей свободного развития и т.д. (Рис.1).
Международные отношения - это система экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества, к которым относятся государство, народ, общественные и общественные движения, организации.
Виды международных отношений:
по сферам общественной жизни - экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические;
на основе взаимодействующих субъектов - межгосударственные, между партийные, отношения между различными неправительственными ассоциациями, частные и др..

56) Современная наука трактует их соответственно как антрепренерскую систему и систему гильдий .
Система гильдий предполагает закрытый и неконкурентный характер отбора, который осуществляется достаточно узким кругом лиц (селекторатом), медленное продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность вышестоящему начальнику. Обновление элиты происходит медленно и нерегулярно. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ ( элита - каста в древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В ХХ в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных ( элита - партия в СССР) и авторитарных ( элита - корпорация в Чили, Иране) политических системах . Крайним выражением системы гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.
При антрепренерской системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и из различных по своему положению групп (Аним. 8). Присутствует тенденция регулярного обновления элиты . Критерии отбора ориентируются, в первую очередь, на личные качества кандидата, его умение привлечь к себе внимание людей, способность доказывать свою компетентность.
Использование каждой из систем может иметь неоднозначные последствия как для самой элиты , так и общества в целом. Так, система гильдий , с одной стороны, формирует однородную элиту , обеспечивает предсказуемость и преемственность политического курса, а с другой, ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества, к ее старению и бюрократизации, а в конечном итоге - к вырождению господствующей группы и потери ею способностей к управлению обществом. Антрепренерский способ рекрутирования элиты , характерный для современных демократических обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты , более полную легитимацию ее власти. Но и у этой системы есть свои недостатки.

К важнейшим следует отнести:

неустойчивость внутренней структуры элиты , возможность возникновения конфликто между ее разными сегментами;

частую смену политического курса в силу отсутствия единства во взглядах различных политиков;

риск популизма, возможность прихода в политику случайных людей, не столько компетентных, сколько известных.

57) Стили лидерства
. По стилю лидерства: авторитарный, демократический, либеральный.
Как в отечественной, так и в зарубежной наиболее распространенной является классификация лидерства по стилю. Прежде чем перейти к раскрытию стилей лидерства мы бы хотели выяснить и абсолютно точно определить, что мы понимаем под словом "стиль", "стиль руководства, лидерства".Это поможет глубже вникнуть в суть этого явления.
Под словом "стиль" понимают ту особенность, которая часто не имеет определенного количественного измерения и воспринимается нами интуитивно как-то, что отличает один объект от другого. Стиль - понятие многозначное. Говорят: стиль эпохи, архитектурный стиль, стиль художника, стиль одежды, стиль жизни, стиль лидерства. В социальной психологии под стилем подразумевается целостная относительно устойчивая система способов деятельности, обеспечивающей эффективное выполнение субъектом своих функций.2
Если рассматривать стиль с точки зрения менеджмента, то стиль управления - это гибкая поведение руководителя в отношении сотрудников, которая изменяется во времени в зависимости от ситуации и проявляется в способах выполнения управленческих работ подчиненным руководителю управленческим апаратом.1 Эти два подхода имеют нечто общее в своем понимании и обосновываются с одной позиции, но применяются в различных сферах, поэтому приобретают другие направления и некоторые отличия.
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач.Каждый руководитель - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили лидерства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. Скорее, стиль данного руководителя - лидера может быть отнесена к какой позиции. Попробуем раскрыть стили лидерства, которые выбирает лидер для осуществления своей деятельности.
Приступим к описанию каждого стиля, потому что это очень важно для нормальной работы предприятия, для установления приятного психологического климата в коллективе и других сферах деятельности предприятия.
Эти стили можно изобразить схематично, где по традиционной классификации стиль может быть авторитарным или автократическим (это одна крайность) и либеральным (это вторая крайность) и средний стиль между ними - демократический.
При авторитарном (диктаторскому) стиле лидер обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю подчиненным и без колебаний проводить в жизнь принятые решения, используя административные методы воздействия на подчиненных. Т.е. авторитарному стилю присуща высокая концентрация власти в руках руководителя, причем он единолично решает все вопросы управления производством, не учитывая мнения об этом подчиненных, часто вмешивается в действия руководителей низшего степени, связывает их инициативу. При этом стиле управления лидер пользуется среди подчиненных главным образом формальны авторитетом. Поэтому авторитарный стиль руководства не может считаться оптимальным, он должен находить ограниченное применение лишь при некоторых обстоятельствах, требующих быстрых и категоричных решений. Дуглас МакГрегор, известный в области лидерства, назвал предпосылки авторитарного руководителя по отношению к работникам теорией "Х" 1. Согласно теории "Х":
Люди не любят работать и уже при любой возможности избегают ее.
Люди пытаются избежать ответственности, выбирает, чтобы ими руководили.
Больше всего люди хотят защищенности.
Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
На основе таких предположений, автократ как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и даже не дает им свободы в принятии решений. Автократ также полно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может вызывать психологическое давление.
Демократический стиль характеризуется высокой степенью делегирования полномочий.Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Как правило, решение принимается только после выявления мнения подчиненных, лидер охотно делится с ними властью, предоставляет возможность проявить инициативу, развивать свои способности. При таких условиях лидер пользуется не только служебным, но и высоким авторитетом у подчиненных, царит дух сотрудничества и развиваются управленческие навыки у подчиненных.
В практической деятельности демократический лидер исходит из того, что люди мотивируются не только материальными, но и более высокими потребностями, поэтому он пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. То есть создать ситуацию, при которой люди до некоторой степени сами себя мотивируют, так как их работа сама является вознаграждением. В высокой степени руководитель способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. В то же время руководитель тратит много усилий на создание атмосферы доверия и открытости с тем, чтобы, когда подчиненным будет нужна помощь, они могли бы обратиться к руководителю. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы предприятия, предоставляет для этого соответствующую информацию и показывает, как искать решение.
МакГрегор назвал представление о демократическом стиле теорией "Y":
Труд - процесс естественный. Если условия благодатные, люди не только примут на себя видповидальписть, они будут стремиться к ней.
Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Это наиболее удачный стиль для эффективного руководства.
При либеральном стиле лидерства подчиненным предоставляется большая самостоятельность в работе, в принятии решений, руководитель дает лишь общие установки и периодически контролирует деятельность исполнителей. Этот стиль находит ограниченное распространение, он присущ главным образом научным учреждениям.
В американской литературе подобный стиль называют стилем невмешательства, несуперечення или попустительство (англ. Laisser-faire). Лидер полностью полагается на подчиненных и иногда придерживается позиции простого члена группы.
Обобщая выше изложенную информацию надо выделить, что в высшей степени авторитарный или автократический руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, награды или зсилаясь на традицию. Лидер демократический, который позволяет подчиненным участвовать в принятии решений, предпочитает вызывать воздействие с помощью убеждений и харизме, где харизма - это власть, построенная не на логике или силе традиций, а на личных качествах (способностях) лидера. Он избегает навязывания своей воли подчиненным. Либеральный же руководитель предоставляет подчиненным практически полную свободу. Но надо сказать, что названные стили не охватывают все разнообразие стилей, встречающихся в практической работе.Деятельность лидера настолько разнообразна, что всякая попытка единой классификации стилей лидерства не удается.

58) Структура политической партии
Политическая партия - это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремится к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использования.
В структурном плане партия является сложным организмом, состоящим из следующих компонентов:
высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль: принимают важные решения; концентрируют в своих руках всю информацию о деятельности партий; манипулируют сознанием и поведением партийных масс;
бюрократический аппарат, осуществляющий связи между выше-и нижестоящими партийными структурами и выполняет приказы руководства.
Иногда бюрократический аппарат может обособляться от других звеньев партии и даже брать партийное руководство в свои руки.
активные члены партии, участвующие в ее жизни и способствуют реализации партийной программы, пропагандирующие ее идеи, но не входят в состав бюрократии;
пассивные члены партии, которые, входя в ее состав, практически не участвуют в жизни организации, не способствуют реализации партийной программы;
социальная база партии, то есть те слои населения, которые ориентируются на нее и могут поддерживать ее в финансовом плане. Часть социальной базы партии, которая не только поддерживает ее программу, но и постоянно голосует за нее на выборах, называется электоратом данной партии.

 

59) структура политической власти





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...