Главная Обратная связь

Дисциплины:






Объекты и субъекты политики



Так как политика неразрывно связана с управлением, имеющих к ней отношение можно разделить на управляющих и управляемых, хотя оно до некоторой степени условно. Соответственно выделяют субъекты и объекты политики .

Субъектами политики являются те, кто занимает управляющую позицию, т. е. принимает политические решения или, по крайней мере, имеет влияние на их принятие. Если человек просто соглашается или возмущается какими-либо политическими действиями, это не делает его ее субъектом . Сначала надо понять свои интересы и характер их связи с политикой (политическое сознание), затем выразить их в политических формах (политическая культура) и бороться за их осуществление (политическое поведение).

Объект политики есть, по философскому определению слова, нечто пассивное («инертное большинство») в противоположность субъекту как активному деятелю. Вопрос перехода из объекта в субъект – это вопрос о том, как человек может повлиять на политику ( и не только один раз в несколько лет, но постоянно). В момент, когда человек опускает бюллетень с принятым им решением, он является субъектом , но во все остальное время он может быть простым объектом политики , если не участвует в принятии политических решений.

Принцип верховенства и суверенитета народа зафиксирован сейчас практически во всех конституциях. Например, в Конституции США говорится «об управлении народом». Следует, конечно, отличать формального носителя верховной власти – народ в целом – от реального носителя – политической элиты и , стало быть, формального субъекта политики от реального.

Отсюда вывод: каждый человек в той степени является субъектом политики , в которой он реально может воздействовать на принятие политических решений.

 

63) Общественно-политические движения: определение, особенности деятельности и существования
Общественно-политические организации и движения - это добровольные объединения граждан, которые возникают в соответствии с видами деятельности, социальной активности и самодеятельности для удовлетворения и защиты их многогранных интересов и запросов, действующие в соответствии с задачами и целями, закрепленными в их уставах.
В последнее время значительно активизировался процесс образования массовых организаций и движений, оживилась и их деятельность. Причины активности обусловлены следующими обстоятельствами:
нарастанием явлений и процессов в различных сферах человеческой жизни;
угрозой войны с применением оружия массового поражения;
все большим разрушением среды обитания человека - возникновением экологической катастрофы;
реакцией-ответом на наступление консервативных сил в разных странах современного мира, которые пытаются ущемить права, свободы человека, жизненного уровня людей;
актуализацией гуманистических ценностей и идеалов в общественном сознании и борьбой за их практическое воплощение в жизнь;



растущим культурным уровнем широких слоев населения;
стремительным развитием всех видов коммуникаций, которые облегчают общение людей и способствуют их объединению.
Общественные организации и движения возникают из естественной потребности современного человека быть соучастником в делах общества. Поскольку в повседневной жизни человек не может заниматься делами общества, это за него делают общественные объединения. Они освобождают человека от необходимости быть постоянным участником общественно-политической жизни, самостоятельно решать множество проблем. Цена, которую человек за лучшее отображение и удовлетворения собственных потребностей и интересов организацией, заключается в обязанности повиноваться установленным в ней правилам. Членам организации определены различные роли, которые они должны выполнять, чтобы способствовать успешному выполнению целей всей организации. Таким образом ограничивается произвольный характер поведения человека. Когда возникает потребность, организация может требовать подчинения собственных интересов общественным; осуществления деятельности, в целесообразности которой отдельный член организации не совсем уверен; приспосабливаться к обычаям и традициям, присущих организации (это, в частности, могут быть общепринятые образцы поведения).
Общественные организации и движения имеют различные функции, их можно разделить на две группы: функции, которые общественные организации и движения выполняют относительно системы власти в государстве; функции, выполняемые по интересов членов этих организаций и движений. В первой группе можно выделить две основные функции: оппозиционную и творческую, тесно взаимосвязаны. Деятельность общественных организаций и движений удерживает современные демократические государства от излишней централизации, играет решающую роль в том, чтобы государство представала как оптимальная организация жизнедеятельности общества. Из второй группы функций, выполняемых общественными организациями и движениями относительно своих членов, можно выделить защитную и вспомогательную. Общественные организации и движения защищают своих членов от государственных структур. Это особенно важно тогда, когда законодательный демократический процесс находится в стадии формирования и когда существует негативная традиция невыполнение законов и неуважительного отношения к личности в государственных структурах.
Общественно-политические движения можно разделить на две большие группы: с четко выраженным политическим содержанием и с преимущественно общедемократическим содержанием. Для политических общественных движений характерны следующие черты: они пользуются политическими средствами; участвуют в борьбе за власть; участвуют или оказывают влияние на способы осуществления власти.
Политические движения можно разделить на следующие типы:
движения, которые возникли на классовой основе, - рабочий, крестьянский, мелкобуржуазный;
движения, которые возникли на класоподибний основе, - интеллигенции, военных, доклассовых элементов;
межклассовые движения - национально-освободительные, антифашистские и т.д.;
политические движения, выражающие отношение к существующему политическому и экономическому устройству, - консервативные, реформаторские, революционные, контрреволюционные и т.д.;
политические движения, которые отмечаются степенью и формой их организованности, - высокоорганизованные, слабоорганизовани, стихийные.
Основными разновидностями массовых демократических движений являются: антивоенные - против угрозы разрушительной войны; экологические - на защиту окружающей природы и условий существования людей; в защиту демократии, прав и свобод личности; половозрастные - женские, молодежные, детские, ветеранские и т.д.; профессиональные - ученых , врачей, инженеров, писателей и т.д.; альтернативные.

64) Сущность избирательной системы и типология выборов
Особой формой политического участия являются выборы, которые формируют центральные органы власти (президент, вице-президент, парламент) и органы местного самоуправления разных уровней. Они стимулируют политическую активность населения. В центре предвыборной борьбы основном находятся вопросы внутренней и внешней политики, а результаты голосования??
граждан определяют курс будущего правительства внутри страны и на международной арене.Выборы сопровождаются столкновением политических сил, борьбой не только лиц, но и политических платформ, политических курсов, порой диаметрально противоположных.
Происходят они за определенными избирательными системами, которые являются важными общественными институтами, тесно связанными с политической культурой и традициями стран, отражающие историю, характер общества, его потребности.
Избирательная система - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип участия общества в формировании государственных представительных, законодательных, судебных исполнительных органов, воплощение воли той части общества, которой, согласно законодательству, достаточно для признания выборов действительными.
Избирательная система в узком смысле - это механизм распределения представительских мандатов в соответствии с итогами голосования, механизм определения «среднего» воли избирателей. Существуют следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Мажоритарная избирательная система - такой порядок организации выборов и определения результатов голосования, когда избранным считается кандидат (или список кандидатов), получивший большинство голосов в избирательном округе.
Различают мажоритарную систему абсолютного большинства, когда для избрания необходимо получить более половины голосов (теоретически: 50% + один голос) и относительного большинства, когда достаточно собрать большее количество голосов по сравнению с другими кандидатами.Мажоритарная избирательная система относительного большинства работает на крупные партии, дает двухпартийную систему и противодействует появлению третьей партии или отстраняет ее. В целом мажоритарную систему сейчас используется в 76 странах мира. Устранить несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством полученных ею депутатских мест в значительной мере позволяет пропорциональная избирательная система.
Пропорциональная избирательная система - такой порядок организации выборов и определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, которые выдвинули своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с количеством полученных партией голосов
Для проведения выборов по пропорциональной системе создаются большие по числу избирателей округа. Каждая партия представляет на выборах списки кандидатов. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется либо в соответствии с порядком, в котором расположены в списке фамилии кандидатов, либо определяется количеством голосов, отданных за кандидатов избирателями. Пропорциональная система дает возможность полнее отразить расстановку политических сил в стране, дает возможность небольшим по численности и влиянию политическим партиям получить парламентское представительство, способствует в целом увеличению количества главных, влиятельных партий, а также появлению коалиционных правительств. Правда, при этой системе неотъемлемыми чертами политической жизни страны становятся трудности в формировании парламентских коалиций, нестабильность правительства. По пропорциональной системе выборы проходят в 48 странах мира.
Смешанная избирательная система - такой порядок определения результатов голосования, в котором соединены элементы мажоритарной и пропорциональной систем.
Эта система способна обеспечить конфигурацию политических сил в парламенте в соответствии с соотношением сил в обществе на время выборов, реализуя преимущества и в известной мере преодолевая недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. По смешанной системе до однопалатного парламента зачастую одну половину выбирают по пропорциональной системе, другая - по мажоритарной; двухпалатный законодательный орган одну палату, в основном ту, которая состоит из представителей административных территорий, избираются по мажоритарной системе, другая - по пропорциональной. Избиратель, получив два бюллетеня, одним голосует за человека, другим - за партию. Эта система способствует укрупнению партий и их блоков и одновременно существенно не нарушает представительства населения и принципов пропорциональности.
Чтобы иметь полное представление о богатограниший процесс выборов, рассмотрим с начала понятие выборов в целом.
Выборы - чрезвычайно многогранное общественное явление. Как отмечал немецкий государствовед Г. Майер, в общенациональном масштабе выборы - это наймасо-Виши процесс, который знает право.
В зависимости от оснований можно различать несколько классификаций видов выборов.
По территориальному признаку выборы бывают:
1) общенациональные (общегосударственные), которые осуществляются на территории всей страны: выборы в Верховную Раду Украины, выборы Президента Украины;
2) местные (иногда их называют локальными, коммунальными, административными): выборы в представительные органы местного самоуправления (сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов и сельских, поселковых, городских голов).
За объектом, предусматривающий органы или должности, в которые входят или на которые избираются представители народа, выборы можно классифицировать как:
1) выборы парламента - выборы в Верховную Раду Украины;
2) выборы на должность Президента Украины;

3) выборы представительного органа территориальной автономии - выборы Верховной Рады Автономной Республики Крым;
4) выборы представительных органов самоуправления городских, сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов;
5) выборы на должности сельских, поселковых, городских председателей.
По времени проведения выборы делят на:
1) очередные. Выборы, проводимые в период окончания срока полномочий (легислатуры), предусмотренного Конституцией и законами Украины для функционирования определенного вида выборного органа или должности;

2) внеочередные или досрочные. Выборы, проводимые в случае досрочного прекращения срока полномочий, предусмотренного Конституцией Украины и законами Украины для функционирования определенного вида избирательного органа или должности;
3) повторные. Выборы, проводимые в случаях, когда выборы в избирательном округе признаны недействительными или такими, которые не состоялись;
4) выборы вместо депутатов, председателей (сельских, поселковых, городских советов), которые выбыли. Выборы, проводимые в одномандатных избирательных округах в случае потеря депутатского мандата или досрочного прекращения полномочий депутата или сельского, поселкового, городского головы на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины. Попутно отметим, что в отличие от старого порядка проведения выборов в Украине, когда этот вид выборов был характерным для выборов депутатов всех представительных органов, по новому избирательному законодательству Украины выборы вместо депутатов, выбывших происходят только в случае избрания депутатов непосредственно в одномандатных избирательных округах , а замена депутатов, избирались по спискам политических партий, избирательных блоков партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе на выборах народных депутатов Украины, а также по избирательным спискам местных организаций партий (блоков) на выборах органов местного самоуправления происходит путем предоставления депутатского мандата первом за очередностью неизбранных кандидатов из соответствующего списка. Если в соответствующем списке кандидатов в депутаты не осталось кандидатов для замещения вакантного мандата, такой мандат остается вакантным до очередных или внеочередных выборов;
5) выборы, которые проводятся в случае образования новой административно-территориальной единицы.
По количественному признаку участия избирателей выборы бывают:
1) общими, основными, когда у них по закону имеют право принимать участие все избиратели государства;
2) частичными (дополнительными), когда пополняется состав Верховной Рады Украины, местных советов в случае досрочного выбытия некоторых депутатов, или признания выборов недействительными.
Учитывая правовые последствия выборы делят на:
1) действительные - это выборы, проведенные в порядке, определенном Конституцией Украины и соответствующем избирательном законе;
2) недействительны - выборы, в ходе которых имели место нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на итоги выборов.
За порядком определения результатов выборов различают такие избирательные системы:
1) мажоритарная;
2) пропорциональна;

65)Демократия- форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей , институтов и процедур . Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи.

66)

Сущность политики: главные и теоретические подходы

 

Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики:

1. Исторически первое определение политики как управление обществом актуален и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность выступает как решение всех проблем, за исключением моральных (Д. Истон, Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

2. субстанциональное подход , указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властями. Политика - это или управление с использованием власти или борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовка ярко выражены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или содействие влияния на распределение власти или между государством, то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".

3. Институциональный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика-это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В. Ленин). Но политика осуществляется не только государством, поэтому другие определения указывают на различные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из различных групп, имеющих собственные интересы и потребности, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть. Именно это определение политики в дальнейшем будет использоваться как рабочее.

5. Теологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с циледосягнення и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, потому что обдумывание цели есть в любой сфере деятельности, и соответственно политику можно найти (что и делают сторонники этого подхода) в самых отношениях, например, между супругами, в отношениях между преподавателем и студентом.

Столь непохожие определение политики решают вопрос о значении политики в жизни общества.

6. Согласно консенсусным подходом политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными методами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

7. Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.

 

68) Украина как социальное государство

В современных условиях общественного развития к основным характеристикам правового государства присоединяется социальный характер государства , что и создает концепцию социального государства .

Украина как социальное государство представляет собой правовое государство развитого гражданского общества с социально ориентированным рыночным хозяйством, способное создавать условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, гарантировать социальную безопасность личности, установить социальное согласие в обществе.

Основными признаками социального государства , которые существуют в Украине являются:

1. Наличие правового государства и развитого гражданского общества как условия его функционирования;

2. Наличие экономической основы – социально ориентированного рыночного хозяйства;

3. Наличие юридической основы – социального законодательства и осуществления на его основе социальной политики;

4. Гарантирование реализации экономических, социальных и культурных прав человека;

5. Гарантирование социальной безопасности личности, способной самостоятельно обеспечивать необходимый уровень материального благосостояния для себя и членов его семьи

6. Оказание государством социальной помощи гражданам хотя бы на уровне прожиточного минимума, которые не способны нести ответственность за свое благосостояние (старым, больным, безработным по независящим от них причинам);

7. Проведение социально политик государства , направленной на укрепление социальной справедливости и социального согласия в обществе, сведения до минимума чрезмерного имущественного расслоения населения, формирования среднего класса (разумное обложение доходов).

Государство является социальным , правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:

v Как личности, которая отличается от других физическими и психическими, то есть имеет индивидуальность;

v Как члену социального организма, каким является гражданское общество, то есть личности, которая входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;

v Как гражданину, который находится в особых правовых связях с государством .

69) Сущность, структура, уровни политического сознания
Политическое сознание - форма общественного сознания, которая воспроизводит политическое бытие общественно неоднородного общества, важная составляющая часть общественно-государственной жизни.
Она возникла в ответ на реальную социальную потребность - обоснование природы государства и государственной власти.
Следовательно, политическое сознание является совокупность взглядов и установок, характеризующих отношение людей к государству, партий, общественных организаций, объединений, обществ, политических ценностей и целей развития. Она является отражением реалий бытия и уровня развития производительных сил, особенностей политической структуры, системы общественных отношений, уровня образования и культуры.
Основу политического сознания составляют знания, эмоции и оценки, мыслительные операции, ориентированные на сферу политических отношений и институтов, социальных норм, ролей, процессов.
Политология рассматривает политическое сознание как много структурное и многоуровневое явление. Зависимости от ее субъекта различают:
- Политическое сознание общества;
- Политическое сознание социальной группы (класса, прослойки, нации, конфессии и т.д.);
- Политическое сознание личности.
Индивидуальная политическое сознание - это сознание каждого отдельного индивида как участника политического процесса. Групповая политическое сознание - это сознание различных социальных общностей людей (социально-классовых, этнических, демографических, профессиональных, территориальных). Социальную базу массового политического сознания составляет масса как совокупность индивидов, принадлежащих к разным социальным общностей и участвуют в конкретных политических процессах. По своему содержанию массовая политическая сознание является совокупностью идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих доступны и известны массам политические явления и процессы. Массовое политическое сознание формируется под влиянием не только социально-экономических и политических факторов, но и с помощью идеологических средств.
Понимание политического сознания как совокупности духовных явлений, отражающих внутренние и внешние процессы функционирования государства и других политических институтов и структур общества, позволяет так охарактеризовать ее структуру:
политическая психология (эмпирическая и обыденное политическое сознание) и политическая идеология (теоретическая и научная политическое сознание);
политическая самосознание, политические знания и оценки субъектом политической деятельности потребностей и интересов различных общественных групп;
специализированная сознание (прежде партий) и массовая политическая сознательность, политическая сознательность отдельных слоев и групп общества.
Первым уровнем духовного отражения политической жизни является эмпирическая политическое сознание, в которой непосредственно из повседневной практики фиксируется опыт субъекта. ее нередко отождествляют с обыденным. Но между ними есть различия.
Обыденная политическое сознание, как и эмпирическая, представляет собой совокупность идей и взглядов, возникающие непосредственно из повседневной практики того или иного социального слоя, группы людей, отдельных индивидов. Но она не сводится лишь к эмпирической, ибо к ее содержанию входят идеологические и теоретические элементы, характеризующие эмоционально умеренное осмысления действительности.
Эмпирическая и обыденное сознание отражают преимущественно поверхностные процессы, не проникая в их сущностные характеристики. Но как здравый смысл, народная мудрость и на этих уровнях представляет определенную познавательную ценность, может быть одним из источников теоретической и идеологической сознательности. Обыденное сознание, кроме того, обеспечивает непосредственную ориентацию человека в практическом выборе решений.
Эмпирическая и обыденное политическое сознание имеют четко выраженные социально-психологические черты - чувства, настроения, эмоции, импульсивность, остроту восприятия политических процессов, событий, решений.
Непосредственную связь с практикой и социально-психологическая оформ-ленисть предоставляют эмпирическом и будничной уровням политического сознания особой динамики, подвижности, гибкости в реагировании на изменения политических условий, способных оказывать существенное, даже решающее влияние на ход политического процесса.
Особенно ярко социально-психологический уровень политического сознания сказывается в поведении людей в толпе, действия которого нередко неперед-бачувани, настроения подвержены манипулированию со стороны различных организованных политических сил.
Высшим уровнем политического сознания является политико-теоретическое сознание, то есть совокупность идей, взглядов, учений, концепций, доктрин, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов, глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей общественно-политического развития. Развитая политическая теория (наука) - это не только совокупность достоверных знаний о политических процессах и явлениях, она включает в себя соответствующий механизм построения этого знания, раскрывает логическую зависимость одних элементов от других, одних категорий и понятий от других.Сформирована на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наиболее совершенной формой научного обоснования политической деятельности. Примером такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно назвать политологию как научную и учебную дисциплину.
Особое место в отражении политических процессов и явлений занимает политическая самосознание. Эта особенность заключается прежде всего в том, что политическая самосознание как осмысление политической жизни характеризуется специфической активностью благодаря активности как индивидуального сознания, так и политики как формы общественного сознания.Поэтому политическое сознание - это реализация своего «Я» в сфере политики как способ действительного отношения человека к миру. Специализированная сознание идеологически однородная. Чаще всего ее носителями выступают политические партии, организации. Они фиксируют необходимость целенаправленного формирования и развития массового сознания в соответствующем направлении. Главное в специализированной сознания - это выработка, развитие и внедрение в сознание граждан, социальной группы (или групп), социального слоя соответствующей идеологии.

70) «радикализм политический»
(от лат. radicalis - Коренной) - практическая и идеологическая ориентация политики, цель которойвыступает Принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных,кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму, умеренность, традиционализму.Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необходимость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии - люди, практически бессознательно проявляющие активность в том или ином направлении и создающие новую форму общества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма . Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой нелегального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм находится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения негативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и социальную ситуацию.

 

71) В качестве источника получения знания политология исполь­зует также такие методы получения эмпирического знания, как анкетирование, интервьюирование. Анкетные опросы позволяют получить информацию о реальном состоянии процессов завоевания, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти, об участии в них конкретных социальных слоев, групп и других общностей людей, а также об оценке этих процессов различными слоями населения. Такую же информа­цию дает и интервьюирование. Вместе с тем интервью позволяет получить знание и о тех сторонах процессов завоевания, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти, о их оценке, которые не могут быть раскрыты при анке­тировании. Интервью доставляет «возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса или от­дельным, проблемам, выражаемое интонацией или мимикой, гиб­ко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашива­емого и содержания предшествующих ответов, ставить дополни­тельные, т. е. уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и др. вопросы» (Краткий словарь по социологии. — М., 1989.— С. 94).

В качестве источника получения информации о борьбе за по­литическую власть, о процессах формирования, функционирова­ния и развития политической власти, о субъектах и объектах по­литики, об отношении к конкретной политической власти тех или иных социальных слоев, групп и т. д., о политических институтах политология широко использует изучение различных документов, материалов периодической печати, сообщений средств массовой информации. Важным источником информации о процессах фор­мирования, утверждения, функционирования и развития полити­ческой власти являются статистические материалы. Для получения знания о закономерностях формирования, ут­верждения, функционирования и развития политической власти политология широко использует бихевиоральные методы «как определенный способ анализа политических явлений через ана­лиз поведения индивидов и групп при исполнении ими опреде­ленных политических ролей» (Политология: Курс лекций /Колл. . авт. под ред. А. В. Миронова. — М, 1993. — С. 10).

На теоретическом уровне исследования политология часто использует такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, aналогия, моделирование, мыслительный эксперимент и другие. Среди методов исследования, которыми постоянно пользуется политология, важное место занимают исторический, аксиомати­ческий, системный, гипотетико-дедуктивный, сравнительный и другие.

Исторический метод исследования предполагает освещение процессов формирования, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти в их хронологической по­следовательности, он требует рассматривать предмет политоло­гии таким, каким он является в конкретных формах проявления и развития.

Суть аксиоматического метода состоит в выведении путем чисто логического доказательства умозаключений, которые вытекают из некоторых исходных положений, истинность которых не требует доказательства.

Использование системного метода При изучении предмета по­литологии предполагает раскрытие его в целостности, в многообразных связях и отношениях. При этом могут анализироваться системы разной степени общности: человеческого сообщества в целом, конкретной группы стран, отдельных стран и т. д.

Исследуя процессы борьбы за власть, утверждения, функцио­нирования, удержания и развития политической власти, полито­логия выводит заключения из гипотез и других исходных посы­лок, истинность которых установлена далеко не в полной мере. В этом проявляется использование ею гипотетико-дедуктивного метода.

Для изучения процессов завоевания, удержания, осуществле­ния политической власти политология часто использует и такие методы получения теоретического знания, как математическая формализация, мыслительный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному и т. д.

Названные и другие методы получения знаний политологи используют в самых различных сочетаниях. В условиях современ­ности «общей методологической основой исследования для боль­шинства политологов планеты остается диалектико-материалистический метод. Его основные тезисы о конкретно-историческом подходе к анализу явлений действительности, определению воз­действия на политические явления множества других факторов, действующих в обществе, влиянию экономической сферы на объ­яснение политики и ее сущности, рассмотрению всех политичес­ких явлений и событий в развитии, изменении и т. д. невозможно игнорировать при исследовании современных политических ситу­аций»

 

72) Теории демократии (коллективистские теории, либеральные и элитарные концепции, плюралистическая теория, Идентитарные и конкурентные теории, теория партисипаторной демократии)
Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии или демократии участия, сама теория, разработанная в 60-х pp. XX в. была очень популярна среди идеологов левых партий и движений.
Главные положения теории:
вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления;
распространение принципа участия на неполитические сферы, например, в образовании (доступность получения образования), в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве);
децентрализация принятия решений - это означает, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии;
упрощение процедуры выборов, применительно к США идеологи левых настаивают на отмене института выборщиков и на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации избирателей.
Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, имеющих право "отозвать" депутата.
Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия в этой трактовке - это правление народа, но который действует через конкурирующие групповые интересы.
Эта теория включает в себя следующие положения:
общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;
группы являются главными субъектами политики, пытаются повлиять на власть;
признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;
в обществе существуют различные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и т.п.;
политическая воля народа, выраженная в решениях власти, является компромиссом между различными групповыми интересами;
государство выступает как нейтральный арбитр между группами интересов, соперничающих, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.
Слабым местом плюралистической теории является представление о том, что все политические силы способны объединиться и принять решение с учетом интересов всех групп, эта теория абсолютизирует нейтральность государства и игнорирует тот факт, что экономические сильные группы интересов лучше организованы, более активны, а соответственно, имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.
Существуют различные способы классификации моделей и концепций демократии. Зависимости, как понимается воля народа, в политологии различают Идентитарные и конкурентные теории демократии.
Идентитарные теории демократии (от лат. Identitas - тождество, идентичность) исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Суверенитет понимается как осуществление общей воли, при этом сам индивид отчуждает свои права в пользу общего, подобная трактовка демократии берет начало в теории Ж.-Ж. Руссо, нашла продолжение в марксизме и реализована в "социалистической практике". Негативными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации), сведение свободы личности к принятию того, что хорошо для всех.
Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать свое мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля, основой для согласия считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанной. Идея конкурентной демократии конкретизируется в либеральных и плюралистических теориях демократии.
Либеральная концепция демократии основана на парадигме автономии личности и ее первичности по народу, на требовании ограничения внешнего давления на индивидуальную свободу, на утверждении, что вся политическая власть в результате находится в руках людей. Слабыми сторонами либеральной модели является абсолютизация возможности участия всех граждан в управлении, в то время как оправдание имущественной поляризации населения делает эту возможность трудно осуществимой для низшего класса общества.
Теория "плюралистической демократии"
Теория «плюралистической демократии» была самой влиятельной в 60-70 годах XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарен-Дорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. Английским социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» - слоев. Они возникают в результате общности тех или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовных, религиозных и др.).. Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и отношения между стратами лишены антагонизма. Для отображения специальных интересов создаются соответствующие заинтересованные группы - «группы давления». Это профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, пацифистские и патриотические организации, религиозные, спортивные и культурные объединения. Каждая «группа давления» действует в собственных интересах, а не руководствуется общей целью. Для удовлетворения интересов социальных страт, которых они представляют, «группы давления» принимают участие в политической жизни, используют всеобщее избирательное право, право на объединение в политические партии и общественно-политические организации, стремящиеся получить доступ к средствам массовой информации с целью формирования общественного мысли.Механизм политической власти, принятие правительством тех или иных политических решений в таких условиях есть результат взаимодействия различных политических сил, их конкуренции, «свободной игры», что способствует выявлению «общего интереса», установлению классового мира. В этой связи политическая система рассматривается как определенный баланс сил между конфликтующими экономическими, профессиональными, религиозными, этническими и другими группами и ассоциациями. Каждая из них влияет на формирование политики, однако ни одна из них не имеет монополии на власть. Происходит «диффузия» политической власти между правительственными и неправительственными институтами. Различные общественные интересы, в том числе интересы трудящихся, таким образом максимально учитываются. Считается, что благодаря такому плюрализму осуществляется народовластие. Отсюда следует положение о роли государства при «плюралистической демократии»: государство есть лишь орудие согласования интересов различных групп, нейтральный арбитр между конкурирующими политическими группами, призванный не допустить превосходства одних над другими, то есть охранять условия свободной политической конкуренции. При этом деятельность «заинтересованных групп» изображается как не связана с государством: переговоры с другими группами, заключение сделок - коллективных договоров профсоюзов с предпринимателями - это различные формы давления на другие группы.При всей стройности теория «плюралистической демократии» имеет внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан к «групп давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе. В конце 70-х - 80-е годы XX в., В связи с упадком популярности теории «плюралистической демократии», некоторые ее давние сторонники (Г. Парсонс, Р. Даль) перешли на позиции теории элитарной демократии.
Теория элитарной демократии
Теория элитарной демократии возникла в 70-80-х годах XX в. на основе
сочетание элементов теории элит и теории «плюралистической демократии» (С. Келлер, А. Штаммер, Д. Рисмен). Ранняя теория элит ("элита" - лучшее, отборное, избранное) разрабатывалась В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс (конец XIX - начало XX в.). ее основное положение - у власти находятся два класса: властвующие (элита) и подвластные (народ, трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. Исключением является предположение Г. Моска о возобновлении элиты за счет наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Но это отнюдь не свидетельствует о демократической позиции теории раннего элитаризма, ее идеологи были убеждены в том, что правящий класс концентрирует управления политической жизнью страны в своих руках, а вмешательство непросвещенного народа в политику может только дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические структуры. Согласно теории элит каждое общество не похоже на другое вследствие разногласий в природе своих элит.Оно обусловлено, помимо других факторов, неравномерным делением престижа, власти или почестей, связанных с политическим соперничеством. Признавались два вида приемов и средств правления большинством со стороны элиты - сила и хитрость. Элиту, которая предпочитает насилию, Парето называл элитой львов, а элиту, тяготеющий к хитрости-элитой лис. По мнению Р. Парето, история обществ - это главным образом циркуляция элит. Его поддержал Р. Михельс в работе «Социология партийных организаций в современной демократии». Он утверждал, что происходит смена элит за законом олигархии, согласно которому во всех партиях, организациях, независимо от их типа, «демократия ведет к олигархии». Рядовые члены организаций, неспособные к управлению, выдвигают руководителей, которые «антидемократизуються», превращаются в «партийную элиту».То есть на определенном этапе демократия превращается в олигархию. По сути, демократия превращается в арену «циркуляции партийных элит». Первоочередной задачей Р. Михельс считал формирование "достойной" партийной элиты. До Второй мировой войны центр пропаганды элитаризма находился в Европе, США были ЕЕ «периферией» (труды Моска, Парето, Михельса начали переводить там только в 30-х годах XX в.). После войны этот центр переместился в США.Образовалось несколько элитарных школ. Если сравнить американскую и западноевропейскую теории элит, можно увидеть, что первая является емпиричнишою, в ней преобладают интерпретации элиты с точки зрения структуры власти и общественно-политических воздействий. Второй является присущей «ценностная» интерпретация элиты. Ценностные представления о элиты состоят в основе концепций элитарного плюрализма (иначе - элитарной демократии). Теории элитаризма и плюралистической демократии, которые раньше считались антиподами, находят в ней более тесные точки соприкосновения. Теория элитарного плюрализма (или элитарной демократии) отрицает понимание демократии как правление народа и обосновывает демократичнее правления элит. Она утверждает, что существует немало элит и ни одна из них не доминирует во всех сферах жизни.Между элитами, преследующие различные политические цели, но и имеют общее согласие относительно "правил игры", идет конкуренция. Многочисленность противоборствующих элит создает в обществе определенный «баланс сил, который обеспечивает демократическое решение вопросов власти». Например, С. Келлер утверждает, что в западном обществе лидерство принадлежит не одной элите, «а скорее комплексной системе специализированных элит».Произвольно расширяется круг элит: к ним относят любое более или менее оформленное объединение людей. Считается, что массы могут Считается, что массы могут существенно влиять на элиты через выборы, «группы давления», требовать их отчетности. В этом аспекте теория элитарного плюрализма практически смыкается с теорией «плюралистической демократии». Место социальных групп как участников (субъектов) политического процесса принятия властных решений заняли элиты групп (плюрализм элит). Именно их многочисленность и конкуренция, их консенсус относительно основных ценностей и "правил игры" гарантирует стабильность, высокую ценность функциональности и эффективности демократической системы. Таким образом, теория элитарной демократии исходит из понимания демократии как свободного соперничества претендентов за голоса избирателей, как формы правления элит, более или менее подконтрольных народу особенно во время выборов. Суть концепции элитарной демократии заключается в идее плюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп. Идея плюрализма элит противопоставляется идее власти в руках одной элиты.
Теория партисипаторной демократии
Теория партисипаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К. Макферсон, Дж. Менсбридж) опирается на реформистские концепции неолибералов и социал-демократов. В целом, оставаясь на позициях склонности к институтам и ценностям либерально-демократической модели общества, сторонники теории демократии участия негативно относятся к теориям плюралистической и элитарной демократии. Они ставят своей задачей добиться более действенным свободы и равенства, чем это есть в действительности и чем это записано в других либерально-демократических концепциях. От-бросая взгляды о неспособности масс к конструктивным политическим действиям, сторонники демократии участия ведут активный поиск каналов эффективного вовлечения граждан в процесс принятия политических решений. Как стимулирования политической активности низших слоев общества предлагается поднятие их общего образовательного уровня, прилучання к основам политической культуры. Сторонники теории партисипаторной демократии считают, что можно избежать избрания легальным путем тиранического правления вследствие некомпетентности большинства народа. Для этого не обязательно исключать из политического процесса народные массы. Действенным средством является установление институциональных преград для появления тирании. Имеется в виду хорошая информированность общественности, способность осуществлять демократический контроль посредством всеобщих выборов и представительного правительства. Широкое привлечение образованных граждан в политический процесс, децентрализация и контроль за принятием важнейших решений в состоянии, по мнению авторов этой теории, улучшить перспективу достижения истинной свободы и равенства или хотя бы примирить разногласия в содержании этих понятий в теории и практике. Здесь речь идет о способности простых людей управлять обществом, что является прямо противоположным элитарным теориям, которые отдают приоритет элите.Существенным является требование, предложенная сторонниками данной теории, к избранников народа в представительных органах: они должны выражать не только свое мнение по тем или иным вопросам государственной политики, но и руководствоваться мнением своих избирателей.Демократия участия является смешанной формой - сочетанием прямого и представительной демократии - организованной как «пирамидальная система» с прямой демократией в основе и демократией делегатов на каждом последующем уровне, начиная с основы. Предполагается, что если на уровне рабочего места, коммуны, общества можно выработать общую власть, то на высшем уровне объединения делегаты должны выступать в роли посредников при формировании общей воли. Лидер является призванным обслуживать интересы членов организации, которая его выдвинула, и находиться под жестким контролем со стороны общественности. Оценка лидера зависит от достижения обществом конечного результата по его допомогою.Таким образом, теория партисипаторной демократии обосновывает необходимость широкого непосредственного участия граждан как в принятии жизненно важных решений, так и в их подготовке и осуществлении, т.е. во всем политическом процессе.
Выдающимися представителями коллективистской демократии были-
Руссо, К. Маркс, В. Ленин, К. Шмитт.
Общие черты коллективистских теорий такие:
Признание народа единым целым, которое имеет объективные, существующие еще до своего признания, общий интерес и волю.
Отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии.
Коллективистское понимание свободы, как активного, равноправного участия граждан в делах всего государства и общества

Тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, которая в действительности осуществляется вождями от народа, полная беззащитность меньшинства.
Устранение самой проблемы прав человека.

 

73) -- Львы и лисы Вильфредо Парето.

-- Правящий класс Гаэтано Моска.

-- Железный закон Роберта Михельса.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...