Главная Обратная связь

Дисциплины:






Двухпартийная система



Двухпартийной считается система, в которой определяющую роль в политической жизни играют два основных партии, чередующихся у власти. При этом количество действующих в стране партий может быть различной, однако ни одна из них, кроме двух влиятельных, не имеет реальных шансов стать правящей. Для двухпартийной системы характерны относительная равновесие двух партий, которые соперничают в борьбе за власть, и значительное отставание других партий, а также наличие сильной оппозиции со стороны той партии, потерпевшей поражение на выборах.

Это одна из наиболее стабильных и эффективных партийных систем, которой не грозят коалиционные кризиса. Она сложилась в тех странах, где дело дошло до образования сильной революционной рабочей партии. Типичный пример двухпартийной системы - США, где ключевые позиции политического жизни заняли две партии - Демократическая и Республиканская. Европейским примером двухпартийной системы может быть партийная система Великобритании, в политическом жизни которой преобладают Консервативная и Лейбористская партии.

В некоторых странах основными являются две партии, а рядом с ними существует третья, которая, примыкая к одной из основных, обеспечивает ей парламентское большинство и право формирования правительства. Такая партийная система получила название трехпартийной, или «Системы двух с половиной партий». Она функционировала, например в ФРГ, где наряду с основными партиями - Социал-демократической и блоком Христианско-демократической Геополитический союз / Христианско-социальный союз (фактически это одна партия) - в парламенте действовала немногочисленная третьей партия - Свободная демократическая, коалиция с которой обеспечивала одной из основных партий парламентское большинство и право формирование правительства. После объединения Германии роль такой третьей партии перешла в партию зеленых.

Однопартийная система в прямом понимании система минные этого слова - это такая система, в которой невозможно даже номинальное существование других партий. Правящая партия, которая является единственной, по сути, сливается с государственными структурами, подчиняет их себе. Такой партией была, например, Коммунистическая партия Советского Союза.

Однако однопартийная система не исключает существования и нескольких партий. Главное, что только по одной из них постоянно закрепляется (фактически или юридически) роль правящей партии. Существуют фактически однопартийной системы, замаскированные под многопартийность. В таких системах правящая партия гегемон определяет развитие всей общественной жизни, регистрационная деятельность других партий. Фактически однопартийными были, например, партийные системы в некоторых бывших социалистических странах Восточной Европы, где, кроме правящих в коммунистических партий, существовали и другие, но они не производили ощутимого влияния на политику.



78) Типа политической культуры: фрагментарная и интегрированная, тоталитарная, авторитарная и демократическая культуры
Политическая культура - это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней.

Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие различных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур налаживания конфликтов, а также доверие между отдельными слоями населения (примером такого типа является современная Украина), для второй - низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.
Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства страны, социальной разобщенностью, высокой степенью конфликтности, применением насилия, отсутствием эффективных процедур улаживания конфликтов.Этот тип культуры господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, частично в Северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества.
Интегрированная политическая культура отличается наличием сравнительно высокой степени консенсуса (от лат. Сonsensus - согласие, единодушие) по основополагающим вопросам политического устройства, низким уровнем конфликтности и политического насилия, лояльностью по отношению к существующему режиму. Эти характеристики применимы к политической культуры большинства западных стран.
Относительно современных цивилизованных обществ при определении типа политической культуры критерием целесообразно выбрать тип политического режима. Политический режим всегда порождает соответствующую ему модель политической культуры, которая характеризуется определенными признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешанные формы. Можно выделить следующие более или менее крупные модели политической культуры: демократическое, авторитарное и тоталитарное.
Важнейшими особенностями демократической модели являются:
идея индивидуальной свободы, самоценности каждого индивида и неотчуждаемости его основных прав;
отношение граждан к частной собственности как к необходимого условия суверенитета и самореализации личности;
общественное признание плюрализма во всех сферах жизни, терпимость к инакомыслию, стремление основных групп населения к консенсусу относительно главных ценностей и идеалов;
утверждение в сознании населения принципов представительности и выборности, необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
идея гражданского общества как системы заинтересованных групп, доминирующих над государством и его институтами, передающих государству столько полномочий, сколько считают нужным;
доминирование у подавляющего большинства населения установки на достижение политических целей только демократическими средствами, в ходе избирательного процесса, и неприятие стихийных и насильственных действий.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры основывается на приоритете коллективного над индивидуальным, полном подчинении государству.
Важной особенностью тоталитарной политической культуры является всякого рода культы - вождя, борьбы, счастливого будущего.
Культ политических руководителей закономерно вытекает из характерного для тоталитарных систем сакрализации власти (предоставление власти «священного содержания»). По своей сути он такой же атрибут языческого идолопоклонства, как памятники и мавзолеи.
Культ борьбы ориентирует на конфронтацию, применения силового давления, воспитания таких качеств как нетерпимость к малейшему инакомыслию и непримиримость. Стремление к компромиссу и консенсусу взаимодействующих сторон рассматривается как признак слабости.
Неотъемлемыми элементами политической культуры тоталитаризма является культ будущего и упование на социальное чудо. Эти два элемента находятся практически в состоянии единого целого, поскольку прорваться в будущее можно, «сказку сделав былью» (рус. «сказку сделать былью»).
В тоталитарном политической культуре закрепляется принцип беспрекословного подчинения человека так называемым «высшим интересам». Человек рассматривается как винт огромного механизма и в чисто инструментальном ракурсе - как рабочая сила, трудовой ресурс, «человеческий фактор».
Существенная особенность тоталитарной модели политической культуры - отрицание (а в экстремальных вариантах - уничтожение) многих традиций духовной культуры. Она воплощалась по-разному - в переименовании городов и улиц, в ограничении доступа к определенным видам литературы, в отказе от культурного наследия в искусстве, от народных обычаев, будто препятствующих составлению новых культурных традиций.
Если за основу классификации взять социальную структуру общества, то обнаруживается, что каждый социальный слой, класс, каждая социальная общность людей имеет специфическую модель политической культуры. Исходя из социального критерия, можно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.., Политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей.

 

79) Типология легитимности политической власти
типология легитимности М. Вебера, который выделил три основных типа легитимности политического господства: традиционный, харизматический и рационально-легальний7.
Традиционный тип легитимности власти основывается на авторитете нравов и обычаев. Власть этого типа устанавливается в соответствии с традициями и обычаями и ими же ограничивается.Подвластны воспринимают власть как должное тому, что так было всегда, они привыкли подчиняться властям и верят в незыблемость и священность издревле существующих порядков.Традиционная легитимность устойчивая, поскольку постоянными являются сами традиции и обычаи.Наглядным примером легитимности этого типа является власть наследника престола.

Харизматический тип легитимности политического господства основывается на вере подвластных в необычные качества и способности, исключительность правителя. Такой тип присущ обществам с невысоким уровнем развития демократии и политической культуры его членов. Нередко он возникает и в развитых демократических государствах в кризисные периоды, когда ощущается острая необходимость в объединении всех слоев общества вокруг личности политического руководителя для выхода из кризиса. При этом сознательно культивируется величие самой личности руководителя, авторитет которого освящает властные структуры, способствует признанию власти населением.
Рационально-легальный тип легитимности политического господства базируется на убеждении подвластных в законности (легальности) и целесообразности (рациональности) установленных порядков и существующей власти. По этому типу легитимности органы и их руководители избираются через демократические процедуры и ответственны перед избирателями, правят не выдающиеся личности, а законы, на основе которых действуют органы и должностные лица. Это - основной тип легитимности политической власти в современных демократических государствах. Поскольку он основан на доверии граждан к государству как политическому институту, то называется еще институциональным,
в отличие от персонализированного типа легитимности, связанного с доверием к лицам руководителей.
Названные типы легитимности политической власти реально не существуют в чистом виде. Каждый из них представляет собой сочетание различных типов с преобладанием той или иной мере какого-то одного. Осуществляя типологию разновидностей легитимности, М. Вебер использовал разработанную им методологию так называемого чистого, или идеального, типа, которая в дальнейшем стала широко использоваться в политологии при классификации различных политических явлений и процессов.
В отличие от обычной классификации, которая предполагает деление всех предметов совокупности по общим признакам с образованием определенной системы классов данной совокупности, цель типологии заключается в том, чтобы отразить в совокупности важное, типичное. При этом используется особая абстракция - тип, который предоставляет возможность отразить важнейшие составляющие совокупности в «чистом» виде, без второстепенных деталей. Классификация «чистых», или «идеальных», типов и обозначается термином «типология». Термин «идеальный тип» ввел в научный обиход М. Вебер. «Идеальный» у него означает не «совершенный», как это следует из этимологии этого слова, а «чистый», «простой», лишенный второстепенности.
Типология является важным методом научного познания. Она используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов.Реальный мир политики значительно багатоманитниший, чем знание о нем, приобретенные в результате типологии. Однако типология позволяет выяснить самое важное, типичное в этом мире, опуская второстепенное.
В политологии выделяются также идеологический, структурный и персонализированный типа легитимности политической власти.
Суть идеологической легитимности состоит в утверждении и оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеологическая легитимность власти может быть классовой или этнической зависимости от того, кто является ее субъектом, к кому она обращена, на которых идеях и ценностях основывается. Коммунистическая идеология, в основе которой лежит идея социального равенства, формирует тип легитимности власти, связанный с ожиданием и получением человеком от нее всяческих благ. Либеральная идеология, основанная на идее индивидуальной свободы, наоборот, делает легитимной ту власть, которая предоставляет человеку гарантии индивидуальной свободы, не вмешивается в его личные дела. Разновидностью идеологической легитимности является идентификация объекта власти с ее субъектом. Такой вид легитимности присущ тоталитарному обществу и достигается благодаря интенсивной пропаганде с использованием лозунгов типа «Государство - это мы, трудящиеся», «Народ и партия едины», «Планы партии - планы народа» и тому подобное.
Одной из разновидностей идеологической легитимности власти является этническая легитимность, которая проявляется в формировании властных структур, политической элиты по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, непротивлении лиц некоренных национальностей и ведет к утверждению этнократии - власти националистически настроенной этнической элиты. Феномен этнократии той или иной степени оказался у многих в прошлом социалистических странах и бывших советских республиках ». Не избежала этого явления и независимая Украина, о чем свидетельствуют, в частности, призывы и попытки некоторых политических сил назначать на государственные должности «патриотов», «сознательных украинских» и другие.
Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является утверждение рационально-легального типа легитимности. В отличие от рационально-легальной легитимности, рассчитанной на сознание, разум людей, идеологическая легитимность основывается на воздействии не только на сознание, но и на подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Она является результатом однонаправленного процесса влияния власти на массы, не предусматривающий обратных связей, активного участия масс в разработке той же идеологии.

80) Типология партий

Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают свое присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.

В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы - функции, идеологии, социальная база, методы деятельности и т. д.

ОЭщепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.Структура представляет собой наиболее синтетичный компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т. д.). В то же время именно структура способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в, политической борьбе. Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение,' систему членства, органы руководства. На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.

Кадровые партиивосходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было еще ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты.Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации, ине стремится к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы,обладающие навыками работы среди населения. Проведение и организация предвыборных кампаний составляет их основное назначение. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ.

Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти изатухает после ее окончания. Комитеты автономны ислабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать такие партии кадровыми. Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своем являются именно кадровыми партиями.

Массовые партиивозникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счет членских взносов.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

Разделение на кадровые и массовые партии соответствует делению партий на правые и левые. Правые партии - «буржуазные», а левые - «пролетарские». Исключение составляют фашистские партии, являющиеся массовыми, но имеющие правый уклон.Кроме этого, деление партий на массовые и кадровые совпадает с их делением на партии с сильной и слабой организацией. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. В них высока степень автономности местных комитетов (первичных организаций), а центральные органы партии, как правило, не служат для них авторитетом.

В массовых партиях преобладают «вертикальные связи» между руководством и первичными организациями. Централизованный характер и наличие сильной организации, неукоснительное соблюдение партийной дисциплины обусловлены необходимостью демонстрировать свою эффективность в отстаивании интересов трудящихся, успешно осуществлять политическое воспитание масс.

Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами определяет характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех или иных звеньев партийного механизма. Если образно представить партию в виде концентрических окружностей, то в ней можно выделить:

1) круг «симпатизирующих» (т. е. «твердых избирателей» и сочувствующих, чье отношение к партии ограничивается голо сованием в ее пользу);

2) крут членов партии (т. е. выплачивающих членские взносы, пропагандирующих доктрину партии, соблюдающих партийную дисциплину);

3) круг активистов и функционеров (т. е. тех, для кого партия представляет смысл жизни, хотя их роль в массовых и кадровых партиях неодинакова). В кадровых партиях активисты являются членами комитетов, в массовых они составляют ядро каждой ба зовой группы и выполняют решения руководителей.

Единственным показателем силы или слабости кадровых партийявляется число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые партии приспосабливают свою программу и политику к электоральным предпочтениям с целью увеличения числа своих избирателей. Главными действующими лицами в кадровых партиях становятся парламентарии.Они являются своеобразными лидерами, ориентирующимися на голоса избирателей, от которых зависит не только их успех, но и положение партии. «Активисты,' - замечает М. Дюверже, - слишком малочисленны в этих кадровых партиях, чтобы стать их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям».

Массовые партии имеют разветвленную и жесткую бюрократическую систему управления, позволяющую вовлекать в партию большие массы людей и контролировать первичные организации. Партийная бюрократия оказывает решающее влияние на рядовых членов партии и парламентариев. Если в кадровых партиях ее парламентарии обеспечивают руководство партией, не встречая серьезного сопротивления со стороны ее членов, то в массовых партиях действует принцип подчинения депутатов партийным руководителям, выбранным членами партии.

Эффективность деятельности массовых партий обеспечивается благодаря активности членов партии, входящих в нее на основе индивидуального членства. Коллективное членство (характерное для кадровых партий) в отличие от индивидуального не предполагает ни действительного включения в политическую жизнь, ни персональных обязательств перед партией. Данное обстоятельство глубоко трансформирует природу партий.

Кроме этого, массовые партии всех типов отличает групповая сплоченность и высокая результативность, которые достигаются благодаря принципам организации первичных звеньев.Так, первичными организациями социалистических партийявляются секции по месту жительства численностью в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная - исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

Коммунистические партиисоздают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жесткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм», пытающийся совместить свободу (например, выборность руководителей всех уровней) и принуждение (подчинение меньшинства большинству). На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителей превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет центральное руководство партии.

Фашистские партии имеют много сходных черт с коммунистическими: вертикальные связи, централизация власти, жесткая структура. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий являетсяштурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой армии.

Как видим, бинарная классификация партий М. Дюверже на кадровые и массовые была достаточно универсальной и прагматичной. Однако уже сам М. Дюверже отмечал, что она является «приблизительной, описывающей скорее тенденции, чем дающей четкое различие». Ряд партий оставался за пределами данной классификации, некоторые имели промежуточный характер. Например, лейбористская партия, насчитывающая 6,5 млн. человек, причем среди них с коллективным членством через профсоюзы -5,8 млн., не может быть однозначно отнесена ни к кадровым, ни к массовым. Или такая особенность кадровых партий США, как плотная организационная сеть на уровне избирательного округа (демократическая партия имеет 2, 5 тыс. ячеек, республиканская -2 тыс.), заметно отличает их от классических партий нотаблей (людей, чье положение в обществе обеспечивает им авторитет в политике). Впрочем, не менее сложно классифицировать и партии, являющиеся объединением разнородных фракций, течений, клиентел, как, например, либерально-демократическую партию Японии. Поэтому предпринимались попытки усовершенствовать классификацию М.Дюверже. Они происходили под влиянием социальных перемен в индустриально развитых странах.

Структурные изменения в экономике западных стран подорвали социальную базу массовых партий и обусловили их упадок. Работники индустриальных производств, бывшие прежде клиентурой массовых партий, теряли работу и перемещались из добывающего и обрабатывающего секторов экономики в сектор услуг. Заметно улучшались условия труда, повышалась зарплата квалифицированных рабочих, что изменяло их политические взгляды. Вследствие этого значение классового сознания и политической идеологии в формировании партийных предпочтений заметно упало.

Более того, в постиндустриальных обществах существенно трансформировался механизм выработки политических предпочтений. Согласно классической модели американских политологов С. Липсета и Д. Роккана, на политический выбор граждан влияет сочетание пяти переменных величин: общественного положения, уровня доходов, качества образования, места жительства и религиозной принадлежности. По традиционной модели Липсета-Роккана считалось, что граждане со скромным материальным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям левого спектра. Например, они выбирают социал-демократию за ее приверженность материальным ценностям. Напротив, граждане с престижным образованием и высоким социальным статусом, материально обеспеченные образуют массовую базу консервативных партий. Религиозная часть населения отдает свои предпочтения соответствующим религиозным партиям.

Переход к постиндустриальным технологиям в развитых странах приводит к вытеснению в общественном сознании традиционных (материальных) ценностей. Их заменяют такие нематериальные ценности, как образ жизни, возможности самореализации личности, солидарность, качество среды обитания и т. д., носителями которых являются высокообразованные и приспособленные к жизни в условиях информационной революции социальные группы.

Экономический рост сглаживает социальные различия, устраняет существенные классовые антагонизмы. Общество переходит от конфликта как способа развития к согласию. В условиях возросшего многообразия социальных интересов политические партии вьшужцены отказываться от притязаний на идеологическое и интеллектуальное руководство массами. Они предпочитают непосредственно обращаться к избирателям, а не к членам партии.

Следует учитывать, что упадок партий отчасти вызван и разочарованием определенной части населения развитых стран в партиях, как механизмах представительства интересов. Поэтому многие граждане стремятся быть независимыми, идеологически неангажированными.

Произошедшие в западных странах социальные перемены послужили основанием для дополнения бинарной классификации М.Дюверже новым типом партии - партии избирателей.Так, итальянский политолог Д. Сартори различает уже три типа партий:парламентско-электоральную, организационно-массовую (которые близки кадровой и массовой партиям М. Дюверже) и электорально-массовую. Французский политолог Ж. Шарло определяет партии избирателей как межклассовые и меж-идеологические движения, целиком обращенные к электорату.

Партии избирателей (их еще называют «универсальными», или «интерклассовыми») стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща, в частности, голли-стской партии Объединение в поддержку Республики, европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др.

81)Типология политических конфликтов
Проблема типологии политических конфликтов имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение. Для того чтобы вовремя и целенаправленно воздействовать на тот или иной конфликт, важно точно определить его тип. От этого во многом зависят способы и методы разрешения политических конфликтов, темпы и направленность их развития.
В современной политической литературе существуют различные типологии политических конфликтов, отражающие сложность и многогранность политической действительности. Рассмотрим некоторые из них. С точки зрения масштабов и уровней проявления политических конфликтов, различают внешнеполитические (межгосударственные) и внутригосударственные конфликты.
Внешнеполитические конфликты - это конфликты между двумя или несколькими государствами за сферы влияния и господства на мировой арене. Они могут возникнуть вследствие различия территориальных, экономических, военных и иных интересов между государствами.
Внутригосударственные конфликты могут возникнуть между политической элитой и массами. Это происходит тогда, когда правящая элита не выражает коренных интересов большинства, находится на службе интересов меньшинства. Тогда политическую элиту массы считают антинародным хунтой.
В самом общем виде конфликты можно разделить на внутриполитические и внешнеполитические. К первым относятся межклассовые, межэтнические и межконфессиональные. Поскольку политическая жизнь происходит в условиях многопартийности, то возможны и реально довольно часто встречаются межпартийные конфликты, конфликты между партийными лидерами, а также между ветвями власти и их лидерами. Последний вид конфликтов в подавляющем большинстве случаев приводит к политическому кризису, дестабилизации в обществе, обострение противостояния, неуверенности масс населения и недоверия ко всем ветвям власти. Этот вид конфликтов - это борьба за ведущие посты в политической системе, а также за завоевание позиций в важных социально-политических вопросах. Чаще всего он проявляется в переходный период развития общества и усиливается, когда к этой борьбе привлекаются средства массовой информации.
Особое место среди видов внутриполитических конфликтов относится, классовой борьбе - межклассовых конфликтов. Классовая борьба - это борьба между классами, интересами, интересы которых не совпадают или противоречат друг другу. Сейчас по-разному оценивают место и роль классовой борьбы в развитии общества. Но история, весь ход развития человеческого общества беспрекословно доказывают наличие такой борьбы, таких конфликтов, которые играли и играют соответствующую роль в прогрессивном развитии общества. История знает разные формы классовой борьбы. Особое место в межклассовых внутриполитических конфликтах принадлежит таким их видам: восстание, политическая стачка, путч, гражданское неповиновение, мятеж, заговор, переворот.
Восстание - массовый открытый вооруженное выступление определенного класса или социальной группы против существующей власти, господствующих классов и групп, национального и религиозного угнетения. Острая форма его - вооруженное восстание. Восстание характеризуется тем, что господствующие классы не отдают власть без сопротивления, прибегают к насилию.Вооруженным восстанием часто начинается революция (взятие Бастилии, октябрьский переворот в Петрограде). Вооруженное восстание может быть правомерным, только если нет никакой возможности завоевать власть мирным путем.
Путч - специфическая форма вооруженной борьбы за власть, которая опирается на военных, на часть армии, выступающих непосредственным инструментом захвата власти или средством психологического давления на правительство, в поддержку требований его полной отставки и передачи власти военным. По механизмам захвата власти путче близкие к дворцовым переворотам. Для них характерны тенденции к утверждению тоталитарных форм правления, создание горизонтальных и вертикальных военизированных структур управления для контроля за ситуацией в стране и для борьбы с инакомыслящими. Поскольку путчисты не имеют широкой поддержки в массах, они используют репрессивные меры. Характерным для них является попытка поставить армию в привилегированное положение в обществе и обеспечить тем самым ее лояльность к новой власти.
В отличие от мятежа, путч не может перерасти в массовое вооруженное восстание против старой власти. Путчем может быть и попытка переворота.
Мятеж - вооруженное выступление вражеских государственной власти сил, направленный на захват власти, изменение формы правления или отделения части территории. Мятеж имеет более широкую социальную базу, чем путч, однако по уровню размаха и привлечения масс он не достигает значения вооруженного восстания, хотя в условиях всесторонней кризиса общества может перерасти в него.Мятеж может иметь как прогрессивную, так и консервативную направленность.
К насильственной формы изменения государственной власти относят и переворот, вследствие которого политическое управление страной переходит в руки представителей армии. Характер переворота, его политическая направленность зависят от того, какие силы - прогрессивные или реакционные - и с какой целью осуществляют его, интересы какого класса они отстаивают.
К внутриполитических конфликтов относится и заговор, под которой понимают тайное соглашение узкого круга лиц о вооруженном выступлении с целью усилить или свергнуть власть, подорвать существующий строй. Заговор военных преимущественно оказывается реакционными социальными прослойками, которые не могут рассчитывать на поддержку народных масс. Демократическое общество исключает сговор как форму борьбы за власть.
Для демократического общества приемлемой является такая форма конфликта, как гражданское неповиновение, которое может проявляться в различных формах: ненасильственное выступление некой социальной группы или партии против общественно-политического порядка, против существующих социальных норм (правовых, морально-этических правил люсского общежития). Гражданское неповиновение проявляется митингами, демонстрациями, политическими забастовками, а также противостоянием правительству.
Политическая стачка-высшая форма забастовочного движения. Он проявляется в коллективной отказе забастовщиков продолжать работу вплоть до удовлетворения их политических требований.Политическая стачка может сопровождаться демонстрациями, столкновениями с правительственными войсками, с полицией или милицией. Политические забастовки бывают локальными и общими (охватывающих одну или более областей экономики), национальными (в масштабах всей страны) и международным.
Вторую большую группу конфликтов составляют внешнеполитические {международные) конфликты.В зависимости от сущности, содержания и формы конфликта, цели его участников, применяемых средств, втягивание других или выход действующих участников, индивидуального хода и общих международных условий развития конфликт может проходить различные фазы. Фазы конфликта способны спресовуватись во времени, сливаться или распадаться на более мелкие.
Первой фазой международного конфликта является экономическое, идеологическое, международно-правовое или только дипломатическое отношение сторон к определенной противоречия или группы противоречий, которые выражены в конфликтной форме.Второй фазой конфликта является определение своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы за решение объективных или субъективных противоречий с учетом своего потенциала и возможностей применения мирных или немирных средств, использование союзников, оценка общей внутренней и международной ситуации.
Третья фаза связана с втягиванием в конфликт в той или иной форме иностранных государств.
Четвертая фаза - нарастание борьбы до самого высокого политического уровня - международного политического кризиса, который охватывает не только государства, конфликтующие, но и целые регионы. На этой фазе уже возможен переход к практическому применению военной силы.
Пятая фаза - международный вооруженный конфликт, завершением которого является победа одной из сторон или переговоры.
Иногда международный (внешнеполитический) конфликт рассматривается очень широко. Любое противоречие на международной арене, объективная или субъективная, существенная или незначительная относительно практической жизни, экономическая, политическая, идеологическая или другие представляется готов международный конфликт.
Экономические, политические, идеологические, территориальные, национально-религиозные и другие противоречия имеют непосредственное отношение к международным конфликтам, которые возникают. Такие противоречия могут выступать как объективная основа, причина и движущие силы конфликтов. Реально существующие противоречия находят прямое или опосредованное, адекватное ли субъективистским искаженное отражение в сущности и в типе конфликта, в интересах, стратегии, тактике и в средствах осуществления его государствами, политическими силами, во внешних условиях развития международного конфликта.
Отдельное место среди конфликтов занимают межнациональные конфликты. Цепная реакция конфликтов этого типа охватила целые страны и даже регионы, привлекшая к себе внимание мировой общественности. Объяснить происходящее, найти пути преодоления межнациональной напряженности, предотвращения дальнейшей эскалации вражды между народами, выработать механизм разрешения конфликтов, возникших, - основная задача ученых и политологов.
Межнациональные конфликты являются специфической формой проявления конфликтов социальных. В их основе лежит неприятие доминирования одного этноса над другим. Это касается экономики, власти и доступа к культурным ценностям. Такое неприятие проявляется в разных формах - как мирных, так и насильственных.

 

82)

Типология политических систем

 

Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

  • тоталитарные;
  • авторитарные;
  • демократические.

2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

  • открытые системы;
  • закрытые системы.

Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, проникнутые духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.

3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.

Соответственно выделяются системы:

  • рабовладельческие;
  • феодальные;
  • капиталистические;
  • командно-административные.

Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, пидданського или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

5. Выделяют политические системы переходного типа , включающие в себя элементы модернизированной системы, рождается и элементы старой системы. Политическая система современной Украине носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

6. Существуют различные типологии политических систем, предназначенных по типу политической культуры , доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмонда и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.

В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.

Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.

Современные системы является еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными.

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.

Это позволило Д. Алмонду и С. Вебер выделить следующие типы политических систем:





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...