Главная Обратная связь

Дисциплины:






Политические идеи Античности и Средневековья



1. Античность

· Демокрит (приверженец рабовладельческой демократии). Государство же возникает уже как результат развития общества и представляет собой условное соглашение между людьми, к чему вынудила их естественная потребность жить в каком-то установленном порядке. Воспитание и обучение должно осуществлять государство.

· Платон. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души(философы, земледельцы, стражи)

· Аристотель. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства из семьи и поселений, (человек пол. существо). Классифицируя формы государственного устройства по числу властвующих, правильными формами (монархия, аристократия). Стабильность государства - большой слой среднеобеспеченных граждан. Высказывал идею верховенства закона, ввёл понятие «естественного закона» и др.

· Полибий выдвинул идею разделения властей. Он утверждает необходимость равновесного и взаимно сдерживающего разделения властей: царя, народа и власти старейших и установления смешанной формы правления.

· Цицеронсоздал учение о государстве как публично-правовой общности, ввёл понятие юридического лица.

2. Средневековье

· Августин Блаженный. Сложившиеся политические отношения он называет «естественным порядком человеческой жизни», указывая, что это временное явление (до судного дня). Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

· Фома Аквинский, считает, что светской власти принадлежат только тела людей, а их души – богу, церкви и Папе Римскому, которым должны подчиняться все, в том числе и монархи. Существующее общественное устройство с его классовым неравенством и эксплуатацией предопределено богом и поэтому не может быть изменено. Духовная власть выше власть земного государя.

· Гелассий, основатель теории «двух мечей». Обладая двумя мечами (властями), папа один меч (высшую духовную власть) оставляет себе, а второй (низшую светскую власть) – передает королю. Поэтому король должен подчиняться папе.

· Бернар Клевросский . Он считал, что светская власть передается непосредственно королю, минуя Папу. Поэтому король подчиняется только богу.

· Роджер Бэкон. Важное значение для социальной мысли имела идея о естественном (природном) происхождении государства, в противовес божественной теории.

· Сигер Брабантский, признавал вечность и несотворимость мира, возвеличивал роль человеческого интеллекта и отвергал теорию божественного происхождения государства.

· Недовольство католической церковью переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией. Её деятели в различных странах (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин и др.) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись бы свобода совести, свобода мысли и пр. Возникают идеи равенства всех людей перед законом.

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...