Главная Обратная связь

Дисциплины:






Предшественником философии жизни считается Артур Шопенгауэр



Представители: Ницше, Клагес, Лессинг, Дильтей, Шпенглер.

 

14. Прагматизм.

Прагматизм – дело, действие в пер. с греческого (Джеймс, Пирс, Дьюи)

Уровны бытия по Пирсу:

1. Первичность – творческий дух создает некие идеальные формы, их множество

2. Вторичность

3. Третичность – уровень истинности, универсальности

Преодоление сомнения – функция мышления

Истина – устойчивое верование

Верования истинны, если они приводят к достижению поставленной веры.

Истина в прагматизме. Джеймс. Опыт – поток сознания, основа мира – чистый опыт, он не материален и не идеален.

1. Посредник между прошлым и будущим, он готовит людей к будущим изменениям

2. Орудие действия, слова выражающие истину – инструменты в опыте

3. Ценности – истина в опыте

4. Идеи

Дьюи. Опыт – весь жизненный мир человека, все, что может стать предметом человеческого воздействия.

Назначение познания – приспособление к среде.

Истина – то, что приводит к успешному результату.

 

15. Феноменология.

Гусерль. Стремился наити достоверное основание. Философия – основа для остальных наук.

Учение о сознание. Предмет философии – феномены сознания. Феномены сознания – абсолютные сущности, не зависящие от индивидуального сознания, их нельзя познать рассудком. Интернационализм – направленность, он присущ сознанию. Необходимо выявить сущность вещи посредством….

Он предложил переключить познание на само сознание и тогда содержание сознания образует предмет феноменологии.

Феноменологическая редукция – операция с помощью которой достигается самоочевидная база феноменов сознания. Суть феноменологическая редукция – направить познание на сознание и освободить его от всего лишнего

Стадии:

1. Эйдетическая редукция – внешний мир и знание о нем

2. Феноменологическая редукция – в скобки должны быть заключены все суждения человека о духовных процессах.

Фрейдизм и неофрейдизм.

Зигмунд Фрейд. Причина психических расстройств – конфликт между сознательным и бессознательным.

Виды бессознательного:

1. Предсознание – скрытое, но способное стать сознательным

2. Вытесненное бессознательного

Слои психики:

1. «Оно» - бессознательное, некий глубинный слой, выражающий (либидо – сексуальный инстинкт, эрос – влечение к жизни)

2. Сознательное – «Я» посредник между бессознательным и окружающим миром

3. Нормы и запреты «сверх Я»

Альфред Адлер, К. Г. Юнг

Фрейд неоправданно свел все поведение человека к удовлетворению биологических потребностей

Слои бессознательного:

1. Личностное бессознательное

2. Коллективное бессознательное – общий центр и ядро психики, имеет всеобщую природу. Это всеобщее основание духовной жизни.



Архитип – наследуемые всеобщие образцы, символы, стереотипы психической деячтельности и поведения

3. Психическое бессознательное

Эрих Фромм. Социальное бессознательное – вытесненное психическое, которое является общим для большинства людей.

3 типа социального характера:

1. Пассивный

2. Накопительский и эксплуататорский

3. Рыночный – порожден капитализмом

 

 

16. Экзистенциализм.

Экзистенциализм. Немецкие философы – Ясперс, французы – Сартр, Камю.

Хайдегер. Человеческое существование – исходный момент всего сущего. Человек - сущее, могущее поставить вопрос о бытие. Сущность бытия внутри человека. Мир существует для и в человеке.

Много они писали о человеческой свободе – это выбор, который нужно поставить передж последней возможностью своего бытия – смертью. Цель свободы – смерть.

Смерть – символ одиночества, оно может привести его к свободе.

Карл Ясперс. Философия и наука не совместимы. Высшая ценность науки – познание, в философии нет главной направленности на познание. Философия – индивидуальное творчество.

Философия долждна опираться на науку. Процесс приобщения – философствования

1. Ориентация человека в предметном мире

2. Экзистенция – становление человека как самосоздающего существа.

О проявлении человека:

1. Эмпирическое Я

2. Сознание вообще

3. Дух – жизнь людей

4. Возможная экзистенция – проявление чувства того, что человек вышел за пределы сознания.

Сущность человека:

1. Компонент неудовлетворенности

2. Стремление к единому – это бытие и вечность

3. Сознание непостижимого воспоминания

4. Сознание бессмертия, как укрытости вечностью

 

17. Философская герменевтика.

Философская герменевтика – искусство толкование текстов с греч.

 

Хайдегер. Меер

Значение герменевтики:

1. Теория и общие правила интерпретации текстов

2. Искусство понимания и постижения смыслов и значений знаков

3. Философское учение о понимании и интерпретации

Западная религиозная философия: протестанты, католики, евреи

 

18. Неотомизм

Неотомизм – течение современной католической философии. Это официальная философия Ватикана.

В основе – философия Фомы Аквинского. Философия подчинена теологии, хотя и обособлена. Сохранение ориентации для предмета философии – доказательство существования Бога. Проблемы социальные и этические, общества, человека и науки.

Причины:

1. Признается, что благодаря науке и технике происходят преобразрование

2. Критика науки на негативное влияние на окружающую среду и общество.

Источник веры – божественное откровение. Источник знания – человеческий разум. Сотворение мира Богом из ничего, креационизм.

Материя существует из-за того, что создана Богом. Неотомисты не считают себя идеалистами, они называют себя реалистами.

 

19. Персонализм.

Персонализм – признание личности и духовных ценностей верхом человеческой цивилизации.

Центральная проблема - проблема универсального развития личности.

Характеристики личности:

1. Существование личности во вне – экстериоризация

2. Интериоризация – внутренний духовный мир

3. Трансценденция – направленность на высшие божественные ценности

Идея о воплощении царства божьего на Земле.

Проблема труда. Вовлечение связано с трудом. Труд ради творчество. Подлинное условие существования человека – это труд.

Человек, достигающий личностного существования. Человек сам себя созидает.

 

20. Русская философия в 19 веке.

21. Русская религиозная философия в конце 19 – первой половине 20 века.

Русская философия

1. 11 век – порвая половина 18 века – постановка философских проблем в религии и духовной культере

2. Вторая половина 18 века – первая четверть – философское осмысление науки и культуры

3. 19 – 20 века Развитие самобытной русской философии

4. Философия русского зарубежья и марксистская философия 20 век

Особенности:

1. Форма философствование – письма, поучения, статьи, религиозные тексты, политвы

2. Тесная связь с литературой и искусством

3. Переплетение западно-европейского и восточного типов философского размышления

4. Связь с православием

5. Преобладание социальных и нравственных проблем

М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга и Москву»

П.Я. Чаадаев философические письма, объявлен сумасшедшим. Центральное место – проблема человека и его истории, человек - двойственной существо. Задача философии – изучение человеческой духовности. Божественное провидение определяет человеческую историю.

В основе мира – Великое Все, оно объективное. Россия должна сочетать воображение и разум.

Россия не принадлежит ни западу, ни востоку, она выключена из общественного процесса. Она должна сюлизиться с западом на общей христианской основе.

Преимущества России:

1. Нетронутость национального самосознангия

2. Молодость России

3. Особенности православия

Славязнофильство: Хомяков, Кириевский, Аксаков.

Особый путь, самобытность, отсутствие борьбы социальных групп.

Западники: Герцен, Чернышевский

Россия – часть общемирового процесса.

 

Типы культур у Данилевского: концепция культурно-исторических типов

1. Египетская

2. Индийская

3. Еврейская

4. Китайская

5. Иранская

6. Ассирийско-вавилонская

7. Древнегреческая

8. Древнеримская

9. Новоаравийская

10. Романо-германская

Циклы развития:

1. Бессознательный – народы находятся на уровне этнографического материала

2. Государственного становления

3. Период цивилизации – становление народа культурно – историческим тепом

Стадии:

1. Зарождение

2. Младенчество

3. Юность

4. Зрелость

5. Старость

6. Сметь

Концепция противоположна линейной концепции.

Европоцентризм превращает историю России и Востока в приложение

Полицентризм и многовариативность развития.

Россия и Европа принадлежат к разным культурным типам.

Владимир Сергеевич Соловьев.

В теории познания: синтез эмпиризма, рационализма, мистицизма: науки, философии и религии

В онтологии: единство идеального и материального, божественного и природного в человеке

В нравственно философии: от распри и вражды

В философии истории: от разрозненного человечества к всечеловечеству

Всеединство – равновесие множественности единства

София и божественная премудрость. Софиология – премудрость.

Этапы и ступени мира:

Этапы 0- природа и история

1. Минеральное царстов

2. Растительное царство

3. Животное царство

4. М

5. Выи

Человек:

1. Божественный

2. Материальный, природный

3. Духовный

Пути познания:

1. Эмпирический (научный) – постигается мир явлений

2. Рационально-философский – познание мышления и идеальной сферы

3. Мистический (созерцательно-религиозный)

Философия серебряного века.

Религиозно – философский ренессанс: Бердяев, Флоренский, Булгаков, Франк, Струве, Ильин, Карсавин, Лосский.

Бердяев предмет философии – духовный мир человека.

Время по Бердяеву:

1. Космическое

2. Историческое – протяжение из прошлого через настоящее в будущее

3. Экзистальное

Мир духов и свободы и мир природы и необходимости.

Свобода первичнее бытия – это воля.

Созданный богом мир не завершен, будучи свободным, человек творит мир.

Он был еще и персонализмом.

Идея космизма:

1. Естесственнонаучное: Умов, Вернадский, Чижевский, Циолковский

2. Поэтически – художественное: Одоевский, Дьячков, Левшин, Сухово-Кобылин

3. Философское: Федоров

Федоров: человек – вершина эволюции, но он ущербен, т.е. смертен. Будет существовать Божие Царство. Произойдет воскрешение людей естественным путем.

Развитие идеи единства человека и природы.

Беды человечества – дисгармония.

Счастье человека невозможно пока существует стихия и разрушение.

Если человек устранит смерть, он победит зло.

Плеханов – материалист и диалектик. Оригинальные идеи в социальной философии. Марксизм не отвергает роль личности в истории. Великая личность может изменить события, но не общее направление, обусловленное развитием производительных сил.

Пятичленка Плеханова:

1. Производительные силы

2. Экономические отношения

3. Социально-политический строй

4. Общественная психология

5. Идеология

Ленин. Гипотеза о том, что в фундаменте материи есть свойство отражения. Ощущения и сознание отражают окружающий мир. Дал определение материи – объективная реальность, которая существует в ней независимо от человеческого сознания. Практика и её роль в познании.

Черты развития: отрицание отрицания, перерывы постепенности, переход количественных изменений в качественные.

 

22. Бытие и его формы.

Бытие.

Бытие изучает онтология.

Бытие – интегральная характеристика целостности, реальности мира, его существования. Отвлечение от вещей и явлений.

Сущее - -совокупность вещей.

Общее для вещей – существование бытия.

Бытие самодостаточно, оно не из чего не выводится.

Первооснова – субстрат – единство многообразия.

Небытие – пустота. Мир существует, это и есть бытие. Исчезновение вещей или явлений – есть небытие.

В понимании бытия подходы:

1. Монистический – признание некоей единой субстанции, она не нуждается ни в чем другом (У Спинозы – природа есть субстанция, но много модусов – конечных вещей). В рамках монизма есть различие между идеалистами и материалистами

2. Дуалистический – признание равноправного существования двух субстанций: материальной (протяженность) и духовной (мышление) (Рене Декарт)

3. Плюралистический – бытие рассматривается как бесконечное множество субстанций

Вопрос о бытие решается в философии по-разному. Одну утверждают бесконечность мира, другие – конечность.

Формы бытия:

1. Бытие природы (она существует до и независимо от сознания человека, она объективна, первична по отношению к сознанию, бесконечна, в небытие попадают только отдельные вещи, бес природы не могут создаваться вещи – вторая природа): первая природа, вторая природа. Между ними существует общее: из материала первой создается вторая, она объективна, в ней воплощаются знания и труд человека и первоприродный материал. Вторая природа искусственно создается человеком. Первая природа – непреходящее бытие, это бесконечный мир, осваиваемый человеком в малой части. Вторая – опредмечивает цели и задачи человека.

2. Бытие человека. Оно представляет единство тела и сознания, т.е. телесного и духовного. Специфика в том, что человек имеет тело – часть природы и то, что человек является социальным существом. Бытие человека – объективная реальность.

3. Бытие идеального или духовного. Формы: индивидуальный духовный субъективный мир – сознание одного человека, оно скрыто, сознание возникает и исчезает с рождением и смертью человека, бытие сознания не существует отдельно от бытия человека, внеиндивидуальный духовный мир – объективированный мир, воплощенный в материальных формах, идеи, идеалы, нормы, ценности способны сохраняться, совершенстоваться, развиваться. Сюда относятся науки.

4. Бытие общества. Общество рассматривается как форма совместной деятельности людей, это социальная форма материи. Общество – надприродная реальность, оно существует в процессе деятельности людей. Общество охватывает и прошлые и будущие поколения, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

 

23. Материя и ее виды.

Материя.

Материалисты признают материю как объективную реальность, это онтологический аспект. В гносеологическом плане признается, что сознание может познать материю.

Независимость материи от сознания в том, что материя первична. Человек первичен по отношению к сознанию

Независимость материи:

1. Существование человека до сознания

2. Первичность человека по отношению к сознанию

3. Независимость вещей от образа в сознании человека.

Абсолютная противоположность существует в онтологическом аспекте.

Относительная противоположность материи и сознания – сознание – одно из свойств материи.

Материя – субстанция, а атрибуты – всеобщие свойства материи.

Атрибуты: движение, пространство и время, они материальны, но они не являются материей.

Вид материи – класс материальных объектов, которые объединены на определенном уровне организации материи.

Виды материи в неживой природе:

1. Элементарный, субатомный – элементарные частицы, вакуум

2. Атомный – атомы, возникающие из элементарных частиц, плазма – состояние вещества на подобие газа

3. Молекулярный - молекулы

4. Макротелесный - тела

5. Планетарный – планеты

6. Планетно-системный – системы, состоящие из звезд и планет

7. Галактический – скопления систем, газа, пыли

8. Галактико-системный

9. Метагалактический – система взаимодействующих скоплений галактик

Виды материи в живой природе:

1. Доклеточный

2. Клеточный

3. Многоклеточные организмы

4. Популяция – сообщество особей одного вида, связанных общим генофондом и скрещивающиеся между собой

5. Биоценоз – сообщество популяций

6. Биосфера – взаимодействие биоценозов между собой.

Соотношение высших и низших уровней материи:

1. Высший уровень возникает на основе низшего

2. Низший уровень включается и сохраняется в высшем

3. Высший зависит от низшего

4. Низший подчинен высшему

5. Интегральная природа высшего - высшее интегрирует высшее

6. Относительная самостоятельность высшего

Атрибуты.

Атрибуты (свойства: первичные и вторичные)

 

24. Движение. Формы движения материи. Пространство и время.

Движение – способ существования материи, её всеобщий атрибут, который означает любое изменение.

В понимании материалисты считают, что материя не существует без движения. Движение объективно и вечно. Движение не привносится из вне.

Е=мс2 это формула показывает взаимосвязь энергии – характеристики движения, и массы – характеристика материи

Движение абсолютно, покой относителен. Движение – единство изменчивости и устойчивости, абсолютного покоя не существует, но нельзя абсолютизировать изменчивость, это приводит к релятивизму.

Формы движения материи соответсвуют уровню организации материи:

1. Форма движения соответствует виду материи

2. Генетическая связь между формами движения

3. Высшие формы не сводимы к низшим

Механицизм, редукционизм – попытка свести высшие формы движения к низшим.

Абсолютизация одной из форм движения – другая крайность

Пространство – форма существования материи, которая характеризует протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование вещей.

Время – форма существования материи, которая характеризует длительность и последовательность смены существования вещей.

1 т.з. Демокрит, Эпикур, Ньютон. Пространство – протяженность, некая пустота, пространство не зависит от вещей

2 т.з. Ломоносов, Декарт, Спиноза, Аристотель. Пространство -

3 т.з. Гольбах. Пространство – форма бытия материи

4. Пространство –порядок существования и взаимоотношения вещей (Лейбниц )

5. Комплекс ощущений

6. Априорная форма чувственного созерцания

Время:

1. Длительное существование и мера изменений материи

2. Длительность и последовательность изменений материи

3. Проявление абсолютной вечности как преходящая длительность

4. Абсолютная длительность, однородная во вселенной

5. (Лейбниц) Порядок последовательности событий

6. Беркли, Юм, Мах Форма упорядочивания комплексов суждений

7. Кант Априорная форма чувственного созерцания

Концепции:

1. Субстанциональная

2. Реляционная

Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время независимыми от материи, это вместилище, в котором находятся все материальные объекты (Ньютон)

Реляционная концепция признает взаимосвязь пространства и времени и их связь с материей и движением. (Лейбниц)

Эйнштейн специальная и общая теория относительности. Специальная – при увеличении скорости движения пространственные интервалы сокращаются, а временные – расширяются. С т.з. философии теория раскрывает связь пространства и времени. Общая теория – пространство и время зависят от тяготения, а оно зависит от взаимного расположения объектов, философский смысл – взаимосвязь пространства и времени с материей.

Материализм признает объективность пространства и времени, идеалисты отвергают эту объективность, пространство и время существуют в сознании человека.

Свойства пространства и времени:

1. Трехмерность пространства и одномерность времени

2. Однородность и изотропность пространства и однородность времени. Однородность – отсутствие выделенных точек, однородность времени – равноправие всех его моментов, изотропность пространства – равноправие всех его частей

3. Необратимость времени, обратное течение времени невозможно

Архит понимал бесконечность пространства как бесконечное прибавление единиц длительности.

На разных уровнях есть разная бесконечность пространства и времени.

Материальное бытие – бытие свойств вещей, отношений

Вещь – то, что обладает свойствами и находится в отношениях с другими вещами. Свойства – стороны вещи, которые характеризуют сходство или различие с другими вещами. Свойства обнаруживаются в отношении – устойчивых взаимосвязях с другими вещами.

 

 

25. Структурность бытия: целое и часть, форма и содержание, сущность и явление, общее, особенное и единичное, система, элемент, структура и функция.

Бытие структурное детерминированное бытие. Целое – то, что образовано частями, выражает делимость целого на части, часть – то, что образует целое, она образует целое.

Меризм Холизм
Целое есть сумма частей Целое больше суммы частей
Части предшествуют целому Целое предшествует частям
Часть – все, целое - ничто Целое – все, часть - ничто

В современной науке выделяют суммативные системы и интегративные системы.

 

Значение формы:

1. Способ внешнего выражения содержания

2. Внутренняя организация, способ связи элементов

Содержание совокупность элементов, отношений, связей, процессов в определенной системе.

Соотношение формы и содержания:

1. Единство

2. Неоднородность связи – одно и тоже содержание может иметь разные формы и наоборот

3. Противоречие – противоречие существует в результате возникновения разнонаправленных тенденций

4. Соответствие формы и содержания

Этапы взаимодействия формы и содержания:

1. Соответствие

2. Несоответствие - форма мешает развитию содержания

3. Восстановление соответствия формы содержанию

Форма может способствовать развитию содержания, если соответствует ему.

Сущность – внутреннее устойчивое единство многообразных форм бытия вещи.

Явление – внешняя форма выражения вещи, проявление сущности и её внешнее обнаружение.

Сущность и явление соотносительны. Вещи разнонаправлены и разноступенчаты.

Единство сущности и явления:

1. Сущность обнаруживается в явлении

2. Явление богаче сущности

3. Сущность – основа явлений

Сущность и явление едины, их различают только в процессе познания.

Сущность устойчивее, явление изменчивее. Изменения в явлении приводят к изменениям в сущности. Сущность в явлениях может внешне изменяться, казаться.

Единичное – неповторимые индивидуальные признаки вещи

Общее – сходные, родственные признаки, присущие другим вещам

Особенное – связующее звено между единичным и общим, выражает наличие признаков, сходных с признаками одних вещей и отличных от признаков других вещей

Самостоятельное существование этих элементов возможно только в сознании. (пример с реализмом и номинализмом и столами)

Реалисты утверждают, что общее существует самостоятельно, а единичное порождается общим.

Номиналисты - реально только единичное, общее – есть продукт сознания.

 

26. Детерминация бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, закон, возможность и действительность.

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности явлений.

Причинность – генетическая связь между явлениями, вещами, при которой одно явление, называемое причиной, при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием.

Признаки причинной связи:

1. Генетический – обязательное порождение причиной следствия

2. Необходимость – неизбежность порождения

3. Однонаправленность – причина всегда предшествует следствию

4. Пространственно-временная непрерывность. Если причина и следствие разделены пространством, то это пространство заполнено другими причинно-следственными связи, явления и события. У времени практически тоже самое.

Цепи причинения:

1. Однолинейные – одни и те же явления выстапают причинами и следствиями, но в других связях

2. Двухлинейное – следствие влияет на причину

3. Разветвленные

Причина порождает следствие только при определенных условиях. Условие только способствует возникновению следствия, но оно не может стать причиной.

Полная причина – совокупность всех условий, при которых с необходимостью появляется следствие.

Полная причина:

1. Специфицирующая причина – то, что вызывает следствие

2. Кондициональные причины – условия, факторы, способствующие приведению специфицирующей причины в активное состояние

3. Реализаторская причина – повод, то, что обусловливает время появления следствия

Виды причин:

1. Внутренние – в рамках одной системы, внешняя – вне системы

2. Непосредственные – прямо вызывает следствие, опосредованная – косвенно, через другие цепи

Причины и следствия не всегда связаны однозначными связями.

Непричинная детерминация – есть взаимообусловленность явлений, но нет генетической связи (энергия не является причиной массы. Е=мС2).

Необходимость – то, что произошло, должно произойти, и происходит именно так, а не иначе. То, что появляется неизбежно и не может не быть.

Случайность – парная категория к необходимости, то, что может быть, может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Подходы в понимании соотношения необходимости и случайности:

1. Абсолютное разграничение, отрицание объективности – явление либо необходимое, либо случайное

2. Признание объективности и всеобщности – явления и события являются необходимыми и случайными, но в разных соотношениях

Соотношение необходимости и случайности:

1. Единство

2. Случайность – форма проявления и дополнения необходимости, т.е. необходимость проявляется через случайность. Необходимость дополняется случайностью. (По Энгельсу)

3. Превращение – они могут превращаться друг в друга

Закон определяется через связи.

Закон – это связь

Признаки закона

1. Существенная – это отношения между сущностями

2. Всеобщая

3. Повторяющаяся – связь в определенном классе вещей повторяется

4. Необходимая

5. Устойчивая

Закон – это существенная, всеобщая, необходимая и повторяющаяся связь в объективном мире.

Виды:

1. Формы движения материи: механические, физические, химические, биологические, социальные

2. Структура детерминации: динамические – наличие однозначной связи, вероятностно-статистические – вероятные связи больших совокупностей вещей

3. Сферы действия: всеобщие – законы диалектики, общие – действуют в природе, познании, частные – действуют в ограниченной сфере

Возможность – то, что может быть, потенциальное бытие, будущее, которое содержится в настоящем, в ней содержатся предпосылки возникновения нового бытия.

Невозможность – то, что не может быть из-за несовместимости с объективными законами бытия.

Действительность – то, что реально существует, это актуальное бытие.

Возможность и действительность взаимосвязаны. Действительность – результат реализации возможности.

Виды возможности:

1. Обратимая – возможность, с превращением которой в действительность, действительность становится возможностью, необратимая – при превращении возможности в действительность, первоначальная действительность невозможно

2. Абстрактная – возможность, для осуществления которой в данное время не возникли необходимые условия, конкретная – возможность для которой в данное время есть условия и она может быть реализована

3. Формальная– обусловлена случайностью, реальная – обусловлена необходимостью

Детерминизм противоположен и фатализму и волюнтаризму.

Волюнтаризм – возможность обусловлена только волей человека.

Фатализм – возможность обусловлена судьбой.

 

 

27. Развитие. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

Развитие – качественные, необратимые и направленные изменения.

Черты развития:

1. Неотрывность от движения – и то и другое есть изменениеа

2. Качественное изменение

3. Необратимое изменение, а движение обратимо

4. Направленное изменение .

Направления развития:

1. Прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному

2. Регресс– развитие от высшего к низшему, от более совершенному к менее совершенному

Критерии прогресса:

1. Структурный – в неживой природе – степень усложнения структуры системы

2. Функциональный – в живой природе – степень системной организации, которая позволяет организму выполнять ранее невыполнимые функции

Критерии прогресса в обществе:

1. Темпы роста производства и производительности труда

2. Степень свободы

3. Уровень демократизации

4. Уровень возможностей для развития человека

Универсальный критерий прогресса:

1. Увеличение степени разнообразия системы

2. Усиление мобильности, эффективности, надежности

3. Воспроизведение системы

4. Рост автономности

5. Увеличение организации и целостности

Прогресс и регресс относительны.

 

 

28. Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей,перехода количественных изменений в качественные,отрицания отрицания.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...