Главная Обратная связь

Дисциплины:






Наличие мозга как носителя сознания



Психофизиологическая проблема – связь между физиологическими и психическими процессами

1. Физиологические процессы воздействуют на психические процессы

2. Психические процессы влияют на физиологические

Формулировка проблемы принадлежит Рене Декарту.

Человек мыслит с помощью мозга. Мозг действует посредством самоорганизации, которая может использовать алгоритм, а может и не использовать.

1. Сознание зависит от устройства мозга. Достаточно создать модель мозга, и она будет новым субстратом сознания.

2. Противники утверждают, что сущность сознания не в физиологии мозга, а в социальной природе сознания.

Социальная природа сознания.

Сознание – продукт человеческого общения, это форма взаимодействия общества. Это форма бытия общественных отношений.

Мозг становится субстратом – носителем сознания только когда находится в обществе.

Моделировать деятельность мозга можно, но он только реализует цели программы.

Дискуссия в СССР о том, может ли машина мыслить, но они особенно определяли мышление как способность решения задач.

Сознание имеет материальную основу – биохимические, биофизические процессе в организме.

Внешний мир действует на человека.

Сознание идеально.

Создается идеальный субъективный духовный образ, образование.

Признаки идеального:

1. Является результатом отражения

2. Лишено пространственных, физико-химических, энергетических характеристик

3. Существует не на своей вещественной основе, а на основе вещества нервной ткани

4.

32. Мышление и язык.

Наличие языка – материальной формы выражения сознания

Язык – система знаков, имеющих значение. В качестве знаков выступают звуки, рисунки и т.д.

Знаки – сигналы материальных вещей. Они замещают вещи в процессе познания. Они используются для получения, хранения и передачи информации. Они позволяют оперировать только с образами вещей, с информацией о них.

Смысл – содержание, значение знака. Особые знаки – знаки-символы

Символ – знак, аналогичный слову, в котором заключено содержание и в них представлены абстрактные понятия и идеи.

Связь языка и сознания:

1. Природная, натуралистическая концепция признает природную связь языка и сознания. Слово копирует реальные процессы

2. Конвенционалистическая концепция – признается связь языка и сознания как договорную связь. Люди договариваются о значении слов

3. Связь языка и сознания является социальной. Язык возникает в обществе как орудие общения

Аспекты языка:

1. Синтактический – язык рассматривается как совокупность знаков, преобразуемых по правилам. Знаки образуют языковую систему.



2. Семантический – обращение к содержанию языковых выражений. Нахождение идеальных объектов и их связей, которые образуют смысл терминов и высказываний языка

3. Прагматический – рассматривается языковое выражение по отношению к специфике общения человека

Сущность языка в том, что он служит орудием общения и мышления.

Функция социального наследия присуща языку.

Единство сознания и языка, они предполагают друг друга. Человек организует свою речь в соответствие с логикой своего мышления.

Сознание может быть выражено в естественном разговорном языке, но может быть выражено в другой знаковой системе. В качестве языка может выступать танец. На базе естественного языка возникает формализованный язык и искусственные языки.

Функции языка:

1. Средство общения (коммуникативная функция)

2. Орудие мышления (функция выражения мысли)

3. Накопление знаний

 

 

33. Познание и его виды. Агностицизм.

Познание – гносеология.

Гносеологический оптимизм – признает познаваемость мира, возможность достоверного познания

Агностицизм – отрицает познаваемость мира

Виды агностицизма:

1. Скептицизм – сомнение в возможности познать мир. Не надо пытать познать сущность вещей

2. Д. Юм (юмизм). Человек обладает чувственными восприятиями, их природа неизвестна, выйти за их пределы невозможно.

3. И. Кант (кантианство). Признается существование вне сознания материальных вещей «вещей в себе» - на уровне сущности вещи познать нельзя.

Юм и Кант – субъективный идеализм.

Гексли – материалист-агностик.

Материалисты: познание через сознание. Сознание отражает внешний мир, появляется образ.

Идеалисты: сознание так же признается.

Познание изучается конкретными науками.

Гносеология отличается в том, что изучает познание в его отношении к истинности и независимо от вида познания. Эпистемология – теория научного познания.

Виды познания:

1. Обыденное – повседневное, существует в обыденной жизни. Знание выражено в естественном языке. Базируется на здравом смысле – сложившихся стереотипах мышления и поведения в жизненно-важных и повторяющихся ситуациях.

2. Художественное – эмоциональность, оригинальность произведений, результат – художественный образ. Допускается вымысел.

3. Религиозное познание. Это фантастическое отношение человека к господствующим над ним силам. Основано на вере, соединено с эмоциональным отношением человека к миру.

4. Научное познание.

5. Философское познание - связано с объяснением бытия

Особенности философского познания:

1. Представление об универсальности и целостности бытия

2. Содержит оценки – выступает как мировоззрение

3. Рационально исследуется структура и логика мысли, природа и возможности методов познания

Сенсуализм и эмпиризм (Беркли, Локк) – источником знания является чувственный опыт, признается решающая роль чувств в познании. В разуме нет ничего, что не прошло бы через чувства человека.

Эмпиризм признает решающую роль опыта в познании.

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Объективно существующие вещи вызывают у человека ощущения – это материалистический сенсуализм.

Основа познания – разум. Это рационализм.

Основа познания – разум, решающая его роль в познании. Врожденные идеи (Декарт).

 

 

34. Чувственная и рациональная формы познания. Виды чувственного и рационального познания.

Формы познания:

1. Чувственное – опирается на органы чувств

- ощущение – отражает отдельные свойства предмета, вещи. Это субъективный, идеальный образ вещи. В познании происходит синтез ощущений

- восприятие – отражает совокупность свойств, но оно основано на восприятии. Это чувственный, целостный образ вещи. Это синтез различных ощущений.

- представление – чувственный образ вещи, который сохраняется и воспроизводится в сознании человека без непосредственного воздействия на органы чувств человека.

2. Рациональное

- понятие – представляет в обобщенном виде вещи определенного класса, в нем фиксируются существенные и несущественные свойства. Это результат выделения общих абстрактных признаков.

- суждение – вид рационального познания, в котором посредством связи понятий что-то утверждается или отрицается

- умозаключение – вид рационального познания, представляющий рассуждение, в ходе которого логически выводятся новые суждения - выводы

Место чувственного познания:

1. Непосредственная связь человека с внешним миром

2. Человек не способен к познанию без органов чувств

3. Потеря человеком некоторых органов не прекращает познание

4. Рациональное познание опирается на чувственное познание

Чувственное познание ограничено, потому что органы чувств не могут все воспринять (инфракрасное излучение). Чувственное познание дополняется рациональным.

Различия чувственного и рационального познания

Чувственное Рациональное
Общее и единичное не разделены Отражение общего, выделение единичного и общего
Существенное и несущественное не разделены Отражение существенного
Непосредственная связь с внешним миром Опосредованная связь с внешним миром

Чувственное познание и рациональное познание находятся в единстве.

В процессе познания существует иррациональное.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины путем его усмотрения, бессознательного рационального обоснования. Это непосредственное постижение истины через органы чувств.

 

 

35. Истина: объективная, абсолютная, относительная и конкретная.

Иррационализм понимает истину как сверхразумную чувствительную деятельность.

Наука признает интуицию и рассматривает как знание, возникающее внезапно без осознания мыслительного процесса, приведшего к этой истине.

Понимание истины:

1. (классическая концепция). Это соответствие представлений и знаний действительности (Аристотель, Фома, Гольбах, Феербах, Маркс)

2. Истина как ценность (прагматизм). Это полезность (Дьюи). Истина – это то, за что человек может умереть (Марсель)

3. Это соглашение (конвенционализм: Пуанкаре – нельзя ставить вопрос об истинности какой-либо геометрии. Истина – результат соглашения между учеными)

4. Когерентная концепция. Истина – согласованное и непротиворечивое знание

5. Эмпириокритицизм. Мысль, экономно описывающая действительность.

Истина – соответствие наших мыслей действительности (классическая концепция)

Соответствие – адекватное отражение действительности.

Характеристики истины:

1. Объективная – она объективна по источнику и содержанию. Источник – объект истины. Содержание - оно зависит от объекта, но не зависит от человека. Объективность истины иная, нежели у реальной вещи. (Сторонники субъективизма считают, что истина внутри человека и она субъективна)

2. Абсолютная. Абсолютная истина – абсолютно точное, полное, верное отражение действительности.

3. Относительная. Относительная истина – относительно точное, относительно верное, относительно полное отражение действительности. Различие – степень полноты отражение.

4. Конкретная — раскрывает существенные моменты понятия предмета с учетом конкретных условий его развития

Диалектика абсолютной и относительности истины:

1. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин

2. В относительной истине содержатся элементы абсолютной истины

3. Абсолютная истина может переходить в относительную истину

Если это не учитывает, то мы придем метафизике. Абсолютивизм. Релятивизм.

Антиподы истины:

1. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

2. Дезинформация – передача ложного знания как истинного знания или наоборот, передача истинного знания как ложного: полуправда, ложь-умолчание

3. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие знаний объекту. Оно возможно потому что поиск истины связан с выдвижением догадок, гипотез

Подходы в рассмотрении расположения истины и лжи:

1. Взаимоисключение

2. Истина и заблуждение относительны. Истина может содержать элементы заблуждения

Истина связана с достоверным и вероятным знанием.

Достоверное знание – такое знание, во-первых, когда имеется полное основание утверждать, что его истинность окончательно установлена и оно не нуждается в дальнейшем обосновании и доказательстве, во-вторых, когда имеется полная субъективная уверенность в человеческом знании Вероятное знание – такое знание, когда, во-первых, имеется не полное, а только некоторое основание считать знание истинным, оно нуждается в дальнейшем доказательстве, во-вторых, когда знание вызывает определенную уверенность, но человек готов к тому, что уверенность может не опревдаться
Полное основание об истинности Отсутствует полное основание об истинности
Полная уверенность в знании Отсутствует полная уверенность в заннии

 

Критерии истины:

1. Нет критерия

2. Ощущения и восприятия человека

3. Самоочевидные теоретические положения

4. Ясность и отчетливость (Рационалисты: Декарт, Спиноза и Лейбниц)

5. Общезначимость. Истина то, что соответствует мнению большинства

6. Практика

 

36. Практика и ее виды. Гносеологические функции практики – основа, движущая сила, цель познания и критерий истины

 

Практика

У идеалистов – духовная деятельность.

У материалистов – удовлетворение потребностей человека.

Исходная категория практики – деятельность. Деятельность – способ существования людей. Материальная составляющая деятельности.

Практика – целенаправленная материальная деятельность людей в процессе и результате которой они преобразуют окружающий и изменяются сами. В практику сходит материальная деятельность и духовная деятельность, связанная с целеполаганием.

Труд

Виды практики:

1. Матеариально-производственная – изготовление продуктов и средств производства

2. Социально-политическая – направленность на преобразование общественных отношений

3. Научный эксперимент

4. Медицинская практика – материальное воздействие на человека

5. Повседневная

Структура практики:

1. Субъект

2. Объект

3. Цель

4. Средства

5. Результат

Гносеологические функции практики:

1. Основа познания

2. Движущая сила познания – от практики исходят стимулы познания

3. Цель познания– практика необходима для получения истинного знания, познание ради практики.

4. Критерий истины

Диалектика практики как критерия истины

1. Проверка истинности осуществляется не в единичном акте

2. Связь практической и логической проверки

3. Абсолютный и относительный критерий

 

Функции познания по отношению к практике

1. Информационная. Познание – средство практической деятельности

Регулятивная. Познание регулирует практику

 

37. Специфика научного познания.

Специфика научного познания:

1. Объекты изучения, которые не сводятся к объектам обыденного познания (абстрактность объектов: эмпирических и идеальных)

2. Особые средства воздействия на реальный мир

3. Изучение законов – задача научного познания

4. Конечный продукт – новое знание (без нового знания наука не развивается)

5. Методы познания (также один из продуктов научного познания)

6. Язык науки – средство научного познания

7. Специфический субъект научного познания – занятия наукой требует особой подготовки

Признаки научного знания:

1. Системность – знание организовано в систему, совокупность знаний приведена в определенный порядок на основе определенных принципов

2. Элементы – факт, гипотеза, теория, научная картина мира

3. Способы обоснования истинности научного знания (эксперимент, выводимость одного знания из другого, логическая доказательность, непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным)

4. Интерсубъективность – законы, принципы и теории появляются потому, что представляют необходимый этап развития науки

Варианты решения проблемы знания и веры:

Вера – элемент познавательной деятельности, это состояние убежденности

1. Ревеляционистская позиция – отрицается ценность знания в пользу веры

2. Рационалистическая – направленность на соединение религиозной веры с рациональным познанием (признается первенство либо знания, либо веры)

3. Концепция двух истин – истины естественные и сверхъестественные несводимы друг к другу

Специфика социального познания:

1. Диалог в познавательной деятельности

2. Понимание

3. Оценка социальных явлений и процессов

4. Зависимость от субъекта познания (от мотивов, интересов, ценностей)

5. Образность, символизм, метафоры

6. Хроники, архивные материалы, археологические находки, письма, документы в качестве эмпирической базы

Формы вненаучного знания:

1. Обыденное знание – сведения о действительности, полученные в повседневной практике

2. Религиозное знание – основано на вере, направлено на постижение сверхъестественного, опирается на откровение

3. Лженаучное знание – сознательное использование домыслов и предрассудков

4. Антинаучное знание – утопическое, сознательное искаженное представление о действительности

5. Псевдонаучное знание – спекуляции на популярных представлениях (йети)

6. «Народная наука» - знание знахарей, целителей.

7. Паронормальное знание – знание о тайных психических силах, влияния без физического воздействия

Виды паронормального знания:

1. Телепатия – передача информации без прямого канала

2. Ясновидение

3. Телекинез – передвижение предметов

4. Лозоискание

5. Хиромантия

6. Мистика – выход человека к космического сознанию

7. Астрология

8. Оккультизм – знание о таинственных явлениях, которые доступны только посвященным людям

9. Экзетеризм – признается две реальности. Одна имеет совершенный характер, другая представляет стремление человека к идеальному

Виды экзетерического знания:

1. Знание оккультных сил

2. Колдовство

3. Знание мистических сил (заговоры)

 

 

38. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Уровни научного познания: эмпирический и теоретический

Критерии различия эмпирического и теоретического познания:

1. Разный объект изучения. В эмпирическом изучаются эмпирические объекты – абстракции, выраженные эмпирическими терминами или эмпирическим языком науки, от реального он отличается абстракцией, с помощью которого в реальном объекте выделяются определенные свойства с жестко фиксированными признаками. В теоретическом познании изучаются идеальные объекты – логические реконструкции реальных объектов. Идеальные имеют признаки реальных объектов. В отличие от эмпирических, теоретические могут наделяться признаками, которых нет у реальных объектов (материальная точка)

2. Уровень отражения. Эмпирическое познание отражает уровень явлений, а теоретическое отражает законы

3. Связь с практикой. Для эмпирического познания характерно непосредственное практическое взаимодействие с изучаемым объектом. В теоретическом познании опосредованная связь с изучаемым объектом.

4. Средства исследования. Средствами эмпирического познания являются материальные средства, которых нет в теоретическом познании – там идеальные средства

5. Методы исследования. В эмпирическом эксперимент, измерение, сравнение. В теоретическом – абсолютизация.

Эмпирическое познание – уровень научного познания, который связан с изучением реальных эмпирических объектов, отражает явления действительности, непосредственно связан с практикой и имеет специфические средства и методы познания

Теоретическое познание – уровень научного познания, который связан с изучением идеальных объектов, отражает сущность, имеет опосредованную связь с практикой и имеет специфические средства и методы исследования.

Уровни эмпирического познания:

1. Единичные эмпирические высказывания – регистрируются результаты и этапы проведения эксперимента

2. Факты – знание о фрагменте или о событии

3. Эмпирические законы, которые получаются путем индукции

Единичный факт – знание о единичном событии

Статистический факт – обобщенный результат изучения определенного объекта

Факты у различных наук.

Уровни теоретического познания:

1. Частные, единичные теоретические утверждения

2. Частные теоретические законы

3. Аксиомы, теоретические законы

 

39. Методы научного познания.

Метод научного познания – приемы, правила, требования, которыми руководствуется ученый в процессе познавательной деятельности

Виды эмпирического познания:

1. Наблюдение – целенаправленное и организованное изучение объекта без его изменения

2. Эксперимент – практическое воздействие на изучаемый объект, связан как правило с изменением объекта или условий

3. Измерение - посмотреть

4. Сравнение - посмотреть

Виды наблюдения:

1. Нестандартизированное – не определено детально

2. Стандартизированное

3. Полевое – проводится в естественных условиях

4. Лабораторное – в искусственных условия

5. Систематическое

6. Эпизодическое

7. Случайное – сроки объекта заранее не предусматриваются

8. Одномоментное – фиксируется одно явление в определенном месте и времени

9. Панельное – через время за одним объектом, цель – изучение динамики

10. Контролируемое

11. Неконтролируемое

Преимущество эксперимента:

1. Воспроизводство объекта изучения

2. Обнаружение новых свойств

3. Изоляция объекта изучения

4. Использование приборов, инструментов, аппаратов

5. Изменение условий функционирования объектов

Виды эксперимента:

1. Характер воздействия: полевой – воздействие в естественных условиях (контролируемый, неконтролируемый), лабораторный – в искусственных условиях

2. Характер объекта: реальный, мысленный

Методы познания (общелогические)

1. Анализ и синтез

2. Индукция и дедукция

3. Аналогия – перенос абстрактных объектов из одной области знания в другую

4. Классификация – разбиение множества по признакам

5. Моделирование – один объект замещается подобным (оригинал, модель)

Операции при моделировании:

1. Переход к модели

2. Изучение модели

3. Перенос результатов изучения на объект

Методы теоретического познания:

1. Абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков, свойств и отношений в объекте и отвлечение от других признаков

2. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему, образование общих понятий

3. Идеализация – отвлечение от реальных свойств и одновременно введение признаков, которых нет в действительности

4. Формализация – изучение объекта путем отражения его содержания в знаковой форме

5. Мысленный эксперимент

6. Аксиоматический – некоторое утверждение применяется без доказательства, остальное знание выводится из них путем дедукции.

7. Гипотетико-дедуктивный – создание системы связанных между собой гипотез из которых дедуктивно выводится эмпирически проверяемое следствие

Методы построения и обоснования научного знания:

1. Системный метод – изучение объектов как системы

2. Восхождение от абстрактного к конкретному

 

 

40. Научная проблема, гипотеза. Теория: структура и функции.

Ориентация на решение чисто научных или чисто практических задач и проблем.

Проблема- противоречие между знанием о потребностях в действиях и незнании путей и средств по реализации действия

Проблемная ситуация – состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате неполноты и ограниченности знания.

Она возникает тогда, когда имеет

1. Расхождение теории с экспериментальными данными

2. Конфронтация теорий в одной предметной области

3. Столкновение исследовательских программ, стилей научного мышления

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре, связях, механизме функционирования и развития изучаемого объекта

1. Выдвижение гипотезы

2. Доказательство и подтверждение

Виды гипотез:

1. Описательная – предположение о структурных и функциональных связях объекта

2. Объяснительная – акцент на причинно-следственных связях

Теория – система логически взаимосвязанных суждений, которая отражает необходимые и существенные связи, свойства и отношения изучаемого объекта.

Состав теории:

1. Исходный теоретический базис – аксиомы, постулаты

2. Логический аппарат – правила определения понятий, правила вывода теоремы из аксиом

3. Допустимые следствия

Функции теории:

1. Информационная

2. Систематизирующая

3. Прогностическая

4. Объяснительная

 

41. Наука, техника, технология. Научная и научно-техническая революция.

Типы научных революций:

1. Новые фундаментальные теории

2. Новые средства и методы исследования

3. Открытие новых миров

Глобальные научные революции:

1. Становление классического ествествознания 17 век

2. Переход к дисциплинарно организованной науке

3. Конец 19 начало 20 века. Становление неклассической науки

4. Последняя треть 20 века становление постнеклассической науки

Типы научной рациональности:

1. Класстическая

2. Неклассическая

3. Постнеклассическая

Наука и техника:

1. Линейная модель – техника – прикладная, а наука только производит знание

2. Эволюционная модель. Развитие науки и техники происходит автономно друг от друга

3. Ориентация науки на развитие техники. Наука ориентируется на технику

4. Технические науки. Появление технических наук

Интеграция науки и производства:

1. От возникновения первых научных лабораторий (конец 19 – начало 20 веков)

2. 50-е г. 20 века. Происходит интенсивный рост промышленного сектора

3. После второй мировой до конца 20 века. Наука и промышленность – задача государства общенациональная

4. Интеграция науки с общественной жизнью

Научная революция – революция в ряде наук

Научно-техническая затрагивает качественные изменения в науке, технике, производстве

 

Философская методология

Предмет – общие закономерности, тенденции научного познания

Науку можно рассматривать как познавательную деятельность, как социальный институт и как особую сферу культуры.

Функции науки:

1. Описательная

2. Объяснительная – подведение фактов, событий под общие теории, концепции

3. Предсказательная – предсказание новых явлений, событий, фактов

4. Понимание – способ, с помощью которого можно интерпретировать, истолковывать явления индивидуальной деятельности (научное понимание основано на интерпретации фактов, событий, она раскрывает мотивации поведения человека)

Классификация наук:

1. Математические – изучают знаковые системы

2. Естественные – объектом изучения являются природные системы

3. Социальные – объект - общество

4. Гуманитарные – объект - человек

5. Технические – объектом изучения являются технические системы

Социальные науки: экономика, политология, антропология, право, этнография, социология

Гуманитарные: философия, культурология, история, религиоведение.

Социальные Гуманитарные
Более строгие, аргументированные Менее строгие и аргументированные
Объяснение – главная функция Главная функция – понимание
Изучают общество, общественные закономерности Изучают человеческий мир
Стандарты научности Менее логически обоснованы

 

Деление на фундаментальную и прикладную науку.

 

 

42. Общество, природа, культура.

Рассмотрение общества как социального мира, как социальной формы движения материи.

Общество – единое целостное образование, состоящее из людей и их отношений между собой и с природой.

Общество охватывает и прошлые поколения, и будущие поколения.

Это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Подходы в понимании общества:

1. Реализм. Общество – реальность особого рода и она во многом не зависит от людей, которые общество составляют. Общество возникает как результат взаимодействия людей, а затем оно развивается по объективным законам

2. Номинализм. Признается реальность индивидов, а общество не образует реальную объективную реальность

3. Синтез номинализма и реализма. Общество – совокупность взаимодействующих людей.

Удовлетворение потребностей в результате взаимодействия людей, оно надприродно.

Признаки общества:

1. Устойчивая общность

2. Совместная деятельность людей

3. Общественные отношения

4. Общие цели

Общество – результат сознательной деятельности людей.

Стихийность/сознательность. В обществе действуют и стихийные и сознательные процессы.

В сознательной деятельности людей проявляются законы общества, они имеют объективный характер. Но законы общества специфичны по отношению к законам природы:

1. Не вечны, они возникают вместе с обществом

2. Созданы людьми

3. Имеют более сложный характер

4. Статистический характер, потому что в обществе очень много случайного. Это законы – тенденции.

Естественная основа общества - природа. Она дает ресурсы для его существования. Природа – среда обитания общества. Окружающая среда: земля и часть солнечной системы, находящаяся в поле деятельности человека.

Естественная среда обитания – живая и неживая природа.

Искусственная среда обитания – 2-я природа

Географическая среда – вода, почва, атмосфера, растения и животные.

Биосфера.

Появляется ноосфера – сфера разумного.

Общество воздействует на природу.

Воздействие общества на природу:

1. Общество разрушает природные комплексы

2. Создание новых природных комплексов

3. Воздействие отходами деятельности

Общество связано с культурой. Культура – возделывание, образование, развитие (от латыни).

Культура – все то, что искусственно создано человеком. Это система ценностей, идей, норм, правил поведения при помощи которой общество саморегулируется.

Функции культуры:

1. Образовательная

2. Интегративная и дезинтегративная (чувство общности, культура сплачивает; или разобщает на основе различных культур и культурных конфликтов)

3. Регулятивная – она регулирует поведение человека при помощи норм

4. Коммуникативная

5. Информационная – она накапливается и передается между поколениями и народами

6. Воспитательная

Культура связана с созданием материальных и духовных ценностей.

Она охватывает все достижения человечества.

Формы:

1. Материальная культура – создание материальных благ, средств производства, жилищ

2. Духовная культура – связана с духовными ценностями

Они едины и взаимодействуют.

 

 

43. Общественное бытие и общественное сознание. Уровни и формы общественного сознания.

Общественное бытие – все то, что является материальным и независимым от сознания общества (люди, социальные группы, отношение людей друг к другу, к природе. Это объективная социальная реальность и форма движения материи)

Общественное сознание – общество осознает общественное бытие и окружающий мир (оно неотделимо от сознания отдельного индивида)

Взаимосвязь в том, что формирование индивидуального сознания происходит под влиянием общественного сознания. С другой стороны общественное сознание несет отпечаток индивидуального сознания, которое его создает. Но это не механическая сумма индивидуальных сознаний.

Отношения общественного бытия и общественного сознания:

1. Первичность общественного бытия

2. Общественное сознание отражает общественное бытие

3. Относительная самостоятельность общественного сознания

4. Воздействие общественного сознания на общественное бытие

Уровни общественного сознания:

1. Обыденное – на уровне явлений, на базе здравого смысла и теоретическое – связан с отражением сущности социальной и природной действительности, представлено в науке.

2. Общественная идеология и общественная психология

Общественная психология – несистематизированное общественное сознание, это эмоциональный уровень общественного сознания:

1. Психические свойства

2. Чувства, стремления, настроения

3. Социальные привычки

Идеология – систематизированное духовное выражение коренных социальных интересов социальных обществ и групп, это рациональный уровень общественного сознания.

Отношения между ними предполагает опору общественной идеологии на общественную психологию.

Формы общественного сознания:

1. Политическое

2. Правовое

3. Нравственное

4. Эстетическое

5. Религиозное

6. Философское

7. Научное

Они различаются по времени возникновения. Первая форма – нравственное сознание. При появлении государства и права возникает политическое и правовое сознание. Они отличаются объектом отражения – это виды общественных отношений и сторон общественной жизни.

Особое место у философского и научного сознания, потому что нет соответствующих отношений. Они отражают либо науку, либо философское понимание мира

Форма отражения:

1. Время возникновения

2. Объект отражения

3. Форма отражения

4. Функции. Существуют общие функции: познавательная, воспитательная, коммуникативная, мировоззренческая, оценочная. Специфические функции.

 

44. Гражданское общество и государство.

Сферы общества:

1. Экономическая – связана с деятельность людей по производству, потреблению материальных благ, трудом и развитием экономики

2. Социальная – сфера отношений между социальными общностями и группами по поводу их положения в обществе

3. Духовная – общественное сознание, духовная культура, объекты социальной инфраструктуры (театры, музеи, библиотеки)

4. Политическая – сфера отношений по поводу власти, управления, включает политическую систему, государство, профессиональные союзы

Различие страны и государства.

Элементы государства:

1. Публичная власть

2. Обязательные правовые нормы

3. Территория

4. Распространение власти на все сферы общества

5. Общие налоги и сборы

6. Применение санкций

7. Территориальное деление власти

Концепции происхождения государства:

1. Аристотель

2. Общественный договор

3. Функциональный подход

4. Марксизм

5. Божественное творение

Функции государтсва:

I) Внутренние

- установление правового нормативного порядка

- экономическая

- социальная

- экологическая

- распределительная

II) Внешние

- Национальная безопасность

- отстаивание государственных интересов в международных делах

- международное сотрудничество

Решение глобальных проблем

Гражданское общество – частная негосударственная жизнь, деятельность негосударственных институтов и общественных объединений.

Элементы гражданского общества:

1. В экономике – частные предприятия, кооперативы

2. В социальной сфере – семья,

3. В духовной сфере – негосударственные СМИ, церковь

4. В политической сфере – общественные объединения

Это общество, которое может в рамках закона контролировать власть, противодействовать произволу.

 

45. Многовариантность исторического развития. Основные концепции философии истории.

46. Формационная концепция исторического развития. Общественно-экономическая формация. Базис и надстройка.

47. Цивилизационная концепция исторического развития. Традиционная и техногенная цивилизация.

 

Философия истории:

1. Идея будущего общества

2. Идея общественного развития

На общественное развитие влияют факторы:

1. Субъективные: активная целенаправленная деятельность людей, социальных групп

2. Объективны: факторы, связанные с материальными отношениями и естественными условиями жизни,

Виды детерминизма:

1. Географический

2. Демографический. (Мальтус)

3. Экономический

4. Технологический – научно-технический прогресс (оптимистический и пессимистический вариант)

Концепции исторического развития общества:

1. Античная концепция – круговорот (Платоновская идея идеального государства)

2. Христианство. История – линейный процесс. Конец истории – второе пришествие Христа.

3. Просвещение. Движущая сила исторического прогресса - разум

4. Формационная. Признание общественного развития как процесса прохождения общественно-экономических формаций. Формация – общество на определенной стадии развития, которое имеет свой базис и свою надстройку. Производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – система субъективных и вещественных элементов, необходимых для материального производства. Средства труда – комплекс вещей для воздействия на природу. Орудия труда – средства труда с помощью которых человек непосредственно воздействует на природу. Предмет труда – то, на что направлен труд. Производственные отношения – отношения между людьми по поводу средств, предметов и орудий труда, отношения собственности, кому принадлежат средства, орудия и предметы труда, это отношения по поводу продуктов. Базис – совокупность производственных отношений

5. Цивилизационная

Надстройка:

1. Общественное сознание

2. Учреждения и организации

3. Духовные отношения

Цивилизационный подход. Появился как альтернатива формационного подхода. (Шпенглер, Тойнби)

Цивилизация:1

1. Общество после дикости и варварства

2. Ступень в развитии культуры

3. Конечный момент в развитии культуры

4. Высокий уровень материальной деятельности

5. Ценность всех культур

Цивилизация – культурно-исторический тип общества, который основан на культурной матрице или культурном коде – совокупности устойчивых принципов.

Цивилизация включает:

1. Нормы, традиции, обычаи, модели стереотипы поведения

2. Стереотипы социального общения

3. Духовное единство

Цивилизационный подход базируется на выделении преобладающего типа хозяйственной деятельности.

Цивилизации:

1. Локальные

2. Глобальные

Стадии техногенной цивилизации:

1. Предындустриальное

2. Индустриальное

3. Постиндустриальное

 

 

48. Глобализация и глобальные проблемы современного общества.

Глобализация – планетарный характер общественных процессов.

Последствия информационно-технической революции:

1. Соединение информационных точек

2.

Глобальные проблемы, их критерии:

1. Масштабы действия

2. Значение для настоящих и будущих поколений

3. Их решение нельзя откладывать на будущее

Глобальные проблемы:

1. Природные катастрофы

2. Оружие массового поражения

3. Экологический кризис

4. Антропологический кризис. Человек вызывает те силы, которые не в состоянии контролировать

5. Стремительный рост населения

6. Разрыв в уровне развития стран

7. Наркомания, алкоголизация, СПИД

8. Истощение природных ресурсов

9. Нехватка продовольствия

 

 

49. Человек: биологическое и социальное, телесное и духовное.

 

Человек: биологическое и социальное, телесное и духовное.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...