Главная Обратная связь

Дисциплины:






С. Нормативные определения



Сорока Ю.Г.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ "СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ"

 

Задание 1: Укажите основные смыслы слова «культура».

1, 2, 3, 4.

 

Задание 2: Укажите соответствие между определением науки о культуре и именем самой науки.

 

  Определение науки Культурная аптропология Философия культуры Культуро- логия Социология культуры
Обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм появления.
Систематическая сравнительная наука о культурах разных обществ и разных эпох, основанные на анализе эмпирического материала и различающиеся степенью абстракции при анализе явлений культуры.
Наука, рассматривающая строение и функции культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям.
Формирующаяся область научного знания, призванная исследовать культуру как единую систему и особый класс явлений; призвана обобщить и создать общую теоретическую базу для наук, исследующих различные разделы культур.

 

Задание 3: В какой парадигме исследования культуры работали следующие авторы.

 

  Автор Эволюционная парадигма Циклическая парадигма
Гумилев Л.Н.
Тайлор Э.
Бастиан А.
Сорокин П.А.
Шпенглер О.
6. Липперт Ю.
7. Моргант Л.Г.
8. Фрезер Дж.
9. Тойнби А.
10. Данилевский Н.А.
11. Летурно Ш.

 

Задание 4: В рамках какой парадигмы возникли эти идеи (положения) о культуре.

 

  Идея, положение Эволюционная парадигма Циклическая парадигма
Человек – культурное существо
Каждый элемент культуры обладает функцией по отношению к конкретной целостности культуры.
Культура делится на материальную, социальную и духовную.
Предметом исследования является многообразие культур
Единство человеческого рода определяет единообразие развития культуры
Культурно-исторчиеский тип – это племя или семейство народов, характеризуемое общностью языка.

 

 

Задание 5: Найдите истинные наименования групп определений культуры, составляющих классификацию Кребера и Клакхона.

 

  Наиманование группы определений
Описательные
Социологические
Нормативные
Психологические
Исторические
Генетические
Системные
Диалектические
Структурные

 



 

Задание 6: Укажите (впишите в рамки) те из направлений социологической мысли XIX-XX вв, которые послужили методологической основой культурсоциологии.

 

 
 

 

 


Задание 7:Укажите, к какой группе определений по классификации А. Кребера и К. Клакхона

относятся следующие определения.

 

А. Описательные определения

В. Исторические определения

С. Нормативные определения

D. Психологические определения

E. Структурные определения

F. Генетические определения

  Определение культуры Группа в классификации
1. «Совокупность приспособления человека к условиям его существования. Приспособление обеспечивается путем варьирования, селекции и передачи по наследству».  
2. «Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека».  
3. «Социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, не данного человеку по рождению, а должного усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей».  
4. «Культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» .  
«Культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, дикари они или цивилизованные люди».  
6. «Культура и цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»  
7. «Образ жизни, которому следует община или племя... культура племени есть совокупность стандартов, верований и практик, которым следует племя».  
8. «Относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процесса обобществления».  
9. «Не более чем организованные, повторяющиеся реакции всего общества, сочетающие наученное поведение и поведенческие результаты, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».  
10. «Совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга.»  
11. «Формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества, состоящие их материальных и нематериальных элементов».  
12. «Культура состоит из материальных объектов (орудий, орнаментов, амулетов), а также действий, верований, установок, функционирующих в контексте символизирования».  

Задание 8:Определите место понятий «стиль», «канон», «традиция» в колонке «понятие».

Понятие Определение Возможность выбора выразительных средств
1. ... Особенное, специфическое в выразительности Присутствует
2. ... Средство выражения, тождественное выражаемому Отсутствует
3. ... Предписанные нормы и правила, необходимые для всех  

 

Задание 9: Выберите из предложенного списка теоретиков социологии имена тех, кто, используя понятие «стиля»,

1. ... понимал его как стремление «стать законченным целым, образом, имеющим собственный центр».

2. ... определяющим фактором культурного стиля считал религиозную этику.

3. ... исследовал процессы стилизации в объективной и субъективной культуре.

4. ... обратил внимание на демонстративные аспекты жизненного стиля.

5. ... анализировал традиционалистский и капиталистический культурные стили.

6. ... понимал его как «таинственное тождество формы внешних и внутренних проявлений».

 

а) О. Конт, б) Г. Спенсер, в) Э. Дюркгейм, г) Ф. Теннис, д) М. Вебер, е) Г. Зиммель, ж) У. Томас, з) Т. Веблен,

и) Э. Берджес, к) Дж. Мид, л) И. Гоффман, м) П. Сорокин, н) Т. Парсонс, о)П. Бурдье.

Задание 10: Укажите демонстративные аспекты жизненного стиля в различных обществах согласно концепции Т. Веблена.

 

Тип общества Демонстративные аспекты стиля
Архаичное общество 1. ...
Традиционное земледельческое общество 2. ...
Современное общество 3. ...

 

Задание 11: Исключите из списка характеристики, не свойственные моностилистической культуре:

 

Характеристика Характеристика
иерархия телеология
включение диверсификация
упорядоченность официальный консенсус,
канонизация деканонизация
тотализация неупорядоченность
деиерархизация детотализация
позитивность исключение
эзотеричность упрощение
негативность ателеология

Задание 12 :Установите соответствие между именами социологов и определениями понятия «ценность», которые они используют.

  Определение М. Вебер У. Томас, Ф.Знанецкий Н. Победа Т.Парсонс
   
Любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы; правила поведения, с помощью которых группа сохраняет, регулирует и распространяет соответствующие типы действия среди своих членов.        
Материальные предметы, идеи, институты, в отношении которых индивиды занимают позиции оценки, приписывают им значимую роль в жизни, стремятся обладать ими или ощущают как необходимость; форма общественного отношения, выражающая направленность жизнедеятельности.        
Высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие как в малых группах, так и в обществе в целом; «неэмпирические» объекты, вызывающие «благоговейное отношение», сообщающие соответствующие качества апеллирующим к ним моральным нормам, тем самым придавая им общеобязательную значимость.        
Каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели.        

 

Задание 13:Вспомните основные идеи концепции типов личности Э. Шпрангера и впишите в соответствующие ячейки таблицы наименование типов личности и ценности, характеризующей ядро мотивации для каждого их них.

Тип личности Ценность
... ...
... ...
... ...
... ...
... ...
... ...

Задание 14:Завершите следующие высказывания:

 

1. В обыденном понимании под ритуалом подразумевается ...

2. Термин «ритуал» в обыденном языке имеет негативную ценностную окраску, так как ...

3. Правота обыденного суждения о ритуале заключается в том, что ...

Задание 15: Впишите в ячейки схемы категории концепции Г. Зиммеля, отражающей процесс образования социальных институтов из ритуализированных форм поведения:


 

       
   

 


Задание 16: Вспомните наименования и функции ритуалов и внесите их на место точек в таблице, приведите примеры.

 

Наименование ритуала Функция ритуала Примеры
... Запреты, осуществляющие разделение сакрального и вульгарного миров.  
положительные ...  
магические ...  
религиозные    
... связанные с критическим периодом жизни сообщества  
... регулярные, совершающиеся по мере наступления природных явлений  
интенсификации ...  
родства ...  
мужские ...  
женские ...  
инициации    

 

Задание 17: Укажите функции мифа в социокультурной реальности, используя понятия «субъект», «объект», «действие», «представление», «индивид», «коллектив», «идентичность», «пространство».

 

1- ...

2- ...

3- ...

4- ...

5- ...

6- ...

 

Задание 18: Продолжите высказывания о концепции Т. Куна в контексте связи науки и мифа.

 

1. Основные идеи концепции Куна выражены в понятиях ...

2. Мифологичность и ритуализм нормальной науки состоит в том, что ...

3. Парадигма, признаваемая всеми членами научного сообщества основополагающая теория, для ученых является ...

Задание 19: С концепциями каких из перечисленных ниже социологов согласуются следующие суждения по проблеме идентификации.

 

1- Личность – это социальное качество человека, решающее значение при формировании которого принадлежит экономическим структурам и взаимосвязям.

2- С точки зрения социологии, проблема идентификации связана с функционированием механизмов установления связи индивида и общности под воздействием социо-культурных требований.

3- В процессе идентификации индивид типизирует реалии обыденной жизни в понятиях здравого смысла , определяемых данной культурой.

4- Социальная идентификации личности протекает в двух фазах: под решающим воздействием социальных институтов (в детстве) и в процессе самоопределения (в процессе вторичной социализации).

5- Группы и общности, с которыми индивид солидаризируется, обладают аналогичным символическим капиталом.

 

О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зиммель, А. Шюц, У. Томас, Э. Берджес, Дж. Мид, И. Гоффман, П. Бергер и Т. Лукман, П. Сорокин, Т. Парсонс, П. Бурдье.

 

Задание 20: Сформулируйте основные принципы подходов к изучению идентификации философии, психологии и социологии, используя такие понятия, как:

«Тождество», «групповая солидарность», «самоутверждение», «объект», «индивид», «признак», «потребности», «личность», «общество», «социо-культурные детерминанты».

 

1. Философия: идентификация – это ...

2. Психология: идентификация – это ...

3. Социология: идентификация – это ...

Задание 21: Назовите элементы культурной формы как полноценного социального образования.

а) –

б) –

в) – и т.д.

 

Задание 22: Вспомните и укажите определение понятий.

 

1 - Внутрикультурная иерархия

2 - Контркультура

3 - Субкультура

 

Задание 23: Раскройте взаимосвязи понятий, изображенные на схеме.

 

 

 

 


Задание 24: Укажите элементы (наименование и определение) когнитивного стиля как конституирующего элемента повседневности в концепции А. Щюца.

 

Наименование элемента Определение
активная трудовая деятельность ...
epoche естественной установки ...
... отношение, обусловленное трудовой, активистской природой повседневности; несовместимо с расслабленностью, пассивностью сознания.
специфическое восприятие времени ...
... человек в единстве его проявлений (спонтанная активность, созерцание, воображение) полностью включен в деятельность.
форма социальности ...

 

Задание 25: Вспомните и укажите наименования допущений, определяющих, по Щюцу, логику повседневного знания.

 

Наименование Определение
... «Я принимаю на веру — и предполагаю, что другой поступает так же,— что, если я поменяюсь с ним местами так, то его «здесь» станет моим, то я буду находиться в том же удалении от предметов и видеть их в той же степени типичности, как и он сам, более того, для меня будут достижимы те же вещи, что и для него (и наоборот).»
... «Пока не доказано противоположное, я принимаю на веру (и предполагаю, что другой поступает так же) что различия в перспективах, обусловленные уникальностью его и моей биографических ситуаций, безразличны по отношению к наличным целям любого из нас... и мы оба отбираем и интерпретируем актуально или потенциально общие объекты и их свойства одинаковым образом или по крайней мере «эмпирически идентичным» образом, то есть достаточно одинаковым для достижения любой практической цели.»

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...