Главная Обратная связь

Дисциплины:






Создание Внутренней Группы и протоколы ее заседаний



Е. П. Блаватская объявила о создании Внутренней Группы всем членам Эзотерической Секции в новой «Книге Правил»:

Вследствие различного уровня развития членов было признано необходимым образовать внутренний круг эзотериков, которые считаются достаточно продвинувшимися, чтобы получить более глубокое учение, нежели члены внешнего круга, и которые, соответственно, связаны клятвой хранить молчание даже относительно остальных членов Э[зотерической] С[екции], равно как и вести более строгий образ жизни.

Имена членов внутреннего круга останутся неизвестными членам внешнего, дабы исключить возможность личной зависти. Если, однако, таковая зародится в душе какого-нибудь эзотерика, то это навредит лишь ему одному.

Члены внешнего круга всегда смогут стать членами внутреннего, но это будет всецело зависеть от их собственных успехов и заслуг.

Никто не должен подавать прошение о вступлении в сей круг, ибо любое прошение будет рассматриваться как полная дисквалификация.

По распоряжению Главы Секции члены внутреннего круга могут быть уполномочены вести переписку с членами внешнего круга в целях их дальнейшего обучения.

В циркуляре, изданном для членов Эзотерической Секции, датированном 3 ноября 1894 г., Уильям К. Джадж писал[417]:

Внутренняя Группа была... создана Е. П. Блаватской... в Лондоне, чтобы она могла давать наставления членам и, если возможно, обучать их практическому оккультизму, причем наставления эти должны были ими записываться. Секретарем Группы была назначена миссис Анни Безант, а Джордж Мид – ее помощником.

По указанию Е. П. Блаватской Анни Безант и Д. Р. Мид написали письмо, датированное 19 августа 1890 г., избранным членам Эзотерической Секции, приглашая их вступить в недавно образованную Внутреннюю Группу:

Дорогой собрат-ученик,

Если ты готов соблюдать следующие условия, Е. П. Блаватская согласна принять тебя в качестве испытуемого во «Внутреннюю Группу» Э[зотерической] С[екции]:

1)Строго соблюдать правила Э[зотерической] С[екции].

2)Хранить строжайшую тайну относительно даваемых инструкций и своем членстве во «В[нутренней] Г[руппе]».

3)Воздерживаться от мясоедения и хранить абсолютное целомудрие[418].

4)Согласиться покинуть Группу тотчас же, если по какой-либо причине твое присутствие нарушает ее совершенную гармонию.

5)Регулярно присутствовать на заседаниях Группы, в условленный день и час.

6)Если ты готов дать следующую клятву:

Клятва, даваемая перед первым заседанием

Я еще раз заявляю пред своим Высшим Я, мною призванным, что я хочу получать инструкции только лишь для того, чтобы служить другим, что я отбрасываю все мирские мысли и личные амбиции, что я свободен от всякой ненависти и немилосердных чувств к другим, что я повинуюсь как скромный и послушный ученик, постигающий Гупта-Видью.



Аум!

Формула, которую следует использовать вместо
вышеупомянутой перед каждым заседанием

«Заявляю, что я готов.

Так помоги мне, мое Высшее Я».

Правила

Каждый член должен иметь при себе тетрадь и письменно готовить от одного до трех вопросов, которые надлежит передавать секретарям.

Итак, если ты можешь соблюдать все вышеназванные условия, приглашаем тебя придти сюда в 8 часов вечера в среду, 20 августа.

Искренне и братски Ваши

Анни Безант, Д. Р. Мид,

секретари.

 

Существует очень мало письменных источников, рассказывающих об истории Внутренней Группы, да и то большинство этих источников написано спустя много лет после смерти Е. П. Блаватской. Три книги были написаны одним из членов Внутренней Группы, Алисой Л. Клифер, которая дала вступительную клятву 17 сентября 1890 года во время третьего заседания группы. Каждая из этих книг содержит некоторую информацию о Внутренней Группе.

Она [Е. П. Б.] избрала шесть мужчин и шесть женщин (впервые половину традиционных «двенадцати учеников» составляли женщины) из числа своих наиболее доверенных сотрудников и объединила их во Внутреннюю Группу, связанную более торжественной клятвой[419].

Внутренняя Группа была создана; ее еженедельные заседания проходили по адресу: 19, Авеню Роад, в комнате, специально для этой цели построенной и выходившей из спальни Е. П. Блаватской; в нее никто никогда не входил, кроме нее самой и ее двенадцати учеников. У каждого из нас было свое собственное место и свой собственный стул; и во время наставлений Е. П. Блаватская сидела со своими учениками полукругом, шесть мужчин по правую руку от нее, шесть женщин – по левую[420].

Членами Внутренней Группы были следующие шесть женщин и шесть мужчин (обе группы даны в алфавитном порядке и с инициалами):

А. Б. Анни Безант (1847-1933)*

А. Л. К. Алиса Л. Клифер (1856-1939)

И. К -О. Изабель Купер-Оукли (1854-1914)

Л. М. К. Лора М. Купер (?-1924)

Э. К. Эмили Кислингбери (?-?)

К. В. Констанция Г. Л. Вахтмайстер (1838-1910)

Г. А. В. К. Г. А. В. Корин (1863-1927)

А. К. Арчибальд Кейтли (1859-1930)

Д. Р. С. М. Джордж Р. С. Мид (1863-1933)

В. P. O. Уолтер Р. Олд (1864-1927)

Э. Т. С. Э. Т. Стерди (1860-1957)

К. Ф. Р. Клод Фоллс Райт (1867-1923)

Было также и три «внешних» члена Внутренней Группы:

Р. Б. К. Л. Рай Б. К. Лахери (?-?)

У. У. В. Уильям Уинн Весткотт (1848-1925)

У. К. Д. Уильям Куан Джадж (1851-1896)

Всего было проведено двадцать «регулярных» заседаний Внутренней Группы, на которых Е. П. Блаватская давала эзотерические знания. Также прошло два «специальных» заседания (12 ноября 1890 г. и 8 января 1891 г.), на которых Е. П. Блаватская не давала никаких учений. Все эти заседания проводились по вечерам в среду, кроме заседания 8 января 1891 г. На диаграмме, приведенной на странице 519, можно сразу увидеть даты заседаний Внутренней Группы и количество членов, посещавших эти заседания.

Присутствовавшие на первом заседании 20 августа 1890 г. Констанция Вахтмайстер, Анни Безант, Д. Р. С. Мид и Клод Фоллс Райт дали клятву Внутренней Группы и были предупреждены Е. П. Блаватской об «исключительной важности даваемых инструкций». Второе заседание проходило три недели спустя – 10 сентября. Третье заседание Внутренней Группы состоялось 17 сентября; на нем были приняты и дали клятву Алиса Клифер и Лора Купер. На четвертом заседании 24 сентября, на котором присутствовало десять членов, Е. П. Блаватская ответила на восемь переданных ей вопросов.

Вскоре после заседания 24 сентября «... деятельность Внутренней Группы... была приостановлена на... время, по приказу Учителя... из-за неприличной грызни между двумя ее членами». Почти через семь недель, 12 ноября, было созвано следующее заседание, «после продолжительной дискуссии группа решила связать себя специальной клятвой». Е. П. Блаватская возобновила свои устные эзотерические наставления на заседании 26 ноября. Регулярные заседания продолжались еженедельно (кроме заседания 10 декабря, которое не проводилось), вплоть до заседания 11 февраля 1891 г. включительно.

8 января 1891 г. (на следующий же день после регулярного еженедельного заседания) прошло специальное собрание Внутренней Группы. На этом собрании Рай Б. К. Лахери (один из «внешних» членов, находившийся тогда в Англии) дал клятву Внутренней Группы в присутствии Е. П. Блаватской, Изабель Купер-Оукли, Лоры Купер, Уолтера Олда, Клода Фоллса Райта и Д. Р. С. Мида. Поскольку Лахери не мог посещать регулярные заседания, Е. П. Блаватская попросила Алису Клифер «переписывать после каждого заседания наставления и посылать их» Лахери в Индию.

После заседания 11 февраля заседания Внутренней Группы проходили 11 марта, 25 марта, 1 апреля, 15 апреля и 22 апреля 1891 г. Вскоре после этого последнего заседания Е. П. Блаватская серьезно заболела и 8 мая умерла.

Глядя на диаграмму посещений, интересно отметить, что ни на одном из заседаний Внутренней Группы не присутствовали все двенадцать членов. Арчибальд Кейтли присутствовал только на трех заседаниях Внутренней Группы в сентябре 1890 г., поскольку ему пришлось надолго уехать из Англии в Новую Зеландию и Америку. Анни Безант отсутствовала на трех последних заседаниях Внутренней Группы в апреле 1891 г.; она покинула Лондон утром 1 апреля и отправилась в Соединенные Штаты, где прочла лекции от имени Теософского Общества и посетила ежегодную Американскую Конвенцию Теософского Общества. Из всех членов Внутренней Группы Клод Фоллс Райт был единственным, кто присутствовал на всех заседаниях. Д. Р. С. Мид посещал все собрания Внутренней Группы, за исключением одного.

 

Месяц:
День:

 

Год:

 

А.Б. x x x x x x x x x x x   x x x x x x x        

 

А.К.   x x x                                    
А.Л.К.     x x   x x x x x x   x x x x x x x      

 

К.Ф.Р. x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x
К.В. x x x x x x x x x x x   x x x x x x   x x x

 

Э.К.         x x x x   x x   x x x x   x       x
Э.Т.С.         x x   x     x   x x x x x     x x x

 

Д.Р.С.М. x x x x x x x x x x x x x x x x x x x   x x
Г.А.В.К.   x x x x x x x   x x     x x x x x x x x x

 

И.К-О.   x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x
Л.М.К.     x x x x x x   x x x x   x x x x x x x x

 

В.P.O.       x x x x x   x x x x x x x x x x x x x

 

За месяц до своей смерти, 1 апреля 1891 г., Е. П. Блаватская назначила Анни Безант на официальную должность во Внутренней Группе. Текст назначения видел У. К. Джадж, представитель Е. П. Блаватской в Эзотерической Секции в Америке, в чем можно убедиться, взглянув на конец текста документа:

[Печать] Приказ по Э[зотерической] С[екции]

От имени Учителя настоящим назначаю Анни Безант Главным Секретарем Внутренней Группы Эзотерической Секции и протоколистом Учений.

Е. П. Б. :.

Анни Безант, Г[лавному] с[екретарю] В[нутренней] Г[руппы] Э[зотерической] С[екции] и п[ротоколисту] У[чений]

Апрель 1, 1891

Прочитано и запротоколировано апреля 11/91. Уильям К. Джадж, секретарь], США[421].

8 мая 1891 г. Е. П. Блаватская скончалась. Как свидетельствует Лора М. Купер, у ее смертного одра присутствовали три члена Внутренней Группы[422]:

Когда уже не осталось никакой надежды, сиделка вышла из комнаты, оставив К. Ф. Райта, У. Р. Олда и меня с нашей любимой Е. П. Б.; оба они, преклонив пред ней колена, держали ее за руки, я же, опустившись на колени, стояла сбоку, придерживая рукой ее голову; так мы оставались недвижно долгие минуты, и так тихо и мирно отошла Е. П. Б., что мы едва ли знали, в какой именно момент она испустила последнее дыхание; великое чувство умиротворения и покоя наполнило комнату и мы, преклоненные, тихо стояли...

Вскоре после смерти Е. П. Блаватской члены Внутренней Группы опубликовали следующее заявление в защиту Е. П. Блаватской:

Заявление[423]

Мы, нижеподписавшиеся члены Теософского Общества (и члены Внутренней Группы Эзотерической Секции), рискуя своей честью и репутацией* настоящим заявляем:

Что мы полностью расследовали все обвинения и выпады против личности и bona fides Е. П. Блаватской и в большинстве случаев признали их совершенно ложными, а в нескольких оставшихся случаях – грубейшими искажениями очевидных фактов.

Зная к тому же, что обвинения в плагиате, отсутствие метода и неточность выдвигаются сейчас и будут выдвигаться и впредь против ее литературной деятельности, мы делаем следующее заявление ради всех собратьев Теософского Общества и для сведения других.

Сочинения Е. П. Блаватской, вследствие ее несовершенного знания английского языка и литературных методов, постоянно пересматривались, переписывались или раскладывались по рукописям, а также корректировались ближайшими «друзьями», которые на данный момент имелись под рукой (некоторые из них время от времени снабжали ее справками, цитатами и давали советы). В результате чего в них закралось много ошибок, пропусков и неточностей.

Труды эти, однако, издавались только лишь для того, чтобы донести до западного мира некоторые идеи, без всякой претензии с ее стороны на ученость и литературное совершенство.

Чтобы поддержать эти воззрения, приходилось приводить многочисленные цитаты и справки (во многих случаях без всякой возможности проверки с ее стороны), для которых она никогда не требовала ни подлинности, ни глубокого исследования.

Долгое и близкое знакомство с Е. П. Блаватской неизменно убеждало нас, что она трудилась на благо и в назидание Теософского Общества и других, а не ради себя и что она сама придавала мало значения тому, что другие почитали ее «ученостью». Из дальнейших наставлений, полученных нами, мы знаем наверняка, что Е. П. Блаватская обладает гораздо более глубокими знаниями, нежели даже те, что она смогла изложить в своих публичных сочинениях.

Из всех этих соображений логически вытекает, что никакие обвинения не могут подорвать нашу веру в личность и bona fides Е. П. Блаватской как учителя. А потому мы впредь не намерены тратить свое время на бесполезные опровержения или отвлекаться от работы на любые выпады больше, чем требуется, чтобы повторить настоящее заявление.

Мы, однако, оставляем за собой право обратиться при необходимости в суд.

Д. Р. С. Мид Эмили Кислингбери

Констанс Вахтмайстер Арчибальд Кейтли Э.

Уолтер Р. Олд Т. Стерди Изабель

Алиса Лейтон Клифер Купер-Оукли Г. А. В.

Лора М. Купер Корин Анни Безант

Клод Ф. Райт

 

27 мая 1891 г. Британский Совет Эзотерической Секции (состоящий из 12 членов Внутренней Группы и У. Уинн Весткотта и Уильяма Кингсланда) и Уильям К. Джадж (представлявший Американский Совет Эзотерической Секции) созвали заседание в Лондоне для обсуждения будущего Эзотерической Секции после смерти Е. П. Блаватской. Ниже следуют протоколы заседания[424]:

Восточная Школа Теософии

Всем Членам В[осточной] Ш[колы] Т[еософии].

Пленарное заседание Совета, назначенного Е. П. Блаватской, состоялось 27 мая 1891 г. в штаб-квартире Теософского Общества в Европе, 19, авеню Роад, Лондон, Англия. Члены Американского Совета были представлены братом Уильямом К. Джаджем, обладавшим полными правомочиями. Брат Джадж также присутствовал и как представитель Е. П. Блаватской согласно общей доверенности, выданной, как представлено ниже:

[далее следует текст, приведенный на с. 503.]

Совет одобрил следующий протокол.

На основании наших назначений, произведенных Е. П. Блаватской, мы заявляем:

В полном соответствии с известными пожеланиями Е. П. Блаватской, явной Главы Школы, мы постановляем и заявляем в первую очередь, что работа Школы должна быть и будет продолжена на основе заложенных ею принципов и с тем материалом, который был оставлен в письменном виде или же продиктован ею до ее ухода.

Занесено в протокол, что, согласно многочисленным доказательствам свидетелей, членов этой Школы, последними ее словами относительно Школы и работы оной были: «Держите связь неразрывной! Не дайте моему последнему воплощению оказаться неудачным».

Зачитаны ее слова, адресованные брату Джаджу в недавнем письме и гласящие, что эта Секция (ныне Школа) есть «бьющееся сердце Теософского Общества».

Постановили и занесли в протокол, что высшими должностными лицами Школы на данный момент являются Анни Безант и Уильям К. Джадж, в соответствии с процитированным выше приказом Е. П. Блаватской Уильяму К. Джаджу за декабрь 1888 г. и в соответствии с ее же приказом Анни Безант от 1 апреля 1891 г., а также согласно письменному заявлению Е. П. Блаватской в письме к Уильяму К. Джаджу от 27 марта 1891 г.[425], которое мы здесь сейчас зачитали и в котором она заявляет, что Анни Безант надлежит считать таковой. Ниже следует приказ от 1 апреля 1891 г.:

[далее следует документ, приведенный на с. 519.]

Постановили и занесли в протокол, что ступень внешнего испытуемого должна сохраниться и что такие испытуемые должны работать с имеющимся у них материалом. Также второй и седьмой пункты Клятвы должны быть изменены следующим образом:

2. Клянусь поддерживать перед всем миром Теософское Движение, и в особенности подчиняться, беспрекословно и незамедлительно, всем приказам, отданным мне через внешних Глав этой Школы, и исполнять их во всем, что касается моих теософских обязанностей и эзотерической деятельности, до тех пор, пока я в состоянии делать это, не нарушая своих определенных обязательств по моральному праву и законам страны; и я положительно согласен с тем, что меня могут исключить из Школы и что сам факт этого исключения может быть доведен до сведения ее членов, если я нарушу сей обет повиновения и молчания.

7. Клянусь свято хранить тайну относительно знаков и паролей Школы и всех конфиденциальных материалов и возвращать последние одному из внешних Глав Школы или их агентам, в случае своего увольнения или же если они того потребуют.

Постановили, что вышеупомянутые Анни Безант и Уильям К. Джадж разошлют всем членам Школы уведомление с просьбой заявить о приверженности Школе и подтвердить это в новой форме, приведенной выше.

До тех пор, пока не будут получены ответы на это уведомление, никаких Инструкций, просмотренных еще до ухода Е. П. Блаватской, а также ни одной Инструкции IV не будет выслано или доставлено.

Имена всех членов, ответивших отрицательно на это уведомление, и всех тех, кто не удосужится ответить, будут вычеркнуты из списка, также все материалы и документы Школы, имеющиеся в их распоряжении, подлежат возврату вышеупомянутым Анни Безант и Уильяму К. Джаджу.

Когда все члены ответят на вышеозначенное уведомление, те, чьи ответы будут утвердительными, получат Инструкции I, II и III, исправленные и перепечатанные, если они еще не были высланы.

Что касается Инструкции IV, то она будет выслана в соответствии с правилом, которое установила Е. П. Блаватская еще до своего ухода, а именно тем лицам, чьи ответы на экзаменационную работу № 1 укажут на то, что они способны почерпнуть из нее пользу; в будущем, в качестве меры предосторожности, новый вариант вышеупомянутой экзаменационной работы будет высылаться тем, чьи ответы вначале были ниже нормы, равно как и более поздним членам, которые никогда не получали вышеозначенную работу, но, если по любому новому варианту этой экзаменационной работы достигается должный уровень и ответы какого-либо члена на заданные вопросы соответствуют норме, тогда во всех подобных случаях члену будет присваиваться вторая ступень и высылаться Инструкция IV, как и обещала Е. П. Блаватская до своего ухода.

Податели прошений о приеме в Школу должны выказать знание экзотерических инструкций, до сих пор выданных, путем ответов на высылаемые им вопросы.

Вопросы кандидатам должны высылаться за подписью Анни Безант и Уильяма К. Джаджа.

Предварительная клятва должна быть изменена с тем, чтобы включить эти вопросы в число документов, которые нельзя никому показывать, также «Вопросы к кандидатам» должны быть возвращены вместе с ответами на них.

Зачитав обращение, подготовленное Анни Безант и Уильямом К. Джаджем, мы заносим в протокол свое полное согласие с ним.

Данный Совет заносит в протокол свое решение о том, что его учреждение было предпринято единственно с целью оказания помощи Е. П. Блаватской путем консультаций, и, поскольку она имела полную власть и полномочия освободить нас от обязанностей в любое время, наше пребывание в должности заканчивается с вышеупомянутой резолюцией, принятой для того, чтобы, насколько это в наших силах, поставить будущее управление Школой на основу, предписанную и задуманную ею; поэтому мы коллективно и индивидуально заявляем, что наше пребывание в должности Членов Совета заканчивается с сего дня и что впредь полное руководство и управление этой Школой возлагается на Анни Безант и Уильяма К. Джаджа.

Подписали члены Совета В[осточной]

Ш(колы]Т[еософии]:

Анни Безант Эмили Кислингбери

Алиса Лейтон Клифер Д. Р. С. Мид

Изабель Купер-Оукли У. Р. Олд

Лаура М. Купер Э. Т. Стерди

Г. А. В. Корин Констанция Вахтмайстер

Арчибальд Кейтли У. У. Весткотт

Уильям Кингсланд Клод Ф. Райт

Уильям К. Джадж – за весь Американский Совет В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] и индивидуально.

 

Протоколы Внутренней Группы были опубликованы (без списка присутствующих, дат и номеров заседаний, количества вопросов и личных указаний) в третьем томе «Тайной Доктрины»[426] за 1897 год. Опубликовано приблизительно 95% текста Протоколов.

В «Theosophist» (Vol. XLVI, August, 1925, p. 632-634; перепечатан в H. P. Blavatsky, CW, XIII, p. 288-289), Джинараджадаса опубликовал некоторые части Протокола заседания XIII, записанные рукой Е. П. Блаватской. В «Theosophist» (Vol. LII-LIII, January 1931 – July 1932) – «Тетрадь» миссис Изабель Купер-Оукли, без списка присутствующих на заседаниях Внутренней Группы. В этой «Тетради» отсутствуют Протоколы III, IV и XX заседаний.

В «The Theosophical Forum» (Vol. XVI-XVIH, April 1940 – April 1941) д-р Фасселл опубликовал части официальных Протоколов, записанных рукой миссис Алисы Лейтон Клифер. В том же журнале д-р Фасселл также опубликовал разночтения из «Тетради» Клода Фоллса Райта[427].

В 1985 г. издательство «Point Loma Publications, Inc.» опубликовало первое издание работы Х. Спиренберга «The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891): A Reconstruction of the Teachings». Используя различные источники, приведенные выше, Хенк Спиренберг постарался воссоздать «полный» текст Протоколов Внутренней Группы.

Ни один из вышеупомянутых источников не содержит полный текст Учений Внутренней Группы.

В Уведомлении, предваряющем Инструкцию IV, Анни Безант говорит, как записывались устные учения Е. П. Блаватской, даваемые ею членам Внутренней Группы:

Материал, содержащийся в этой Инструкции, был устно изложен Е. П. Блаватской в ее Группе по обучению членов третьей ступени. Таким образом он был дан с целью его передачи членам второй ступени и в то время был тщательно записан учениками, причем один из присутствовавших записывал его стенографически. Все записи, сделанные таким образом, сопоставлялись, и два секретаря, Анни Безант и Джордж Р. С. Мид, составляли чистовую копию. Копия эта, опять-таки, проверялась путем вопросов, задаваемых Е. П. Блаватской по любому пункту, казавшемуся неясным.

Анни Безант,

Главный секретарь Внутренней
Группы и протоколист Учений.

Как утверждает Джадж, каждый член Внутренней Группы располагал полной копией Протоколов[428]:

У меня есть их полная копия, так же как и у каждого члена Внутренней Группы...

На основании различных заявлений, приведенных выше, мы можем заключить, что 1) «чистовая копия» Учений Е. П. Блаватской для Внутренней Группы составлялась миссис Безант и мистером Мидом, что 2) эта копия исправлялась и окончательно одобрялась Е. П. Блаватской в качестве «официальных» Протоколов Внутренней Группы и что 3) полные копии этих официальных Протоколов составлялись для каждого члена Внутренней Группы.

Далее, когда мистер Джадж отправился в Лондон после смерти Е. П. Блаватской, он стал членом Внутренней Группы. Была также реорганизована Эзотерическая Секция, и миссис Безант и мистер Джадж стали со-Главами Восточной Школы Теософии. В этих обстоятельствах вполне естественно и логично, что мистеру Джаджу также была предоставлена полная копия официальных Протоколов Внутренней Группы.

 

Заседание, номер и дата «Тайная Доктрина», III «Тайная Доктрина», V «Theosophist» «The Theosophical Forum»
№ I, 08.20.90 янв. 31, 172-174 июнь 40, 428-440
№ II, 09.10.90 537-541 510-514 фев. 31, 297-298 июль 40, 53-57
№ III, 09.17.90 541-546 514-519   авг. 40, 133-137
№ IV, 09.24.90 547-551 520-524   авг. 40, 137-138
Без номера, 11.12.90     фев. 31, 298-299 авг. 40, 138
№ V, 11.26.90 551-555 524-528 март 31, 423-426; апр. 31, 130-131; май 31, 187-188 сен. 40, 199-200; сен. 40, 203
№ VI, 12.03.90 555-560 528-533 май 31, 188-190; июнь 31, 301-303 сен. 40, 201-204
№ VII, 12.17.90 560-561, 551 533-535, 524 июль 31, 435-438 окт. 40, 289-292
№ VIII, 12.24.90 562-563 535-536 сен. 31, 726-728 окт. 40, 292-293
№ IX, 12.31.90 536-537 окт. 31, 27 ноябрь 40, 360-361
№ X, 01.07.91 564-568 537-541 окт. 31, 28-29; ноябрь 31, 157-160 ноябрь 40, 362-363
Без номера, 01.08.91       ноябрь 40, 363
Заметки, 01.11.91 568-569 541-543   ноябрь, 40, 364
№ XI, 01.14.91 569-570 543-544 дек. 31, 299-300 ноябрь, 40, 364-365
№ XII, 01.21.91 570-573 544-546 дек. 31, 300-303 дек. 40, 423-425
№ XIII, 01.28.91 573-578 546-551 янв. 32, 409-412; фев. 32, 506-508 дек. 40, 425-428
№ XIV, 02.04.91 578-581 551-554 март 32, 635-638 янв. 41, 41-43
№ XV, 02.11.91 581-582 554-555 апр. 32, 13-14 февр. 41, 135
№ XVI, 03.11.91 582-585 555-558 апр. 32, 14-18 февр. 41, 135-137
№ XVII, 03.25.91 585-587 558-560 май 32, 121-123 февр. 41, 137-138
№ XVIII, 04.01.91 587-590 560-563 май 32, 123-124; июнь 32, 227-229 март 41, 216-218
№ XIX, 04.15.91 590-593 563-565 июль 32, 355-357 март 41, 218-220
№ XX, 04.22.91 593-594 565-567   март 41, 220-221

 

Копия официальных Протоколов мистера Джаджа хранится в архиве Теософского Общества (Пасадена, шт. Калифорния). Копия эта собственноручно составлена Алисой Лейтон Клифер. Напротив первой страницы текста можно найти следующую запись, также сделанную рукой миссис Клифер:

(Скопировано – июль, 1891 г. – для У. К. Д.) А. Л. К.[429]

Машинописная (verbatim) версия копии Протоколов Внутренней Группы, принадлежавшая мистеру Джаджу, хранится сейчас в библиотеке Дэниела Х. Колдуэлла (Тусон, шт. Аризона). Именно с этой копии Протоколов Внутренней Группы и отпечатана основная часть текста книги «The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)» (c. 31-154 нашей книги).

Воссозданные Протоколы первого издания и машинописная копия Протоколов, написанных рукой Алисы Лейтон Клифер, были сопоставлены друг с другом, строчка за строчкой. Рассматривая оба Протокола как единое целое, можно сделать вывод, что воссоздание Протоколов в первом издании не было безуспешным. Однако, если мы сравним оба Протокола детально, всплывет немало несоответствий.

Можно было ожидать, что в воссозданных Протоколах будет отсутствовать большое количество материала, который имеется в Протоколах, записанных рукой Алисы Лейтон Клифер. И это действительно так, но немалое количество материала можно найти и в версиях, использованных с целью воссоздания Протоколов, но не в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.

Чтобы читатели могли сразу же проверить, как данный текст читается в других версиях, здесь приводятся (с. 155-192) разночтения, почерпнутые из соответствующих источников.

Следует принять во внимание, что данные разночтения – это всего лишь выбор составителя. Так, здесь не упоминаются тексты, которые встречаются в Протоколах Алисы Лейтон Клифер, но не в других источниках. Однако сюда вошли тексты, которые имеются в других версиях, но не в Протоколах Клифер. Также были опущены и незначительные различия.

Чтобы читатель мог легко обнаружить различия сам, мы приводим ниже – в дополнение к разночтениям – другие источники для каждого Заседания Внутренней Группы (см. с. 528).

Материал составлен по статьям Б. Цыркова и Спиренберга. [H. P. Blavatsky, CW, vol. XII; «The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)», составитель и автор примечаний Х. Спиренберг.]

 

Приложение 5

Арчибальд Кейтли

Значение клятвы

Было признано целесообразным разъяснить членам определенной Оккультной Ложи Т[еософского] О[бщества] значение Клятвы, которую они собираются дать, настолько ясно, насколько возможно. Во всяком случае для того, чтобы подписавшие Клятву ранее могли раскрыть ее значение, насколько они его понимают, всем тем, кто собирается ее подписать, а также объяснить, что влечет за собой ее подписание.

Клятва гласит:

«1. Клянусь приложить все усилия, чтобы сделать теософию живым фактором своей жизни.

2. Клянусь поддерживать, перед всем миром Теософское движение, его руководителей и его членов.

3. Клянусь никогда не выслушивать без протеста ни одной клеветы, сказанной о собрате-теософе, и воздерживаться от осуждения других.

4. Клянусь вести непрестанную борьбу с моей низшей природой и быть снисходительным к слабостям других.

5. Клянусь сделать все возможное, посредством приобретения знаний или же как-то иначе, чтобы помогать другим и учить их.

6. Клянусь оказывать всяческую поддержку движению деньгами и трудом, уделяя ему свое время.

"Так помоги мне, мое высшее Я"».

Сразу же становится ясным, что эта Клятва – не общая клятва, вроде той, что так легко дают члены Теософского Общества, но особое обязательство выполнять, стараться выполнять определенные вещи. Особенно то, что клятва эта сопровождается воззванием:

«Так помоги мне, мое высшее Я».

Термин «высшее Я» с недавних пор стал широко употребляться, во всяком случае, что касается Теософского Общества. Но тем, кто изучал значение этих слов, сразу же становится понятно, что «обет», даваемый в свойственной христианам манере, гораздо менее серьезен, нежели Клятва, даваемая в присутствии высшего Я.

Высшее Я к тому же не является чем-то вроде возвышенной сущности какого-либо человека, чем-то вроде одухотворенной «личности». Оно является вселенским, не имея себе второго, и в этом смысле термин «мое высшее Я» кажется неуместным. Но каждый человек есть проявление, каким бы смутным оно ни было, высшего Я, и только связь дживы, монады, с высшим Я, не имеющим себе второго, и делает возможным использование этого термина. Так что же означает это воззвание?

Человек, дающий эту Клятву как подобает, взывает к высшему Я и призывает всяческую помощь и благословение от него себе на подмогу. Страстно желая находиться под защитой высшего Я (хотя оно per se латентно и пассивно), он вверяет себя покровительству активных и благотворных сил – прямых лучей Абсолютного высшего Я, Которое Не Имеет Себе Второго.

Но если человек дает эту Клятву и предает свое высшее Я, он становится уязвимым для всякого рода зла и навлекает его на себя. Стало быть, тем, кто остается верен Клятве, бояться нечего; но кто не уверен, что, давая Клятву, он выполнит ее, тот лучше пусть о ней забудет, более того, забудет также и об оккультизме.

Таким образом, нарушение этой Клятвы не грозит наказанием высшему Я, но оно может пагубно отразиться на человеке. Высшее Я бессмертно, монада же существует как отдельный индивидуум только на протяжении манвантар, и вокруг нее слагаются различные личности. Она воплощается при каждом новом рождении и не только может подлежать наказанию, но и действительно наказуется, если таковая Клятва нарушена. Но как только она продвинулась настолько, чтобы воспринять дивный свет высшего Я и возжелать жить в нем, нарушение Клятвы грозит привести к такому состоянию, при котором свет этот не только не сможет благотворно воздействовать на монаду, но даже ее достигать.

Так, все люди пребывают в присутствии двух сил в природе. Одна из них активна и благотворна, чью помощь и содействие мы непосредственно призываем Клятвой; другая же активна, но пагубна, представленная существами, которые имеют определенный интерес в том, чтобы прекратить действие Клятвы и воспрепятствовать деятельности Теософского Общества. Мы понимаем это яснее, сознавая, что мы клянемся быть активными, а не просто пытаться таковыми быть.

Далее, на земле и во плоти, равно как и в астральном свете, имеются силы, желающие помешать осуществлению Клятвы. Некоторые из них действуют подобным образом сознательно, другие же потому, что их к такому сознательному злодеянию влечет, но без всякого знания причины или силы, которая их к тому побуждает.

Мы должны стремиться «сделать теософию живым фактором нашей жизни». Но прежде чем стремиться сделать это, а тем более сделать это эффективно, мы должны сперва понять, что такое теософия, и всерьез определить для себя, что каждый из нас подразумевает под теософией. Так вот, именно это определение, отсутствие оного и наше всеобщее невежество и мешало нам до сих пор реализовать это устремление. Здесь излишне говорить о Теософском Обществе и о той пользе, которую ей могла бы принести даже небольшая секция ее членов, реально превращающих теософию в живой фактор своей жизни. Лишь немногие поступают подобным образом, и горькая правда состоит в том, что член Теософского Общества не обязательно является теософом. Но дающие эту Клятву не довольствуются тем, что номинально остаются членами Общества, но действительно стремятся быть теософами. Потому-то всем столь необходимо узнать, что же из себя представляет теософ и что должен сделать каждый человек, дабы превратить теософию в живой фактор своей жизни.

В качестве отрицательного определения ничто не может сравниться с определением, приведенным в «Lucifer» (vol. I, November, 1887, p. 169):

«Кто не проявляет альтруизма; кто не готов поделиться последним куском с тем, кто слабее и беднее его; кто не желает помочь своему собрату – человеку любой расы, нации или вероисповедания, когда бы и где бы он ни встретил страдание, и кто глух к воплю человеческого горя; кто слышит, как клевещут на невинного, будь то собрат теософ или нет, и не защищает его так, как защищал бы самого себя, – тот не теософ».

Но в определении этом есть также и положительная сторона. Недостаточно просто воздерживаться от того, что в этом определении осуждается. Сама по себе отрицательная сторона бесполезна для тех, кто дает эту Клятву, – и не просто бесполезна, ибо практически влечет за собой нарушение Клятвы. Клятва не только требует, чтобы человек, ее дающий, воздерживался от злодеяния, но, более того, чтобы он положительно действовал как альтруист и защищал любого невинного, как самого себя.

Многие люди могут оказаться настолько бесцветными, что не погрешат против отрицательных пунктов Клятвы и определения; но мало тех, кто по своему характеру достаточно положителен, чтобы не только не погрешить против этих пунктов, но также и потрудиться в обратном направлении. Ибо огромная важность заключается не в «Я не буду», но в «Я сделаю». Так, для безличности нужна некоторая сила. Безличность эта бывает двух родов – отрицательная и положительная. Для отрицательной – сила нужна, чтобы бороться против влияния наследственности и образования и сопротивляться инстинктам и привычкам, приобретенным в этом и иных воплощениях. Но куда больше силы нужно для того, чтобы перейти нулевую точку и породить новые инстинкты и привычки в жизненных условиях и при сложившемся мышлении, которые яро противятся новому порождению. И также очевидно, что сила потребуется для того, чтобы обуздать дьявольские наклонности и преобразиться в божество. И если мы взглянем на Клятву в целом, она покажется нам превосходным орудием, ввиду процитированного выше определения, для того, чтобы выискивать слабые места каждого и нападать на них. Как мужчин, так и женщин, Клятва побуждает нас в повседневной жизни воздерживаться от таких действий и мыслей, которые по сию пору диктовало нам наше образование. Если же мы не будем воздерживаться подобным образом, мы не сделаем теософию живым фактором нашей жизни. Более того, пока мы заняты выполнением этой трудной задачи, выявляется и положительная сторона, и нам говорят, что мы должны сделать что-то еще, такое же трудное, – в противном случае мы не теософы.

Второй пункт Клятвы окажется камнем преткновения для многих равнодушных членов Теософского Общества. Многие могут полностью соглашаться с целями Теософского Общества, насколько они их понимают, но совсем не соглашаться с главами Общества и их методом работы. Они могут не только не соглашаться, но также питать открытую или скрытую враждебность к этим главам и многим членам. И не стоит закрывать глаза на тот факт, что такое уже случалось и, к несчастью, может случиться вновь. Мы трудимся ради «Всемирного Братства» и враждуем с нашими ближними. Так вот этому мы и клянемся положить конец и с корнем вырвать эту наклонность из нашего естества. Так, пункт 2 относится именно к определенным лицам, ибо подсказан обстоятельствами.

Естественно возникает вопрос: «Какой прок в Теософском Обществе с подобными целями, если оно состоит из таких разношерстных элементов?» И еще один: «Есть ли у Общества сплоченность и цель, которые сделали бы его живой силой в обществе, что его окружает?» Ибо существует же аналогия; и Общество является индивидом среди обществ, так же как мужчины и женщины являются индивидами. И здесь можно с уверенностью сказать, что мощь и сила любой организации – не в совокупной силе единиц, ее составляющих, но в том, что, помимо них, организация обладает и своей собственной, индивидуальной силой и мощью. Чтобы убедиться в истинности сказанного, нужно лишь обратиться к химии «сплавов». Если же взглянуть на Общество, то станет понятным, что ни одна из его сил не проистекает ни из общей цели, ни из сплоченного действия его индивидуальных членов. Но перед ним стоит великая цель, и ради нее определенное количество преданных членов положило все свои силы. И среди них основатели и нынешние главы Общества подают замечательный пример. Результатом же явилось то, что Общество продолжает существовать экзотерически. Но непрерывное существование Общества обязано не только этим немногочисленным индивидуальным усилиям, но скрытому влиянию тех, под чьим руководством Общество было основано нынешними его главами, равно как и нежной заботе о нем этих Владык Мудрости уже после того, как оно было основано.

Пункт 3 дает повод множествам, из которых состоит ныне Общество, для многочисленных казуистических рассуждений. Уже говорилось, и, как кажется, правдиво говорилось, что те, кто являются истинными теософами, могут совершенно открыто осуждать действие, но не совершившего его. Но это сочтут за очень тонкое различие, которое трудно провести в жизни. «Свет на Пути» также предостерегает кандидата от подобного ханжества, «ибо оскверненное одеяние, до которого ты боишься дотронуться, могло оказаться твоим вчера, может оказаться твоим и завтра». Так, дающие эту Клятву вот-вот столкнутся с очень тонкой трудностью (ибо в жизни действие и совершивший его неразрывно связаны), если только они не обрели силу наблюдать и читать на плане, что ныне вне досягаемости большинства человечества. Однако даже если сила эта недостижима ныне, то стремящиеся стать теософами вправе, во всяком случае, попытаться. Мы, по крайней мере, можем накинуть уздечку на наши физические уста и постараться накинуть ее и на наш ум и таким образом удержаться от «осуждения других». Ибо молчаливое осуждение ума, очевидно, будет более «порочным», нежели физическая речь, так как, во всяком случае, что касается «судьи», оно является формой моральной трусости. В этом-то и казуистика. Ибо, помимо определения в «Lucifer», дающие Клятву могли свободно считать, что их человеческие собратья не являются «собратом-теософом», а потому допустимо судить и осуждать. Так, если бы можно было убедительно доказать, что какие-нибудь мужчина или женщина погрешили против вышеозначенного определения, то было бы возможно освободить любого от обещания «никогда не выслушивать без протеста ни одной клеветы, сказанной» о них. Но определение далее гласит: «будь то собрат-теософ или нет» и согласуется с судебным принципом – всегда считать человека невиновным, пока не доказана вина. Опасно затаить подозрение, и мы в итоге возвращаемся к тому, что лучше вы «не судите, да не судимы будете».

Пункты 4 и 5 являют собой полноту решимости, направленной прямо к средоточию всего, что препятствует теософии и ее превращению в живой фактор человеческой жизни. В этом смысле пункт 6 также представляет собой такую полноту решимости. Но силу помогать и учить других можно обрести лишь в едином духе жизни, который является духом абсолютного равенства, и в том смысле, что для теософа каждый человек – учитель.

Пункт 6 утверждает все, сказанное ранее, но более определенно.

Итак, прежде чем будет дана эта Клятва, все, стремящиеся ее дать, должны тщательно выяснить, – до того, как они поклянутся трудиться на благо теософии, – чем же в действительности является теософия. Идентична ли теософия деятельности Теософского Общества? Если нет, то должна ли она быть идентична ей? Должен ли я стремиться сделать ее таковой? Давая Клятву трудиться ради нее, ищу ли я награды в ближайшем или в отдаленном будущем, в этом или же в последующем воплощении? Тогда-то и станет понятно, что одно из первых требований – это стремиться «познать самого себя».

Подобную Клятву не следует давать беспечно, а также в преизбытке чувств. Ее надлежит давать с твердым намерением все более и более полно исполнять ее требования, даже любой ценой для дающего ее. Она грозит опасностью тому, кто дает ее бездумно, не вникая в ее смысл и не намереваясь сделать ее выполнение высшей целью своей жизни.

Необходимо «читать, отмечать, изучать и внутренне пережевывать» истины, которые существуют в теософии, – и тогда, возможно, над миром воссияет день, когда все люди будут как братья и Всемирное Братство станет реальностью и водителем всего бытия.

Тот, Кто Дал Клятву.

 

Таковы факты, в общих чертах излагающие обстоятельства, связанные с этапами образования Эзотерической Секции. Следует иметь в виду, что она была всего лишь внешней формой Внутренней Школы, существовавшей с незапамятных времен, чьи ответвления и внешние проявления можно обнаружить во всех уголках земного шара и среди всех этнических групп человечества.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Предварительный меморандум

Стр. 24. ... см. «Тайную Доктрину», том II, стр. 288 [d] – Е. П. Блаватская. Тайная доктрина, станца X, шлока 42.

Стр. 25. Одд Феллоуз – «чудаки» (англ.) – тайное общество взаимопомощи с ритуалом масонского типа, возникшее в Великобритании в XVIII столетии.

Стр. 27. «Поскольку первым испытанием... истинного Теософа» – Эти отрывки взяты из письма Маха-Когана, по всей вероятности, самого важного письма от Учителей. Оригинала его нет ни в одном из известных архивов. Оно датируется приблизительно 1881 годом. Имеющиеся копии доказывают, что оно предназначалось для А. П. Синнетта. Его предваряет следующее краткое заявление: «Сокращенная версия взгляда Когана на Т[еософское] О[бщество], с его слов данная вчера вечером. Мое собственное письмо в ответ на ваше вскоре последует. К. Х.» Другие отрывки из этого послания были опубликованы Е. П. Б. в «Lucifer» (vol. II, August, 1888, p. 431-432), Уильямом Куан Джаджем в журнале «Path» (vol. VII, February, 1893, p. 333-335), кроме того: H. P. Blavatsky, CW, vol. X, p. 78-81 и Письма Мастеров Мудрости (1870-88). Сборник. – М.: «Сфера», 1997. – С. 9-15.

 

Протоколы Внутренней Группы

Стр. 31. ... А. Б., Д. Р. С. М., К. В. и К. Ф. Р. – список используемых сокращений см. в Приложении 4 на с. 516-517.

Стр. 40. ... отрывок из евангелия Филиппа, процитированный Епифанием... – William Smith and Henry Wace, Dictionary of Christian Biography, vols. 4, Boston, 1877-1887, vol. IV, p. 414, lemma: «Pistis Sophia». Цитату из «Евангелия Филиппа» можно найти в работе Ph. R. Amidon, The Panarion of St. Epiphanius, Bishop of Salamis, New York and Boston, 1990, p. 81: «Господь открыл мне, что должна молвить душа, когда она восходит к небесам, и как она должна ответствовать каждой из сил вышних. Она должна молвить: Я узнала себя и собрала себя отовсюду и не посеяла я детей для архонта, но вырвала корни его и собрала воедино разбросанные члены, и ведаю я, кто ты есть. Ибо я рождена от тех, кто свыше».

Стр. 43. ... скорость вибраций... – в современной терминологии используется выражение «частота колебаний».

Стр. 46. ... лучезарной фигуре из «Занони». – Роман Эдуарда Джорджа Бульвер-Литтона, написанный в 1842 г.

Стр. 48. ... достигается на «Четвертом Пути»... – состояние турия считается четвертым состоянием тарака раджа-йоги.

Стр. 49. Кольцо «Не Преступи» – круг, внутри которого заключены все те, кто еще пребывает в заблуждении разъединенности.

Стр. 50. ... говорится в пуранах... – «Вишну-пурана», I, X; «Ваю-пурана», I, 29; «Матсья-пурана», 51.

Стр. 52. «Pudding Bags» – мешки, в которых варится пудинг.

Вина (санскр.) – индийский семиструнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент.

Стр. 53. ... В «Голосе [Безмолвия]» сказано... – «Голос Безмолвия», часть I.

... на пути имеется семь Врат... – «Голос Безмолвия», часть II.

... что «Аум надо практиковать физически»... – См. Вопрос 7, с. 43.

Стр. 54. ... сказано, что Акаша есть Прадхана... – Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, станца VII, шлока 5.

Стр. 57. Medulla Oblongata – продолговатый мозг (дистальная часть ствола мозга, переходящая непосредственно в спинной мозг).

Роднички – соединительная ткань, заполняющая пространства между костями черепа у новорожденного.

Стр. 59. ... 1) мы можем... 6) видеть его дезинтегрированным... – См. Заседание III, «Семь планов в астральном свете», с. 47.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан Богом, как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Предвосхитил принципы современной математической логики. Один из создателей дифференциальных и интегральных исчислений. Ввел термин «апперцепция» в отличие от бессознательной перцепции.

Стр. 61. ... диаграммой отверстий... – Диаграмма I в Инструкции I, см. первый форзац книги.

Corpora-quadrigemina (четверохолмие) – часть среднего мозга; два парных образования – верхнее и нижнее двухолмие. Первое двухолмие – один из подкорковых центров зрения, второе – слуха.

Стр. 65. Заседание... – Это заседание в Протоколах не пронумеровано.

Стр. 70. Делирий – вид помрачения сознания; проявляется ложной ориентировкой в окружающем, сценоподобными зрительными, реже слуховыми галлюцинациями, яркими бредовыми представлениями, двигательным возбуждением и др.

Стр. 78. «Puddings» – см. примечание к с. 52.

Стр. 79. Дополнительные заметки (из Тетради Л. Б.) – Эти заметки, с небольшими изменениями, можно также найти в Записях Изабель Купер-Оукли, опубликованных в «Theosophist», vol. 52b, p. 303, под заголовком: «В Классе Тайной Доктрины, 4-го декабря 1890 г.».

Стр. 82. Идеация – здесь: способность к восприятию и формированию идей.

Стр. 85. Вампиризировать – от «вампир». В данном случае это слово обозначает сущность, поглощающую чужую жизненную энергию.

Стр. 91. Пять махабхут, таттв и т. д. – В скобках сказано: «Ср. "Т[айную] Д[октрину]", том I, с. 572, примечание; II, с. 102, 372»; см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, «Несколько оккультных афоризмов», прим.; том II, станца III, шлоки 15, 16 и далее.

Стр. 93. Ш. М. – Таково расположение строк в рукописи, возможно, Ш. М. означает Шестой Мир.

(В бум. изд. это выглядит так:

– Прим. ред. эл. версии)

Стр. 94. ... Нарада посетил паталу... – «Вишну-пурана», II, V; Махабхарата, V, 97.

Стр. 97. Заседание 8 января 1891 г. – Это заседание в Протоколах не пронумеровано.

Стр. 98. Заметки, 11 января 1891 г. – Вероятно, эти Заметки – добавление к Протоколам Заседания X от 7 января 1891 г.

Стр. 99. ... и талаталы... – В тексте Протоколов написано: «... и талалоки... ».

Стр. 102. ... махатала: интеллектуальное без духовного. – Не ясно, то ли это одно предложение, то ли два отдельных предложения.

Стр. 108. М. М. С. – миссис Мэйбл Коллинз или Мохини Мохун Чаттерджи? [Mrs. Mabel Collins, Mohini Mohun Chatterjee].

Стр. 112. Спенсер Герберт (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Юм Дэвид (1711-76) – английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1748) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Учение Юма – один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

... anima, откуда произошло само наименование животного. – В английском языке животное – animal.

Стр. 124. ... см. «Theosophist», vol. III, «Satan and spiritual death». – «Theosophist», vol. III, October, 1881, p. 12-15, а также: Е. П. Блаватская. Терра Инкогнита. – М.: Сфера, 1997. – С. 235-247: «Сатана и духовная смерть».

Стр. 129. Письма, полученные после предыдущего Заседания. – «Canadian Theosophist», vol. 47, January-February, 1967, p. 122-123.

Стр. 130. ... дважды нарушалась подобным образом... – Первый раз это произошло в сентябре 1890 г., см. примечание на с. 64.

Стр. 131. ... будут считаться солгавшими пред ликом Учителя; более того – солгавшими своему высшему Я. – В оригинальном тексте слова «Учителя» и «высшему Я» подчеркнуты дважды.

Стр. 142. Франкенштейн – герой романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818 г.).

Стр. 143. Кальвин Жан (1509-64) – французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Бут Уильям (1829-1912) – основатель и первый генерал Армии Спасения, космополитической организации, призванной воплотить идею о братстве всего человечества. Возникла в Великобритании как новая христианская организация, призванная воплотить заветы Христа в действительную жизнь. Основная цель – оказание помощи беженцам, нищим, сиротам, независимо от расы, вероисповедания и пола.

Стр. 145. ... найти в Ветхом Завете; столп огненный, горящий куст, сияющее лице Моисеево... – Исх., 13, 21-22; Исх., 3, 2-4; Исх., 34, 29-35.

Стр. 149. Гексли Томас Генри (1825-95) – английский биолог, соратник Ч. Дарвина и виднейший пропагандист его учения.

Тиндаль Джон (1820-93) – английский физик. Труды по акустике, диамагнетизму, рассеянию света в мутных средах.

Стр. 150. См. «Count de Gabalis». – «Le Comte de Gabalis», труд, написанный аббатом Николасом Пьером Генри де Монфоконом де Вилларом, Париж, 1670 г.

Вейсман Август (1834-1914) – немецкий зоолог и эволюционист. Предвосхитил современные представления о дискретности генов, их локализации в хромосомах и роли в онтогенезе. Основатель неодарвинизма.

Стр. 152. ... Боги кормятся людьми... – «Бхагавадгита», XI, 25-28.

 

Разночтения

Стр. 155. ... в «Тайной Доктрине», III, с. 537; V, с. 510. – Здесь и далее в части «Разночтения» ссылки на «Тайную Доктрину», тома III и V, даются по первым английским изданиям.

Стр. 174. Второстепенные записи. – Заголовок к Записям дан в Тетради Изабель Купер-Оукли, «Theosophist». Лишь один параграф из этого текста приведен в «Тайной Доктрине». Текст данных Записей отсутствует в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.

... от 300 до 400 футов роста... – английский фут равен 0, 3048 см, следовательно – от 9 до 12 метров.

Стр. 175. Барон К. фон Рейхенбах (1788-1869) – немецкий химик.

Стр. 179. Таблица. – Эта и последующая таблицы приведены в конце протоколов Заседания X, в «Тайной Доктрине» и в Тетради Изабель-Купер Оукли, но не в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.

Стр. 188. ... в его ауре... – В «Theosophist» Джинараджадаса говорит в примечании: «Слово, которое трудно разобрать; может означать «aura» [аура], хотя похоже на «area» [область]. В Протоколах Алисы Лейтон Клифер и в «Тайной Доктрине», том III, написано «area», а в Тетради Изабель Купер-Оукли, опубликованной в «Theosophist», написано «aura».

Стр. 191. ... вибрационные... – в Тетради Изабель Купер-Оукли, как приведено в «Theosophist», – вибрирующие.

 

Инструкция I

Стр. 199. Адепт правого пути – об образовании понятия «правого пути» подробнее см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, станс VI, шлока 5.

Стр. 200. ... «Тайная Доктрина», том II, кн. I, стр. 219-220. – См. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том II, станца VI, шлока 4.

Стр. 207. Протрузия – от лат. – выступ, высовывание.

Стр. 212. Диаграмма I – см. первый форзац книги.

Стр. 213. Иллюстрация I – цветные иллюстрации I, II, III см. цветную вклейку.

Стр. 216. Сведенборг Эмануэль (1688-1772) – шведский ученый и теософ-мистик.

Стр. 223. Иллюстрация I. – Таким образом, человек функционирует на основе семи различных и все же взаимозависимых волновых длин и отзвучит на них; каждая длина волны соответствует определенному плану, или миру бытия, тогда как Единая Космическая Жизнь-Сознание, связующая и проникающая все и вся, струится через каждый из них.

В свете учений, вкратце изложенных выше, конституция человека в его воплощенном существовании может быть представлена одной из следующих диаграмм:

АТМАН АТМАН

Божественно-духовное, │

или Вселенское Я │

│ │

БУДДХИ БУДДХИ

Духовное Я Поле духовной

Духовный разум, мудрость, Индивидуальности

предвидение и интуиция │

│ │

МАНАС ВЫСШИЙ МАНАС

Планетарное Я (Буддхи-Манас)

Высший человеческий разум, Поле перевоплощающегося Я,

или перевоплощающегося Я или высшего человеческого Я;

│ духовный интеллект

│ │

КАМА НИЗШИЙ МАНАС

Животное я (кама-манас)

Страсти, эмоции, вожделения Поле низшего, или личного,

│ человеческого я; поле животных

│ вожделений и страстей; низший

│ разум

│ │

ПРАНА ПРАНА

Жизненно-астральное я Жизненность; жизненное

Поле жизненных токов электричество и магнетизм

│ │

ЛИНГАШАРИРА ЛИНГАШАРИРА

Астральное тело, образец, или Астральное тело

тело-модель │

│ │

СТХУЛАШАРИРА СТХУЛАШАРИРА

Физическое тело Физическое тело

Хотя человек создан из «материалов», или «веществ», извлеченных из космического резервуара, все же он не является лишь пучком субстанций и энергий, просто собранных воедино. Человек есть внутренне взаимосвязанная серия центров сознания и они-то и называются монадами. Основная, или высшая, Духовно-Божественная Монада есть наш первоначальный источник, или корень. Она непрестанно изливает потоки разума и жизненной субстанции, которые своими взаимодействующими энергиями образуют различные «узлы», или фокусы сознания, являющиеся как бы ее детьми-монадами. Таким образом, сложную структуру человека можно рассматривать как состоящую из монадических центров в такой последовательности:

АТМАН

Духовно-Божественная Монада

Духовно-Божественное Эго │ Духовно-Божественная Душа

БУДДХИ

Духовная Монада

Духовное Эго │ Духовная Душа

(Индивидуальность) │

БУДДХИ-МАНАС

Разумная Монада

Высшее человеческое Эго │ Высшая человеческая

(перевоплощающееся) │ Душа

КАМА-МАНАС

Психическая монада

Низшее человеческое эго │ Низшая человеческая

(личное эго) │ душа

КАМА-ПРАНА

Животная монада

Элементарное эго │ Жизненно-астральная душа

ПРАНА – ЛИНГАШАРИРА – СТХУЛАШАРИРА

Астрально-физическая монада

Элементарное эго Физическая душа

Стр. 224. Диаграмма II – см. последний форзац книги.

 

Инструкция II

Стр. 235. Порфирий (ок. 233 – ок. 304) – греческий философ-неоплатоник, ученик Плотина, издавший его сочинения. Автор сочинения «Против христиан». В логике так называемое древо Порфирия иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...