Главная Обратная связь

Дисциплины:






О принципах соединительных устройств и материалах, используемых для изготовления труб, мы поговорим на следующей остановке (в камере перед Большим гротом)



V-я остановка. Камера перед Большим (нижним) гротом.

 

Перед вами фрагменты труб ХУШ века. Еще в петровское время, вода к фонтанам подавалась, в основном, по чугунным трубам. Они привозились с Демидовских заводов. Первоначально трубы отливались с фланцами, т.е. с квадратными краями, имевшими в углах отверстия для железных винтов с болтами, которыми скреплялись трубы. Такие трубы здесь представлены. Так как плоскости фланцев при свинчивании не могли совершенно плотно прилегать друг к другу, то между ними вкладывался свинцовый круг, обложенный с двух сторон кожаными кругами. Но, несмотря на это, потери воды были значительны. В 60-е годы 19 века начали применять трубы новой конструкции – с раструбом на одном конце. Эти трубы не свинчивались, а вкладывались одна в другую. Такой метод стыка полностью исключает потерю воды. Сейчас используются трубы двух видов. Примерно 70% водовода – трубы Х1Х века, 20% - ХУШ века и лишь 10% - ХХ века (это в основном, трубы самсоновского водовода, проложенные после войны)

(Демидовские фланцевые трубы 60-70-х гг. ХУШ в. можно увидеть сегодня в открытом Самсоноском канале от Розового павильона до железной дороги. От ж/д до Верхнего парка лежат, в основном, раструбные трубы 60-70-х гг. Х1Х в. )

Трубы, отходящие от основных и подводящие воду непосредственно к форсункам фонтанов, сегодня, как и в ХУШ веке, в основном – свинцовые.

Трубы, по которым использованная вода уходит в залив, первоначально были деревянными. Они сколачивались из сосновых брусьев длиной в 3-4 сажени, конопатились паклей, покрывались смолой, места соединения обливали свинцом, трубы стягивали металлическими обручами. Такие обручи представлены на стене. Фрагмент подлинной деревянной трубы петровского времени можно увидеть сегодня в Музее фонтанного дела. Она была обнаружена на Марлинском участке (в районе каскада «Золотая гора»).

Деревянные трубы неоднократно менялись и «работали» на слив до середины ХХ века.

На западной стене представлено водяное колесо для полива цветов. Оно размещалось в горизонтальном положении, вместо спиц по ободу размещались трубки. Колесо действовало по принципу реактивной струи – колесо вращалось по часовой стрелке, а вода разбрызгивалась в противоположном направлении. Его сконструировал в середине ХУШ века венгерский ученый-испытатель Сегнер, поэтому оно получило название «Сегнерово колесо».

Обратите внимание на представленные здесь фотографии, где изображен Большой каскад ХУШ-Х1Х вв. Облик Большого каскада на протяжении многих лет оставался неизменным, хотя иногда менялся рисунок струй фонтанов.

Петергоф во всем мире славился не только своими фонтанами, но и праздниками, фейерверками, иллюминациями, проходившими в Нижнем парке еще со времен Петра 1.



Петр 1 был всесторонне развитым человеком, владел четырнадцатью ремеслами, и ему обязано своим подлинным рождением искусство фейерверков. Петр с детства увлекался «потешными огнями»; будучи императором, он собственноручно изготавливал ракеты, колеса и пиротехнические составы. «Лучше б те миллионы на фейерверк истрачены были, - написал Петр по поводу одной неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий плезир имел».

На первых порах, как и во многом другом, в подготовке фейерверков Петру помогали иностранные мастера, но уже в середине 18 века в Петергофе был построен Иллюминационный двор (он располагался в западной части парка – между Морским каналом и павильоном Эрмитаж), где работали русские мастера. К устройству фейерверков в Петергофе привлекались архитекторы, живописцы, скульпторы и множество мастеров разных специальностей. Так, в 30-е годы 18 века оформлением петергофских иллюминаций занимались архитектор М.Земцов, живописцы Л.Каравакк, И.Вишняков и др. В 70-е годы 18 века в подготовке петергофских праздников принимали участие известные архитекторы Ч.Камерон и Ю.Фельтен.

Над техническим воплощением задуманного художниками трудились пиротехники (их называли фейерверкерами). За короткое время они накопили богатый опыт и достигли значительных успехов в своем деле. Как писал один английский путешественник, «…в устройстве фейерверков русские перещеголяли все европейские народы». Праздники с иллюминациями устраивались в 18-19 в.в. во все памятные даты связанные с победами русского оружия, тезоименитствами, днями рождений и свадеб членов царской фамилии, орденскими, полковыми и религиозными праздниками. И в наше время традиционно в середине сентября в Петергофе проводится Праздник фонтанов, сопровождающийся салютом и фейерверком. Обратите внимание на фотографию с изображением праздничного ночного Большого каскада. А рядом фотографии послевоенных лет.

Трагические дни для архитектурной биографии Большого каскада, как и всего Петергофа, настали 21 сентября 1941 года и длились до 19 января 1944 года. Петергоф был оккупирован фашистами. Большой Петергофский дворец дважды горел, а центральная часть его была взорвана. Был взорван дворец Марли, разрушен павильон Эрмитаж, фашисты заминировали, но не успели взорвать дворец Монплезир.

На территории парка погибло более десяти тысяч деревьев, парк был изрыт густой сетью рвов, каналов, траншей. Пострадал и Большой каскад: полностью был разрушен Верхний грот, погибло все декоративное убранство. Были взорваны основные узлы водоводных магистралей.

Первые впечатления о послевоенном Петергофе так описал поэт Михаил Дудин:

Я в Петергофе не был никогда.

И вот сейчас брожу среди развалин,

Где красный щебень по земле развален,

Где на столбах обвисли провода;

Где голые безрукие деревья

Стоят, как приведенья из поверья;

Где старый храм с глазницами пустыми,

Где пахнет мёртвым запахом пустыни,

Мне кажется, когда глаза закрою:

Песчаный берег, залитый водою,

Граненые хрустальные стаканы,

Прозрачное холодное вино,

Да синих звезд летящие фонтаны.

И руками наших реставраторов все было восстановлено заново. Уже к лету 1945 года Нижний парк был разминирован и принял первых посетителей. Большой каскад открыли в 1946 году, так как практически всю скульптуру удалось спасти. Часть скульптуры была спрятана в штольнях Большого каскада, часть – удалось вывезти в Ленинград, где она хранилась в подвалах Исаакиевского собора, некоторые скульптуры практически всю войну простояли в вагонах на запасных путях Московского вокзала. Погибли только скульптуры: «Тритоны», «Волхов», «Нева», «Самсон» и несколько малых. 14 сентября 1947 года состоялся торжественный пуск «Самсона», воссозданного скульпторами В.Симоновым и Н.Михайловым. Обратите внимание на фотографию. 13* Этот день стал настоящим праздником для ленинградцев, переживших блокаду. Сын скульптора, поэт М.Симонов опубликовал тогда в одной из газет стихотворение:

 

Самсон стоит, знакомый и любимый,

В сплетенье струй, за пеленой брызг,

И в бронзовой фигуре исполина

Сверкает торжествующая жизнь.

В стальном кольце безжалостной блокады

Над ледяной простуженной Невой

Таким он снился людям Ленинграда

В тревожном мраке ночи фронтовой…

И вот сбылось: не призрачною сказкой,

Мечтою, воплощенною в металл,

Как прежний, но по-новому прекрасный,

Он на скале высокой засверкал…

У южной стены экспонируется свинцовый дельфин – герой многих античных легенд и сказаний. Декоративные изображения дельфинов часто служили украшением парков и купальных бассейнов. В описи петергофских фонтанов, составленной еще в 1730 году, на каскадах и в бассейнах числилось 54 дельфина. Эта скульптура была создана по модели скульптора К.Растрелли еще в ХУШ веке и украшала один из бассейнов Верхнего сада (Дубовый). Над дельфином помещен довоенный чугунный маскарон Нептуна (с Римского фонтана, скульптор Мартос). Подлинный чугунный маскарон Сатира с Морского канала (скульптор К. Растрелли) можно увидеть на восточной стене, и там же представлены два бронзовых маскарона: Сатира (позолоченный) и речной нимфы с Львиного каскада – созданные в послевоенные годы по сохранившимся образцам.

Работы по воссозданию Большого каскада после войны велись быстрыми темпами. Но время и вода приводили в ветхость это уникальное сооружение. Поэтому появилась необходимость капитальной реставрации. С 1989 по 1995 год проводились восстановительные работы, равнозначные второму рождению каскада. Они были выполнены петербургскими и польскими реставраторами.

Здесь, в витрине вы можете видеть образцы материалов, которые использовались в процессе восстановления. Была осуществлена реставрация конструкций и гидротехнической системы Большого каскада, возрождена туфовая облицовка, а также проведены другие работы. И вот сейчас в обновленном виде перед вами предстает сегодня единственный в своем роде триумфальный памятник петровского времени.

Последняя реставрация на Большом каскаде проводилась с 1989 по 1995 годы. На капитальный ремонт было истрачено 35 миллионов рублей.

И нельзя не сказать вот об этой дубовой веточке. Это фрагменты фонтана «Дубок», который наверняка всем знаком. Он был сделан первоначально по рисунку скульптора К.Растрелли и находился в Верхнем саду. В начале Х1Х века он был переделан фонтанным мастером Ф.Стрельниковым и установлен в Нижнем парке. Как известно, Петр I очень любил острые шутки и шокирующие забавы. И «водяные курьезы», «шутейные» фонтаны, предназначенные для увеселения посетителей, непременно украшали петровский Парадиз. Даже тот, кто никогда не был в Петергофе, непременно слышал о фонтанах-шутихах. Два «шутейных» фонтана есть в Нижнем гроте, куда мы сейчас пройдем.

 

VI-я остановка. Большой (Нижний) грот.

 

Мы находимся в Нижнем Парадном Гроте. Так же как и Верхний грот, он облицован туфом, только рисунок камня несколько другой. Его высота составляет 9 метров, ширина 9,5 метра, глубина – 8,5 метра. В петровское время он служил местом отдыха, особой гостиной, где любили проводить время члены императорской семьи и их гости. В отделке грота принимали участие такие архитекторы, как И.Браунштейн, Ж.Б.Леблон, Н.Микетти.

Непременным элементом убранства гротов является мраморная скульптура. И у нас здесь представлена подлинная скульптура работы итальянских мастеров первой половины XVIII века: четыре мраморных бюста, олицетворяющие времена года – Зиму, Весну, Лето и Осень. Тема времен года была очень популярной в ту пору. Лето и Осень – неизвестного итальянского мастера; Зима и Весна – работа итальянского скульптора П.Баратта, имя которого было широко известно в России в ХУШ веке. (Именно им были выполнены многие скульптуры для Летнего сада. Он же является автором знамени той скульптурной группы «Ништадский мир», находящейся около Летнего дворца в Летнем саду. В Италии Баратта часто называли «Мастер Московии».)

Представлена в гроте и золоченая медная скульптура. Она появилась здесь в середине Х1Х века и органически связана со скульптурой Большого каскада. Статуи Вакха – бога виноделия и веселья, Фавна – бога полей, лесов, пастбищ и животных, Венеры – богини любви и красоты, покровительницы садов - переносят нас на несколько веков назад и напоминают о праздниках, балах и карнавалах, устраиваемых в гротах в 18 веке. Особым совершенством отличается скульптурная группа «Амур и Психея».

(Скульптурную группу «Пан и Олимпий» не видно, т.к. она находится в восточном зале.) 14*

Все пять скульптур являются гальванопластическими копиями с античных оригиналов. Они были выполнены из золоченой меди (толщина металлического слоя 5 мм) в мастерской И.Гамбургера в Санкт-Петербурге в 1857 г. и установлены в Нижнем гроте по проекту Н.Л. Бенуа. В 1890 г. их выдвинули в пролеты арок грота. В 90-х годах ХХ века скульптуру вернули на первоначальное место. 15*

Конечно, вы уже обратили внимание на большой овальный стол в центре грота. В XVIII веке на нем стояли корзина с фруктами, бокалы с вином и лимонадом. Представьте себе: жаркий летний день, гости заходят в прохладный грот и видят стол, уставленный всевозможными угощениями. И естественно, дамы протягивают руку, чтобы взять персик или виноград. А кавалеры тянутся за бокалом вина… и в это время вверх поднимаются серебристые струи воды, оставляя гостей насквозь мокрыми. Вспомните, как одевались в ХУШ веке: пышные костюмы из бархата и шелка, высокие напудренные парики! Сейчас водяные струи направлены внутрь стола, а в ХУШ веке они поднимались на высоту до 2-х метров и изливались наружу!!

Подобные водяные забавы, отличавшиеся большим разнообразием, были широко распространены в 18 веке. Во время своих заграничных путешествий Петр1 их, конечно же, видел, и они произвели на него большое впечатление. Такие фонтаны соответствовали его характеру: удивляли и восхищали гостей, в то же время «подшучивали» над ними, заставляли смеяться и самих «Потерпевших» и окружающих. Комический эффект «водяных курьезов» заключается во внезапности действия водяных струй, обрызгивающих посетителей. И в 1721 году Петр 1 приказал соорудить в Большом гроте «стол с брызганьем».

После того, как гости отдохнули, насладились всеми удовольствиями, они решали покинуть грот, но на выходе их ожидал еще один «курьез»: плотная водяная завеса преграждала им путь. Этот «потешный» фонтан Петр распорядился устроить здесь в 1723 году.

Мы с вами познакомились с гротами, которые являются составной частью Большого каскада, главного фонтанного сооружения Петергофа, и сейчас мы поговорим о его скульптурном и фонтанном оформлении.

 

УII-я остановка. Фонтан «Корзинка».

 

Обратите внимание на наружную отделку грота. Его стена, облицованная туфом, создает впечатление мощности и прочности. Прорезанная пятью высокими арками, она украшена золочеными маскаронами. Три арки центральной выступающей части стены разделены рустованными колоннами дорического ордена, стоящими на высоких гранитных цоколях. Грот венчает карниз со сложным профилем и мраморная балюстрада, повторяющая конфигурацию его фасада. Дополняют наружную отделку гротов огромные панно, выполненные из морских ракушек. Ракушками также украшен и карниз. Раковины морских моллюсков также подчеркиваю связь Большого каскада с морем

Фасад Большого грота с каскадами растянулся на 42 метра. Каменные массивы грота и каскадов врезаны в глубину земляного склона на 30 метров.

Большой грот с каскадами, созданный в первой четверти ХУШ века, сохранил на протяжении последующих двух столетий целостность композиции, хотя отдельные элементы его убранства претерпели частичные изменения и утраты.

Начиная с 40-х годов ХУШ века, на Большом каскаде периодически проводились ремонтные работы под руководством таких архитекторов как Ф.Б.Растрелли, Ю.М. Фельтен, И. Броуэр.

С 1856 по 1860 гг. проводилась перестройка Большого грота с каскадами под руководством архитектора Н.Л.Бенуа. Он полностью разобрал гроты и каскады и заново возвел столбы и аркады, стены и своды. Весь плитный камень на водопадных уступах был снят и заменен. Однако реставрация не была им доведена до конца – не восстановили туфовую облицовку, что исказило первоначальный облик каскада.

И лишь в 1988-1995 гг. при последней реконструкции была возрождена туфовая облицовка не только внутренних помещений, но и фасадов. 16*

Важную роль в оформлении Большого каскада играют фонтаны. Петр 1 особенно заботился о фонтане, который будет украшать площадку перед Большим каскадом. Он дважды вносил изменения в предложенный проект и добился создания оригинального водомета «Кольцо». Фонтан состоял из двух кругов разновысоких струй, а посередине его украшал полый внутри водяной столб. Однако когда в середине 19 века проводили реконструкцию, был изменен рисунок струй и фонтан превратился в «Корзинку».

28 наклонных дуговых струй, переплетаясь, образуют силуэт большой корзины, внутри которой бьют 11 вертикальный струй, напоминающих букет хрустальных тюльпанов. На языке аллегорий этот фонтан символизировал мощь и богатство российского государства.

Петр 1 стремился к тому, чтобы искусство (живопись, скульптура) учило европейской символике и мифологии, что помогало нашим соотечественникам общаться с иностранцами на общем культурном фоне, понимать друг друга в светском обществе. Знание языка аллегории считалось признаком учености и образованности.

Наиболее ярко язык символов прослеживается в оформлении ковша и каскадных лестниц Большого каскада, которые мы сейчас осмотрим.

 

VIII-я остановка. Подножье водопадной (восточной) лестницы.

 

Большой каскад украшают 37 бронзовых монументальных скульптур, стенки каскадов декорированы 29-ю барельефами. ( Плюс еще 2 больших и 5 малых маскаронов, 4 бюста, 16 ваз и 18 герм на стенах стилобата, дельфины, неяды, львы, лягушки – всего 255 декоративных форм составляют роскошную декорацию Большого каскада.) Каждая статуя и барельеф имеют определенный аллегорический смысл, а все вместе они составляют развернутое иносказательное повествование.

Уже говорилось о том, что одна из основных тем скульптурного оформления Большого каскада - прославление отечественного флота и торжества России на море. Сюжеты для скульптуры брались из античных мифов, что было характерно для искусства и литературы 18 века.

Гимном освобождения ижорских земель от шведского ига явилось изображение подвигов Персея. Персей – сын громовержца Зевса и красавицы Данаи. Один из множества подвигов прославленного древнегреческого героя Персея заключался в том, что ему удалось победить страшное чудовище – Медузу Горгону, которая обращала в камень все живое. Образ героя, стоящего с обнаженным мечом, исполнен мужества и непреклонности. В руке он держит голову Медузы, лицо которой имеет портретное сходство со шведским королем Карлом 12. В образе Персея Ф.Щедрин воплотил мужество русских воинов, их бесстрашие и отвагу. Образ этого героя античных мифов воплощен на Большом каскаде в статуе работы замечательного скульптора начала XIX века Ф.Щедрина и на барельефах.

Сюжет «Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища», разработан в двух барельефах. Один помещен на нижней ступени восточной водопадной лестницы (справа), второй на четвертой ступени западной лестницы (справа). Оба они по содержанию и композиции перекликаются с картинами, которые помещались на триумфальных воротах первой четверти ХУШ века. Персей представлен в шлеме, на коне, стремительно приближающимся с копьем в руке к фантастическому чудовищу, которое подплывает, раскрыв пасть, к дочери эфиопского царя Андромеде, прикованной к скале и предназначенной в жертву чудовищу.

Персей олицетворял Петра 1 и русских воинов, освободивших исконно русские приневские и прибалтийские земли.

(Все барельефы в петровское были выполнены по рисункам Леблона в Англии из свинца и покрыты позолотой. В годы войны они были все уничтожены и заново воссозданы ленинградскими скульпторами-реставраторами.)

Острой сатирой на поражение Карла ХП под Полтавой является барельеф на сюжет мифа о Фаэтоне – легкомысленном и дерзком сыне бога Солнца, пытавшемся управлять огненной колесницей отца, едва не спалившем землю и пораженном за это молнией Зевса.

У последней водопадной ступени западной лестницы, где особенно могуч ниспадающий поток, помещена статуя «Актеон», отлитая по модели И. Мартоса. Скульптор представил Актеона в момент трагической метаморфозы. В древнегреческой мифологии Актеон был сыном Автонои (дочери фиванского царя Кадма) и Аристея, внуком Аполлона и Кирены. Охотничьему искусству Актеона обучил кентавр Хирон. Как гласит миф, однажды Актеон отправился с друзьями на охоту. Было очень жарко, и он решил отдохнуть в лесной пещере. Случайно именно в это время там находилась богиня охоты Артемида (Диана), решившая принять прохладную ванну. Актеон увидел её обнаженной, Артемида, заметив, что на неё взглянул смертный, разгневалась и превратила Актеона в оленя.Увидев в страхе, что он превращается в оленя, Актеон побежал прочь от пещеры Артемиды, Именно это мгновение изобразил Мартос. Охотник тревожно оглядывается, его левая рука тянется за спину к колчану со стрелами, но на голове уже появились маленькие рожки. Еще мгновение – и он станет беззащитным оленем, которого растерзают собственные собаки. В движении правой руки чувствуется растерянность и подступающий страх, прежде невозмутимое лицо отмечено печатью обреченности.

Скульптура «Испуганный Актеон, бегом спасающийся от собственных собак», находит свое объяснение в художественных символах петровского времени как осмеяние шведского короля Карла XII, оставленного после поражения своими союзниками.

Статуя Галатеи (западная лестница, вторая справа) символизирует отношение морских стихий к победам русских моряков. Галатея – морская нимфа, олицетворяет спокойное море. К её ногам ластится дельфин, означающий безопасность, в её руке – морская раковина – заветный дар океанических глубин, принесенный победителю – России.

Победоносный для России исход Северной войны отражен в истолковании мифа о богине Латоне, матери Аполлона и Афродиты. Преследуемая гневом ревнивой жены Зевса Геры, она была вынуждена долго скитаться. Однажды зашла Латона в ликийское селение, чтобы утолить свою жажду. Но самонадеянные ликийцы решили посмеяться над ней и замутили воду в источнике. Разгневанная Латона превратила их в лягушек, а источник - в болото.

Под ликийцами, превращенными в лягушек, в ХУШ веке подразумевались «прегордые» шведы, которые кичились непобедимостью своего оружия, но были посрамлены русскими воинами.

На противоположных площадках центральных сливных уступов находятся две устремленные друг к другу фигуры гладиаторов. В их руках – потухшие факелы и побежденные змеи, из пастей которых бьют сильные струи, почти скрещивающиеся у вершины ковша. Потухший факел и змея – символ победоносного завершения битвы с врагом.

На выступающих из воды туфовых полуостровах, что находятся по обеим сторонам у основания каскада, помещены скульптурные изображения рек Волхова – величественного старца с веслом и Невы – молодой женщины, держащей змею. Потоки воды падают из-под туфовых пьедесталов и соединяются в ковше. Это символическое выражение выдающегося события петровской поры – строительства Ладожского канала, соединившего реки Волхов и Неву и связавшего центральную Россию с морскими путями.

Покровительницы мореплавателей – наяды с мальчиками-тритонами, сказочные девы – морские сирены с огромными дельфинами украшают ковш Морского канала. Они трубят в раковины славу победителю.

Первоначально вся скульптура была свинцовой. Но свинец – мягкий металл, с годами он теряет форму, «оседает», и 19 августа 1799 года появилось распоряжение императора Павла 1 о замене свинцовой скульптуры на бронзовую. В 1806 году эти работы были завершены, и каскад предстал в своем обновленном виде. Скульптура была отлита из бронзы и сверху покрыта сусальным золотом. Толщина стенок скульптуры 3-6 см. Толщина золотого покрытия всего лишь несколько микрон (примерно в 10 раз тоньше волоса человека; на усиленное золочение скульптурной группы «Самсон» в 2003 году ушло 566 гр. сусального золота – 225,5 книжек по 60 листов 9х9 см в каждой и весом 2,5 гр. Из 1 гр. сусального золота можно вытянуть проволоку длиною 2 500 метра).

Из 32 новых бронзовых статуй 15 были оригинальными работами лучших отечественных скульпторов того времени. В создании скульптуры принимали участие такие выдающиеся мастера, как Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Мартос, Ж.Рашетт, Ф,Гордеев, И.Прокофьев. Скульптор М.Козловский выполнил скульптурную группу «Самсон» (напоминаю, что перед вами третий по счету «Самсон», выполненный после войны по модели скульптора Симонова).

Изготовленные талантливыми скульпторами статуи Большого каскада вызывали восхищение современников. Так, А.С.Пушкин писал:

 

Летят алмазные фонтаны

С веселым шумом к облакам;

Под ними блещут истуканы

И мнится, живы; Фидий сам,

Питомец Феба и Паллады,

Любуясь ими, наконец,

Свой очарованный резец

Из рук бы выронил с досады… 17*

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Вы познакомились с Гротами Большого каскада. Большой каскад – крупнейшее фонтанное сооружение в мире. Он занимает площадь почти 300 квадратных метров. Его украшают более 250 золоченых деталей и барельефов. На каскаде работает около 100 фонтанов, состоящих из 198 водяных струй.

В его убранстве органически сочетаются архитектура, скульптура, разнообразные декоративные свойства воды, и все это – в полной гармонии с окружающим пейзажем. Невольно вспоминаютс н я слова исследователя Петергофа А. Раскина: «Фонтаны в Петергофе е просто эффектные украшения, а его душа – певучая, радостная, излучающая неиссякаемую энергию. Петергоф – это место, где возможен диалог человека с искусством и природой».

Иосиф Гришашвили писал:

 

Блестят и блещут неустанно,

И солнце с воздухом слилось…

О петергофские фонтаны,

Пронзили душу вы насквозь!

 

И я надеюсь, что свидание с Петергофом подарит вам радость и приблизит к пониманию его души, загадочной и таинственной.

Петергоф является уникальным памятником искусства всемирного значения. В 1990 году он был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и в мае 2004 года у западного входа в Нижний парк была установлена памятная доска в честь этого события.

 

СПРАВКИ

 

1* Первоначально Петергоф был дворцовой слободой и входил в состав Ораниенбаумского уезда; в 1848 году по Указу Николая 1 он получает статус уездного города и становится центром Петергофского уезда. В 1944 году немецкое название «Петергоф» было заменено на русское: «Петродворец». В 1961 году город Петродворец был введен в состав Ленинграда и стал его Петродворцовым районом. 3 мая 2005 года было возвращено историческое название – «Петергоф». И теперь Петергоф является частью Петергофского района города Санкт-Петербурга (наряду с Ломоносовом и Стрельной).

 

2* Строительство Большого каскада велось в 1715-1724 годах. В его сооружении принимали участие ведущие архитекторы того времени: И.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, М.Земцов.

Первоначально скульптурное убранство Большого кА скада – статуи барельефы, маскароны и другие декоративные детали – выполнялось по рисункам архитекторов Леблона и Браунштейнаа в Англии, Голландии и России. В Петербурге изготовлением статуй для каскада занимались К.Б.Растрелли и Ф.Вассу.

К 1723 году декоративное убранство Большого каскада было создано. Оно состояло из 16 свинцовых золоченых скульптур, ваз, барельефов, герм и других произведений мелкой пластики. Это было новым и необычным для России явлением – до ХУШ века Россия практически не знала круглой скульптуры.

3* Над моделью группы вместе с Растрелли трудились русские скульпторы А.Селиванов, Ф. Медведев и А. Хрептиков. Постамент, вероятнее всего, проектировал М.Земцов, а гидротехническое устройство и прокладку особого магистрального трубопровода выполнил П.Суалем.

Судя по рисунку М.Махаева 1756 г., растреллиевский «Самсон» носил ярко выраженный барочный характер. Сложность и динамичность композиции усиливалась развевающимся плащом. Следуя библейской версии, Растрелли представил Самсона бородатым, с длинными волосами (как посвященный с детства служению Богу герой не должен был стричься).

К 1745 году скульпторы К.Оснер и И.Неупокоев заменили деформированную скульптуру льва новой, тоже свинцовой. Десятилетие спустя сын скульптора К.Б.Растрелли, архитектор Ф.Б.Растрелли помсле перестройки Большого дворца предложил увеличить высоту водяной струи фонтана «Самсон», для чего деревянный трубопровод заменили чугунным.

Вторую группу «Самсон» по модели скульптора М.Козловского отлил в 1801 году литейных дел мастер В.Екимов. Сохранив первоначальный сюжет и композицию, Козловский, ярчайший выразитель идей классицизма, создал совершенно новый образ.

Для бронзовой золоченой скульптуры по проекту А.Воронихина соорудили новый постамент, на верхней площадке которого архитектор сохранил скульптуры фонтанирующих львов, а в гранях постамента он устроил полуциркульные арки, куда поместил четыре головы львов, отлитых по модели ученика Академии Художеств М.Думнина.

4* Возникновение этой аллегории имеет реальную историческую основу. 22 июня 1709 года, менее чем через месяц после Полтавской виктории, знаменитый проповедник и просветитель петровского времени Феофан Прокопович в присутствии Петра произнес на киевском кафедральном соборе речь «Похвальное слово о преславной над войском свейским победе». В этом «Слове» Прокопович, обладавший незаурядным поэтическим даром, впервые сравнил Петра 1 с Самсоном. Такое отождествление было подсказано тем, что решающая битва Северной войны, Полтавская, произошла в день 27 июня в день святого Сампсония Странноприимца. Используя сходство имен православного святого и библейского богатыря, обладавшего сверхъестественной силой, Феофан Прокопович сказал, что в день Полтавской баталии Петр, «аки второй Самсон», «растерзал льва свейского».

С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных общенародных символов России, её армии, Петра 1, а Швеция, и её король Карл ХП обычно изображались в виде льва, который был частью шведского герба. Петра неоднократно именовали «Самсоном Российским», но при нем этот образ не получил своего монументального воплощения. Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Скульптура была отлита лишь в 1735 году, и установлена в ковше Большого каскада.

 

5* ВАКХ, ДИОНИС – имена БАХУСА – сына верховного олимпийского бога Юпитера (Зевса) – в греческой мифологии бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Виноград, плющ, тирс, вакханальные маски являются его самыми обычными атрибутами.

НЕПТУН (Посейдон) – сын Сатурна, был братом Юпитера (Зевса). Когда Нептун родился, Сатурн захотел его проглотить, как и остальных своих детей. Рея, мать Нептуна, положила вместо сына цыпленка (по другой версии – жеребенка), и старый Сатурн не заметил подмены. (Вместо Юпитера Рея положила в пеленки камень и таким образом так же спасла его.)

Нептун был богом морей, покровителем моряков и торговцев. Обычным атрибутом его является трезубец. Рядом с Нептуном часто изображают дельфина (дельфин – символ спокойного моря).

6* Строительство Грота в Летнем саду началось в 1713 г. по проекту архитектора А. Шлютера. Впоследствии в его сооружении принимали участие архитекторы Г. Маттарнови, Ж.-Б. Леблон, Н.Микетти, М.Земцов. Стены трех залов Грота были облицованы туфом и разноцветными раковинами, пёстрыми камнями и толченым стеклом. Помимо этого интерьер украшало множество статуй, бюстов, барельефов. Внутри Грота находился фонтан с фигурой Нептуна и водяной орган. Снаружи здание было украшено рустовкой, лепными и скульптурными композициями. Современники считали его выдающимся памятником Петербурга и называли «диковинкой».

7* Туф – группа горных пород различного происхождения. Различают: известковый туф (травертин); вулканический – сцементированные рыхлые продукты вулканического происхождения; кремнистый – отложения горячих источников. Наш туф – известковый. Его месторождения находятся на Ижорской возвышенности, которая богата родниками. Родники выносят на поверхность раствор известняка, который оседает на корнях деревьев, ветвях, трав. Он обволакивает их и образует этот пористый камень.

«пудас» - от древнерусского «проток». Речка Пудость впадает в реку Ижора. В её широкой долине, на участке длиной в два километра и находились каменоломни, где добывали камень еще в 18 веке. Ломку пудостской плиты производили с помощью железных клиньев, вбиваемых горизонтально в стык слоев и вертикально в трещины камня.

Первым, кто начал применять пудостский известняк в строительстве, был зодчий Антонио Ринальди. По его проекту в 1766-1781гг был возведен в Гатчине дворец для графа Орлова, облицованный этим камнем. Туф широко использовал и архитектор Воронихин при строительстве Казанского собора. Охотно пользовались этим камнем и скульпторы Ф.Щедрин, С.Пименов, В.Демут-Малиновский, И.Теребнев. В 20 веке пудостским известняком облицевали наземную станцию метро «Площадь восстания».

Каменоломни в долине реки Пудость просуществовали до 1909 года. В наши дни известняк добывают там исключительно для целей реставрации.

 

8* Первыми фонтанным мастерами были братья Джованни и Джулионо Баратини, которые прибыли в Петергоф в 1721 году. Они выполнили водоподводное устройство Большого фонтана, украшающего западный партер рядом с ковшом Большого каскада. К началу их деятельности относится и создание знаменитой «фонтанной команды» Петергофа. Но обучение длилось недолго: в июле 1722 года Джулиано был переведен в Ревень, откуда в 1727 году уехал на родину; его брат Джованни умер в 1723 году. Дальнейшим обучением занимался Поль Суалем.

9* Первоначальный проект водоснабжения Большого каскада был разработан по поручению царя французским архитектором Ж.Б. Леблоном. В 1717 г. он представил на утверждение Петра 1 «Водяной план», в котором предлагал поднимать воду посредством водяной мельницы и машины, приводимой в движение лошадьми из Охотного болота, находящегося южнее Верхнего сада (на месте современного Ольгиного пруда), создав для этого целый комплекс прудов.

Кроме того, к западу от Верхнего сада находились две небольшие речушки, которые по плану Леблона предполагалось перегородить плотиной, создав искусственный водоем, откуда по каналу вода направлялась бы в сторону Верхнего сада.

 

10* Участок берега Финского залива, выбранный для строительства Петергофа, отличается резким членением по высоте на три террасы. Первая из них, где намечалось разбить парк с фонтанами, находилась на уровне моря. Вторая, на которой предполагалась соорудить дворец с Верхним садом, возвышалась над первой на 14-16 метров. И, наконец, третья терраса, увенчанная Ропшинскими высотами, в ряде мест достигала 100 метров высоты. Обильные родникти дают здесь начало небольшим речкам, впадавшим в Финский залив (Коваш, Стрелока, Лигово и др.)

11* После пятилетнего пребывания за границей в 1719 году он вернулся на родину и был зачислен штат Адмиралтейской коллегии, где получил звание «машиниста» (так назывались инженеры в области гидротехники). Вскоре по царскому указу его отослали в распоряжение «Канцелярии от строений», ведавшей сооружением дворцов и парков в столице и пригородах. В июле 1719 года он уже сооружал плотину на реке Стрелке в Стрелиной мызе. В 1720 году Туволков начал строительство фонтанного водовода в Петергофе. Туволков стал первым в России инженером-гидравликом. Он умер в 1727 году в возрасте 30 лет и был похоронен, вероятнее всего, на Свято-Троицком кладбище в Петергофе.

 

12* Если коротко представить себе систему водовода, то она такова:У деревень Глядино и Забродье, примерно в 23 километрах к югу от Петергофа, начинается Старый (Петергофский канал). На 5-м километре от истока с ним соединяется Новый канал, несущий воду из ключей деревень Леволово и Лапино, протяженностью 5 километров.

Далее водовод идет в виде извилистой речки по слегка покатой к северу местности.

В 8 километрах от Петергофа канал вступает в так называемый Шинкарский шлюз. Он двойной – через одни ворота направляют воду в сторону Петергофа, через другие – отводят воду в речку Шинкарку осенью, когда действие фонтанов прекращается и вода требуется в небольшом количестве.

За Шинкарским шлюзом канал проходит через два небольших пруда у подножия Бабигонских высот и разделяется на два рукава. Один из них идет в пруды Английского парка (в Старом Петергофе). Он обеспечивал в свое время водой Гранильную фабрику, а сейчас доставляет воду к фонтанам Западной части Нижнего парка. Другой, главный рукав идет к Большому Петергофскому дворцу, образуя длинный и узкий Самсоновский канал. Далее вода поступает в трубы, проложенные по канаве, и по ним достигает Верхнего сада.

Здесь трубы уходят под землю и, разветвляясь в разных направлениях, наполняют пруды и бассейны фонтанов Верхнего сада. Для фонтанов восточной части Нижнего парка вода идет из Ольгиного пруда через Краснопрудненский канал и Красный пруд.

 

13* Проанализировав немногочисленные довоенные фотографии «Самсона», изучив другие работы М.Козловского, В.Симонов вначале сделал небольшую модель (в одну треть величины), а затем, после утверждения её специальной комиссией, модель в полном размере – 3 м 30 см. Третий «Самсон» был отлит мастерами ленинградского завода «Монументскульптура».

14* ВЕНЕРА Каллипига (Прекраснобедрая) (в греческой мифологии Афродита) - богиня любви и красоты, покровительница брака, мать Амура (Эрота). В римской мифологии еще и богиня садов, имя её употреблялось как синоним плодов. Венера считалась прародительницей римлян через своего сына – троянца Энея, отца Юла – легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь.

ПСИХЕЯ была очень красивой девушкой, чем возбудила зависть самой Венеры. Желая навредить ей, Венера посылает своего сына Амура разжечь любовь Психеи к некоему недостойному созданию, но он сам влюбляется в неё. Амур приводит Психею в свой дворец, где посещает её только с наступлением темноты, запретив ей поднимать на него глаза. Но Психея нарушает запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на спящего юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на кожу Амура. Проснувшись, он исчезает. После мучительных страданий, пройдя множество испытаний, даже спустившись в Аид за живой водой, Психея вновь обретает Амура, который выпрашивает у Зевса разрешение на брак с ней.

ПАН – бог лесов и рощ, сын Гермеса. Он бродит по лесам, пляшет и играет на свирели. Звуки её отождествляли с музыкой небесных сфер. ОЛИМПИЙ – легендарный пастух, обучавшийся у Пана игре на свирели.

 

15* Метод гальванопластики стал широко применяться в России в конце 40-х годов 19 в. Получил свое название в честь итальянского анатома

и физиолога Луиджи Гальвани (1737-1798) – одного из основателей учения об электричестве. Гальванопластика – получение точных металлических копий методом электролитического осаждения металла на металлической или иной поверхности.

В Санкт-Петербург, на основе метода, предложенного физиком Б.С.Якоби, были основаны мастерские Гамбургера и принца Максимилиана Лейхтенбергского, в которых занимались отливкой произведений художественной пластики.

Процесс этот состоял в следующем: сначала делалась восковая модель, на нее методом напыления наносилось небольшое металлическое покрытие, служившее проводником. Затем скульптура помещалась в большую ванну, к ней присоединялись электроды, и металл откладывался, повторяя черты этой восковой модели. Затем скульптуру подвергали нагреванию, воск вытаивал; тогда её можно было опустить в другую гальваническую ванну и нанести слой золота или серебра. Таким образом получали тонкостенные и довольно легкие изделия.

Этот метод позволял копировать в металле античные образы скульптурной пластики (толщина металлического слоя – 5 мм).

16* По чертежам Бенуа в сводах грота и водопадных лестниц устроили 45 люкарн для вентиляции. С этой же целью в стенах боковых каскадов пробили полуциркульные окна, закрытые простыми решетками. На водопадных ступенях Бенуа выровнял высоту струй, придав им вид водяных пропилей и изменил рисунок водяных струй фонтана, расположенного у входа в Большой грот.

 

17* Скульптурное убранство каскада, задуманное Петром 1, окончательно сформировалось в начале Х1Х века. 37 золоченых статуй, 29 барельефов, 108 кронштейнов, 9 маскаронов, 14 фигур дельфинов, львов и лягушек, 34 вазы, 18 герм и 8 бюстов – всего 257 скульптур и скульптурных украшений из бронзы, свинца и мрамора составляют декор большого каскада.

 

СКУЛЬПТУРА Большого Каскада

Восточная лестница (сверху – вниз, слева - направо):

1. Персей- модель Ф.Щедрина. Литейный мастер В.Екимов. Высота 1, 68 м.1800 г. (смотри в тексте экскурсии).

2. Пандора- модель Ф. Шубина. Литейный мастер В. Екимов. Высота 1, 64 м.1801 г. (смотри в тексте экскурсии).

3. Церера- копия с античного оригинала. Модель Ф. Гордеева. Литейный мастер В.Екимов. высота 1, 67 м. 1801 г. Церера – богиня плодородия и земледелия.

4. Фавн Капитолийский - копия с античного оригинала П в. до н.э. Литейный мастер В.Екимов. Высота 1,58 м. 1800 г.

5. Фавн Флорентийский - копия с античного оригинала П в. до н.э. Литейный мастер В.Екимов. Высота 1,41 м.1800 г.

По античным мифам фавны ( у греков – сатиры) – спутники бога Диониса, низшие божества, демоны плодородия. Они бродят по лесам, водя веселые хороводы с нимфами. По представлениям древних, в их облике сохранялись черты человека и животного (тело, покрытое шерстью, звериные уши, иногда хвост и копыта).

6. Венера Каллипига – копия с античного оригинала Ш в. до н.э. (смотри в тексте экскурсии).

7. Юпитер- модель Ж.-Д.Рашетта. Литейный мастер В.Екимов. Высота 1, 84 м. 1801 г. Юпитер - (у греков – Зевс) – верховный бог, царь и отец богов и людей. В римской мифологии бог неба, дневного света, грозы. Его эпитеты: «гремящий», «молнееносный». С Олимпа он управлял всеми явлениями природы, богами и людьми. Могущество Юпитера олицетворялось с могуществом Петра 1.

8. Флора Капитолийская- копия с античного оригинала. Литейный мастер В.Екимов. Высота 1, 76 м.1800 г. Флора -в римской мифологии богиня цветения колосьев, цветов, садов. В праздник в честь Флоры – флоралии – на её алтарь приносили цветущие колосья.

У спусковой лестницы (слева-направо):

10. Мелеагр Бельведерский – копия с античного оригинала 1У в. до н.э. Модель Ф.Гордеева. Литейный мастер В.Екимов. Высота 2,03 м. 1800 г.

11. Вакх с сатиром – копия с оригинала Микеланджело к

онца ХУ в. Модель Ф.Гордеева. Литейный мастер Э.Гастклу. Высота 2,03 м. 1800 г. Вакх (у греков- Дионис) – бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия; сатиры – лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту Вакха.

12. Амазонка – копия с античного оригинала 1У в. до н.э. Модель Ф.Гордеева. Литейный мастер В.Екимов. Высота 2,07 м.1801 г. Амазонки, согласно греческой мифологии, - народ женщин-воительниц. Олицетворяли непобедимое русское войско.

Западная лестница:

1. Акид – золоченая бронза. Высота 1,75 м. Модель Прокофьева. -

2. Юнона - модель Ж.-Д. Рашетта. Литейный мастер В.Екимов. Высота 1, 76м. 1801 г Юнона. – богиня плодородия. Супруга Юпитера (верховного бога) – богиня брака, материнства. В месте с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии. Она призывалась при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после родов.

3. Фавн – копия с античного оригинала. Литейный мастер В.Екимов.Высота 1,84 м. 1800г. Фавн - бог лесов и полей, покровитель стад и пастухов.

4. Галатея – модель Ж.-Д. Рашетта. Литейный мастер Екимов.Высота 1, 66 м. 1801 г. Галатея -морская нимфа, олицетворяет спокойное море.

5. Венера Медицейская – копия с античного оригинала Ш века до н.э. Модель Ф.Гордеева. Литейный мастер Э. Гастклу. Высота 12, 59 м.1800 г.

6. Меркурий Капитолийский - копия с античного оригинала П в. до н.э. Литейный мастер В. Екимов. Высота 1,64 м. 1800 г. Меркурий - бог скотоводства, торговли и прибыли, покровитель пастухов, путников, купцов.

7. Ганимед – копия с античного оригинала 1У в. до н.э. Литейный мастер Э.Гастклу. Высота 1, 58 м. 1800 г. Ганимед – сын троянского царя Троя, отличавшийся необычайной красотой. Был похищен богами и взят на небо, где стал любимцем и виночерпием Зевса.

8. Актеон – модель И.Мартоса. Высота 1, 76 м.1801 г. (см. текст)

У спусковой лестницы (слева – направо)

9. Дискобол – копия с античного оригинала. Литейный мастер В.Ефимов. Высота 1,7м, 1800 г.

10. Германик- копия с античного оригинала 1 в. до н.э. Литейный мастер В. Екимов. Высота 1, 9 м. 1800 г. Германик – римский полководец (15 г. до н.э. – 19 г. н.э.), племянник императора Тиберия, победитель германских племен. Опасаясь его популярности, Тиберий отправил племянника из Рима. Его внезапная смерть вызвала подозрения об отравлении по приказу Тиберия.

11. Антиной Капиталийский – копия с античного оригинала. Литейный мастер В.Екимов. Высота 1, 85 м.1800 г. Антиной – предводитель женихов Пенелопы, домогающийся её руки в отсутствие Одиссея. Много раз оскорблял странствующего героя, явившегося во дворец под видом нищего странника. Погиб от первой же стрелы Одиссея, которая пронзила его горло в момент, когда Антиной подносил к губам кубок с вином.

В завершении ковша (в начале канала) помещены две фонтанных группы «Наяда с тритоном» - модель Ж.-Д. Рашетта. Литейный мастер В.Екимов. 1805-1806. Высота 1, 56 м.

Наяды – покровительницы сил природы. Журчание воды – это их говор. Каждая река, ручей, источник имели свою Наяду. В символике Большого каскада они трубят о победе Самсона.

Недалеко от Наяд «глядя» на «Самсона» сидят две фонтанных группы «Сирен» - модель Ф.Щедрина. 1805. Высота 1,38 м.

Сирены – полуптицы, полуженщины, чарующие путников своим голосом. Изображались с птичьим ногами или рыбьими хвостами. В символике Большого каскада, так же как Наяды, поют о победе Самсона.

 

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ.

 

 

1-я остановка. Верхняя терраса Большого каскада.

ТЕМА: История строительства петергофского ансамбля, как триумфального памятника победе России в войне со Швецией.

 

2-я остановка. Малый (верхний) грот.

ТЕМА: История возникновения гротов и фонтанов.

 

3-я остановка. Западная штольня.

ТЕМА: Фонтанная команда в Петергофе.

 

4-я остановка. Смотровая площадка.

ТЕМА: Водоподводящая система Петергофа – уникальный образец самотечного водовода 18 века.

 

5-я остановка. Камера перед Нижним гротом.

ТЕМЫ: 1.Большой каскад – центр водных иллюминированных праздников Петергофа.

2.Болшой каскад в годы Великой отечественной войны и его послевоенная

реконструкция.

 

6-я остановка. Большой (нижний грот).

ТЕМЫ: 1. Роль скульптуры в убранстве гротов.

2. Фонтаны «шутихи» - любимые фонтаны Петра 1.

 

7-я остановка. Фонтан «Корзинка».

ТЕМА: Реконструкция Большого каскада в середине 19 века.

 

8-я остановка. Подножие водопадной (восточной) лестницы.

ТЕМА: Большой каскад – крупнейшее фонтанное сооружение в мире, синтез архитектуры, скульптуры и произведений фонтанного искусства.

 

 

Продолжительность экскурсии – 45 минут.

 

ВОДОПОДВОДЯЩАЯ СИСТЕМА ПЕТЕРГОФА

 

Уточненные данные, предоставленные зав. Отделом

фонтанов и гидротехнических сооружений ГМЗ «Петергоф»

Ершовой Н.И.

 

Водоподводящая система (ВПС) обеспечивает питьевой водой Новый Петергоф и фонтанную систему ГМЗ «Петергоф». Она является искусствен- ным гидротехническим сооружением общей протяженностью около 25 км. Система состоит из 16 прудов (плюс два пруда в Верхнем саду), 9 каналов, 12 крупных ручьев и речек, 26 шлюзов и водопропускных сооружений.

До Великой Отечественной войны ВПС эксплуатировалась как фонтанная система в составе Дворцов-музеев и парков Петергофа. В начале 50-х годов ХХ века она была передана в эксплуатацию Управлению «Водоканал», в ведении которого находится и по сегодняшний день.

Общая протяженность каналов, ручьев, речек – 56 км; только каналов – 21 км. Общая площадь прудов ВПС – 92 га

Суммарный объем прудов и каналов – 1, 34 млн. куб.м.

Для фонтанной системы забор воды осуществляется с мая по октябрь в дневное время с 9 часов до 18 часов:

Для западной группы фонтанов – из Английского пруда;

Для центральной группы фонтанов («Нептун», Большой каскада и т.п.) – из Самсониевского бассейна у Розового павильона;

Для восточной группы фонтанов – из Ольгиного пруда через Краснопрудненский канал.

В зимний период пруды фонтанной системы находятся на протоке во избежание замора рыбы и загнивания водорослей.

Фонтанная система потребляет воды:

в секунду - около 1 куб. м.

в час – около 3 600 куб.м.

 

Высота фонтанных струй:

«Самсон» - 18-19 метров (диаметр насадки 50 мм).

«Итальянский» - 7,5 – 9 метров (диаметр насадки 55 мм)

Аллея фонтанов – 4 метра (диаметр насадки 20 мм)

«Тритон» - 7,5-9,5 метров (диаметр насадки 25 мм)

«Менажерный» - 6,8 – 7 метров (диаметр насадки 266/280).

Расход воды в секунду:

«Самсон» - 61- 71 литров (из них: 36 -38 л. - главная струя и 25-33л. - пьедестальные фонтаны).

«Итальянский» - 20-30 л.

«Пирамида» - 90-98 л.

Большой каскад (все фонтаны) – около 270 л.

«Менажерный» - 50-70 л.

 

Точных данных по количеству фонтанов нет.

Желательно говорить всем одинаково: на территории петергофских парков работает более 150 фонтанов и пять каскадов (4 – в Нижнем парке, 1- «Нептун» - в Верхнем саду).

В композицию водной декорации Большого каскада включено около 100 фонтанов, состоящих из 198 водяных струй.

 

Общая протяженность всех труб (проходящих по территории Верхнего сада и Нижнего парка и находящихся в ведении ГМЗ «Петергоф») – около 30 км. Самсониевский водовод – 3 км (1,5 + 1,5).

70% магистрального трубопровода – трубы Х1Х века, 20 % - ХУШ в., 10 % - ХХ в. (в основном, самсониевский водовод) .

Магистральные (водоподводящие) трубы, по которым подается вода к фонтанам Петергофа, с петровского времени были чугунными. Разводные трубы, идущие от основных непосредственно к насадкам, всегда были и остались свинцовыми. Трубы, по которым использованная вода уходит в залив, первоначально были деревянными. Они неоднократно менялись и «работали» на слив до середины ХХ века.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...