Главная Обратная связь

Дисциплины:






Возникновение социологии как науки



 

Древние конфуцианские тексты, касающиеся теории пяти социальных отношений – почтительность к старшим, благотворительность, ритуал, церемония, поэзия и музыка – по своему характеру являются социологическими. Социологические по своей сути многие труды греческих, римских и средневековых ученых: «История Пелопонесской войны» Фукидида, «Государство» и «Законы» Платона, «Политик» и «Политика» Аристотеля, «История» Полибия, труды Цицерона, Лукреция, Птоломея и др. Особенно значителен вклад выдающихся римских юристов в структурную социологию – они дали анализ и определение всех основных социальных институтов и форм социальных отношений: брака, семьи, государства, собственности, владений и т.д.

Однако известный социолог П. Сорокин считал, что «до XV века социология не представляет собой систематическую дисциплину». По его мнению, написанные в XIV веке великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332-1406) «Исторические пролегомены» (1377)[*], рассмотрели все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условиях кочевых и цивилизованных обществ. Вот почему Сорокин приходит к выводу, что вместе с Платоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Халдун является одним из основателей социологии.

Эпохи Возрождения и Реформации характеризуются значительным возрастанием интереса к проблемам возникновения, развития и функционирования общества, что привело к многочисленным исследованиям. В XVI-XVII веках появляются работы Эразма, Макиавелли, Френсиса Бэкона, Паскаля, утопистов Томаса Мора, Кампанеллы и др.

В XVII и начале XVIII века возникает так называемая социальная физика. Всемирно известные уже тогда мыслители Спиноза, Лейбниц, Беркли делают попытки построить социальную науку наподобие механистических и количественных методов ньютоновской физики. Важным событием для социологии в этот период явилась публикация «Новой науки» Джанбаттиста Вико. И хотя работа эта по достоинству была оценена лишь в XIX веке, тем не менее это был «первый систематический труд по социальной и культурной динамике, и он заслуженно ставит автора в ряд подлинных «отцов» социологии» (П. Сорокин).

XVIII и первая треть XIX века характеризуется тем, что появилась целая плеяда блистательных исследователей, которая определяла пути развития социологии. Знаменитая работа Мальтуса «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода», труды физиократа В. Мирабо, «Дух законов» Ш.Л. Монтескье, отдельные исследования Адама Фергюсона, Э. Берка, Адама Смита, Вольтера, Кондорсе, Сен-Симона, Гегеля закладывали фундамент для современной социологии. Важный вклад в различные области социологии внесли также Руссо, Мабли, Ламетри, Юм, Кант и многие другие ученые этого периода.*



С публикацией «Курса позитивной философии» Огюстом Контом социология обрела свое собственное имя и систему. Вот почему вполне заслужено, благодаря огромному вкладу в социологию, Конт вошел в историю как один из ее основателей. Несколько позже английский мыслитель Герберт Спенсер существенно продвинул вперед развитие социологии и вместе с Контом признан основоположником всей последующей социологии.

Сам термин социология, имея в виду научный взгляд на проблемы общества и общественной жизни, как отмечено выше, ввел Огюст Конт (1798-1857) – французский социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма. Главное устремление позитивизма по Конту – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории, которая должна быть столь же доказательной и общезначимой, как и естественно-научные теории. О. Конт считал, что позитивизм – это обобщенный и приведенный в систему здравый смысл. Многие идеи и понятия, выдвинутые О. Контом, прочно вошли в оборот мировой социологии. К таким идеям относятся: позитивизм, взгляд на общество как на органическое целое, разграничение законов развития и функционирования общества, социальная динамика и социальная статика, моделирование и иерархия наук, учение о трех стадиях развития человеческого общества, методы, применяемые в исследовании общества.

К числу наиболее влиятельных европейских социологов относятГ. Спенсера (1820-1903). Большое внимание в своем творчестве он уделил изучению предмета социологии и ее взаимоотношению с другими общественными науками. В своей первой книге «Социальная статика» Спенсер сформулировал закон «равной свободы», согласно которому «каждый человек свободен делать все, что он хочет, если не нарушает равной свободы другого человека».

Много внимания Спенсер уделил проблемам размежевания социологии и истории, теории «случая» и «великих людей». Чтобы понять изменения, производимые великим человеком, утверждал Спенсер, необходимо исследовать сначала общественные условия, породившие его самого и его поколение, а это – предмет социологии.

Свои идеи и принципы Спенсер изложил в труде «Основания социологии», одна из глав которого «Общество есть организм», посвящена соотношению биологического организма и общества (социального организма). Спенсер много внимания уделил в своем творчестве проблемам эволюции и прогресса, и приходит к выводу, что развитие общества не есть глобальная эволюция, а процесс, включающий в себя как прогресс, так и регресс, иными словами, развитие общества включает в себя ряд относительно автономных процессов.

Большой вклад в развитие социологии внесли М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето.

Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) дал интересную трактовку понятию ценность, рассматривая ее как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Вебер разработал категорию идеального типакак теоретическую конструкцию такого человеческого действия, как если бы оно происходило в идеальных условиях, независимо от места и времени протекания этого действия. Различные условия и их влияние на ход действия фиксируется, согласно Веберу, по тому отклонению от идеального типа, которое встречается всегда, но заметить и выразить это отклонение в понятиях позволяет лишь идеально-типическая конструкция.

Понятие идеального типа тесно связано у Вебера с понятием понимания, которое автор вводит через категорию смысла. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. При этом Вебер искал не объективный «смысл» человеческих действий, а возможный субъективный смысл. Задачу социолога Вебер видел не в управлении поведением, а в его понимании.

С принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии – категория социального действия. Он даже назвал социологию наукой, изучающей социальное действие. Социальным Вебер называет такое действие, которое по своему смыслу отнесено к «поведению других и этим ориентировано в своем протекании». Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на других, без которой действие не может рассматриваться как социальное. Вебер разработал четыре «идеальных типа действия»: целерациональное(критерием рациональности является успех), ценностно-рациональное (независимо от успеха), аффективное(через актуальные аффекты и чувства), традиционное(через привычки).

С категорией социального действия тесно увязана и веберовская социология власти, в основу которой положены три типа господства: целерациональный, в котором подчиняются не личности, а установленным законам; традиционный, основанный на личных связях с господином (родственники, друзья, вассалы); харизматический, основанный на экстроординарных способностях господина, дарованных ему природой, богом, судьбой, и наличие которых он должен постоянно доказывать. Работы Вебера сыграли значительную роль в становлении и развитии социологии религии как специальной области знания.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) строил свою теорию исходя из того, что социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, присущие только ей качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых олицетворяет собой общество. Эти факты и составляют предмет социологии. Значительная часть творчества Э. Дюркгейма была посвящена обоснованию идеи солидарности. Он разделял общества механической и органической солидарности, относя первую к эпохе архаического общества, а вторую – к современному обществу, основанному на разделении труда. Дюркгейм предложил концепцию коллективного сознания, рассматривая его как совокупность убеждений и мнений, разделяемых всеми членами общества. При этом он проводил четкое разграничение между коллективным и индивидуальным сознанием.

Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с богом. Он требовал объяснять «социальное социальным», что означало обязательность применения социологического метода для всех общественных наук.

Большое внимание Дюркгейм уделял разработке социологических концепций религии и морали, дисциплине и морали, которые он непосредственно связывал с теорией воспитания. Он считал, что цель воспитания – формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств его личности, которые нужны обществу.

Э.Дюркгейм разработал условия возникновения в обществе аномии. Он утверждал, что когда индивиды не желают следовать общим нормам, возникает аномия или отступление от норм. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах и спадах.

Вильфредо Парето (1848-1923) в своем творчестве анализировал проблемы предмета и метода социологии. С точки зрения В.Парето каждую теорию можно рассматривать с трех позиций: 1)объективной,2)субъективной, 3) утилитарной (полезности). Ученый утверждал, что сама по себе истина нейтральна и обнаруживает свое общественное качество только в результате применения для достижения определенных целей. Если результаты окажутся полезными для общества – полезна и теория. Если результаты вредны – значит вредна и теория.

В своем главном социологическом произведении «Трактат по общей социологи» В. Парето подразделяет человеческие действия на два типа: логические, когда действия руководствуются не чувствами, а разумом и регулируются нормами, и нелогические, когда используются неадекватные средства для достижения целей, «нелогические» соединяют цели и средства.

Всемирную известность и огромную популярность завоевала теория остатков В. Парето. Основу человеческих чувств, утверждал ученый, образуют остатки, иногда называемые также инстинктами. К шести основным классам «остатков» он относит инстинкт комбинаций, постоянство агрегатов, потребность в демонстрации своих чувств, инстинкт общительности или чувства социальности, инстинкт собственности или целостности индивидуума, половой инстинкт или инстинкт сексуальности. Большой вклад внес Парето в разработку теории «элит», «циркуляцию элит».

В своих трудах В. Парето попытался объяснить природу, особенности и социальные функции идеологии. Идеологические концепции, верования, теории Парето обозначил термином деривация, что значит «производные», подчеркнув тем самым их вторичный, производный от чувств характер. Он разработал классификацию дериваций, разделив их на четыре класса:

1) утверждения, преподносимые как абсолютные истины, аксиомы, догмы;

2) некомпетентные суждения, оправдываемые ссылками на авторитет;

3) апелляция к общепринятым принципам и чувствам;

4) словесные доводы, «вербальные доказательства», не имеющие никакого объективного эквивалента.

Сегодня западная социология представляет собой множество различных концептуальных схем. Выделяют национальные школы и направления, в числе которых можно назвать французскую, германскую, американскую, британскую.

Наиболее представительная современная французская школа социологии корнями уходит в «Курс позитивной философии» О. Конта и «Метод социологии» Э. Дюркгейма. Уже в 1968 году французская социология из чисто исследовательской дисциплины превратилась в массовую академическую, так или иначе представленную в большинстве университетов. Сегодня каждый из пятнадцати больших факультетов социологии во Франции – не считая более мелких подразделений в других университетах – насчитывает в среднем 1500 студентов, две или три исследовательских групп, от 30 до 50 преподавателей и исследователей со степенями и столько же лекторов и исследователей по контракту (В.И. Курбатов. Современная западная социология. Ростов-на-Дону, 2001, стр. 18).

К числу наиболее видных представителей современной французской социологии можно отнести Р. Арона, Ж. Стетзеля (основатели французского института общественного мнения), Р. Будона (который вместе с американским социологом П. Лазарсфельдом выпустил французское издание знаменитого «Языка социального исследования»), П. Бурдье, Ж. Баландье, Л. Больтански, М. Крозье, Э. Фридберга, А. Тюрена, Ж.-Д. Рено и др.

Германская социология, с точки зрения ее исследователей, должна дифференцироваться на три основные области: социальную теорию поколения (Generation), теорию социальной среды (Social Milien) и теорию социальной личности (Social Person).

Восстановление социологии в Германии после Второй мировой войны началось с возвращения социологической элиты из ссылки: Рене Кенинг работал во время войны в Цюрихе, Адорно и Хоркхаймер занимались исследовательской работой в США. Хельмут Плеснер ухитрялся продолжать свои социологические исследования в находящейся под немецкой оккупацией Голландии. В рамках германской социологии наиболее ярко заявила о себе (после войны) франкфуртская школа, возглавляемая Теодором В. Адорно. Представителями этой школы были Юрген Хабермас, Ульрих Оверман, Клаусс Офоре. Они считали, что анализ любой социальной среды и современных социологических проблем надо начинать с рассмотрения истоков социальной теории от Вебера до Парсонса, а также концепций Гегеля. Более позднее поколение школы наиболее ярко представлено Никласом Луманом, членом Вестфальской Академии наук. Вместе с тем к началу 1970-х годов франкфуртская школа перестала существовать. Ее покинули Хабермас, Тенбрук, Вольфганг и др.

Известность получил также социологический центр в Геттингеме под руководством Х. Плеснера. Представителям этого центра было характерно критическое отношение к Гегелю и Марксу, но позитивное к современным социальным теориям философии жизни.

Американская социология представлена Питиримом Сорокиным, «звездой первой величины» в созвездии великолепных представителей современной американской социологии; О. Тоффлером, футурологом, одного из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Важное место занимает так называемая «Чикагская школа», которая представлена такими известными именами, как С. Берджерс, Г. Блумен, Л. Вирт, П. Лазарсфельд, Р. Парк, Р. Релфильд и др. К основным проблемам, находящимся в центре внимания «Чикагской школы», можно отнести межкультурное взаимодействие в рамках городских сообществ (С. Берджес), теории реального социального взаимодействия (Герберт Блумер), городской образ жизни (Луис Вирт), методология социологического исследования (П. Лазарсфельд), движущие силы социального развития (Роберт Парк), антропология города (Роберт Редфильд). Большой вклад внесли Т. Парсонс и Р. Мертон, а также Н. Смелзер в становлении социологии экономики в качестве полноценной социологической дисциплины и других направлений социологического знания.

Британская социология сегодня, которая по мнению исследователей не представляет собой сколь-нибудь серьезного социологического сообщества, вместе с тем представлена такими известными именами как К. Боулдинг, Э. Мейо, Э.Тейлор.

К. Боулдинг (с 1968 года работает в Колорадском университете США) считает, что главным показателем прогресса является улучшение качества жизни, что обеспечение стабильного мира связано с формированием целостного взгляда на взаимосвязь всех процессов в рамках системы «человек – общество – природа».

Э. Тейлора признают одним из основоположников эволюционизма, выступающего против утверждений о регрессе отдельных народов. Он считает, что народы всего мира, стоящие на разных ступенях эволюционного развития, вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру.

Элтон Мейо (которого также можно считать и американским социологом) явился одним из основоположников индустриальной социологии, «доктрины человеческих отношений» и социальной философии менеджмента.

Вопросы социологии и ее роли в современном обществе, социальной структуры и стратификации нашли отражение в творчестве Томаса Боттомора.

Если теперь попытаться очень кратко обозначить наиболее значимые концептуальные направления современной западной социологии, то можно выделить следующие:

Критическая социология,куда входят: концепция социальных изменений в обществе (Г. Беккер, У. Мур, Н. Смелзер и др.), в том числе теория «активного общества» А. Этциони, представляющая методы управляемого развития посредством эффективного руководства социальными процессами; структурная социология Э. Тирикьяна, в которой анализируются содержание и движущие силы социального изменения; критическая конфликтология, представленная конфликтологическими парадигмами Дарендорфа, концепцией баланса конфликтов А. Козера; леворадикальная социология (франкфуртская школа), в которой ведущее место занимает социальная философия критической теории Маркузе, Хоркхаймера, Адорно, Ноймана.

Феноменологическая концепция А. Шюца, основой для которой служила гносеология Гусерля и социология действия М. Вебера. Шюц ориентируется на естественную феноменологическую установку, для которой характерно обыденное практическое мышление, в рамках которого миры – природный и социальный несомненны, просто «есть», приняты на веру. Феноменологическая концепция нашла свое отражение в творчестве И. Гоффмана, П. Бергера, Т. Лукмана, в «социологии повседневности» В. Бернхарда, в этнометодологии социологического анализа Г. Гарфинкеля и др.

Социология критического реализма была разработана М. Арчер, Р. Бхаскарем, У. Аутвейтом и др. Эта социологическая концепция ориентируется на критическое переосмысление объекта и предмета; исследует отношения между социальными структурами и теми видами деятельности, которые она регулирует, отличие социальных структур от природных (Р. Бхаскар), существо социальных понятий (У. Аутвейт), множественность методологических подходов к общественным наукам, сущность социального познания, которая проявляется в противопоставлении таких понятий, как «действие» и «структура» или «система».

Структурно-функциональная и структурно-системная социологияосновывается на творчестве Б. Малинского, Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Блау, Н.Лумана, П. Бурдье и др. В рамках этого направления можно выделить нормативный и логический функционализм (Т. Парсонс), макросоциологическую перспективу (П. Блау), структурный функционализм (Т. Парсонс), функциональный анализ и «теории среднего уровня» (Р. Мертон), аномия и отклоняющееся поведение (Р. Мертон), теории социальных систем (Н. Луман), конструктивный структурализм (П. Бурдье).

Социологические концепции индустриального и постиндустриального общества - наиболее распространенная концепция современной западной социологической мысли. Одним из ярких представителей этого направления является Д. Белл, который дал характеристику доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества, исследовал проблемы многовариантности развития социальной системы, современные аспекты социальной стратификации.

К этому же концептуальному направлению, хотя и с несколько иным подходом в оценке индустриальной цивилизации, относятся концепции М. Маклюэна, А. Тюрена, А. Тоффлера, Э. Шумахера, Р. Коэна и др. Здесь можно отметить разработанные Тоффлером контуры новой цивилизации, трехступенчатую модель всемирной истории Г. Маклуэна (информационная цивилизация – человек слушающий, человек смотрящий, человек слушающий и смотрящий), постиндустриальную концепцию общественного развития Р. Коэна, теории программированного развития и природы кризиса А. Турена.

Большой вклад в развитие теории постиндустриального общества внесли Дж. К. Гелбрейт и Уоллерстайн (концепция глобализма).

Завершая обзор современных концептуальных социологических направлений следует упомянуть также методологические социологические концепции (Р. Будон, Ф. Буррико, Р. Рорто, П. Уинч, А. Шюц, К. Маннгейм) и социологию феминизма и гендерных исследований (Л. Иригари, С. Файрстоун, К. Дельфи). Подробно о всех указанных направлениях и концепциях можно прочесть в работе В.И. Курбатова «Современная западная социология» (Ростов-на-Дону, 2001).

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...