Главная Обратная связь

Дисциплины:






Диалектика как учение о развитии и метод познания действительности



Слово «диалектика» ввел в оборот Сократ– др.греч. философ, она понималась как искусство ведения спора Др. форму диалектики, основанную на принципе тождества мышления и бытия (т.е.единых з-нов развития) разработал Гегель. Марксисты, построили диалектику на основе материалистического понимания ист-ского процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Диалектика - ядро философии и выполняет методологическую роль. Проявляется это в принципах, з-нах и категориях. Принципы диалектики:1) Развития - ведущая форма движения, предполагает необратимость изменений, их направленность и цикличность. Мир рассматривается не как законченные предметы, а как процесс, где все предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, др. возникают. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость (невозможность полного возврата к прежнему состоянию); обновление (отрицание старых качеств, принятие новых); преемственность (момент связи старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего); направленность (развитие - поступательное движение прогрессивное или регрессивное). 2) Всеобщей связи возникновение изменений, переход в иное качество возможен не изолированно, а во взаимодействии. Этот принцип неразрывен с принципом развития, становится условием его реализации. Он позволяет понять материальное единство мира и вскрыть источники движения: самодвижение, развитие, саморазвитие. Связи: внутренние и внешние, причинно следственные, структурные, генетические, закономерные, действительные. Методологическое значение принципа всеобщей связи - он ориентирует, что к познанию надо подходить как к процессу, где все явления находятся в тесной связи и взаимодействии, и все вещи находятся во взаимозависимости. Все явления материального мира могут быть правильно познаны, если они рассматриваются исторически. Тогда процесс логического познания будет находиться в тесной связи с историческим процессом, и познавая историю мы познаем себя, т.к. мы развиваемся. 3) Тождества (единства) диалектики, логики и теории познания – выражает единство з-нов развития и означает, что развитие охватывает природу, человека и общество. 4. Восхождения от абстрактного к конкретному– сосредотачивает в себе возможность познания з-нов диалектики, организует процесс познания; 5) Единство логического и исторического – способствует пониманию того, как конкретное трансформируется в конкретное познание. Центральная часть диалектики - учение о категориях и з-нах. 1. З-ны диалектики: «З-н единства и борьбы противоположностей» - все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи единым по своей природе находятся в борьбе и противоречат др. др.(пример: день и ночь).Опираясь на з-н можно сформулировать методологические выводы, характеризующие процесс перехода от одного состояния к др. «З-н перехода количественных изменений в качественные и обратно» раскрывает общий механизм развития. Суть з-на - изменение качества данной вещи, т.е. переход ее старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление колич-ных изменений достигает определенной границы. «З-н отрицания отрицания» - новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все еще более новым (смена общественно-экон-ских формаций). Раскрыть сущность з-на без категорий невозможно. Гл. категорией диалектики являетсяпротиворечие – единство противоположностей существующих в объективной действительности. Др. категории диалектики: не единичное - всеобщее, причина - следствие, форма - содержание, необходимость - случайность, сущность – явление и др.

24. Диалектика и метафизика. Диалектика и метафизика 2 метода познания в философии.Слово диалектика» искусство ведения спора ввел Сократ. Диалектика Гераклита - все течет, все изменяется, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, источник движения - в самом предмете. Диалектику, основанную на принципе тождества мышления и бытия разработал Гегель. Его диалектика - переход одного определения в др., эти определения односторонни и ограничены, т. е. содержат отрицание самих себя. Марксисты, отбросив идеал-ское содержание философии Гегеля, построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных, процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Диалектика - наука о развитии всеобщей связи и взаимодействии явлений природы, общ-ства и чел. познания. Д.утверждает, что все находится в развитии и взаимодействии. Гл. категория Д. – противоречие:единство противоположностей сущест-вующих в объективной действительности. В учении о противоречиях Д. вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал-ского развития: развитие путем перехода колич. изменений в кач-ные, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины; связь на каждой ступени развития: абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким. Метафизика - метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно как сами по себе, а не с точки зрения их взаимодействия; статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); рассмотрение явлений изолировано, вне связи и взаимодействия др. др.; не признает возможности появления принципиально новых явлений и процессов в природе, обществе и мышлении человека. Процессы и общ-ство рассматривались по з-нам механики; источник движения – извне; развитие, как колич-ные изменения. Термин М. возник в 1 в.до н.э. как обозначение 1-й части философии Аристотеля, которая исследует высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего. В ср. века М. служила теологии как ее философское обоснование. В Новое время возникло понимание М. как антидиалектического метода, односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые др. от др. отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Различия между диалектикой (Д) и метафизикой (М):1. Д. исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем мире. М. возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей. 2. Д. исходит из принципа развития, кач-ных изменений явлений и процессов. М. сводит все изменения в мире только к колич-ным. 3. Д.исходит из внутренней противоречивости присущей любому явлению или процессу. М. считает, что внутренние противоречия свойственны только мышлению. 4. Д. исходит из того, что борьба внутренне присуща явлениям и процессам противоположностей, представляет гл. источник их развития. М. переносит этот источник вне исследуемого предмета.

25. Основные законы диалектики. Закон – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями. Основные з-ны диалектики открыл Гегель. 1. «З-н единства и борьбы противоположностей» - все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи единым по своей природе находятся в борьбе и противоречат др. др. (день и ночь). Основой всякого развития - является борьба противоположных сторон. При характеристике действия этого з-на Гегель оперирует категориями: а)Тождество - выражает равенство объекта самому себе или нескольких объектов др.др. б) Различие - выражающее отношение неравенства объекта самому себе или объектов др. др. в) Противоположности - категория, от­ражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов др.с др., которые отличаются др. от др. Противоречие -борьба между тождественностью и отличием (различием), она приводит к изменению предмета – движению (пример:. есть общество тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общ-ва; их борьба приводит к изменению данного общ-ва). Противоречия - внутренняя основа развития мира.Развитие представляет собой процесс ста­новления, обострения и разрешения противоречий. 2. «З-н перехода колич-ных изменений в кач-ные и обратно» раскрывает общий механизм развития. Сущность з-на - изменение качества данной вещи, т.е. переход ее старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление колич-ных изменений достигает определенной границы. Содержание его раскрывается в системе взаимосвязанных категорий: а) Качество -категория для выражения специфики вещи, стабильная система определенных характеристик и связей предмета, характеризует предмет или явление в целом. Качество выступает, как их специфика, неповторимость, то, что отличает один предмет от др. Качество определяется ч\з его свойства. б) Количествоисчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер).Гегель определял кол-ство как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто безразличное для той или иной вещи (дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше). Он рассматривал качество и кол-ство как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без колич-ных характеристик, так и не может быть кол-ства без качества.в) Мера - единство качества и кол-ства, выступает как интервал колич-ных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою кач-ную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению колич-ных изменений в кач-ные. Качество не может меняться бесконечно, наступает момент («узел»), когда изменение качества приводит к изменению меры. г) Ска­чок - всеобщая форма перехода от одного кач-ного состояния к др., состояние борьбы нового со старым. Он обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим з-ном - на переход качества в кол-ство. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс. 3. «Закон отрицания отрицания». Суть - новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все еще более новым (смена общественно-экон-ских формаций). Категория «отрицание» отражает определенный этап развития и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицанием. Всякоеотрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного кач-ного состояния в др. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым оно об­ладает диалектической природой, которая про­является в том, что отрицание представляет собой единство 3-х моментов: преодоление старого; преемственность в раз­витии; утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти 3 момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель, связывал с прохождением в процесса разви­тия 3-х стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения — (антитезис) и, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...