Главная Обратная связь

Дисциплины:






Духовная жизнь общества, ее сущность и структура, закономерности изменения



Общество (от лат. общественный) – совокупность людей объединенных историческими обусловленными социальными формами совместной жизни и деят-сти. Различая духовную и материальную деят-сть материализм рассматривает духовную жизнь, как своеобразную «надстройку», которая вырастает над материальной, но марксисты считают такую теорию идеалистической и называют ее несостоятельной. Способность человека к духовной деятельности формируется и совершенствуется с развитием общественной практики человечества. Основные элементы духовной жизни общества: 1. Духовная деятельность – деят-сть сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. 2. Духовные ценности, возникают в результате духовной деят-сти (моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения). 3. Духовное потребление – в ходе духовной деят-сти духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. 4.Индивидуальное сознание человека – восприятие человеком отдельных сторон бытия. 5. Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, из производственной, семейно-бытовой, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Общественное сознание имеет сложную структуру, где различают сферы общественной идеологии и социальной психологии. Формы общественного сознания: искусство, культура,, религия, философия, наука, политика, право, религия, мораль и др. Его уровни – теоретическое и обыденное. Духовная жизнь общества во всех этих формах определяется состоянием экономики. В свою очередь духовная жизнь является активным фактором общественной жизни и оказывает на нее мощное воздействие. «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами» (К.Маркс). Следовательно, духовная и материальная жизнь – неотделимы до. от др. Они дополняют др. др. и зависят др. от др. Материальные процессы (приготовление пищи, изготовление орудий труда) осуществляются в соответствии с сознательными намерениями и замыслами, а продукты духовной деят-сти входят в общественное сознание, только тогда, обретают материальную оболочку. Духовная жизнь в противоположность материальной – есть царство духа. Например в культуре, свобода духовного творчества – важнейшее условие ее развития, эту свободу ограничивают только собственные внутренние потребности человека. Гл. в культуре – духовное содержание, а материальная форма приспосабливается под него. Сфера политики по соотношению духовного и материального, занимает промежуточное положение. Ее духовные компоненты – политические идеи, проекты, замыслы; материальные – организации, гос. органы, вооруженные силы. В зависимости об обстановки гл. роль могут играть и те и др. В истории были случаи, когда мощь оружия побеждала идеалы и благие помыслы и наоборот когда мощь гос. машины не могла подавить духовные движения и вдохновляющие их идеи (напр. торжество христианства в Римской империи).



 

42. Социальная структура общества. Общество (от лат. общественный) – совокупность людей объединенных ист-скими обусловленными социальными формами совместной жизни и деят-сти. Под социальной структурой понимают различные типы человеческих объединений (социальные сообщества, общества, соц. группы, орг-ции и т.д.), являющиеся подсистемами общества - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Общий признак соц. структур – любая из них коллективный субъект, состоящий из некоторого множества индивидуальных субъектов (отд. людей – семья, гос-во, фирма, политическая партия). Всякое общество – сложная система, в которой имеется большое кол-ство разнообразных соц. структур. В обществе между людьми происходит обмен ресурсами (деньги, товары, услуги, знания). Соц. структуры осваивая различные ресурсы обмениваются ими, поддерживают существование др. др. Составляя целостный организм, они выполняют различные функции, сочетания которых необходимо для сохранения и развития общества. Соц. структура объединена по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее развития и изменения выступают пр-ство, форма собственности и распределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу пр-ства соответствует определенный тип социальной структуры. Выделяют основные типы социальных структур: 1. По кровнородственным связям: а) Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной генетической линии; б) Племя – совокупность родов, связанного родственными отношениями, общими чертами культуры; в) Семья – основанная на браке малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью. 2. По этнокультурным корням – этносы (народы, нации). Людей принадлежащих к одному этносу, объединяет этничеческое самосознание – сознание своей этнической принадлежности (индентичности). В качестве объединения людей в народ, упоминают единство происхождения, место проживания, язык, культуру. Основой сплочения национальной общности м.б. – политический фактор (гос-во); религия; борьба с завоевателями. Но необходимым условием образовании нации, является создание национальной культуры. 3. По социально-экономическому статусу – страты (касты, сословия, классы). Страты – слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства, более общее понятие, чем классы. Марксизм существование классов связывает с развитием материального пр-ства, в котором заключаются гл. причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы. 4. По степени упорядоченности организованности. Толпа – кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. Публика – социальная группа, члены которой физически рассредоточены, но духовно связаны единством мнения. Организация – группа людей, действующих совместно и упорядоченно во имя достижения цели. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество. В современном обществе появился так называемый «средний класс», к которому относится обладающее достаточным уровнем дохода большинство трудящихся. А т.к. многие классы и слои постепенно растворяются в среднем классе, то утрачивается антагонизм, возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества. Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в др. (крестьянина в число рабочих, рабочего в число интеллигента; интеллигента – в число предпринимателей и т.д. Высокая социальная мобильность характерна для демократических обществ (США, Италия).

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...