Главная Обратная связь

Дисциплины:






Трудовая теория стоимости у социалистов-рикардианцев. У.Томпсон, Т.Годскин, Дж.Грей, Дж.Ф.Брей



У Смита и Рикардо капитализм представлял собой естественный порядок (способен к саморегуляции). У социалистов капитализм — противоестественный порядок, не обеспечивающий справедливое распределение богатства. При капитализме неэффективно использовать человеческие и материальные ресурсы. Среди социалистов-рикардианцев Грей, Брей, Томпсон, Готский. Исходный пункт их взглядов — трудовая теория стоимости. Богатство (стоимость создается трудом). Капиталист не имеет права на присвоение результатов труда. Рабочий отдает часть своего труда, за счет чего формируется: 1) прибыль капиталиста, 2) рента землевладельца, 3) процент на денежный капитал. Идея производительности капитала отвергается. Социалистическое общество — это коллектив трудовой собственности при сохранении рыночных отношений, т. е. производственная кооперация. Реформирование капитализма нужно начинать со сферы обмена, т. к. именно там проявляется конкуренция, и функционируют деньги, как два главных источника зла современного общества. Деньги и товары следует уравнять путем непосредственного учета трудовых затрат. Вместо денег будут функционировать банкноты, номиналом один рабочий час (деньги и т. д.). Рабочие деньги давали право их владельцам на получение товаров по трудовому эквиваленту и гарантировали строгое соблюдение закона стоимости. У Грея обменные операции производятся через банки. Брей добавляет, что безработный пролетариат, не имеющий средств к существованию, может быть авансирован трудовыми банкнотами в залог будущего выпуска продукции.

14. Экономические концепции раннего социализма.+(15)

Из рикардовской трудовой теории стоимости исходили социалисты-рикардианцы, а также П. Прудон и К. Род6ертус. П.: «Собственность – это кража». Р. – родоначальник государственного " социализма. Во Франции – самостоятельные мыслители К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье. У С.-С. последовательный историзм. Капиталистическое общество – переходное к индустриализму, когда крупная промышленность будет управляться по единому плану. Частная собственность сохранится, но при условии личного труда капиталиста и

подчинения общему плану. По Ф., в будущем обществе соединятся промышленный и аграрный труд. В фаланге труд станет потребностью, на протяжении рабочего дня –

перемен труда. Распределение между трудом, капиталом и талантом как 5:4:3. В Англии Р. Оуэн – теоретик кооперативного социализма. Продукты сдаются на общий склад, откуда в соответствия с трудовым вкладом можно получить все необходимое для жизни и производства. Швейцарец С. Сисмонди как критик капитализма и сторонник мелкого товарного производства.

15. Социалистические утопии К.А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р.Оуэна.+ (14)



В условиях, когда христианство освящало существовавший в средневековье строй, движение вперед было невозможно без рефор­мы католической церкви. Теоретики реформации (М.Лютер, Ж.Кальвин) использовали антисословную направленность пер­воначального христианства. Идея равенства в отношениях между людьми превращалась в идею равенства обмена товаров, идея чест­ного труда - в обоснование буржуазного предпринимательства и т.д.

Обострение противоречий общества на рубеже XIX века приве­ло к формированию социалистической мысли. Для этого течения, на­иболее яркими мыслителями которого были Клод Анри Сен-Симон (1760-1825гг.), Шарль Фурье (1772-1837гг.), Роберт Оуэн (1771-1858гг), характерна критика капитализма с позиций общества бу­дущего.

Сен-Симон имел нетрадиционные взгляды для французской аристократии. Для взглядов Сен-Симона характерен последовательный историзм. Он делил общество на определенные эпохи. Каждая следующая эпоха прогрессивней предыдущей. Эпохи: 1) рабство, 2) феодализм, 3) промышленный строй, 4) индустриализм. Переход от одной формации к другой неизбежен и закономерен. Осуществление перехода: в рамках существующей формации возникает группа людей, не имеющих политического веса в обществе, но заработавшая значительный капитал. Наличие экономического требует подтверждения политическою, и, таким образом, в недрах первого строя формируется следующий строй. Переход может быть осуществлен эволюционных и революционных изменений. Эволюционные изменения — изменения через экономические и политические реформы. Революционные изменения — быстрые изменения путем революции. Ни один из социалистов не был противником частной собственности, в том числе и Сен-Симон. Просто частная собственность должна быть направлена на развитие всего общества в целом. В обществе индустриалов крупная промышленность будет управляться из единого центра. Прообразами этих центров он видел банки, в которых работают ученые. Разработанные ими планы обязательны для исполнения. Через планирование будет устранено главное зло капитализма — анархия в производстве и распределении. Частная собственность трансформируется в частно-общественную через формирование акционерного капитала. Вознаграждение будет устанавливаться за: 1)личный труд, 2) участие в производстве через использование капитала, 3) подчинение плану.Базар развивал идеи Сен-Симона, но полагал, что реализовать планирование без отмены частной собственности невозможно. Базар соглашался с Сен-Симоном, что планирование должно осуществляться через банки, и даже говорил о создании всемирного банка, который он назвал “Всемирная ассоциация трудящихся

Ш. Фурье полагал, что основа неисправности капитализма строится в сфере обмена. Торговля — обман потребителя. Фурье осуждает капитализм за противопоставление богатого меньшинства бедному большинству. Он говорит, что существующий строй не способен обеспечить благополучие всего населения, т. к. частная собственность порождает анархию и конкуренцию, что ведет к расточительству экономических ресурсов. Он говорит, что торговля через конкуренцию ведет к монополизации общества, а монополии — к торговому феодализму. Будущее общества должно пройти три стадии развития: 1) гарантизм (полу ассоциация) 2) социализм (ассоциация), 3) капитализм (гармонизм, т. е. сложная ассоциация). Полу ассоциация (фаланга) — община, абсолютно самоуправляемая и независимая (1000-2000 человек). Основной вид деятельности — земледелие. Участники фаланги — акционеры — люди из разных слоев общества. Работы выполняются по плану, и уничтожается пожизненная специализация. Частная собственность в фалангах не отменяется, она фиксируется, и произведенный продукт делится между членами фаланги в соответствии с затратами труда, капитала, и знаниями (талантом). В современном обществе следует воспитывать будущих совершенных людей. Богатые люди обладают хорошими манерами, но их мораль не очень высока. Бедные, наоборот, не обладают хорошими манерами и знаниями, но их моральные качества более высоки. Сосуществование богатых и бедных приведет к обмену качествами между ними.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...