Главная Обратная связь

Дисциплины:






Социальная философия



Предмет философии

1.Мифология - это исторически первая форма мировоззрения. Она объясняла процессы и явления природы, личной и общественной жизни, действиями вымышленных существ явлений и сил. Миф представляет собой единую форму сознания.

2.Анимизм – это вера существования души и духов как причины всех явлений. Это вера в одушевленность всей природы. Анимизм породил чувство ответственности перед своим родом, племенем, народом. Его основой является неправильное толкование сновидений, обмороки, галлюцинации, иллюзии. Анимизм объясняет такие явления как захоронение, жертвоприношение.

3.Магия - это практическая часть мифологии, совокупность действий, обрядов, манипуляций, с предметами и веществами, заклинаний. Это способ воздействия на природу и человека через связи предметов и явлений со скрытыми духовными силами.

4.Философия – это в буквальном смысле – любовь к мудрости.

Любовь к мудрости понималась как:

1. Стремление к знаниям к истине

2. Предполагает необходимость доказательства, аргументации своих положений

3. Стремление к поиску оптимальных решений в сложных неопределенных ситуациях

4. Желание ясно свободно излагать свои мысли

5. Приверженность к достойному образу жизни

4.1.Философия – это система наиболее общих положений о мире в целом, природе, обществе, человеке и его многообразных отношениях к миру. Философия общая теоретическая основа мировоззрения , она обосновывается посредством общенаучных понятий ( категорий ), исследует бытие в целом, связи и отношений его частей.

5.Материализм – это одно из главных философских направлений, в соответствии с которой материя, материальная субстанция является онтологически первичным началом, а идеальное вторичным.

6.Идеализм – это одно из главных философских направлений, в соответствии с которой идеальное есть первичное, основа бытия.

Существуют два вида идеализма:

1. Объективный идеализм - началом всего служит внечеловеческое сознание. Это сознание вначале существует само по себе, а затем творит, создает весь остальной мир, в том числе людей.

2. Субъективный идеализм – единственной реальностью признается сознание человека, а представляет собой проекцию внутреннего мира вовне.

7.Монизм – это учение при котором признается что основой (субстанции), мира признается одно начало.

Различают:

1. Материалистический монизм – признает основой мира материю.

2. Идеалистический монизм, считающий основой сознание (мировое или человеческое)

 

8.Дуализм – это учение, согласно которому в мире существуют две независимые и равноправные субстанции материальная (телесное) и идеальная ( духовная ). Декарт считал главным свойством материи протяжность, а бестелесного – мышление.



9.Плюрализм – это учение, согласно которому мир состоит из множества равнозначных субстанций, не сводимых к одному или двум началам. ( учение Лейбница о монадах ).

10.Познавательный реализм (гносеологический оптимизм) – это философское направление согласно которому мир познаваем до уровня сущностей (причинов и законов) явлений не познаваемых сущностей нет, но в силу неисчерпаемости мира, есть вещи еще не познанные или мало познанные.

11.Скептицизм – для них характерно сомнения о возможностях познания, представлении о том, что человек может иметь правильное знание, а может не иметь. Поэтому скептики во избежание ошибок рекомендовали воздерживаться от всяких суждений.

12.Агностицизм – это философское направление, согласно которому возможно достижения неглубокого, поверхностного знания, на уровне явлений, но отрицает возможность достижения сущностей. Агностицизм признает познание феноменального бытия и отрицает познание номенуального бытия.

13.Диалектика – это философское направление, в котором основной идеей является всеобщая связь и идея развития. Системы рассматриваются в развитии главной причиной которого признается наличие внутренних противоречий.

14.Метафизика – это философское направление, которое признает взаимосвязь явлений, но отрицает их развитие. Мир представляется как взаимосвязанное, но неразвивающаяся сила.

История философии:

15.Сансара – это учение о перерождении, переселение душ. Согласно этому учению смерти как таковой нет, она представляет собой переход души от существования в одном теле к существованию в другом.

16.Карма (воздаяние). Направление сансары – восходящее или нисходящее - определяется законами кармы, под которым понималось влияние совершенных человеком действий на характер настоящего и последующего существования.

17.Нирвана (буквально: затухание, угасание) – это внутреннее угасание, освобождающее от жажды жизни, вызывавшей все новые перерождения. Мудрец растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя.

18.Дао – это центральное понятие даосизма (китайского философского учения). Дао – это основа, субстанция мира, естественные законы развития природы, общества, поведения человека ( моральный закон ) и его мышления. Само по себе Дао человек не воспринимает, но оно воплощения в вещах, предметах, растениях, животных, людях и т. д. (познается разумом, мышлением)

19.Дэ – это окружающий нас непосредственно мир, чувственный мир - это воплощение Дао. ( познается органами чувств ).

20.У вэй (недеяние) – это принцип следования дао, т. е. такого поведения, которое согласуется с природой человека (микрокосмоса) и Вселенной (макрокосмоса). Это поведение, которое основывается на использовании естественных свойств вещей и процессов и не включает насилие, повреждение природы.

21.Сяо – сыновняя почтительность. Здесь конфуцианство опиралось на культ почитания предков. Почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах. Нормы сяо воспитывали у китайцев уважительное отношение к семье.

22.Правила Ли – это свод правил, который основан на принципе сяо, но эти правила регулируют не только отношения в семье, но и государства. Отношения государя и подданных, чиновников и подчиненных строяться по образцу отношений отца и сыновей.

23.Жень – это концепция человечности, основанная на принципе взаимностьти. Этот принцип назвали золотым правилом нравственности. («Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут испытывать вражды» говорил Конфуций).

24.Цзю-цзы – это представление о благородном муже (идеале человека). Последний должен обладать двумя качествами – гуманностью и чувством долга. Он должен быть добрым и справедливым по отношению к низшим, почтительным к старшим и высшим. Каждый человек должен поступать в согласии с Дао и стремиться к совершенствованию путем обучения. Цель совершенствования – достижения цзю-цзы.

25.Сюньцзы, основатель одной из конфуцианских школ, рассматривал Небо как совокупность естественных явлений. Он отвергал существование мирового творца и полагал, что возникновение и изменение всех явлений происходит согласно естественным законам по кругу и объясняется взаимодействием двух сил – Ян – положительная энергия и Инь - отрицательная энергия

26.Логос – по Гераклиту все предметы и явления природы рождаются из огня, а когда исчезают вновь обращаются в огонь. Важным моментом учения является признанием им существование закономерности и необходимости, по которой происходит превращение огня. Эту закономерность Гераклит назвал логосом. Все в мире происходит согласно логосу.

27.Софизм – это ложное умозаключения. Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением доказывать все, что они считали необходимым, выгодным данному человеку. Логическая доказуемость (а не соотвестие действительности) считалось у них главным свойствам истины. Софисты считали, что доказать можно все что угодно, необходимы только ум, знания и красноречие. У каждого человека своя истина, согласно софистам. Тем самым софисты смешивали истину с индивидуальным мнением.

28.Майевтика (повивальное исскуство) – это метод (искусство) извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. Мерилом всех вещей для Сократа является человек – разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Разум способен дать общеобязательное знание, для этого требуются значительные усилия. Знание должно родиться. Отсюда вытекает метод Сократа майевтика.

29.Телеология – это учение, в котором полагалось, что все в природе и обществе осуществляется ради какой-то цели. Это третье начало мира по Аристотелю.

30.Теология – это учение о Боге. Ввел термин Аристотель. По его мнению, будучи формой форм, перводвигателем и целью, Бог начисто лишен материи. В целом учение Аристотеля о первопричинах есть объективный идеализм дуалистического толка.( прочитай те в учебнике про Платона и Аристотеля )

31.Теоцентризм – это философская концепция, в которой реальностью, определяющей и творящей все существующее, является Бог. Бог определяет все процессы, касающиеся природы, общества и человека. Он находится в центре философского познания. Характерно для эпохи Средневековья.

32.Креационизм – это учение, в котором говориться, что мир был сотворен из ничего, по воле Божьей и Его всемогущество продолжает поддерживать бытие. Бог создал не только порядок и устройство в мире, но и субстрат, из которого состоят все вещи, т.е. материю.

33.Провиденциализм – это учение согласно которому, мир будучи сотворенным однажды, определяется божественным провидением. Божественный замысел предопределяет историю людей. Люди содействуют этому плану и таким образом работают на спасение себя, либо противодействуют ему навлекая на себя наказания.

34.Секуляризация – это освобождение политической, общественной и культурной жизни от чрезмерного влияния религии и церкви. Характерно для эпохи Возрождения.

35.Антропоцентризм – это воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. В эпоху Возрождения в центре внимания оказался человек (ориентация на человека). По этой причине философия становиться наиболее тесно связана с искусством, которое в наибольшей степени выражало индивидуальность человека.

36.Гуманизм – это идея необходимости стремления к человечности, созданию условий для достойной счастливой жизни человека, максимальной реализации его активной сущности.

37.Пантеизм – это мировоззрение согласно которому, Бог представляет безличное начало находящееся не за приделами природы, а тождественно с нею.

38.Эмпиризм – это направление в гносеологии согласно которому источником истинного знания является опыт. Родоначальником эмпиризма является Бэкон.

39.Рационализм – это направление в гносеологии согласно которому источником истинного знания является разум, мышление. В познании следует отталкиваться от некоторых совершенно ясных мыслей и из них на основе дедукции выводить необходимые следствия. Родоначальником рационализма является Декарт.

40.Иррационализм – это понятие противоположно рационализму. Представители иррационализма трактуют мир как хаотичный, лишенный закономерностей неуправляемый злой; им присуще пессимизм и агностицизм.

41.Категорический императив – это моральный закон по Канту, это иная формулировка золотого правила нравственности Конфуция. На основе категорического императива Кант делал гуманистический вывод о не допустимости использовать человека как средство для чего либо. Человек должен быть целью, а не средством.

42.Абсолютная идея – это идея охватывающая и определяющая весь мир, представляющая субстанцию мира (основу и сущность). Абсолютную идею Гегель называл мировым разумом, мировым духом. (абсолютный объективный идеализм)

43.Соборность – это результат взаимодействия свободного человеческого начало и божественного начала, означающая единство в множественности верующих, свободное единение людей, основанная на христианской вере и направленное на поиск совместного пути спасения, (славянофилы).

44.Медицина – это система знаний о взаимосвязи процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека; эти знания используются для диагностики, лечения, профилактики болезней и повышения уровня здоровья людей.

45.Теософия – (божественная мудрость) положение русского философа Соловьёва об истинном знании, как единстве эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) знания. Полагает необходимостью единство науки, философии и религии.

46.Сверхчеловек (по Ницше) – человек Будущего («белокурая бестия»), который должен стать на место Бога, воин, обладающий развитыми инстинктами, силовой воли, стремлением к риску. Удовлетворяет трём принципам: ценность жизни есть единственная ценность; существует природное неравенство людей, обусловленное различием жизненных сил и воли к власти; сильный человек свободен от моральных обязательств, в своих действиях руководствуется только волей к власти. Так же: художник, поднявшийся над человечеством. (Образцы личности для Ницше: Наполеон и Гете)

47.Сублимация – использование сосредоточенной в бессознательном «Оно» (Ид) сексуально-биологической энергии не по прямому назначению (для удовольствия/продолжения рода), а в целях разума и культуры. Примитивные влечения принимают форму творчества.

 

Онтология и диалектика:

48.Бытие – всё, что есть в этом мире. Самая общая характеристика всех вещей, явлений, процессов (физических, химических, социальных, духовных психических и проч.), свойств, связей и отношений – их существование

49.Материя – объективная реальность, которая существует вне сознания, способна отображаться им и в качестве субстанции служит основой и носителем всего многообразия мира.

50.Вещество – материя, частицы которой обладают массой покоя, может быть в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Поле – материя, частицы которой не имеют массы покоя, к нему относятся гравитационное, электромагнитное и ядерное поля.

51.Движение – изменение, любой переход из одного состояния в другое. Атрибут материи.

52.Энергетизм – концепция, выдвинутая В. Освальдом, согласно которой, субстанция мира не материя, а энергия.

53.Редукционизм – попытки полностью объяснить явления, происходящие с высшими формами движения, закономерностями и свойствами низшей формы (пример: основная причина войн – биологический инстинкт агрессивности). Антиредукционизм – полное отрицание связей высших форм с низшими, попытка оторвать их друг от друга (пример: отрицание Т. Лысенко влияния на человека его генетического кода).

54.Пространство – форма организации бытия, характеризующая порядок взаимного расположения тел и явлений.

55.Время – форма организации бытия, характеризующая порядок смены явлений или состояний тел.

56.Природа – в широком смысле – весь материальный мир. В узком смысле – материальный мир за исключением социальной формы движения материи, т. е. общества и вещей, созданных/преобразованных человеком.

57.Техника – способ деятельности (понятие близко к методике) или совокупность изготовленных человеком устройств, предназначенных для создания различных веществ, предметов, энергии, информации, их преобразования, хранения и использования в производственных/непроизводственных целях (основное понятие).

58.Техницизм - концепция, считающая технику и технологии главными факторами развития человечества Политика, наука, искусство, вся культура признавались целиком подчинёнными механизму научно-технического прогресса, власть в обществе должна принадлежать технической элите – технократам. Антитехницизм – антипод первой концепции, согласно которой результат непомерного развития техники – антигуманизм, нивелировка личности, одиночество, безработица. Нужно вернуться к «естественному образу жизни», к ремесленному производству, отказу от научно-технического прогресса.

59.Сознание – с точки зрения идеализма – духовная реальность, которая творит или упорядочивает мир, управляет его развитием или влияет на него. С точки зрения современного материализма – возникшая в процессе общественно-исторического развития функция человеческого мозга, заключающаяся в идеальном целенаправленном отражении имеющейся действительности и моделировании будущей действительности, осуществляющая управление деятельностью человека, социальных групп и изменяющая природное/социальное бытие. Так же – по составу - совокупность

60.Вульгарный материализм – положение, по которому сознание – разновидность материи, и отрицающая идеальность сознания. (Пример – К. Фогг «мысль находится в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени»)

61.Гилозоизм – концепция, по которой вся материя является одушевлённой, ощущением обладают человек, животные, растения и даже камни (Д. Дидро, Ж. Робине).

62.Биопсихизм – концепция, по которой психика, сознание присущи всему живому – человеку, растениям, животным (Э. Геккель).

63.Отражение – воспроизведение свойств одного объекта в другом (пример: фотография, следы на снегу).

64.Мораль – отражение общественного бытия и деятельности людей в форме нравственных понятий, представлений, чувств: добра и зла, хорошего и плохого, приличного и неприличного и проч. Выражается в отношении человека к другим людям, семье, народу, родине, другим народам, природе, самому себе. Изучается этикой.

65.Эстетическое сознание – отражение бытия в форме эстетических понятий, представлений, чувств: прекрасного и безобразного, изящного, грациозного, гармоничного и проч. Изучается эстетикой.

66.Религия (от латинского «религио» - набожность, святыня) – мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

67.Закон – существенная связь явлений, которая характеризуется всеобщностью для всего данного класса явлений и необходимостью (повторяемостью). Действует во всех объектах данного класса и в любое время. Действует в определённых условиях.

68.Мера – интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Имеет верхние и нижние границы, отклонения от которых уничтожают данное качество.

69.Метафизическое отрицание – конец развития, чаще всего происходит под влиянием внешних факторов. Диалектическое отрицание – смена состояний, предполагающая возможность дальнейшего развития, т. е. единство уничтожения и сохранения. (Пример: зерно полностью уничтожается/зерно прорастает).

70.Единичное – конкретный объект во всей неповторимой совокупности его свойств, обозначается именем собственным (Москва, Солнце, Пушкин) или с помощью указательного местоимения и понятия (этот дом, то дерево). Общее – те свойства и отношения, которые присущи определённому классу объектов, обозначается нарицательными именами (человек, растение, болезнь).

71.Сущность – совокупность причин и законов, определяющих существование и развитие объектов. Явления – конкретные свойства, события, процессы, представляющие собой форму обнаружения сущности (пример: сущность – внутренние механизмы развития и причины болезни; явления: различные симптомы).

72.Необходимость – то, что обязательно, непременно происходит в данных условиях. Случайность – то что может произойти, а может не произойти в этих условиях.

73.Возможность – то, чего сейчас нет, но что может появиться в будущем, предпосылки нового в старом. Действительность – то, что имеется налицо в реальности, то, что актуально существует в данный момент.

74.Содержание – состав объекта, совокупность его элементов, процессов, свойств, противоречий, связей. Форма – способ существования, выражения и развития содержания. Может быть внешней и внутренней. (Пример: книга – содержание: идея, образы и характеры героев; внешняя форма: бумага, шрифт, переплёт; внутренняя форма: композиция, сюжет, язык)

 

Теория познания и наука:

75.Субъект – активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей, индивид или социальная группа. Объект – та сфера бытия, на которую направленная практическая или познавательная деятельность субъекта (могут быть как материальные, так и духовные явления).

76.Ощущение – отражение отдельного (одного) свойства объекта, исходная форма чувственного познания (примеры: тёплое, мягкое, красное).

77.Восприятие – целостный образ предмета, система ощущений, где отдельные ощущения связаны так, как связаны в предмете его свойства (пример: когда едим апельсин образ складывается из вкусовых, температурных, осязательных, зрительных, обонятельных ощущений).

78.Представление – след восприятия, целостный чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти после действия предмета на органы чувств. По структуре совпадает с ранее пережитыми восприятиями, но бледнее их, не такое детальное и яркое.

79.Понятие – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса предметов или явлений. Бывают менее общими, более общими, предельно общими (пример: стол – мебель – материальный предмет).

80.Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о чём-либо. Языковая форма – предложение.

81.Умозаключение – мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений (посылок) получается новое суждение (вывод). Служат высшей формой рационального познания.

82.Сенсуализм – концепция, согласно которой главным и даже единственным источником знаний является чувственное познание, за мышлением признавалась лишь функция суммирования и упорядочивания чувственных данных (Эпикур, Т. Гоббс, Дж. Локк). Рационализм – концепция, преувеличивающая и иногда абсолютизирующая роль разума в познании, результаты чувственного познания – неистинное знание/повод для настоящего познания (Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц).

83.Интуиция – постижение истины путем прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. По характеру деятельности: научная, техническая, художественная и проч. По познавательному механизму: эйдетическая (образная) и концептуальная (понятийная).

84.Истина – знание, соответствующее сущности объекта, адекватное отражение объекта в сознании субъекта, воспроизводящее объект таким, каким он существует сам по себе, вне сознания.

 

81. Догматизм – преувеличение моментов абсолютного в знании в силу каких-либо причин и наложение запрета на критику и пересмотр знания.

Истина есть процесс, единство абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого.

Науке догматизм присущ в малой степени. Он присущ религии, где вероучения объявляются абсолютными истинами. Идеология тоталитарных режимов – положения «единственно правильные».

82. Релятивизм – преувеличение относительности знания до неверного положения «знание только относительно», что приводит к отрицанию объективности знания (следовательно, к агностицизму) и отрицанию достижимости истины вообще.

Он представляет развитие познания как смену разных учений, которые не имеют ничего общего между собой.

Родоначальником онтологического релятивизма можно считать Кратила: «в одну и ту же реку нельзя вступить не только дважды, но и единожды». Убеждение, что в мире нет ничего стабильного.

 

83. Наука – развивающаяся система знаний в виде результатов наблюдений и экспериментов, а также понятий, законов и теорий, истинность которых подтверждается практикой.

Элементы науки появляются в 6 векек до н.э. ,базируются на наблюдении. Становление собственно науки – 16в, когда начинают использовать эксперимент. Из первоначально нерасчлененной формы знания (древней философии) возникло множество отдельных наук, что обусловлено качественным многообразием познаваемого бытия. (стр165)

 

84. Сциентизм – (лат. «сциента»-наука, знание)идейная ориентация, проявляющая свои взгляды с разной степенью – от некоторого преувеличения до абсолютизации роли науки в жизни общества. (Науку, естествознание, рассматривают как наивысшую культурную ценность)

 

Антисциентизм – идейная ориентация, которая настаивает на ограничении возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних своих проявлениях оценивает науку как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.

Стр82

 

85. Факт – это такое описание явлений, где сняты субъективные наслоения и ошибки. Это фиксация устойчивого, повторяющегося в ряду наблюдений.

Объективный факт – некоторое событие, явление, фрагмент бытия, которые составляют объект познания или деятельности человека.

Научный факт – адекватное отражение объективного факта в сознании субъекта, т.е. достоверное знание о существовании каких-либо предметов, явлений или связей м/у ними.

Для обнаружения объективного ф. и установления научного ф.- множество наблюдений, сравнение их и выделение повторяющего содержания. Причем норма науч. исслед. - требование анализировать и обобщать всю совокупность имеющихся фактов.

Псевдофакт – ошибочное или вымышленное положение.

(Стр210)

 

86.Лженаука (псевдо-,квазинаука) – «квази» -якобы, мнимое – познание, которое базируется главным образом на псевдофактах. Некоторые авторы различают понятия лже-,псевдо-, пара-,квазинаучного. Мы же указанные термины используем как равнозначные, т.к. все формы знания, обозначаемые названными терминами, не удовлетворяют критериям научности, но претендуют на статус подлинной науки.

2 типа квазинаук:

1) Основана на псевдофактах – утверждении о существовании вымышленных явлений (напр,парапсихология- на телепатии, телекинезе и др)

2) Основана на псевдофактах – вымышленные связи между реальными явлениями. (напр,астрология- положения неб.тел и событиями в жизни человека) (стр211)

 

87.Наблюдение – (метод эмпирического познания) это целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в его процессы.

Метод возник на заре цивилизации и затем вкл-ся в эксперимент.

Научное наблюдение отличается от обычного созерцания - целенаправленностью, избирательным характером.

Объектом наблюдения может быть не только внешние явления, но и явления внутреннего мира (интроспекция или самонаблюдение).

Струк.компоненты внеш.наблюдения: наблюдатель, условия наблюдения, средства набл-приборы, усиливающие органы чувств. Чистое наблюдение необходимо, кога невозможно и нежелательно вмешательство в ход исследуемых процессов. (Зоология, психология,..) (213)

 

88. Эксперимент – (метод эмпирического познания)изучение объекта путем целенаправленного воздействия на него и создания особых условий, соответствующих целям исследования.

· Проверочные

· Поисковые

Более активный метод познания, чем наблюдение, возник в 17в,в физике.

Структура (со времен Галилея):

1) Выделение и подготовка объекта исследования

2) Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов

3) Материальное воздействие на объект или условия

4) Наблюдения (или наблюдение и измерение) возникших эффектов

5) Описание полученных результатов

стр213

89. Анализ и синтез – наиболее универсальные приемы познания из общелогических методов, используются и на эмпирическом и на теоретическом ур-ях познания. Функционируют в единстве, анализ предшествует синтезу.

· Анализ – практическое или мысленное разложение объекта на части и изучение этих частей. Под частью понимается не только материальное образование, но и свойство,связь, отношения, процесс, фаза развития.

(с прогрессом знания – анализ углубляется)

· Синтез – воссоздание целостности картины объекта на основе знания частей путем установления связей м/у ними.(с прогрессом знания – обогащается)стр216

 

90. Индукция и дедукция – приемы познания из общелогических методов.

· Индукция – умозаключение, при котором из частных посылок делается общий вывод. Основа – наблюдение и эксперимент, в ходе которых устанавливаются отдельные факты. Затем, находят общий признак у явлений, делают вывод – признак всему классу. Вывод вероятностного характера – нуждается в проверке др. способами.

· Дедукция – умозаключение от общего к частному, противоположный по сравнению с индукцией ход мысли. Она из посылок – общее суждение.В отлич от индукции дает достоверные знания при условии- верные посылки.

Декарт понимал по дедукцией любой вывод по правилам логики.

 

91. аналогия – такой метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних установленных признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Предпосылкой служит сравнение – сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия м/у ними. Вывод вероятностного характера, служат источниками гипотез.стр217

 

92. Моделирование - метод исследования, при котором изучаемый объект (оригинал) временно замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Заключение по аналогии лежит в основе этого широко распространенного метода.

Впервые мод-ие стали использовать в механике, сейчас широкое распространение получило компьютерное моделирование.

Необходимость мод-ния:

1) Оригинал недоступен для непосредственного изучения

2) Эксперименты с оригиналом невозможны

3) Эксперименты с оригиналом невыгодно из соображений безопасности и экономики

4) Объект сложен, изучать легче на простых моделях

5) Объект – человек, эксперименты недопустимы по этическим причинам

Наиб. значительная трудность – перенос знаний с модели на оригинал. Стр217

 

Социальная философия

 

93. Общество – это возникшая из природы исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, в основе которой лежит производство материальных и духовных благ.

Попытки осмыслить общество предпринимались давно:

· Демокрит

· Плаатон, Аристотель

· Сред века – провиденциализм

· Эп возрождения – рационалистические взгляды

· 19 – Маркс, Энгельс –концепция экономических формаций стр282

 

94. Обществненно-экономическая формация – исторический тип общества, взятого в единстве всех его сторон: способа производства материальных благ, политических и юридических учреждений, отношений м/у людьми и соц. группами, форм общественного сознания.

Основа – способ производства, который определяет все др. сферы общества. Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений. К производительным силам относится –люди(гл элемент), предмет труда,средства труда + источники энергии, произв. сооружения, транспорт, связь. Средства труа+предмет труда=средства производства. Стр283

 

95. Цивилизация – тип общества, выделенный по какому-либо признаку или признаком.

Представитель – Тойбни. История общества – в виде сущ-ния ряда цивилизаций. 4 стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграция. Отрицал общий прогресс человечества.

Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, главным образом религиозными, географическими рамками.

Существует 5 локальных цивилизаций. Стр 287

 

96. Прогресс – это развитие систем от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, от худшему к лучшему состоянию.

Вопрос о наличии соц прогресса:

Путь регресса

Чередование прогресса и регресса

Ограниченный прогресс

Беспредельный прогресс

Стр 292

 

97. Глобальный проблемы – это проблемы жизни и смерти человечества, которым предшествовали локальные и региональные проблемы.

Обладают 3 признаками

1) Охвачены все страны

2) Решаются только всем человечеством

3) Неспособность решения – глубокая катастрофа или гибель человечества

3 группы глоб проблем

· Интерсоциальные

· «человек-общество»

· «общество-природа»

Стр295

 

98. человек - преобразующее мир биосоциальное существо, обладающее разумом, чувствами, речью, волей, самосознанием, способностью к труду и нравственному поведению

 

99. личность – это конкретный человек в единстве присущих ему индивидуальных биологически и социально обусловленных качеств.

Характеризует совокупность реальных качеств человека, обнаруживающихся в его поведении, деятельности, отношениях к миру.

 

100. индивидуальность – это неповторимое сочетание качеств человека, специфика личности, особенности человека, отличающие его от других людей. Используют для хар-ки уникальности, более или менее выраженная.

 

101. характер – наиболее устойчивые особенности личности, проявляющиеся в ее отношениях к людям, поведению и деятельности.

 

102. необходимость – то, в деятельности человека, что обусловлено закономерностями объекта и внешними условиями.То что обязательно произойдет в данных условиях, а применительно к человеку – то, что он обязательно должен сделать.

свобода - это основанная на знании необходимости и отсутствии принуждения способность выбора линии поведения и достижения цели.

 

 

103.

· Фатализм – (лат. «фатум» - судьба) крайняя концепция, отрицающая наличие свободы и абсолютизирующая необходимость

Все в жизни человека строго предопределено.

· Волюнтаризм (лат. «волюнтас» - воля)крайняя концепция, игнорирующая необходимость и преувеличивающая роль свободы.

Атеистический экзистенциализм(Сартр, Камю)

Стр262

 

104. счастье – это психологическое состояние, которое представляет собой положительную оценку человеком своей жизни. Когда производится бессознательная оценка – удовлетворенности /неудовлетворенности своей жизнью.

 

105. смерть(а позиций материализма) – прекращение функционирования организма и личности, тела и души.

Смерть( с позиций идеализма) – конец функционирования тела и переход души к посмертному, потустороннему существованию- существованию на том свете.стр268

 

106. эвтаназия – быстрое безболезненное умерщвление неизлечимо больного человека, при условии добровольного устойчивого желания распроститься с жизнью.

 

107. любовь – это единство духовного и физического влечений, совокупность чувств, возникающих у человека в ответ на удовлетворение или неудовлетворение его духовной и физической потребностей в человеке другого пола.

 

108. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для состояния здоровья.

Норма – это оптимум функционирования.

· объективно-идеалистическая трактовка нормы

· субъективно-идеалистическая конвенциональная трактовка нормы

· сейчас преобладающей стала диалектико-материалистическая трактовка нормы.

 

Патология – это интервал изменений показателей организма, характерный для состояния болезни.

Норма плюс патологии вместе составляют меру жизни, или границы жизни, – тот интервал изменений показателей организма, при котором организм может оставаться живым. Выход показателей за границу жизни означает смерть.

 

109. Здоровье– это такое состояние организма и личности, при котором их показатели соответствуют норме, а человек в полной мере может выполнять свои социальные функции.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Такое понимание здоровья служит не отражением реального состояния людей, а скорее идеалом, к которому, конечно, надо стремиться.

 

Болезнь – (в свете закона диалектической противоречивости) болезнь есть единство двух противоположностей: 1)процессов повреждения, деструкции (вызванных внешними и внутренними факторами – инфекцией, токсинами, радиацией, генетическими изменениями, температурными и механическими воздействиями и др.) и 2)процессов компенсации, защиты.

Болезнь - (В свете категорий сущности и явления) есть единство сущности (этиологии и патогенеза – детерминирующих факторов и внутреннего механизма болезни) и явлений (симптомов – внешних обнаружений патогенеза).

 

110. Медицина - это система знаний о взаимосвязи процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека; эти знания используются для диагностики, лечения, профилактики болезней и повышения уровня здоровья людей.

 

111. Принцип детерминизма – ( от лат. «детерминаре»- определять) согласно ему, каждое явление материального или духовного бытия порождается и определяется в своей специфике соответствующей совокупностью других явлений или, как говорили еще древние, «ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто».

 

112. Причина – это явление , которое предшествует другому явлению – следствию, порождает его при определенных определенных условиях и определяет его качество. Условия – совокупность факторов , которые вместе причиной вызывают данное следствие и определяют его количественные признаки.Наряду с ними может участвовать повод (провоцирующий фактор)

 

следствие – явление, порождаемое и определяемое другими ялениями. К детерминирующим явлениям относятся :причина, условие и повод.

 

113. Монокуазализм – концепция, которая признает лишь роль причины в возникновении следствия. Такая позиция ослабляет практику. Не всегда можно устранить вредные причины.

114. кондиционализм – учение, которое все детерминирующие факторы считает равноценными, не различия среди них причину, условия и повод.

Позиция неадекватна действительности поскольку эти факторы неравноценны. Причина незаменима для следствия, устранение причины- гарантия отсутствия следствия.

 

Диалектическому детерминизму противостоят эти концепции – Монокуазализм и кондиционализм.

Стр243

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...