Главная Обратная связь

Дисциплины:






Блок-схема алгоритма



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для выполнения лабораторных работ

по дисциплине

«Алгоритмизация и программирование»

Методические указания разработал

к.т.н., доцент Климов Ю.В.


ВВЕДЕНИЕ

Цель изучения дисциплины «Алгоритмизация и программирование» –формирование у студентов базовых знаний и навыков, направленных на разработку эффективных прикладных программ в практической деятельности экономиста.

Курс рассчитан на менеджеров, которые используют достижения информационных технологий в повышении эффективности работы предприятий.

Задачи дисциплины «Алгоритмизация и программирование»:

§ получению представления о состоянии и перспективах развития алгоритмических языков;

§ изучению основ алгоритмизации и проектирования программ;

§ изучению современных средств, использующихся для разработки программ на языках высокого уровня;

§ формированию базового уровня знаний в области программирования на объектно-ориентированных языках высокого уровня;

§ приобретению практических навыков для разработки программ на алгоритмических языках высокого уровня для решения комплекса экономических задач.

Методика выполнения работы

Для правильного решения практической задачи по заданному математическому (экономико-математическому) методу рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

1. Рассчитать результаты по заданному методу по приведенным математическим формулам. В процессе решения использовать калькулятор Windows или табличный процессор MS Excel;

2. Разработать консольное приложение по рациональному алгоритму;

3. Вывести результаты при помощи функций форматируемого вывода;

4. Сопоставить полученные результаты с результатами, рассчитанными выше (пункт 1);

5. При достижении правильных результатов считается, что алгоритм верен и переходим к следующему пункту. В противном случае корректируем алгоритм решения задачи (метод решения);

6. Нарисовать графический интерфейс программы на бумаге, представить входные и выходные результаты расчета;

7. Используя компоненты C++ Builder и код консольной программы разработать программу с графическим интерфейсом пользователя (GUI), т. е. приложение Windows;

8. Оформить необходимую сопроводительную документацию на прикладное программное обеспечение в соответствие с индивидуальным заданием.

 

ЗАДАНИЕ

по выполнению лабораторной работы

«Разработка программы для расчета по экономико-математическому методу»

 

 

1) Выбрать математический (экономико-математический) метод для решения практической задачи;

2) Привести краткое описание метода и расчетные формулы;



3) Разработать алгоритм решения задачи;

4) Разработать внешнюю документацию:

3.1. техническое задание;

3.2. блок-схему;

3.3. псевдокод;

3.4. базовые допущения;

3.5. описание входных данных;

3.6. описание выходных данных;

5) Привести внутреннюю документацию (добавить комментарии в коде);

6) Привести полный код программы или ее основных элементов;

7) Выводы.

 

Перечень тем

 

1) Начисление банковского процента методом изменяемой процентной ставки;

2) Расчет банковских доходов методом капитализации;

3) Расчет экономико-математической модели управления запасами (модель Уилсона);

4) Метод наименьших квадратов;

5) Интерполяция полиномом Чебышева;

6) Нахождение корней уравнения методом секущих;

7) Нахождение квадратного корня уравнения методом Ньютона;

8) Нахождение квадратных корней уравнения методом перебора;

9) Симплексный метод;

10) Система массового обслуживания с отказами;

11) Система массового обслуживания с ожиданием;

12) Прогнозирование показателей с использованием временных рядов;

13) Распределение запасов поставщиков с помощью транспортной задачи;

14) Оптимизация решения методом итерации;

15) Метод анализа иерархий;

16) Прогнозирование и анализ с помощью мультипликативной тренд-сезонной модели;

17) Вычисление интеграла методом Ромберга;

18) Метод деления отрезка пополам (бисекции);

19) Оптимизация экономической задачи методом Монте-Карло;

20) Применение метода корреляционного анализа в экономике.

Методика разработки программы

Планирование процесса решения задачи

Прежде всего, следует поставить задачу. Зная задачу, можно наметить план ее решения. Имея план, пора приступать к его реализации. После реализации плана необходимо проверить результаты, чтобы убедиться, что задача решена. Такая логика решения применяется во многих областях знаний, в том числе и в программировании.

Разрабатывая программу на языке C/C++, следует придерживаться следующей последовательности:

1. Определить цель и задачу программы;

2. Определить методы, которые будут использоваться для написания программы;

3. Написать программу для решения задачи;

4. Запустить программу и просмотреть полученный результат.

Понятие алгоритма

Алгоритм – это последовательность действий или метод преобразования входных данных в правильный результат.

Алгоритмпредставляет собой "рецепт" решения задачи. Это последовательность шагов, или метод преобразования входных данных в правильный результат. Ошибки в результате обычно означают, что алгоритм неверен и нуждается в исправлении. Процесс решения задачи показан на рис.

 

Блок-схема алгоритма

 

Блок-схема –этодиаграмма, на которой изображена последовательность действий, вы­полняемых программой. Для представления различных типов процессов в блок-схеме используются геометрические фигуры различной формы.

На этой диаграмме разными геомет­рическими фигурами представлены разные типы процессов. Например, ромб означает процесс принятия решения, а параллелограмм — ввод и вывод данных. Линии со стрел­ками представляют последовательность выполнения компьютером действий, соединен­ных этими линиями.

Терминатор.Показывает начальную и конечную точки программы. Терминатор соединен с другими фигурами только одной линией: из начальной точки выходит линия со стрелкой, а в конечную — входит.

Ввод и вывод данных.Фрагмент программы, в котором пользователь вводит данные или программа выводит результаты на экран.

Обработка данных.Отображает любую операцию, выполняемую компьютером, например присвоение переменной какого-либо значения.

Структура принятия решения.Фрагмент программы, в котором принимается решение о направлении вычислительного процесса. В ромб всегда входит одна линия, а выходит две. Одна из выходящих линий отмечается словом "Да", а другая — "Нет".

Предопределенный процесс.Эта фигура отображает группу операций, например вычисление факториала.

Соединитель.С помощью этой фигуры можно избежать перекрещивания линий и сделать блок-схему менее запуганной. Соединители всегда используются парами: в один соединитель линия входит, а из другого выходит, причем в каждый из соединителей данной пары заносится одно и то же число.

Соединитель между страницами.Блок-схема даже небольшой программы может занять несколько страниц. В этом случае линии переходят на другую страницу с помощью соединителей между страницами. Подобно обычным соединителям, эти соединители всегда используются парами.

Линия.Соединяет две фигуры блок-схемы и показывает последовательность выполняемых программой операций.

 

 

Псевдокод

 

Псевдокод представляет собой "ненастоящий" код. Он состо­ит из смеси операторов языка высокого уровня и фраз на английском (или русском) язы­ке. Каждый программист пользуется собственными псевдокодами, поэтому никаких стандартов на составление псевдокодов не существует.

Псевдокоды получили широкое распространение как средство облегчения разработки программ. По сравнению с блок-схемами они обладают существенными преимущества­ми. Их написание не требует много времени. Тексты псевдокодов компактны. С их по­мощью программист может сконцентрироваться на создании алгоритма, не беспокоясь об увязке всех линий блок-схемы.

Ниже показан пример псевдокода для программы кассового аппарата.

 

sum = O

пока есть покупки, выполнить цикл while

ввести стоимость

sum = sum + price

Конец цикла while

tax = sum x 0,0725

total = sum + tax

вывод стоимости, налога и цены

 

Поскольку псевдокод похож на код высокоуровневого языка, его легче преобразовать в настоящий код программы, чем блок-схему. В псевдокоде отражены специфические программные конструкции, которые используются в программе для организации циклов или структур принятия решений. Кроме того, псевдокод легко модифицировать.

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...