Главная Обратная связь

Дисциплины:






КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ



Вариант 1

1. Мировоззрение, его структура и уровни.

2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о

бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).

3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии

и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии.

4. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем

о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. в 6 т. Т. 1. М., 1965. С. 439–500). Объясните:

а) что имел в виду И. Кант;

б) в чем по И. Канту проявляется пропасть, лежащая между челове- ком и миром?

Сформулируйте нравственный императив Канта.

5. А. Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, сказал: «Сущность такова: раньше считали, что если бы каким-то чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство

и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с веща- ми исчезли бы и пространство и время».

Какие концепции пространства и времени здесь охарактеризованы?

В чем их суть? Какой из них отдается предпочтение сегодня?

6. «...Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обу- словливающей среде, на основе уже существующих действительных от- ношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие – политические и идеологические, – являются, в конечном счете, все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизы- вает все развитие и одна приводит к его пониманию».

При каких же условиях духовная деятельность оказывает активное влияние на жизнь общества?

Вариант 2

1. Философия как мировоззрение и наука. Проблема научности фи-

лософии, ее различные интерпретации. Единство и различие философии и науки.

2. Философия средневековья, ее религиозный характер.

3. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Понятие лично-

сти и ее структура.

4. Дайте определение движения, если Вы:

– материалист-диалектик;

 

 


– материалист-метафизик;

– объективный идеалист;

– субъективный идеалист.

5. У немецкого философа XX века К. Ясперса основной философской категорией является смерть. Ясперс заявлял: «Философствовать – это зна- чит учиться умирать».

У другого немецкого философа этого же направления М. Хайдеггера основная философская категория – страх. Согласно Хайдеггеру, сущность человека – в существовании во страхе.

У французского философа А. Камю основная философская категория – самоубийство. Он писал: «Решить – стоит или не стоит жизнь того, чтобы прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Пред- ставителями какого течения западной философии XX века все они являют- ся и в чем основная идея и новизна этого течения?



6. Крупнейший ученый и философ XX в. В. И. Вернадский писал: «Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каж- дого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, яв- ляются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взя- тое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в инте- ресах свободно мыслящего человечества как единого целого».

Как называется это учение В. И. Вернадского о взаимоотношении общества и природы, в чем его суть? Как соотносится данное положение В. И. Вернадского с сегодняшней экологической ситуацией?

 

 

Вариант 3

1. Структура философского знания.

2. Антропоцентрический и гуманистический характер философии эпохи Возрождения.

3. Природные, биологические и социальные предпосылки происхо- ждения человека.

4. Ряд философов высказывает мысль о том, что «…когда филосо- фия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму ре- ально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опред- мечивается в конкретном труде, то такая философия может быть чем угод- но, может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть» (Сорокин А. А. Филосо- фия – это форма самополагания человека в мире // Философское познание: драматизм обновления. М., 1991. С. 179.).

Чем же должна быть философия и какую роль она призвана выпол- нять в обществе?

 

 


5. «Русь надо угадать» (А. С. Хомяков). «Все, что мы утверждаем о нашей истории, о нашем народе, об особенностях нашего прошедшего раз- вития, все это угадано, а не выведено» (Ю. В. Самарин).

Как вы понимаете данные высказывание русских философов?

В чем, с вашей точки зрения, проявляется «национальный дух» рус- ского народа?

6. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких историче- ских типах философии они возникли:

а) в познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах;

в) в познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя;

с) в познании решающую роль играют бессознательные, неподконт- рольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т. д.)?

 

 

Вариант 4

1. Проблема субстанции в философии. Эволюция философского уче- ния о материи.

2. Особенности философии Нового времени. Методология научного поиска: эмпиризм, рационализм, интуитивизм.

3 Проблема определяющих факторов общественного развития и ее основные решения (натурализм, идеализм, материализм, технологический детерминизм).

4. «В процессах саморазвития материи, в основе которых диалек- тическое единство и борьба противоположных тенденций – организации и дезорганизации, важное значение имеют изучения качественных уровней организации материи и раскрытие их взаимосвязи в ходе поступательного движения от низшего к высшему».

Какие подходы к классификации форм движения материи вы знаете? Что понимать под качественными уровнями организации материи?

5. «Реальность же такова, – с болью и горечью говорил П. Я. Чаада- ев, – что мы никогда не шли об руку с прочими народами, мы не принад- лежали ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни дру- гого».

На основе данного высказывания проанализируйте, в чем заключает- ся различие в оценке места России в мире по сравнению с западниками и славянофилами?

Согласны ли вы с высказыванием П. Я. Чаадаева? Ваша оценка места России в мире.

 

 


6. Верно ли, что «сознание человека не только отражает окружаю- щий мир, но и творит его»? В чем, с вашей точки зрения, проявляется творческая активность сознания?

 

 

Вариант 5

1. Методы философии.

2. Либеральные идеи и теории естественного права в философии Но- вого времени (Вольтер, Дидро. Монтескье, Руссо).

3. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект).

4. О каких принципах диалектики идет речь в цитате и в чем их ор- ганическое единство? «Вся доступная нам природа образует некую систе- му, некую совокупную связь тел… В том обстоятельстве, что эти тела на- ходятся во взаимной связи, уже заключено то, что они взаимодействуют друг с другом, и это их взаимодействие друг на друга и есть именно дви- жение».

Кратко сформулируйте основные принципы диалектики.

5. Бытует мнение на уровне здравого смысла: «Сколько людей, столько и истин». Имеется в виду, что у каждого человека – своя истина. Дайте оценку такому пониманию истины.

6. Дайте оценку нередко бытующей точке зрения на сознание, со- гласно которой сознание присуще и высшим животным, однако самый вы- сокий уровень сознания имеет человек. Согласно этой точке зрения, созна- ние человека отличается от сознания высших животных только большей глубиной, большей способностью к труду и т. д.

Является ли сознание атрибутом только человека или животных то- же? Дайте определение сознания.

 

 

Вариант 6

1. Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая

стороны основного вопроса философии.

2. Немецкая классическая философия. И. Кант – родоначальник не-

мецкого диалектического идеализма.

3. Общество как система. Экономическая сфера общества. Понятие

материального производства. Структура материального производства, его элементы.

4. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского фило-

софа XVII в.: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения фило- софии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их».

Что дает человеку изучение философии? В каких функциях филосо- фии проявляется ее роль в жизни общества?

 

 


5. «…Отрицание есть определенное нечто, имеет определенное со- держание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержа- ния новым, высшим».

В каком смысле отрицание есть определенное нечто?

В чем состоит утвердительная сторона отрицания? Приведите при- меры.

6. Согласны ли вы с утверждением Э. Реклю, что «все основные фак- торы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят»? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 7

1. Специфика философии как мировоззрения, ее отличие от других типов мировоззрения.

2. Основные идеи и историческое значение марксистской философии

в развитии мировой философской мысли.

3. Формационный, культурологический и цивилизационный подхо- ды к исследованию общества, их соотношение и значение.

4. Согласны ли вы с утверждением А. Пуанкаре: «Основные поло- жения геометрии Евклида суть не что иное, как соглашения; было бы на- столько же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Как называется такая концепция истины?

5. В чем, по мнению Аристотеля, состоит отличие философии от других видов знания и наук, выраженное им в следующем утверждении: «Первая философия имеет своим предметом познание причин сущего, по- скольку оно – сущее»?

6. Дайте анализ следующих суждений о сущности человека: а) человек есть животное, сознание и поведение которого сводятся к физиологическим реакциям на раздражители;

б) человек – существо, сотворенное и управляемое богом, его сущ- ность раскрывается через связь с богом;

в) человек – иррациональное существо, его сущность – в свободе существования в себе и для себя;

г) человек – сознательное существо, приспосабливающееся к среде для достижения успеха;

д) человек – продукт и субъект деятельности, его сущность предстает как совокупность общественных отношений.

Вариант 8

1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание

2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позити- визме, основные этапы его развития.


3. Проблема происхождения человека в философии и науке.

4. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а

в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недоз- релым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не насту- пило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».

Как Вы понимаете данное высказывание?

5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких историче- ских типах философии они возникли:

а) в познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах;

б) в познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя;

в) в познании решающую роль играют бессознательные, неподкон- трольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, сле- пая вера, озарение и т. д.)?

6. Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке кон- цепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным,

а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?

Вариант 9

1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.

2. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

3. Понятие природной среды. Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую, духовную).

4. Какое, с Вашей точки зрения, определение понятия «сознание» яв- ляется наиболее правильным и точным? Аргументируйте свой ответ. Сознание – это …

а) космическое явление;

б) свойство мозга отражать объективную реальность; в) свойство, присущее всем живым организмам;

г) свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оце- ночно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

д) свойство мозга формировать понятия, суждения и умозаключения. Какую роль в формировании человеческого сознания играет язык? Возможно ли человеческое сознание (как общественной продукт) без языка?

 

 


5. Как вы понимаете слова П. А. Флоренского о том, что «культура есть среда, растящая и питающая личность»?

6. Как вам представляется роль морали, права, власти в развитии об- щества?

Вариант 10

1. Проблема познаваемости мира и ее различные интерпретации. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о познаваемости мира.

2. Идейные истоки, особенности и исторические этапы развития русской философии.

3. Специфика и взаимосвязь экономической, социальной, политиче- ской и духовной подсистем общества.

4. «Новая философия, – писал Л. Фейербах, немецкий философ XIX в., излагая суть своего учения, – превращает человека, включая и при- роду как базис человека, в единственный, универсальный и высший пред- мет философии…»

Как вы понимаете данное высказывание Л. Фейербаха? Какую новую разновидность материализма разработал Фейербах, ее достоинства и не- достатки.

5. С какими убеждениями Вы не согласитесь:

– «Человек – самая слабая в мире тростинка, но эта тростинка – мыс- лящая» (Б. Паскаль);

– «Прочие твари, пригнувшись к земле, только землю и видят. Лик человека ж вознесся, и небо стал созерцать он, гордо подняв свои взоры к далеким небесным светилам» (П. Овдий);

– «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала, он ее переделывает» (А. Франс);

– «Человеку свойственно стремиться к новизне» (Плиний Старший);

– «Без многого может обходиться человек, но только не без людей» (К. Берне),

– «Человек отличается от других созданий способностью смеяться» (Д. Адиссон).

6. Как вы понимаете слова К. Маркса о культуре как показателе сте- пени отдаленности человечества от животного состояния, степени «чело- веческой сущности общества» и «общественной сущности человека»?

 

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Мировоззрение, его сущность, структура и уровни.

2. Исторические типы мировоззрения. Философия как особый тип

мировоззрения.

3. Специфика философского познания, его единство и различие с

наукой.

4. Предмет философии, ее структура и функции.

5. Основной вопрос философии, его две стороны. Материализм и

идеализм – основные философские направления.

6. Методы в философии. Диалектика и метафизика, их исторические

формы.

7. Зарождение философии, ее исторические типы.

8. Особенности античной философии, ее космоцентрический ха-

рактер.

9. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности.

10. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

11. Философия Нового времени, ее отличительные черты.

12. Философия Просвещения. Особенности английского и француз-

ского материализма XVIIXVIII вв.

13. Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля,

его диалектика.

14. Антропологический материализм Фейербаха.

15. Предпосылки возникновения марксистской философии, ее осо-

бенности и качественно новые идеи.

16. Историческая ограниченность марксистской философии.

17. Основные особенности западной философии XX в.

18. Проблема взаимоотношения философии, научного знания и язы-

ка в позитивизме, основные этапы его развития.

19. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

20. Неотомизм – философия католической церкви XX в.

21. Главные особенности русской философии XI–XVIII вв.

22. Русская философия XIX–XX вв., ее основные идеи и течения.

23. Бытие и формы его проявления.

24. Философское учение о материи, основные этапы его развития.

25. Движение – способ существования материи. Основные формы

движения материи, их специфика и взаимосвязь.

26. Пространство и время – формы существования материи. Разви-

тие представлений о пространстве и времени в философии и естествозна- нии.

27. Понятие категорий диалектики. Единичное, особенное, общее.

28. Причина и следствие.

 

 


29. Необходимость и случайность.

30. Возможность и действительность.

31. Содержание и форма.

32. Сущность и явление.

33. Понятие качества, количества, меры, скачка. Закон взаимного

перехода количественных и качественных изменений.

34. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Закон единства

и борьбы противоположностей.

35. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Отрицание от-

рицания как выражение поступательного и спиралевидного характера раз- вития.

36. Происхождение человека. Природные, биологические и социаль-

ные предпосылки антропогенеза.

37. Природа и сущность человека. Проблема соотношения биологи-

ческого и социального в человеке, ее решения.

38. Смысл жизни человека.

39. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Проблема отчу-

ждения личности и пути его преодоления.

40. Философское понятие общества. Проблема определяющих фак-

торов в развитии общества (натурализм, идеализм, материализм).

41. Формационная и цивилизационная концепции общественного

развития.

42. Роль природной среды в жизни общества. Современная экологи-

ческая ситуация и пути выхода из нее.

43. Роль народонаселения в жизни общества. Современная демогра-

фическая проблема и будущее человечества.

44. Роль народных масс и личности в истории.

45. Общественный прогресс и его критерии.

46. Общество как система. Материальное производство, диалектика

его развития и роль в жизни общества.

47. Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуаль-

ное сознание, их взаимосвязь.

48. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое

сознание, общественная психология и идеология, формы общественного сознания.

49. Философское понятие культуры, ее структура и роль в общест-

венной жизни.

50. Понятие цивилизации, ее основные типы. Особенности и проти-

воречия современной цивилизации.

51. Нравственные ценности, их роль в общественной жизни.

52. Эстетические ценности и их роль в общественной жизни.

53. Религиозные ценности и свобода совести.

 

 


54. Отражение – всеобщее свойство материи, ступени его развития.

Происхождение сознания как высшей формы отражения.

55. Сущность сознания и его основные свойства.

56. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о возможности познавае-

мости мира.

57. Чувственное и рациональное познание, их формы и роль в по-

знании.

58. Понятие истины, ее объективность. Истина и заблуждение.

59. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность

истины.

60. Понятие практики и ее роль в познании. Практика как основной

и всеобщий критерий истины.

61. Сущность научного познания. Критерии научности.

62. Структура научного познания, его методы и формы.

 


ТЕСТЫ

Из предложенных ниже вариантов ответов выбрать правильный от- вет (или правильные ответы).

1. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной пози- ции, отношение к миру и другим людям, – это:

а) мировосприятие;

б) миропонимание;

в) мировоззрение;

г) мироощущение.

2. Совокупность подходов, способов, приемов решения разнообраз- ных практических и познавательных проблем – это:

а) методика;

б) метод;

в) методология;

г) механизм.

3. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира в целом – это:

а) гносеология;

б) онтология;

в) эстетика;

г) аксиология.

4. Методы философского познания – это:

а) анализ и синтез;

б) индукция и дедукция; в) описание и сравнение;

г) диалектика и метафизика.

5. Что изучается в философии науки:

а) природа современного научного знания;

б) знания;

в) природа человека;

г) техника?

6. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются: а) природных явлений;

б) объективного мира в целом;

в) социальной жизни;

г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека.

 

 


7. В философии «агностицизм» понимается как: а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания.

8. Аксиологическая функция философии состоит в том, что фило- софия:

а) разрабатывает общетеоретическую модель социума; б) накапливает и транслирует новое знание о мире;

в) разрабатывает методы научного познания;

г) способствует формированию у человека представлений об основ- ных ценностях.

9. Выделите историческую форму идеализма:

а) метафизический;

б) объективный;

в) стихийный:

г) антропологический.

 

 

10. В основании плюрализма лежит:

а) одно начало;

б) равноправие двух первоначал;

в) множество исходных оснований;

г) ни одного начала.

 

 

11. Какой признак не свойственен философскому мировоззрению: а) максимальная общность;

б) абстрактность;

в) наглядность;

г) системность?

12. Что, по мнению Демокрита, является главным условием для движения сущего:

а) сгущение и разрежение воздуха;

б) пустота;

в) энергия атомов;

г) вакуум?

 

 

13. Кто из античных философов произвел впервые классификацию наук:

а) Пифагор;

 

 


б) Платон; в) Аристотель;

г) Сократ?

 

 

14. Проблема человека в философии была поставлена… а) Зеноном;

б) Гераклитом; в) Демокритом;

г) Сократом.

 

 

15. В схоластике провозглашалось различие между: а) верой и разумом;

б) наукой и теологией;

в) теологией и философией;

г) философией и наукой.

16. Какое положение характеризует такое направление средневеко- вой философии как реализм:

а) сущность вещи не обладает подлинной реальностью; б) сущность вещи есть всеобщее понятие, которое существует до са- мой вещи;

в) подлинной реальностью обладают единичные предметы, а не об- щие понятия;

г) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом:

17. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

а) психологии;

б) науке;

в) богословию;

г) этике.

18. Наиболее видным представителем зрелой схоластики является: а) Пьер Абеляр;

б) Ансельм Кентерберийский;

в) Фома Аквинский;

г) Роджер Бэкон.

19. Крупным социальным философом эпохи Возрождения считается: а) Галилей;

б) Кальвин;

в) Макиавелли;

г) Коперник.

 

 


20. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, проти- вопоставляющая схоластике и духовному господству церкви:

а) теоцентризм;

б) материализм;

в) дуализм;

г) гуманизм.

21. Основной объект исследования в антропоцентризме – это: а) космос;

б) Бог;

в) человек; г) природа.

 

 

22. Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»:

а) Эразм Роттердамский; б) Никколо Макиавелли;

в) Франческо Петрарка;

г) Томмазо Кампанелла.

23. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон явля- ется родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма.

 

 

24. К какому философскому направлению относится мировоззрение Р. Декарта:

а) эмпиризм;

б) монизм;

в) дуализм;

г) плюрализм?

 

 

25. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

а) агностицизм;

б) скептицизм;

в) стоицизм;

г) гуманизм.

26. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию фран- цузского просвещения:

 

 


а) математика; б) механика;

в) психология; г) астрономия.

 

 

27. Последователи марксистской философии:

а) В. Дильтей;

б) Г. Плеханов;

в) Ф. Ницше;

г) К. Леонтьев.

28. Определяющие отношения между людьми в марксистской фило- софии:

а) межличностные;

б) политические;

в) производственно-экономические;

г) классовые.

 

 

29. В основе общественного развития, согласно материалистическо- му пониманию истории, лежит:

а) воля великой личности;

б) политическая доктрина;

в) способ производства;

г) система ценностей.

30. Философская система К. Маркса и Ф. Энгельса носит название: а) абсолютный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический и исторический материализм;

г) агностицизм.

 

 

31. Класс социума, способный переустроить общество, по К. Марксу – это:

а) элита;

б) пролетариат;

в) крестьяне;

г) буржуазия.

32. Субстанция – это:

а) предельное основание, первооснова мира;

б) то же, что и бытие;

в) элементарное материальное образование;

г) то же, что и материя.

 

 


33. Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы характеризуется как:

а) позитивизм;

б) сциентизм;

в) наукоцентризм; г) антисциентизм.

34. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания – это:

а) релятивизм;

б) постпозитивизм;

в) неопозитивизм; г) структурализм.

 

 

35. В философии Ф. Ницше основным понятием является: а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля «как жизненный порыв».

36. Основная проблема в философии экзистенциализма – это: а) формирование этики;

б) отчуждение человека;

в) развитие науки;

г) анализ языка.

 

 

37. Понятие, обозначавшее ситуацию, сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.:

а) модернизм;

б) неопозитивизм; в) постмодернизм;

г) экзистенциализм.

38. Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем относится к:

а) XIII–XVII вв.;

б) XI–XVIII вв.;

в) XI–XVII вв.; г) XIII–XIXвв.

 

 

39. Автором произведения «Слово о законе и благодати» является: а) Иоанн Дамаскин;

б) Иларион;

 

 


в) книжник Иоанн; г) Филипп Пустынник.

40. Течение, утверждающее самобытный характер развития России, – это:

а) гуманизм;

б) славянофильство;

в) западничество;

г) евразийство.

 

 

41. Каково центральное понятие течения славянофильства в русской философии?

а) абсолютный дух;

б) благодать;

в) всеединство; г) соборность.

 

 

42. Пионер ракетостроения, обосновывающий необходимость выхо- да человека в космос:

а) К. Э. Циолковский;

б) В. И. Вернадский;

в) Н. Ф. Федоров;

г) А. Л. Чижевский.

43. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой тео- рии, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику: а) менеджмент;

б) синергетика; в) социология;

г) эпистемология.

 

 

44. Человеческому сознанию присуще:

а) пассивное отражение действительности;

б) активная, творческая деятельность;

в) непосредственное воздействие на действительность; г) порождение объективной реальности.

45. Что появилось у человека раньше – мышление или язык: а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некор- ректен.

 

 


46. Социал-дарвинизм признает, что: а) человек есть и природное, и социальное существо; б) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор; в) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизвод- ством людьми;

г) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных за- датков человеческого рода.

47. Определенный этап познавательного процесса, на котором ин- формация об объекте, получается в ощущениях и восприятиях, сохраняясь

в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение.

 

 

48. Поскольку истина не зависти от познающего субъекта, она: а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

49. Практика по своим функциям в процессе познания не является: а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и научного твор- чества.

 

 

50. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепленные в определениях (словах): а) понятие;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин.

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...