Главная Обратная связь

Дисциплины:






Области применения экспертных систем



Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов: медицинская диагностика, контроль и управление, диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах, обучение.

а)Медицинская диагностика.
Диагностические системы используются для установления связи между нарушениями деятельности организма и их возможными причинами. Наиболее известна диагностическая система MYCIN, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях. Ее первая версия была разработана в Стенфордском университете в середине 70-х годов. В настоящее время эта система ставит диагноз на уровне врача-специалиста. Она имеет расширенную базу знаний, благодаря чему может применяться и в других областях медицины.

б)Прогнозирование.
Прогнозирующие системы предсказывают возможные результаты или события на основе данных о текущем состоянии объекта. Программная система "Завоевание Уолл-стрита" может проанализировать конъюнктуру рынка и с помощью статистических методов алгоритмов разработать для вас план капиталовложений на перспективу. Она не относится к числу систем, основанных на знаниях, поскольку использует процедуры и алгоритмы традиционного программирования. Хотя пока еще отсутствуют ЭС, которые способны за счет своей информации о конъюнктуре рынка помочь вам увеличить капитал, прогнозирующие системы уже сегодня могут предсказывать погоду, урожайность и поток пассажиров. Даже на персональном компьютере, установив простую систему, основанную на знаниях, вы можете получить местный прогноз погоды.

в)Планирование.
Планирующие системы предназначены для достижения конкретных целей при решении задач с большим числом переменных. Дамасская фирма Informat впервые в торговой практике предоставляет в распоряжении покупателей 13 рабочих станций, установленных в холле своего офиса, на которых проводятся бесплатные 15-минутные консультации с целью помочь покупателям выбрать компьютер, в наибольшей степени отвечающий их потребностям и бюджету. Кроме того, компания Boeing применяет ЭС для проектирования космических станций, а также для выявления причин отказов самолетных двигателей и ремонта вертолетов. Экспертная система XCON, созданная фирмой DEC, служит для определения или изменения конфигурации компьютерных систем типа VAX и в соответствии с требованиями покупателя. Фирма DEC разрабатывает более мощную систему XSEL, включающую базу знаний системы XCON, с целью оказания помощи покупателям при выборе вычислительных систем с нужной конфигурацией. В отличие от XCON система XSEL является интерактивной.



г) Интерпретация.
Интерпретирующие системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов наблюдения. Система PROSPECTOR, одна из наиболее известных систем интерпретирующего типа, объединяет знания девяти экспертов. Используя сочетания девяти методов экспертизы, системе удалось обнаружить залежи руды стоимостью в миллион долларов, причем наличие этих залежей не предполагал ни один из девяти экспертов. Другая интерпретирующая система- HASP/SIAP. Она определяет местоположение и типы судов в тихом океане по данным акустических систем слежения.

д)Контроль и управление.
Системы, основанные на знаниях, могут применятся в качестве интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные, поступающие от нескольких источников. Такие системы уже работают на атомных электростанциях, управляют воздушным движением и осуществляют медицинский контроль. Они могут быть также полезны при регулировании финансовой деятельности предприятия и оказывать помощь при выработке решений в критических ситуациях.

е)Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.
В этой сфере системы, основанные на знаниях, незаменимы как при ремонте механических и электрических машин (автомобилей, дизельных локомотивов и т.д.), так и при устранении неисправностей и ошибок в аппаратном и программном обеспечении компьютеров.

ж)Обучение.
Системы, основанные на знаниях, могут входить составной частью в компьютерные системы обучения. Система получает информацию о деятельности некоторого объекта (например, студента) и анализирует его поведение. База знаний изменяется в соответствии с поведением объекта. Примером этого обучения может служить компьютерная игра, сложность которой увеличивается по мере возрастания степени квалификации играющего. Одной из наиболее интересных обучающих ЭС является разработанная Д.Ленатом система EURISCO, которая использует простые эвристики. Эта система была опробована в игре Т.Тревевеллера, имитирующая боевые действия. Суть игры состоит в том, чтобы определить состав флотилии, способной нанести поражение в условиях неизменяемого множества правил. Система EURISCO включила в состав флотилии небольшие, способные провести быструю атаку корабли и одно очень маленькое скоростное судно и постоянно выигрывала в течение трех лет, несмотря на то, что в стремлении воспрепятствовать этому правила игры меняли каждый год.

Большинство ЭС включают знания, по содержанию которых их можно отнести одновременно к нескольким типам. Например, обучающая система может также обладать знаниями, позволяющими выполнять диагностику и планирование. Она определяет способности обучаемого по основным направлениям курса, а затем с учетом полученных данных составляет учебный план. Управляющая система может применяться для целей контроля, диагностики, прогнозирования и планирования. Система, обеспечивающая сохранность жилища, может следить за окружающей обстановкой, распознавать происходящие события (например, открылось окно), выдавать прогноз (вор-взломщик намеревается проникнуть в дом) и составлять план действий (вызвать полицию).

6. 10.

Выделение объектов в окне папки Работа с папками и файлами
    Создание папки
    Перемещение и копирование папки, файла
      Использование буфера обмена Перетаскивание мышью
        Использование правой кнопки мыши Использование левой кнопки мыши Использование левой кнопки мыши
    Переименование папки, файла Удаление папок, файлов Восстановление удаленных объектов
      Отмена удаления Восстановление из Корзины
Выделение объектов в окне папки В окне папки можно выделять как один объект (щелчком мыши по значку), так и группу объектов, т.е. несколько объектов сразу:
  • для выделения несмежных объектов щелкайте на них при нажатой клавише <Ctrl>;
  • для выделения смежных объектов, щелкните на первом из них, нажмите клавишу <Shift> и, удерживая ее, щелкните на последнем;
  • для выделения всех объектов – выполните команду меню Правка Выделить все либо используйте сочетание клавиш <Ctrl>+A .
Также группу объектов можно выделить протягиванием. Чтобы снять выделение с объектов, достаточно щелкнуть в свободном месте окна папки. Работа с папками и файлами. Создание папки Создание папки равнозначно созданию каталога для хранения своих файлов. Папку можно создать непосредственно на Рабочем столе или на любом уровне внутри структуры каталогов. Создание вложенной папки Для создания вложенной папки необходимо выполнить следующие действия: 1. Открыть окно папки (или диска). 2. Выполнить одно из ниже приведенных действий: o в контекстном меню окна папки выбрать команду Создать Папку; o в строке меню дать команду Файл Создать Папку o в списке типичных задач в группе Задачи для файлов и папок щелкнуть ссылку Создать новую папку. Появится значок новой папки. Вместо имени по умолчанию Новая папка можно ввести любое название, соответствующее правилам Windows, и нажать клавишу <Enter> (или щелкнуть мышью вне имени папки). 3. Папка останется выделенной (подсвеченной). Повторное нажатие клавиши <Enter> откроет папку. Щелчок мышью вне папки — снимет выделение. Перемещение и копирование папки, файла Перемещение и копирование объектов в Windows производится с использованием: 1. буфера обмена, 2. перетаскиванием мышью, 3. специальных возможностей. Использование буфера обмена Для копирования или перемещения объектов необходимо выполнить следующую последовательность действий: 1. Открыть папку, содержащую объект. 2. Выделить объект. 3. Поместить объект в буфер обмена одним из нижеприведенных способов: o в меню окна папки выполнить команду Правка Вырезать(для перемещения), Копировать (для копирования); o выбрать команду Вырезать (Копировать) из контекстного меню объекта; o в панели инструментов щелкнуть на соответствующей кнопке – Вырезать, – Копировать; o сочетанием клавиш <Ctrl>+X – Вырезать, <Ctrl>+C – Копировать. 4. Открыть папку-приемник и вставить объект из буфера обмена одним из нижеприведенных способов: o выполнить команду меню Правка Вставить ; o выбрать команду Вставить из контекстного меню папки; o в панели инструментов щелкнуть на кнопке – Вставить; o сочетанием клавиш <Ctrl>+V. Перетаскивание мышью При перетаскивании можно использовать как левую, так и правую кнопки мыши. Перетаскивать объекты можно из одной папки в другую, из папки на Рабочий стол или наоборот. Папки перемещается или копируется вместе со всем содержимым. Объект можно перемещать и копировать и в закрытую папку. Для этого достаточно перетащить его мышью на значок папки и отпустить, когда папка окажется выделенной (подсветится). Использование правой кнопки мыши При перетаскивании объекта правой кнопкой мыши появляется контекстное меню, в котором можно выбрать нужную команду:
  • копировать,
  • переместить,
  • создать ярлыки.
Использование левой кнопки мыши
  • При перетаскивании объекта из папки в папку в пределах одного диска Windows перемещает объект.
  • При перетаскивании объекта из папки одного диска в папку другого диска Windows копирует объект.
  • Перетаскивание левой кнопкой мыши при нажатой клавише <Ctrl> всегда копирует выбранные объекты (при движении около контура появляется значок +).
  • Перетаскивание левой кнопкой мыши при нажатой клавише <Shift> всегда перемещает выбранные объекты.
Использование специальных возможностей В Windows XP существуют дополнительные специальные возможности для копирования и перемещения объектов без использования буфера обмена. Для их использования надо: 1. Открыть папку, содержащую объект. 2. Выделить объект. 3. Выполнить одно из нижеприведенных действий: o в панели инструментов щелкнуть на соответствующей кнопке - Переместить в, Копировать в ; o в списке типичных задач в группе Задачи для файлов и папок щелкнуть ссылку Переместить папку (файл, выделенные объекты) или Скопировать папку (файл, выделенные объекты); o в меню окна папки выполнить команду Правка Переместить в папку или Копировать в папку. 4. В окне Перемещение (Копирование) элементов выбрать диск или папку, куда производится копирование, и нажать кнопку Перемещение или Копирование. Переименование папки, файла Для переименования объекта необходимо выполнить следующие действия: 1. Выделить объект. 2. Войти в режим редактирования (признак режима подсвеченная внутри рамка) одним из ниже перечисленных способов: o в контекстном меню команда Переименовать; o команда меню Файл Переименовать; o одинарный щелчок мышью по имени; o клавиша <F2>; o в списке типичных задач в группе Задачи для файлов и папок щелкнуть ссылку Переименовать папку (файл). 3. Изменить имя или ввести новое. 4. Выйти из режима редактирования одним из ниже перечисленных способов: o клавиша <Еnter>; o щелчок мышью вне имени; o с отменой изменение имени – клавиша <Еsc>. Удаление папок, файлов Удаленные объекты помещаются в специальную папку на Рабочем столе – Корзину, откуда их в дальнейшем можно восстановить. Удалять можно как один объект, так и группу объектов сразу. Папка удаляется вместе со всем ее содержимым. Для удаления объектов необходимо выделить объект или группу объектов и выполнить одно из следующих действий:
  • нажать клавишу <Delete>;;
  • выбрать в контекстном меню объектов команду Удалить
  • выполнить команду в строке меню папки Файл Удалить;
  • щелкнуть на кнопке панели инструментов – Удалить;
  • перетащить объект мышью в Корзину;
  • в списке типичных задач в группе Задачи для файлов и папок щелкнуть ссылку Удалить папку (файл, выделенные объекты).
Как правило, (это зависит от настройки Корзины) для каждого удаляемого объекта выводится запрос на удаление. Когда объект помещается в Корзину, он занимает место на диске. Чтобы сразу стереть папку или файл с диска, нужно выделить его и нажать комбинацию клавиш <Shift>+<Delete>. При этом объект не помещается в Корзину, и не подлежит восстановлению стандартными средствами Windows. Файлы, удаленные со сменного носителя (дискеты, флэш-памяти), в Корзину не помещаются, а сразу уничтожаются. Восстановление удаленных объектов Отмена удаления Сразу после удаления можно выполнить одно из следующих действий:
  • в меню окна папки выбрать команду Правка Отменить удаление;
  • в контекстном меню папки выбрать команду Отменить удаление;
  • щелкнуть на кнопке отмены последнего действия в панели инструментов.
Восстановление из Корзины Восстановить удаленные папки и файлы можно, используя Корзину, выполнив указанные ниже действия: 1. Открыть окно Корзины. 2. Выделить объект или группу объектов. 3. Выполнить в окне Корзины одно из следующих действий: o дать команду меню Файл Восстановить; o дать команду меню Правка Отменить удаление; o дать в контекстном меню объекта команду Восстановить; o в списке типичных задач в группе Задачи для «Корзины» щелкнуть ссылку Восстановить объект (выделенные объекты); o открыть окно Свойства объекта и щелкнуть по кнопке Восстановить; o использовать буфер обмена (дать команду Вырезать, выделив объект в Корзине, а затем командуВставить в папке); o дать команду меню Правка Переместить в папку; o перетащить объект мышью из Корзиныв папку. Три последних способа позволяют восстановить объект с перемещением в другую папку. Команда Отменить удалениеконтекстного меню Корзины и кнопка на панели инструментов Отменитьвосстанавливают файл, удаленный последним. Для восстановления всех удаленных объектов необходимо в списке типичных задач в группе Задачи для «Корзины» щелкнуть ссылку Восстановить все объекты. Папки и файлы удаленные из Корзины не подлежит восстановлению стандартными средствами Windows.

7.

11.

6.4. Информационные технологии поддержки принятия решений
Характеристика и назначение.Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса (рис. 6.4), в котором участвуют: · система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления; · человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере. Рис. 6.4. Итерационный процесс информационной технологии поддержки принятия решений Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем созда­вать новую информацию для принятия решений. Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик: · ориентация на решение плохо структурированных задач; · сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе; · направленность на непрофессионального пользователя компьютера; · высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя. Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения, как на разных уровнях управления, так и на одном уровне. Основные компоненты. Рассмотрим структуру системы поддержки принятия решений (рис. 6.5), а также функции составляющих ее блоков, которые определяют основные технологические операции. Рис. 6.5. Основные компоненты информационной технологии поддержки принятия решений В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером. База данных играет в информационной технологии поддержки принятия решений (СППР) важную роль. Данные могут использоваться непосредственно пользователем для расчетов при помощи математических моделей. Рассмотрим источники данных и их особенности: 1. Часть данных поступает от информационной системы операционного уровня. Чтобы использовать их эффективно, эти данные должны быть предварительно обработаны. Для этого существуют две возможности: – использовать для обработки данных об операциях фирмы систему управления базой данных, входящую в состав системы поддержки принятия решений; – сделать обработку за пределами системы поддержки принятия решений, создав для этого специальную базу данных. Этот вариант более предпочтителен для фирм, производящих большое количество коммерческих операций. Обработанные данные об операциях фирмы образуют файлы, которые для повышения надежности и быстроты доступа хранятся за пределами системы поддержки принятия решений. 2. Помимо данных об операциях фирмы для функционирования системы поддержки принятия решений требуются и другие внутренние данные, например данные о движении персонала, инженерные данные и т.п., которые должны быть своевременно собраны, введе­ны и поддержаны. 3. Важное значение, особенно для поддержки принятия решений на верхних уровнях управления, имеют данные из внешних источников. В числе необходимых внешних данных следует указать данные о конкурентах, национальной и мировой экономике. В отличие oт внутренних внешние данные обычно приобретаются у специализирующихся на их сборе организаций. 4. В настоящее время широко исследуется вопрос о включении в базу данных еще одного источника данных – документов, содержащих записи, письма, контракты, приказы и т.п. Если содержание этих документов будет записано в памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам, потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит новый мощный источник информации. Система управления данными (СУБД) должна обладать следующими возможностями: составление комбинаций данных, получаемых из различных источников посредством использования процедур агрегирования и фильтрации; быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных; построение логической структуры данных в терминах пользователя; использование и манипулирование неофициальными данными для экспериментальной проверки рабочих альтернатив пользователя; обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз данных, функционирующих в рамках фирмы. База моделей. Целью создания моделей являются описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений. Например,модель линейного программирования дает возможность определить наиболее выгодную производственную программу выпуска нескольких видов продукции при заданных ограничениях на ресурсы. Использование моделей в составе информационных систем началось с применения статистических методов и методов финансового анализа, которые реализовывались командами обычных алгоритмических языков. Позже были созданы специальные языки, позволяющие моделировать ситуации типа «что будет, если?» или «как сделать, чтобы?» Такие языки, созданные специально для построения моделей, дают возможность построить модели определенного типа, обеспечивающие нахождение решения при гибком изменении переменных. Существует множество типов моделей и способов их классификации, например по цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменных и т.п. По цели использования модели подразделяются на оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибыли или минимизации затрат), и описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизации). По способу оценки модели классифицируются на детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных, и стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, так как исходные данные заданы вероятностными характеристиками. Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, потому что они менее дорогие, их легче строить и использовать. К тому же часто с их помощью получается вполне достаточная информация для принятия решения. По области возможных приложений модели разбиваются на специализированные, предназначенные для использования только одной системой, и универсальные – для использования несколькими системами. Специализированные модели более дорогие, они обычно применяются для описания уникальных систем и обладают большей точностью. В системах поддержки принятия решения база моделей состоит из стратегических, тактических и оперативных моделей, а также математических моделей (рис. 6.6) в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения. Рис. 6.6. Типы моделей, составляющих базу моделей Стратегические модели используются на высших уровнях управления для установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также политики приобретения и использования этих ресурсов. Они могут быть также полезны при выборе вариантов размещения предприятий, прогнозировании политики конкурентов и т.п. Для стратегических моделей характерны значительная широта охвата, множество переменных, представление данных в сжатой агрегированной форме. Часто эти данные базируются на внешних источниках и могут иметь субъективный характер. Горизонт плани­рования в стратегических моделях, как правило, измеряется в годах. Эти модели обычно детерминистские, описательные, специализированные для использования на одной опреде­ленной фирме. Тактические модели применяются управляющими среднего уровня для рас­пределения и контроля использования имеющихся ресурсов. Среди возможных сфер их ис­пользования следует указать финансовое планирование, планирование требований к работникам, планирование увеличения продаж, построение схем компоновки предприятий. Эти модели применимы обычно лишь к отдельным частям фирмы (например к системе производства и сбыта) и могут также включать в себя агрегированные показатели. Временной горизонт, охватываемый тактическими моделями, – от одного месяца до двух лет. Здесь также могут потребоваться данные из внешних источников, но основное внимание при реализации данных моделей должно быть уделено внутренним данным фирмы. Обычно тактические модели реализуются как детерминистские, оптимизационные и универсальные. Оперативные модели используются на низших уровнях управления для под­держки принятия оперативных решений с горизонтом, измеряемым днями и неделями. Возможные применения этих моделей включают в себя ведение дебиторских счетов и кредитных расчетов, календарное производственное планирование, управление запасами и т.д. Оперативные модели обычно используют для расчетов внутрифирменные данные. Они, как правило, детерминистские, оптимизационные и универсальные (т.е. могут быть использованы в различных организациях). Математические модели состоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих математические методы. Сюда могут входить процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа и т.п. – от простейших процедур до сложных ППП. Модельные блоки, модули и процедуры могут использоваться как по отдельности, так и комплексно для построения и поддержания моделей. Система управления базой моделей (СУБМ) должна обладать следующими возможностями: создавать новые модели или изменять существующие, поддерживать и обновлять парамет­ры моделей, манипулировать моделями. Система управления интерфейсом. Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет: язык пользователя; язык сообщений компьютера, органи­зующий диалог на экране дисплея; знания пользователя. Язык пользователя– это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экране; джойстика; «мыши»; команд, подаваемых голосом, и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выход­ных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необхо­димыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы. Значительно возросла за последнее время популярность визуального интерфейса. С помощью манипулятора «мышь» пользователь выбирает представленные ему на экране в форме картинок объекты и команды, реализуя таким образом свои действия. Управление компьютером при помощи человеческого голоса – самая простая и поэтому самая желанная форма языка пользователя. Она еще недостаточно разработана и поэ­тому малопопулярна. Существующие разработки требуют от пользователя серьезных ограничений: определенного набора слов и выражений; специальной надстройки, учиты­вающей особенности голоса пользователя; управления в виде дискретных команд, а не в виде обычной гладкой речи. Технология этого подхода интенсивно совершенствуется, и в ближайшем будущем можно ожидать появления систем поддержки принятия решений, ис­пользующих речевой ввод информации. Язык сообщений – это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером. Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои достоинства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение. Теперь появилась новая возможность представления выходных данных – машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде. Использование машинной графики значительно повышает наглядность и интерпретируемость выходных данных и становится все более популярным в информационной технологии поддержки принятия решений. За последние несколько лет наметилось новое направление, развивающее машинную графику, – мультипликация. Мультипликация оказывается особенно эффективной для интерпретации выходных данных систем поддержки принятия решений, связанных с моделированием физических систем и объектов. Например,система поддержки принятия решений, предназначенная для обслуживания клиентов в банке, с помощью мультипликационных моделей может реально просмотреть различные варианты организации обслуживания в зависимости от потока посетителей, допустимой длины очереди, количества пунктов обслуживания и т.п. В ближайшие годы следует ожидать использования в качестве языка сообщений человеческого голоса. Сейчас эта форма применяется в системе поддержки принятия решений сферы финансов, где в процессе генерации чрезвычайных отчетов голосом поясняются причины исключительности той или иной позиции. Знания пользователя – это то, что пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером. Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями: – манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя; –передавать данные системе различными способами; – получать данные от различных устройств системы в различном формате; – гибко поддерживать знания пользователя (оказывать помощь по запросу, подсказывать).

12. Функционально-структурная организация персонального компьютера





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...