Главная Обратная связь

Дисциплины:






VIERGE NOIRE или "Черная Мадонна"- великая и загадочная Праматерь



Цитата сообщения Dancing_Witch

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

VIERGE NOIRE или "Черная Мадонна"- великая и загадочная Праматерь.

 


Черная Мадонна, Einsiedeln, 1465.
О Черных Мадоннах я уже писала как-то - там была глава из книги Тим Уоллес Мерфи "Тайный код символов":
http://www.liveinternet.ru/users/dancing_witch/post65623057/
Там было мало картинок, сейчас их больше, видна вся красота образа, да и информация новая появилась.
Так что , прошу и - ваши соображения на этот счет?..:)

Черная Мадонна в Праге.

По материалам из Википедии, свободной энциклопедии ( перевод - мой) и еще некоторых интересных статей. Может, в чем-то повторюсь, но ведь кто-то этого и совсем не читал, так что не страшно.

Черная Мадонна в Ченстохове, защитница Польши.

"Черная Мадонна" или "Черная Дева" - так называют статуи или живописное изображение Марии, где она изображена с темной или черной кожей. Это название относится, в частности, к европейским статуям или изображениям Мадонны, которые представляют особый интерес, поскольку - как предполагают некоторые - ее темное лицо и руки, являются ее истинным цветом. Однако такой "особый" смысл "Черной Мадонны" не распространяется на просто черные, явно африканские образы Девы Марии, которые пользуются популярностью в Африке и в районах с большим черным населением, таких, как Соединенные Штаты. Вместе с тем было заявлено, что европейские Черные Мадонны имеют свои корни в африканской традиции (см. ниже).

Некоторые статуи получили свой цвет от используемого материала, как, например, эбеновое дерево или другое темное дерево, но все еще продолжаются дискуссии по поводу того, является ли выбор материала определяющим в данном случае. Часть изображений были лишь слегка бронзированными, но потемнели со временем, например, как считается, от свечной копоти. Долгое время это было распространенным объяснением для всех средневековых "черных" образов Марии, но начиная с 1950-х годов это оспаривается комментаторами, например Леонардом Мосс, который считает, что черный цвет был предусмотрен изначально. Были случаи, когда лицо Мадонны было перекрашено в черный, а после реставрации возвращалось к своему первоначальному бледному цвету кожи, что означает, что чернота была важна для поклоняющихся.

Черные Мадонны, в основном все средневекового периода, или же являются копиями средневековых фигур, и встречаются только в католических областях. Скульптуры в основном деревянные, но иногда каменные, нередко окрашенных, до 75 см в высоту, многие датируются временем между 11м и 15м веками. Они делятся на две основные группы: свободно стоящие вертикальные фигуры или фигуры, сидящие на троне. Картины - это как правило, иконы: в византийском стиле, хотя иногда встречаются сделанные в 13м или 14м веке в Италии.. Большинство изображений - это образ матери и ребенка. Их лица, как правило, идентифицируются, как имеющие европеоидные черты. Существует около 450-500 Черных Мадонн в Европе, в зависимости от классификации. Имеется по крайней мере 180 Vierges NOIRES в Франции и есть еще сотни не слишком средневековых копий. Некоторые из образов находятся в музеях, но большинство из них остаются в церквях и храмах, и почитаются верующими. Многие из них чудотворны и привлекают значительное число паломников.




Теории о Черных Мадоннах :

В конце 19го и начале 20го века теория, которая объясняла темный цвет кожи тем, что свечи сожженные в молитве к Богоматери, оставляли сажу на статуях, способствовала слабому изучению Черных Мадонн еще в течение нескольких десятилетий. Некоторые теологи и историки по-прежнему считают, что все примеры темной окраской можно списать на естественный цвет использованной древесины или изменения цвета с течением времени. Они могут добавить, что бледное алебастровое лицо было следствием уже пост-средневековой развития. Однако конрт-аргументом тут является то, что на некоторых изображениях сохранились неестественно яркие цвета одежды - все это должно было по идее закоптиться тоже, а не только лик и руки.

Черная Мадонна, этнографический музей, Брно.
Интерес к изучению Черных Мадонн возродился в конце 20 века. Специалисты по сравнительному религиоведению предположили, что Черные Мадонны являются потомками дохристианской матери или богини Земли (Мосс, Benko). Некоторые из них подчеркивали роль Исиды в качестве ключевой фигуры богини-прародительницы (Редд, Маккини-Джонсон). Психологи обсуждали материнский и женский архетипы из Юнгианского анализав. (Густафсон, Бегг). Хотя все эти методы значительно стимулировали академический интерес, по прежнему не существует утвержденного и общепринятого консенсуса о средневековых мотивах резьбы или живописных изображений Черных Мадонн.

( а если нет консенсуса - значит, у нас с вами нет никаких ограничений для собственных теорий..:) -D.W. )

Прямая связь между Черными Мадоннами в европейском средневековье и древними языческими традициями и представлениями была утверждена сравнительными методами, поскольку прямые исторические и художественные влияния не могут быть доказаны. Хотя нет никаких прямых католических богословских источников, все же многие авторы предполагают, что средневековый культ Черных Мадонн сформировался как ответ на сюжет из "Песнь Песней" 1:5 в Ветхом Завете: "Я черна, но прекрасна, дщерь Иерусалима ... " или "Nigra sum sed formosa" на латыни, фраза из проповеди Бернара Клервосского. На нескольких сохранившихся Черных Мадоннах начертаны эти слова, например, на статуе из Tindari ниже; возможно, однако, что в некоторых случаях эти надписи были добавлены позднее, после того, как статуи были уже изготовлены и установлены.


Статуя из Тиндари.

Возрождение интереса к Черной Мадонне, особенно со стороны феминистских, нео-гностических и нео-языческих писателей и ученых, психоаналитиков и др. в 20-м веке, привело к появлению различных теорий на этот счет. Многие из них связывают изображения Черной Мадонны либо с дохристианскими традициями, или с такой темой, как женская власть.

Моник Scheer подхошла к этой теме с точки зрения символической антропологии.Она считает, что эти статуи и картины начали познавать, как Черную Мадонну уже после Средневековья, возможно, как часть контр-реформационной тенденции поощрять "почитание чудотворного образа Марии". Она рассматривает "символическое значение, связанное с темной кожей Мадонн ", скорее с акцентом на происхождение их цвета, а также свидетельствует о том, что эти символические значения были различными в разных эпохах и контекстах.

Большинство писатели стремятся для интерпретации Черных Мадонн предложить некоторые комбинации из следующих элементов:

- Черные Мадонны "выросли" из дохристианских традиций почитания богини Земли. Их темная кожа может быть связана с древними изображениями этих богинь, а также с цветом самой плодородной земли. Они часто сопровождаются рассказами о том, что были обнаружены случайно в естественной обстановке: внутри дерева или весной, например. Некоторые из их христианских святилищ находятся на участках, где ранее размещались ранее храмы Кибелы или Дианы Ефесской.

(это наводит меня на мысль, что если ведьмам в прошлом и приходилось быть католичками, то наверняка, почитали они именно Черную Мадонну, или ту Мадонну с Полумесяцем, о которой я недавно рассказывала - D.W.)


Мадонна из Лоретто.

- Черная Мадонна "эволюционирует" из египетской богини Изиды. Темная кожа может быть отголоском африканской фигуры архетипической матери . Профессор Стивен Benko среди прочего говорит, что ранние христианские изображения сидящей матери и ребенка навеяны образом Изиды и Гора.

- Черные Мадонны отображают подлинный тон кожи Девы Марии, таким образом помещая данные фигуры в подходящий исторический контекст, вроде того, что семья Иисуса более вероятно не имела семитских цветов и признаков.

Мадонна из Лангенздорфа, Германия.
- Черные Мадонны выражают женскую силу, далеко не в полной мере выражаемую бледнолицей Марией, которая, как представляется, символизирует высшие качества, такие как послушание и непорочность. Эта идея может обсуждаться в юнгианских терминах. Подход , связанный с "женской силой" может быть ассоциирован скорее с Марией Магдалиной и женской сексуальностью, которая подавлялась средневековой церковью. Во Франции существуют течения, утверждающие, что некоторые статуи являются на самом деле Марией Магдалиной , а не Марией, матерью Иисуса, но эти традиции и связанные с ними теории обычно отклоняются богословов. (кто бы сомневался..:))) - D.W.) Предположение о том, что Черные Мадонны представляют женскую силу, может быть связано с богинями земли и отнесено к архетипическим "великим матерям", которые властвуют не только над рождаемостью, но и над течением всей жизни и смертью. These ideas overlap with "feminist spirituality" or "women's spirituality". Эти идеи совпадают с "феминистской духовностью" или "женской духовностью". (Chiavola Birnbaum)

- Черных Мадонн иногда связывают с тамплиерами или Святым Бернардом Клервосским. Ean Бегг считает, что они были почитаемы в эзотерических культах, связанных с храмовниками или катарами, однако эту идею отклоняют другие писатели, которые, могут также отрицать рассказы о связи с Марией Магдалиной, и любой другой гностической или еретической традицией.

- Некоторые Черные Мадонны, возможно, были созданы именно такими потому, что художник был знаком с другими аналогичными изображениями.

Процессия со статуей Черной Мадонны.

Черные Мадонны во Франции:

Guingamp, Brittany, Basilica of Notre Dame de Bon Secour.
Начиная с XI века местечко Пренжи (Pringy) славится своей Черной Мадонной – статуей, находящейся в дупле старого дуба, растущего на большой дороге в Бургундию, древнем римском пути.

 

Происхождение названия «Черная Мадонна»

По мнению некоторых историков, в частности Жерара де Седа, некоторые Мадонны имеют черный лик, поскольку это бывшие античные статуи, посвященные богине-матери, переименованные на заре христианства в Черных Мадонн.

Языческое поклонение галлов некоторым божествам, источникам или деревьям не могло быть преодолено без использования в новой религии уже существовавших элементов культа (напомним, что в Пренжи у подножия дуба, в котором находится Черная Мадонна, устраивались местные сборища друидов).

Такое же происхождение имеет и паломничество к источникам, находящимся под покровительством Мадонны или кого-то из святых. Это наследие античных богов, отражающее первозданный народный дух.

Черная Мадонна в базилике de Saint-Quentin .

У Черных Мадонн много общего:
Черные Мадонны приобрели известность и стали предметом разговоров, начиная с XI века. Историограф из Мелена Габриэль Леруа уточняет, что в те времена паломники стекались со всех сторон, чтобы помолиться Богомотери в Пренжи. Все они направлялись сюда клюзиенским аббатством. Костел Приньи был передан аббатству Сен-Мартен де Шан де Пари римским Папой Урбаном II в 1096 г. В это же время был постороен монастырь Богоматери в Принжи. Покровительнице молились о плодородии, здоровье или о воскрешении мертворожденных младенцев. В некоторых приходских реестрах XVII и XVII века сохранились описания подобных воскрешений:

« 26 октября 1662 г. был доставлен мертворожденный младенец из прихода Нанди, сын Этьенна Колэна и Катрин Коля. Ребенок был поднесен к лику Святой Девы, матери Господа Нашего Иисуса Христа, в монастырской часовне Пренжи. Благодаря молитвам Святой Деве, младенец подал признаки жизни, вдохнув через ноздрю и пупок и выдохнув так, что перышко, помещенное на его рот, взлетело. Позже этот ребенок был крещен повитухой из Пренжи Клодиной Винье».

Святилище в Майнце, Савойя, считается, что это как раз Мария Мангдалина.
Другие чудеса были сотворены в более ранний период. В начале XVI века Иоанн де Лопиталь организовал юбилейную мессу в этой часовне, где находилась чудотворная статуя Девы. В1595 г. Мишель де Кастельно, посол Франции в Англии в период правления Генриха II, Франциска II и Шарля IX, пожелал быть похороненным в этой часовне, «где происходят многие чудеса»
Другой объединяющий Черных Мадонн фактор – все они возвращаются ночью на то место, где были обнаружены. Богоматерь из Пренжи не является исключением: найденная на большой Бургундской дороге, она была перенесена из дупла дуба в специально построенную для нее часовню (XIII в.), но поскольку это перемещение было совершено неподобающим образом, ночью она вернулась в дуплло своего дерева. И так происходило три раза. Жители деревни возвратили ее с подобающим церемониалом.

Святилище в Тулузе.
Все Черные Мадонны находятся вблизи святилища, где им поклоняются. Это место очищения и обновления. В Пренжи (паломники направлялись в Сен-Жак де Компостель) нищие совершали омовения в источнике, находившемся на территории монастырского сада. Этому источнику приписывались лечебные свойства, многие смогли излечиться от лихорадки и восстановить здоровье.

Мадонна в Рокамадуре.


Все Черные мадонны имеют среди священных аксессуаров кандалы или цепи, принесенные бывшими узниками, полагавшими, что вера в Черную Мадонну помогла им обрести свободу. В XI веке «человек, обвиненный в преступлении, которого он не совершал, был приговорен и сослан на галеры. Приближаясь к Принжи по пути к месту заключения, он узнал, что там поклонялись Чудотворной Деве. Он помолился, подтверждая свою веру и, когда он оказался у священного дуба, пал ниц, выказывая тем самым глубочайшее благоговение; и тогда пали его оковы. Благодаря этому свершению, процесс был пересмотрен, а этот человек освобожден».

До нас дошел и другой необычный случай. «Лоза дикого винограда, обильно покрытая листьями, проросла в часовне до небольшой лампады, горевшей перед Святой Девой. И стало из нее сочиться чистейшее масло, которого хватило на долгие годы для поддержанияч огня в лампаде».

 

Статуя

(Согласно архивам коммуны в Пренжи, муниципальный реестр № 3)

Богородица из Пренжи представляет собой статуэтку высотой 80 см, выполненную в полный рост из дуба. В левой руке она держит младенца, предположительно выполненного в XV веке.

К сожалению, правая рука отбита, а левая рука и младенец повреждены. Эти повреждения скрыты под торжественными одеждами, в которые Пресвятая Дева облачена согласно древним традициям паломничества. Богомольцы приносили ей в дар украшения и драгоценности. Среди церковного имущества сохранилось двенадцать платьев или передников Девы, а также другие части одежды разных расцветок; некоторые из них были расшиты золотом и серебром. Все это было отправлено в округ Мелена на второй год Республики.

Паломничество

В прошлом паломничества совершались в течение трех воскресных дней, следовавших за Троицей до Рождества Богородицы в сентябре. Паломники молились о защите беременных женщин и о чудесном крещении, мертворожденных младенцев, которых не крестили. В наше время паломничества совершаются ежегоднол во второе воскресенье сентября в присутствии большого числа верующих.

Источник: http://www.mairie-pringy77.fr/pageLibre00010015.html
Перевод с французского – Вера Яковлева
25.01.2006

Саймон Кокс , "Взламывая код да Винчи" :

Взламывая код да Винчи: Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна

"Черная Мадонна — религиозная статуя Мадонны с Младенцем, Богоматери, и, как явствует из данного словосочетания, — Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что Дэн Браун в «Коде да Винчи» прямо не упоминает о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа, такими как поклонение матери-богине, Мария Магдалина и тамплиеры. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30. Знаменитые статуи Черной Мадонны находятся в Ларедо, Сара-госсе, Рокамадуре, Монсеррате, Гвадалупе. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове — «Матка Боска Ченстоховска».

Черная Мадонна Монтсеррат, кафедральный собор, Барселона.
Культ Черной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своем они либо вырезаны из черного дерева, например, эбенового, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.

Изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока.
Куда логичнее предположить, что эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела (она же Идей-ская мать или Великая мать богов) — всех их в то или иное время изображали с черными ликами.

Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, распространился по всему Средиземноморью и продолжался и в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. С тех пор и Исида, и Дева Мария именуются Звездой Моря и Царицей Небесной, обеих изображают стоящими на полумесяце или на фоне звезд, с нимбом над головой или в виде матери с младенцем. Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.

Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.

Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.
Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.

Черную Мадонну также особо почитали тамплиеры."


Ближайшая к нам Черная Мадонна находится в Прибалтике, в Литве - это Остробрамская Божья Матерь. Я о ней тоже писала , где-то в ноябре-декабре, сейчас пока нет времени искать ссылку. Я видела, как эту икону продают у нас в церквях и заметила ее именно сначала из-за полумесяца. Но оказалось - она тоже достаточно темная. Представляете, насколько мощный символ, если два образа сливаются в один? К тому же, если вы купили такой образ, то "используется" он совершенно так : икону нужно поставить или повесить над дверью с ВНУТРЕННЕЙ стороны дома и тогда она будет благословлять всех выходящих в добрый путь. Правда, правда!..:) У меня уже висит!

Часовня Остра Брама:
http://www.liveinternet.ru/users/virena2008/post101885253/

 

Чёрная мадонна Чёрная Мадонна – Богоматерь с Младенцем – Мадонна с чёрным цветом кожи. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Чёрных Мадонн, в Германии – 19, в Италии – 30. Культ Чёрной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своём они либо вырезаны из чёрного дерева, например, эбенового, либо покрашены в чёрный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Чёрных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далёкого прошлого. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела – всех их в то или иное время изображали с чёрными ликами. Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у неё на коленях. Небезынтересно, что Чёрная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды. О том, что христианство в действительности представляет собой адаптированный культ Диониса, который пошёл от культа Осириса и Изиды, знают многие. Но вот, откуда взялись эти культы, как и почему они видоизменялись и навязывались человечеству, не знает практически никто. А началось всё это с культа Чёрной Матери (Кали Ма) в Первом Рае, располагавшемся в Дравидии (древней Индии)... Впервые эту тему исчерпывающе осветил академик Николай Левашов в своей новой книге «Россия в кривых зеркалах». В этой удивительной книге очень многие вещи, люди и события впервые названы своими настоящими именами.
Аргентина Швейцария Польша, Ченстохов
Мексика, Гвадалупе Испания, Экстремадура Испания, Аточа (Мадрид)
Бруклин, Нью-Йорк Франция, Рокамадор Испания, Леон
Испания, Монсерат Франция, Шартре Испания, Саламанка
  Из этого можно сделать весьма интересные выводы: в принципе, народы Земли, все вместе, знают довольно много. Но эти знания как бы не пересекаются. Одни знают одно, другие – другое. Но первые не знают всего того, что знают вторые и наоборот. Это – результат многовековой политики разделения (помните, как Бог в Вавилоне «смешал все языки» и люди перестали понимать друг друга?) и властвования. Результат налицо: иудейская власть над планетой – это уже свершившийся факт, а мы всё ищем новых развлечений и с маниакальной настойчивостью, ни о чём не думая, ездим смотреть, как процветает культ древних врагов человечества (Кали Ма) и ещё поддерживаем их материально, оплачивая непомерные туристические расходы...
http://www.1-sovetnik.com/books/All/Megre-dol-3.html    

http://www.1-sovetnik.com/books/All/Megre-dol-3.html

 

В средневековой Европе процветал культ Черной Мадонны


во Франции их более 300. в Испании около 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30.

Их статуи вырезались из черного дерева, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет.

По другой версии тамплиеры /ну как же без них/ пытались скрестить культ Мадонны с культом Исиды. Например статуя Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.

В России это Федоровская богоматерь через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову
http://mi3ch.livejournal.com/1144035.html

 

Тема Чёрной Мадонны интересовала меня уже давно. Сейчас решила собрать краткую информацию вместе.

 

 

Чёрная Мадонна – Богоматерь с Младенцем – Мадонна с чёрным цветом кожи. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Чёрных Мадонн, в Германии – 19, в Италии – 30. Культ Чёрной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своём они либо вырезаны из чёрного дерева, например, эбенового, либо покрашены в чёрный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Чёрных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далёкого прошлого. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела – всех их в то или иное время изображали с чёрными ликами. Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у неё на коленях.

 

Небезынтересно, что Чёрная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.

 

 

Откуда взялся этот культ, что скрыто под этой чернотой? Интригующая загадка. С одной стороны, опираясь на известную «Белую Богиню» Грейвса, где-то уже можно почувствовать ответ, именно почувствовать. Древняя Богиня имела три ипостаси, одна из которых была «тёмным ликом» смерти или ущербной Луны.

 

 

Обожествление Девы Марии произошло лишь в XIII веке. Это было время Крестовых походов и рыцарского культа Прекрасной Дамы, когда паладины, отправляясь на Святую землю, отдавали себя под покровительство Богоматери. Сострадающая и полная заботы о спасении грешников, Она была вознесена на небеса, где заняла место рядом с божественным сыном.

Белоснежные одеяния символизировали Ее непорочность, а белые мистические лилии - чудодейственность молитв. Тем загадочнее предстает явление Черных Мадонн. Высеченные из угольного гагата или разноцветные, но с зачерненным лицом, Они неисповедимыми путями проникали под своды древних готических соборов и самых знаменитых католических монастырей. Живописные полотна и чудотворные иконы черноликой Девы Марии широко распространились почти по всей Западной Европе: от Испании и Франции до Бельгии и Германии. Да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов. Воистину, волнующая загадка!

 

 

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из‑за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока. Куда логичнее предположить, что эти изображения, по‑видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму.

 

 

Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.

 

 

Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.

 

 

Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.

 

Черную Мадонну также особо почитали тамплиеры.

 

 

По мнению некоторых историков, в частности Жерара де Седа, некоторые Мадонны имеют черный лик, поскольку это бывшие античные статуи, посвященные богине-матери, переименованные на заре христианства в Черных Мадонн.


Языческое поклонение галлов некоторым божествам, источникам или деревьям не могло быть преодолено без использования в новой религии уже существовавших элементов культа (напомним, что в Пренжи у подножия дуба, в котором находится Черная Мадонна, устраивались местные сборища друидов).

 

 

Вот что обнаруживается общего у Чёрных Мадонн:

 

 

Чёрным Мадоннам молятся о плодородии, здоровье или о воскрешении мертворожденных младенцев.

 

 

Замечено, что все они возвращаются ночью на то место, где были обнаружены. Например, Богоматерь из Пренжи: найденная на большой Бургундской дороге, она была перенесена из дупла дуба в специально построенную для нее часовню (XIII в.), но поскольку это перемещение было совершено неподобающим образом, ночью она вернулась в дуплло своего дерева. И так происходило три раза. Жители деревни возвратили ее с подобающим церемониалом.

 

 

(Богородица из Пренжи представляет собой статуэтку высотой 80 см, выполненную в полный рост из дуба. В левой руке она держит младенца, предположительно выполненного в XV веке.


К сожалению, правая рука отбита, а левая рука и младенец повреждены. Эти повреждения скрыты под торжественными одеждами, в которые Пресвятая Дева облачена согласно древним традициям паломничества. Богомольцы приносили ей в дар украшения и драгоценности. Среди церковного имущества сохранилось двенадцать платьев или передников Девы, а также другие части одежды разных расцветок; некоторые из них были расшиты золотом и серебром. Все это было отправлено в округ Меленана второй год Республики.)

 

 

Все Черные мадонны имеют среди священных аксессуаров кандалы или цепи, принесенные бывшими узниками, полагавшими, что вера в Черную Мадонну помогла им обрести свободу.

 

 

Очень известна Ченстоховская Богоматерь, Царица Польши. Эта самая почитаемая икона в Польше, её хранительница.

 

Город Ченстохова, словно магнит, притягивает паломников. Здесь, в монастыре паулинов на Ясной Горе, в одном из пяти крупнейших религиозных центров мира, хранится чудотворная икона Пресвятой Девы Марии, или Черная Мадонна. По преданию, икону написал в Назарете на крышке стола евангелист Лука. Она потом путешествовала, была даже в России, прежде чем добралась до Ясной Гуры. Подверглась нападению грабителей, была 'ранена'. След, шрам на щеке, остался на лике богоматери и по сей день: реставраторам не удалось полностью восстановить поврежденную святыню.

 

 

Иллюстрации: по порядку - Франция. Шартре; Испания, Аточа (Мадрид); Швейцария (?); Ченстыховская Богородица.

 

 

 

 

Греция. Кротоне и местечко Капо-Колонна расположены в местности Маркезато (Marchesato), которое простирается от Ионического моря до вершин плато Сила-Пиккола. Одно-единственная колонна сохранилась от Герайона — храма, посвященного Гере Лацинии. Храм Геры представлял собой одно из самых роскошных сооружений на территории Великой Греции, его украшали статуи атлетов-победителей и золотые колонны, на бронзовых постаментах на двух языках были высечены тексты, повествующие о деяниях богини. Храм был окружен 48 дорическими колоннами, но в начале XVI в., когда в Кротоне началось массовое строительство, камень Герайона был использован на сооружение новых городских зданий. Неподалеку от колонны Герайона находится небольшая часовня, в которой хранится «Черная Мадонна». Адель Камбрия в своей книге «Женские секреты Италии» приводит интересные факты, касающиеся культа этой святыни. В дни соответствующих праздников из центра Кротоне в сторону мыса Колонна движется пестрая толпа с факелами и свечами. Сюда идут девушки и женщины попросить Деву Марию об удачном замужестве или о благополучном разрешении родов. Мольбы обращены скорее к языческой богине Гере, чем к Черной Мадонне. Пожилые женщины приходят в храм помолиться Черной Мадонне о ниспослании непутевым сыновьям хороших, домовитых жен, чтобы те смогли надежно привязать молодых повес к домашнему очагу.
Кроме всего прочего, Черная Мадонна считается «покровительницей молока». Существует множество преданий, согласно которым это изображение Пресвятой Девы помогло роженицам обрести достаточное количество молока, чтобы выкормить детей. Это поверье также основано на античной мифологии: именно на мысе Колонна произошли события, оставившие немеркнущий след на звездном небосклоне. Несчастная Алкмена, родившая Геракла и его земного брата Ификла, не пережила родов. Мстительная Гера напустила в колыбель к младенцам страшных змей. Но малыш Геракл все же был сыном Зевса и смог задушить змей. Ребенок остался жив и настолько здоров, что никто не мог его прокормить. Узнав, что во всем виновата Гера, Зевс силой заставил жену кормить грудью своего незаконнорожденного сына. Божественный малыш с такой силой присосался к груди кормилицы, что богиня, не выдержав боли, резко отшвырнула от себя ребенка, а молоко брызнуло прямо на небо, застыв над Землей Млечным путем.

 

А в Тулузе и ныне существует обычай подношения Черной Деве из Дорада пояса, обеспечивающего Женщинам легкие и быстрые роды.

 

Но связь Черной Мадонны с древними Богинями Земли, "Венерами палеолита" коим поклонялись повсюду, уходит еще дальше, в самые толщи культурных слоев. Великие Матери, рождавшие богов и героев: Астарта, Кибела, Геката - под разными именами народы мира почитали единое Начало всего сущего. Но тайный, а потому "черный" культ той же Кибелы.

 

Свой вклад внесли и друиды - таинственные жрецы непокорных кельтов. Кельтская Богиня Эпона тоже нередко была представлена в образе кормящей Матери. Хотя первоначально Она считалась Богиней Луны и Покровительницей умерших, а под именем Бригитты, Хозяйки вод, обеспечивала плодородие полей и скота.

Древние боги уходят, но смерть и любовь по-прежнему правят миром. Разве не показательно, что знаменитая Черная Дева из Лангедока, известная еще и как Марсельская Богоматерь, была найдена возле бьющего из-под земли ключа? Проведенные на этом месте раскопки обнаружили заключенный в мрамор термальный источник, целительная сила которого была хорошо известна римлянам еще в эпоху галльских походов (Галлия - нынешняя Франция). Бригитта (галлы иногда называли Ее и Белисамой - "Самой блистательной"), не только заняла достойное место в обширном римском пантеоне, но и благополучно пережила последующую реформу принявшего христианство императора Константина. Монахи, разрушавшие античные статуи, посчитали Ее за Святую Мадонну.

Похожая история произошла и в Пюи-ан-Валей. Там, на горе Ани, находился друидический дольмен, от которого уцелела только верхняя плита. С незапамятной древности за ней сохранилось наименование "камня, спасающего от лихорадки". Позднее плиту встроили в римский храм, где она продолжала служить той же гуманной цели. В 250 г. н.э. одной хворой Вдове было явление Девы Марии, указавшей место чудесного исцеления. Так чудеса Белисамы закономерно отошли к Деве из Пюи. И по сей день приходят недужные с дарами к кельтскому камню...


В свою очередь, сами того не ведая, друиды послужили посредниками в распространении греко-римских культов на галльских землях. Марсель, или античная Массалия, находившаяся под покровительством греческой Богини-Охотницы Артемиды, сделался основным форпостом этих религиозных веяний. Девственную Сестру солнечного Аполлона галлы воспринимали как свою собственную Богиню Эпону. Но коль скоро Артемида (у римлян - Диана) считалась не только Богиней Луны и Хозяйкой лесов и полей, а порой выступала и в ипостаси ужасной Гекаты (адской Богини ночи и черной магии), к Ней перешел и Ее черный цвет. Изображения Повелительницы ночных волхвований вырезали из черного дерева или камня и помещали в подземельях. Ей приносили и подношения особого рода, которые, пережив века, вошли в нынешний ритуал почитания Черной Девы из Прованса.

 

Древнейшее изображение Черной Мадонны - "Царицы Юга", датируемое 1150 годом, находится в церкви Пресвятой Богородицы в Корбей, во Франции. Широко известна и Ее великолепная статуя в Шартрском соборе. Запечатлена Она и на фасаде собора в Реймсе, где короновались французские короли.

 

В Альтеттинге, где находится самое знаменитое святилище католической Баварии, имеется чудотворная статуя Черной Мадонны. 1300 лет назад на этом месте была построена часовня, окружающая, по легенде, крещальную купель Руперта фон Зальцбурга - первого баварского герцога, ставшего католиком.

 

Есть Черная мадонна и в Италии, в Лорето. В 1294году монахи ордена Тамплиеров привезли из Назарета дом Марии -Santa Casa, в котором прошло детство Иисуса Христа. Вокруг него была воздвигнута огромная Базилика ди Лорето. Пелегрины вот уже семь столетий как совершают паломничества, чтобы притронутся к святым камням дома Христа и вознести молитву Черной Мадонне. Верующие наделяют ее необыкновенной чудодейственной силой и связывают сo Святым Граалем.
На древних стенах видны фрагменты иконописи восточного типа и крест Тамплиеров.
То, что Святой дом находится в самом сердце Базилики, спасло его от захватчиков.Над ним выстроен алтарь и посетители проходят по одному,
(приходится наклонятся из-за низкого свода и войдя, постояв секунду на едине с Черной Мадонной, освободить место для следующего), так как помещение очень маленькое.
Во времена оккупации Италии-1797года, Наполеон вывез статую Черной Мадонны в Лувр, где она находилась 5 лет. Благополучное возвращение
в Лорето превратилось в крестный ход верующих.
Ежегодно 10 декабря все окрестности Базилики освещены свечами и факелами паломников, в честь Черной Мадонны, избравшей эту землю своим домом.

 

Известны Чёрные Мадонны, чьи святилища находятся прямо в старых рудниках, которые со временем превратились в подземные часовни и святые места для паломников.

 

Итак, изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое тайное знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.

 

 

Иллюстрации: по порядку - Испания, Экстремадура; Франция, Рокамадор; Испания, Монсерат; Альтеттинг, Бавария. Добавлю ещё несколько в комментарии.


Страница 1 из 5 | Следующая страница

 

Источник:eldisblog.com.

Привожу отрывок из "Цивилизации Великой Богини", посвященный Богине Земли, от которой, по мнению Гимбутас, и произошла Черная Мадонна. Я понимаю, что тут много уже известного, но все же...

" Мать-земля, беременная Богиня земледелия

Начиная с эпохи верхнего палеолита появляются изображения Богини, в которых символически воплощается ее плодовитость. Это натуралистически переданные женские фигуры с руками, покоящимися на округлившемся животе: по-видимому, беременность уподобляется плодородию засеянной земли и всех ее творений. (Превосходный тому пример – рельеф с изображением обнаженной женщины, обнаруженный у входа в пещеру в Лосселе на юге Франции). Чрево Богини ассоциативно связано с пещерами и холмистой месностью. Перед тем, как стать матерью окультуренных зерновых, она считалась родительницей всех диких растений.
В начале эпохи неолита это (уже тогда древнее) божество превратилось в богиню земледелия, прародительницу и хранительницу всех плодов урожая, в особенности зерна и хлеба. Культ Матери-земли, которая беременна по весне и разрешается от бремени урожаем, когда ее отягощенные плодами лозы перерезают, как пуповину, давая повод для осенних праздников – этому культу много тысяч лет. Вера в то, что силы земли сконцентирированы в возвышенностях, холмах, скалах и деревьях; признательность и глубочайшее почтение к земле-кормилице, питающей все живое; а также потребность, посредством ритуалов, принимать участие в священном круговороте природы – все это не утратило своей силы при переходе от доисторических к историческим временам. Начиная с эпохи неолита ей возводили жертвенники рядом с печами для выпечки хлеба; ей поклонялись везде, где мололи зерно, готовили тесто и выпекали хлеб. Судя по некоторым сохранившимся фольклорным мотивам и доисторической символике, можно предположить, что беременность земли, как и беременнность женщины, была окружена уважением. В славянских землях вплоть до ХХ в. существовало поверье, что нельзя бить землю или плевать на нее, поскольку это вызовет унее слезы. Беременной земле необходимо оказывать почет и всяческую помощь, способствовать росту новой жизни. Неолитические скульптуры беременной Богини были украшены символами жизненной энергии: спиралями, змеями, двойными линиями и знаком четырех углов.
На протяжении не менее восьми тысячелетий священным животным Матери-земли была свинья: возможно, в силу ее быстрого роста и увеличения веса, а также чрезвычайной плодовитости, которые служили аналогом изобильного урожая. Глиняные статуэтки свиней датируются началом эпохи неолита и более поздним временем. В культурах винча (Центральные Балканы) и караново (Болгария) (V тыс. до н. э.) встречаются свиные маски, а также церемониальные сосуды, крышки которых выполнены в виде свиных голов. У многих из них в ушах были серьги. Церемониальные сосуды и свиные головы с антропоморфными чертами указывают на то, что мощь Матери-земли воплощалась именно в свинье. Так, в Сирии было обнаружено небольшое скульптурное изображение III тыс. до н. э. восседающей на троне богини с головой свиньи (в настоящее время находится в Париже в Лувре). Маски и церемониальные сосуды указывают на существование особых праздников, скорей всего связанных с посевом и созреванием урожая, когда во время танцев со свиными масками, Богине приносились дары. Похожие празднования в честь Деметры имели место в Греции как в классическую, так и в эллинистическую эпоху: во время них в жертву Деметре и Персефоне приносили молочных поросят. В октябре, когда происходили празднетства в честь сбора урожая (Фесмофории), женщины выкапывали полусгнившие останки жертвенных поросят и приносили их на алтарь, где смешивали с предназначенным для посева зерном, чтобы обеспечить тем самым богатый урожай. Две тысячи лет спустя, в XVIII столетии в Литве был зафикстрован и описан чрезвычайно похожий обычай: во время осеннего благословения зерна приносили в жертву Матери-земле черного поросенка. Существование такого рода обычаев свидетельствует о тесной связи свиньи с плодородием полей. О тесной связи поросят и зерна говорят и встречающиеся в культурах линейно-ленточной керамики (Центральная Европа) и кукутени (триполья – Молдавия, Украина) V тыс. до н. э. их глиняные статуэтки, сплошь утыканные зернами.
Не приходится сомневаться, что почитание Матери-земли оставалось неизменным от доисторических времен до греческих культов Деметры и Персефоны, римского поклонения Опс Консивии, древнегерманского – Нертус, балтийского – Жемине или Жемес-мате, славянского – Мать-сырой земле и т. д. Ее могущество было слишком древним и глубоко укорененным, чтобы его могли полностью уничтожить сменяющиеся патриархальные религии, в том числе и христианство. Она стала их частью и в Западной Европе продолжает быть известна под именами разных святых – Радегуны, Макрины, Вальпурги, Мильбурги и ряда других. В других землях, особенно в Восточной Европе, она слилась с образом Богородицы.
Черная Мадонна – та же Мать-земля: ее чернота есть цвет земного плодородия. Высшее чудо – ежегодное возобновление ее способности к плодоношению. Древние мистерии, которые, как в доисторические, так и уже в исторические тысячелетия, проходили в пещерах, гробницах, святилищах и капищах под открытым небом, были призваны выразить признательность этой дарительнице жизни, кормилице и, благодаря ритуалу, быть причасным к таинству земного изобилия."

Мария Гимбутас "Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы"
© "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006

 

Саймон Кокс

 

Черная Мадонна

 

Черная Мадонна — религиозная статуя Мадонны с Младенцем, Богоматери, и, как явствует из данного словосочетания, — Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что Дэн Браун в «Коде да Винчи» прямо не упоминает о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа, такими как поклонение матери-богине, Мария Магдалина и тамплиеры. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30. Знаменитые статуи Черной Мадонны находятся в Ларедо, Сара-госсе, Рокамадуре, Монсеррате, Гвадалупе. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове — «Матка Боска Ченстоховска».

 

Культ Черной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своем они либо вырезаны из черного дерева, например, эбенового, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.

 

Изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.

 

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока.

Куда логичнее предположить, что эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела (она же Идей-ская мать или Великая мать богов) — всех их в то или иное время изображали с черными ликами.

 

Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, распространился по всему Средиземноморью и продолжался и в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. С тех пор и Исида, и Дева Мария именуются Звездой Моря и Царицей Небесной, обеих изображают стоящими на полумесяце или на фоне звезд, с нимбом над головой или в виде матери с младенцем. Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.

 

Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.

 

Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.

 

Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.

 

Черную Мадонну также особо почитали тамплиеры.

 

************

 


В продолжение темы о Черной Мадонне. Вот одна из версий происхождения "черноты":

Однако письменные свидетельства показывают, что уже тогда паломники просили защиты совсем не у той Богоматери, которая была найдена в горах. Ее исчезновение было так же загадочно, как и появление. Летописи говорят, что примерно в XII веке была изготовлена фигура Богоматери Монсеррат. О том, что произошло с нерукотворной статуей, - ни слова. Новая Мадонна была выточена из дерева и покрыта специальным раствором "плома", для защиты от высыхания и древесных жучков.

Со временем этот раствор потемнел и в последующих летописях речь идет уже о Черной Мадонне. На простолюдинов же черный цвет оказал особое воздействие. Он был своего рода подтверждением чудодейственной силы. И никакие рассказы о специальном лаке не смогли переубедить почитателей Девы Монсеррат или Мореннеты - смуглянки, как ее ласково прозвали в народе. К Моренетте привозили невест, чтобы заручиться благополучием в семейной жизни, а также просили детей, здоровья, долголетия.
Но были у Черной Мадонны и именитые поклонники. Например, Игнатий Лойола - основатель Ордена иезуитов.
http://www.gotour.ru/publfiles/publ_104.html

Возможно, отсюда остальные "черные" копии, как имеющие особые, чудотворные свойства?

Кстати, на сайте аббатства Монсеррат изображения Черной Мадонны нет: http://www.abadiamontserrat.net/

Копия Мадонны Монсерратской:
В 17 столетии град все-таки стал использоваться как бенедиктинский монастырь. В 1666 г. бенедиктинцы торжественно перенесли сюда из пражской резиденции бенедиктинцев в Эмаузах 3-ю освященную в Риме копию монсерратской Черной мадонны, и с того времени Бездез стал центром паломничества для тысяч верующих. Статуэтка Девы Марии Монсерратской нашла свое место в главном алтаре капеллы, присоединившись к древней реликвии, позднеготическому "Поклонению трех королей".
http://www.ilovecz.ru/index.php?idoflevel=307&open=5&page=1&urlofpage=index.php%3Fidoflevel%3D307%26open%3D5

А здесь - параллель с Исидой. Только причем здесь чернота?

На деле в ту эпоху был весьма распространен очень интересный религиозный символ: знаменитая "черная мадонна". В X-XIII вв. были созданы сотни таких изваяний, которые фактически представляли собой изображение Исиды с младенцем Гором на коленях. Это заимствование из египетского наследия произошло во время первых крестовых походов.

Специальный вертикальная опора Исиды называлась "кафедра" (отсюда происходит и английское "cathedral" - "собор"), и что интересно, эта опора служила символом Исиды еще в древнем Египте.

Статуи Черной мадонны в Средневековье назывались также "альма матер" (буквально - "щедрая мать", это наименование до сих пор употребляется для обозначения "родного" университета).

Черные мадонны были прямым воплощением образа Великой матери в одной из его самых древних форм. Он символизировал рождение и плодовитость, земное изобилие и до того, как патриархальные общества отделили дух от материи, представлял собой выражение духа, воплощенного в материи. Итак, налицо прямая связь архетипов между двумя цивилизациями - древним Египтом и Европой X-XIII вв. http://www.russ.ru/culture/network/20040321.html

Кстати, есть вино "Молоко Мадонны" (несколько кощунственно звучит) http://lotosland.ru/shop/level1/level2/?categoryid=4&page=13

 

Предыдущая страница | Страница 2 из 5 | Следующая страница

Яков Кротов





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...