Главная Обратная связь

Дисциплины:






XVI ВЕК: В ЗАЩИТУ ЧЁРНОГО ЦВЕТА



См.: Лорето - Богоматерь.

 

23 мая 1677 года в парке при герцогском дворце в Дюссельдорфе кельнский епископ Пауль освятил часовню, выстроенную для статуи - копии почитаемой "Чёрной Богороматери" из монастыря Айнзильден. В скором времени часовня стала центром массовых паломничеств, статуя прославилась как чудотворная.

"Чёрная мадонна" в Айнзильдене вовсе не чёрная, она - почерневшая. Однако, её копию для герцога делали изначально чёрной.

Чёрной была и статуя Богоматери в Лорето. Подлинная статуя погибла во время пожара 1921 года, её копия вновь была сделана именно чёрной.

В Европе "чёрных мадонн" сотни. Большинство из них, впрочем, изготовлены как копии с Лоретской статуи, их легко отличить по золотой королевской мантии, облегающей Мадонну с младенцем наподобие купола. В России эту статую изображают на иконе "Прибавление ума", причём королевскую мантию не опознают как таковую и говорят "подобие фелони".

Есть и небольшое количество статуй XI-XIII веков, которые изначально создавались как "чёрные" (статуя в Айнзильдене стала таковой от копоти). Наконец, есть иконы, где лик Богоматери настолько тёмен, что может быть назван "чёрным" - такова Ченстоховская икона, но и Владимирская тоже вполне себе смуглая.

Для тех, кто поклонялся этим статуям и иконам в Средние века, цвет большого значения не имел. Под "Средними веками" тут имеется в виду и XVII cтолетие - именно тогда усилиями иезуитов на юге Германии, во Франции появились сотни больших и малых копий Лоретской и Айнзильденской мадонн. В книгах XVII столетия, воспроизводящих тысячи разных статуй Богоматери, статуя из Лорето - с белым лицом (на гравюре). В Альтоттинге сохранились сотни вотивных дощечек (с XVI века) с благодарностью "Чёрной Мадонне" за исцеления - и на большинстве Мадонна изображена с белым лицом. Только с конца XVII века её изображают такой, какой она была в реальности.

Американская исследовательница Моника Шеер выявила три причины, вызвавших к жизни "чёрных мадонн".

С точки зрения "простонародья", чёрный цвет свидетельствовал о древности предмета - а ещё точнее, о том, что образ - неважно, статуя или портрет - создан непосредственно евангелистом Лукой.

С точки зрения теологов, чёрный цвет в буквальном смысле напоминал о еврейском, восточном происхождении Богородицы, а в духовном отсылал к Песни Песней: "nigra sum sed formosa", "я черна, но прекрасна" (в синодальном переводе: "я смугла, ибо солнце опалило меня"). Мария при этом оказывается символом Церкви, которая состоит из греховных людей ("черных" мыслями и делами), но которые всё же возлюбленны и избранны Богом. Таким образом традиционный негативный смысл чёрного цвета оказывался вывернут.



С точки зрения миссионеров, чёрный цвет не просто свидетельствовал о древности статуй, но свидетельствовал о древности статуй, опровергая протестантские нападки на культ статуй как нововведение. Именно последнее соображение оказалось, видимо, решающим в XVII веке при распространении "Чёрных Мадонн" всюду, где боролись с "люторской ересью". Впрочем, в Лорето статую сделали чёрной в 1531 году, когда ещё борьба с Лютером такого накала не достигла - видимо, просто для того, чтобы фальсификация "Дома Богородицы" выглядела убедительнее. Вот, мол, древний дом и древняя статуя (хотя легенда не утверждала, что статуя тоже из Назарета).

Что до русской иконы с изображением статуи из Лорето, то можно предположить, что изображение внизу иконы домиков есть попытка иконописца осмыслить на гравюре с изображением статуи декор алтаря. В целом иконописец довольно точно воспроизвел не только статую, но и её архитектурное обрамление. Не вполне понятно, когда появилось предание, что икону написал мастер, исцелившийся от помешательства. Вспоминается Василий Познанский, замечательный иконописец конца XVII века, который в 1683 году, действительно, сошёл с ума на некоторое время. В Россию он приехал из Речи Посполитой, где возможность увидеть гравюру с изображением статуи Лорето была, конечно, очень высока.

В 1735 году Карл Линней разделил человечество на четыре расы - белую, чёрную, красную и жёлтую. Через тридцать лет Иоганн Блюменбах добавил пятую - коричневую. С этих пор чёрный цвет мадонн стал ассоциироваться совсем с другими идеями, а с XIX века сложился образ Мадонны в виде розовощёкой дамы в бело-голубых одеяниях.

В наши дни произошёл очередной кульбит, показывающий, что фальсификациями занимаются не только суеверы от христианства. Чёрных Мадонн провозгласили египетскими богинями, которым тайно поклонялись тамплиеры и которые суть образ то ли матушки-земли, то ли Софьи Галактиковны, вселенской премудрости. Подменила Церковь женское начало мужским, вот только цвет забыла поменять.

Очень, очень приятно, когда обнаруживается, что вздорные фантазии - результат не христианства, а чего-то совсем другого, что встречается у людей весьма разных убеждений, но примерно одного уровня необразованности.

См.: Scheer, Monique. From Majesty to Mystery: Change in the Meanings of Black Madonnas from the Sixteenth to Nineteenth Centuries. // The American Historical Review. Vol. 107. No. 5. December 2002. http://www.historycooperative.org/journals/ahr/107.5/

ah0502001412.html

 

 

Предыдущая страница | Страница 3 из 5 | Следующая страница

 
» Черная Мадонна 14-02-2013, 16:30 | Открываем историю » Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (7465)
 
 

Александр Городницкий Черная мадонна

В соборе, посреди икон бездонных,
На витраже, пылающем в окне,
Нам показали черную мадонну
С ребенком, прибинтованным к спине.
http://web.ru/bards/Gorodnicky/part196.htm

Фото монастыря Монтсеррат:



Большое фото внутреннего двора монастыря http://fio.novgorod.ru/projects/project2289/images/5.jpg

Монастырь в Montserrat был основан в 1025 г. Риполльским аббатом Олибой (abbot Oliba of Ripoll and Cuxa). Oднако первые небольшие католические храмы-часовни появились там еще в IX в., когда эта земля была отвоевана у мусульман – cарацинов, как их тогда называли. Аббат Олиба, по всей видимости, руководил постройкой монастыря; он был известным архитектором своего времени и оказал большое влияние на развитие каталонской архитектуры, введя в нее элементы ломбардского стиля. В частности, под его руководством был расширен и перестроен монастырь St. Michelle de Cuxa. Монастырь Монсеррат с тех пор перестраивался, был разрушен Наполеоновской армией, и затем заново выстроен. Последние постройки датируются началом XX в. Сейчас в монастыре живет около 100 монахов-бенедиктинцев. Также имеется гостиница, в которой останавливаются паломники.

В монастыре хранится статуя Черной Мадонны (La Moreneta), главный предмет паломничества. Согласно легенде, статуя была вырезана Св. Лукой и затем перенесена в Испанию Св. Петром. В 718 г. статуя была спрятана в горах Монсеррат, чтобы укрыть ее от нечестивцев-сарацинов, после чего и была потеряна. В 890 г. La Moreneta была чудесным образом обнаружена пастухами в пещере, куда их привели загадочное сияние и ангельское пение. На этом месте была воздвигнута часовня, а пещера получила название Santa Cova.

Статуя, в настоящее время хранящаяся в монастыре, датируется XII в. Существуют различные гипотезы, объясняющие странный черный цвет Мадонны и Младенца, но ни одна из них в достаточной степени не обоснована. Согласно одной из теорий, первые изображения Мадонны с Младенцем базировались на иконографии Изиды и ее сына Гора, которых иногда изображали черным цветом. Согласно другой, черный цвет – это отсылка к Песне Песней ("Черна я, но прекрасна"), комментарии к которой были в то время популярны. Возможно также, что черный цвет ассоциирует Мадонну с Mатерью-Землей, подобные параллели проводились раннехристианскими теологами (св. Амвросий: "От девы-земли – Адам, Христос – от Девы"). Впрочем, вполне вероятно, что статуя просто потемнела от копоти множества свечей, денно и нощно на протяжении веков рядом с ней возжигаемых.

К Черной Мадонне совершали паломничества многие исторические личности, в том числе и Св. Игнатий Лойола, который повесил у ее алтаря оружие и встал на путь религиозного подвижничества. В 1881 г. статуя была канонизирована папой Львом XIII, и провозглашена святой-покровительницей Каталонии. Считается, что Черная Мадонна помогает женщинам обрести счастье материнства, к ней приходят много женщин и молодых пар.

В церкви Санта Мария де Монсеррат дельи Спаньоли покоятся два папы семейства Борджа – Каллист III (1455-1458) и Александр VI (1492-1503), изначально похороненные в Соборе Св. Петра в Риме. Их останки были перенесены в Монсеррат в 1610 г. http://yacht.zamok.net/DV/Potter/Posters/Snape/montserrat.html

Вот послушайте, какое чудо чудное приключилось.
В Монсеррате есть красивая церковь,
построенная во славу Девы Марии.
Стоит она у подножья горы,
где пасутся дикие козы.
http://yacht.zamok.net/Kuzia/cantigas.html

Теперь немного о самой Черной Мадонне Монтсерратской.

Арабы вошли в Барселону в 713 г. Сначала они терпимо относились к христианам и их вере, но затем начались религиозные преследования, и христианам пришлось прятать свои святыни в лесах и скалах (как, например, покровительницу Каталонии смуглую Мадонну Монтсеррат).
http://www.partner-inform.de/www/modules.php?name=News&file=print&sid=1347

Фото Чёрной Мадонны - святой покровительницы Каталонии:
http://victor-k.narod.ru/Espanya/montserrat/mad.htm



...индуистская "чеpная богиня" (Кали и Дуpга) и аналогичная палеосpедиземномоpская богиня (чеpная Деметpа, Кибела, Диана Эфесская и Тавpидская, вплоть до хpистианской "Чеpной Мадонны" и Святой Мелайны (11)), восходят к одному пpототипу. Именно в этом субстpате, соответствующем дpавидийскому населению Индии и, частично, уpовням и циклам еще более дpевних цивилизаций, похожим на те, котоpые пpедстали на свет в pезультате pаскопок в Мохенджо-даpе и Хаpаппе (пpимеpно 3000 лет до Р.Х.), культ Великой Богини или Всеобщей Матеpи (Magna Mater) составлял центpальный мотив, впоследствии забытый в аpийско-ведической тpадиции засчет ее сущностно мужской и патpиаpхальной ориентации. Этот культ, тайно сохpанившийся и в пеpиод аpийского (индоевpопейского) завоевания и колонизации, снова пpобудился в тантpизме, воплотившись во множестве индийских и тибетских богинь шактического типа, с одной стоpоны, вновь оживив то, что сохpанялось в потенциальных фоpмах в пpостом наpоде, с дpугой стоpоны, став опpеделяющей темой тантpического видения миpа. (Юлиус Эвола. Йога могущества.)
http://babystar007.narod.ru/monser.htm

 

"Загадочным предстает явление Черных Мадонн.

Высеченные из угольного гагата или разноцветные, но с зачерненным лицом, Они неисповедимыми путями проникали под своды древних готических соборов и самых знаменитых католических монастырей.

Живописные полотна и чудотворные иконы черноликой Девы Марии широко распространились почти по всей Западной Европе: от Испании и Франции до Бельгии и Германии. Да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов. Воистину, волнующая загадка! Как же появилась Она?

Когда христианство распространилось за пределы Святой земли, Римская империя жадно впитывала всякого рода восточные верования. Экстатические культы с их оргиями и жертвоприношениями начали проникать на Запад и смешиваться с местными верованиями.

Из завоеванного Египта сначала в Грецию, а потом и в Рим пришла величественная мистерия злодейски убитого Осириса и его безутешной Жены Исиды, чудесным образом зачавшей младенца Гора. Воскресение Осириса, ознаменованное прорастанием зерен, сопровождалось радостными празднествами по всей метрополии. Даже в таком провинциальном городе как Помпеи был раскопан величественный храм Исиды. Ее образ с младенцем у левой груди олицетворял всепоглощающую идею страдания и любви (Ее изображения - почти копия икон Девы Марии).

Ничто не проходит бесследно. И древние верования не умирают в одночасье. Темноликая Дева Мария явилась из бездны времен. Не случайно такие изображения были найдены в глубинах соляных шахт и горных выработках.

Возможно, Черную Мадонну тайно избрали своей Покровительницей древние углекопы и рудных дел мастера. Правда, корона на Ее челе явно свидетельствует о куда более высоком предназначении Царицы мира, а ребенок у левой груди - о генетической связи с Исидой. Как и египетская Богиня, увенчанная рогами с солнечным диском, Мадонна несет вездесущую благодать материнства и притягательную идею спасения.

Но связь Черной Мадонны с древними Богинями Земли, "Венерами палеолита" коим поклонялись повсюду, уходит еще дальше, в самые толщи культурных слоев. К Ней, в частности, перешли и магические атрибуты Богинь-Матерей. Особенно это сказалось в тех районах, где процветали беспощадно подавляемые инквизицией еретические течения катаров, богомилов, альбигойцев.

Закономерно, что статуи Черной Мадонны чаще всего можно встретить именно в храмах французских провинций Прованса и Лангедока. А в Тулузе и ныне существует обычай подношения Черной Деве из Дорада пояса, обеспечивающего Женщинам легкие и быстрые роды. В точности такой пояс считался священным атрибутом Исиды и Супруги Зевса Геры, Покровительницы брака и Материнства.

Свой вклад внесли и друиды - таинственные жрецы непокорных кельтов. Кельтская Богиня Эпона тоже нередко была представлена в образе кормящей Матери. Хотя первоначально Она считалась Богиней Луны и Покровительницей умерших, а под именем Бригитты, Хозяйки вод, обеспечивала плодородие полей и скота.

Древние боги уходят, но смерть и любовь по-прежнему правят миром. Разве не показательно, что знаменитая Черная Дева из Лангедока, известная еще и как Марсельская Богоматерь, была найдена возле бьющего из-под земли ключа?

Проведенные на этом месте раскопки обнаружили заключенный в мрамор термальный источник, целительная сила которого была хорошо известна римлянам еще в эпоху галльских походов. Бригитта (галлы иногда называли Ее и Белисамой - "Самой блистательной"), не только заняла достойное место в обширном римском пантеоне, но и благополучно пережила последующую реформу принявшего христианство императора Константина. Монахи, разрушавшие античные статуи, посчитали Ее за Святую Мадонну.

Похожая история произошла и в Пюи-ан-Валей. Там, на горе Ани, находился друидический дольмен, от которого уцелела только верхняя плита. С незапамятной древности за ней сохранилось наименование "камня, спасающего от лихорадки". Позднее плиту встроили в римский храм, где она продолжала служить той же гуманной цели. В 250 г. н.э. одной хворой Вдове было явление Девы Марии, указавшей место чудесного исцеления. Так чудеса Белисамы закономерно отошли к Деве из Пюи. И по сей день приходят недужные с дарами к кельтскому камню...

В свою очередь, сами того не ведая, друиды послужили посредниками в распространении греко-римских культов на галльских землях.

Марсель, или античная Массалия, находившаяся под покровительством греческой Богини-Охотницы Артемиды, сделался основным форпостом этих религиозных веяний. Девственную Сестру солнечного Аполлона галлы воспринимали как свою собственную Богиню Эпону. Но коль скоро Артемида (у римлян - Диана) считалась не только Богиней Луны и Хозяйкой лесов и полей, а порой выступала и в ипостаси ужасной Гекаты (адской Богини ночи и черной магии), к Ней перешел и Ее черный цвет.

Изображения Повелительницы ночных волхвований вырезали из черного дерева или камня и помещали в подземельях. Ей приносили и подношения особого рода, которые, пережив века, вошли в нынешний ритуал почитания Черной Девы из Прованса.

Так было почти повсеместно. Сначала Прованс сделался своего рода перевалочным пунктом в соседнюю Испанию, затем культ Черной Мадонны достиг Польши, издавна связанной тесными узами с Францией. Вот и получилось, что Черная Дева потихоньку предстала законной наследницей некогда низвергнутых Великих Богинь!

Не обошлось, однако, и без Соперниц, темные лики Которых заполонили картины художников и церковные образа. Не удивительно, что и Царица Савская, прибывшая некогда с караваном золота к царю Соломону, предстала в христианской ипостаси.

Уроженка Сабы - страны на юге Аравии, легендарная Царица принадлежала к белой семитской расе, но как "Царицу Эфиопии" Ее всегда изображали темнокожей. Исконные связи еврейских колонистов с древней африканской страной - историческая реальность. Возможно, это и послужило основанием для древнеримского историка Иосифа Флавия назвать Царицу Савскую Эфиопкой Никаулис, что во многом предопределило судьбу первого на африканском континенте христианского государства. В его конституции провозглашалось:

"Императорский сан остается закрепленным за потомком Хайле Селассие I, наследником царя Сахле Селассие, линия которого без пресечения происходит от династии Менелика I, сына Царицы Эфиопии, Царицы Савской, и царя Соломона Иерусалимского".

И уж совсем неожиданно Царица оказалась в пленительной ауре "Песни Песней", приписываемой опять же Соломону и посвященной его возлюбленной Суламифи: "...Черная, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня..." (Песн.1:4-5).

Древнейшее изображение Черной Мадонны - "Царицы Юга", датируемое 1150 годом, находится в церкви Пресвятой Богородицы в Корбей, во Франции. Широко известна и Ее великолепная статуя в Шартрском соборе. Запечатлена Она и на фасаде собора в Реймсе, где короновались французские короли.

Три образа слиты воедино: Пречистой Девы, мудрой "Царицы Юга" и прекрасной маленькой простолюдинки Суламифи. Но, невидимые, стоят за ними древние Богини-Матери, грозные и милостивые, дарующие Вечную Жизнь".
http://openworldmr.iatp.ru/page/library/pugo2.html
http://grgoddess.esohost.ru/stat/madonna.htm

Предыдущая страница | Страница 4 из 5 | Следующая страница

 
» Черная Мадонна 14-02-2013, 16:30 | Открываем историю » Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (7465)
 
 

Странным образом в местах, где есть Черные Мадонны, широко распространен культ Марии Магдалины. Св. Мария Египетская, Мария Магдалина и Дева Мария суть воплощение божественной женской триады, неофициальный культ которой был чрезвычайно распространен в средние века. В апокрифическом Евангелии от Филиппа читаем, что Мария Магдалина была постоянной спутницей Иисуса, который любил ее больше, чем всех других учеников. «Почему ты любишь ее больше, чем нас?» - ревниво спрашивали они.

Поляризация церкви между Марией Магдалиной и Петром намечается уже во втором веке христианства. В «Pistis Sophia» (2) Мария Магдалина жалуется Иисусу: «Я боюсь Петра, ибо он ненавидит женский пол». Здесь сталкиваются две противоположные традиции христианства. Христианская церковь есть не только церковь Петра-камня, но и церковь Марии-любви.

Забегая вперед, напомним, что городок Везелэ (Vezelay), где, между безуспешными попытками примирить Луи VII с Элеонорой Аквитанской, Бернар де Клерво в присутствии ста тысяч свидетелей призовет христианский мир ко Второму Крестовому походу, станет центром почитания Марии Магдалины. В 1217 году Франциск Ассизский образует в Везелэ францисканский орден. Францисканцы, а, позднее, капуцины, будут повсеместно считаться хранителями Черной Мадонны.
http://spintongues.msk.ru/hesse2/hesse2.htm

 

Следовательно, иконы с изображением Изиды не имеют никакого христианского смысла, который экзотерически им приписывается. Изида до зачатия, - пишет Бигарн, - в виде скульптурных изображений дохристианского периода в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, которую лучи солнца скоро оживят. Это также мать богов, как свидетельствует Камень: Matri Deum Magnae ideae. Лучше нельзя раскрыть эзотерический смысл наших Черных Дев. Они фигурируют в герметической символике, как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, "плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень".

В наше время осталось мало Черных Дев. Мы перечислили несколько наиболее известных. В Шартрском соборе их две: одна, известная под именем Подземной Богоматери (Notre-Dame-sous-Terre), находится в крипте, где она сидит на троне, на основании которого написано: Virgini pariturae; другая, которая носит название Богоматерь-Защитница (Natre-Dame-du- Pilier), находится в нише. Витковски пишет, что к ней приходит огромное количество паломников. Далее он пишет: "Каменное основание, на котором она стоит, все покрыто следами от губ и зубов паломников, как пьедестал св. Петра в Риме или колени Геркулеса, почитаемого язычниками в Сицилии". Чтобы уберечь скульптуру от слишком пылких почитателей, она даже была обнесена оградой в 1831 году. Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. Сначала это была античная скульптура Исиды, "сделанная до принятия христианства", как говорится об этом в местных хрониках. Современное же изображение датируется концом XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в неизвестное время и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая сгорела в 1793 году.

Черная Дева собора Нотр-Дам дю Пюи представляет собой треугольник, за счет своего одеяния, которое плотно окружает шею и без единой складки расширяется книзу. Это одеяние разрисовано виноградными лозами и снопами пшеницы, - евхаристическими символами хлеба и вина, - и окрывает на уровне живота голову Младенца, также увенчанную короной, как и его мать.

В соборе Нотр-Дам-де-Конфессион находится знаменитая Черная Дева из крипты Сен-Виктор в Марселе и являет нам прекрасный образец древней манеры ваяния, дородной, обширной и мягкой. Эта фигура, полная благородства, в правой руке держит скипетр, а голова ее увенчана короной с тремя зубцами (см. ил. I).Илл. I. Нотр дам де Конфессьон. Черная Дева из крипт Сен-Виктор в Марселе.

Богоматерь из Рокамадура, служившая объектом паломничеств уже в 1166 году, чудотворная мадонна, традиция изготовления которой восходит к еврею Закхею, главе откупщиков Иерихона, находится сейчас в часовне Девы, построенной в 1469 году. Это деревянная скульптура, почерневшая от времени, облаченная в платье из серебряных пластин, которые соединены источенными осколками. "Слава Рокамадура восходит к легендарному отшельнику св. Аматеру или Амадуру, вырезавшему из дерева статую Девы, которой приписываются многие чудеса. Рассказывают, что Аматер - это псевдоним откупщика Закхея, обращенного в истинную веру Иисусом Христом; придя в Галлию он проповедовал культ Девы. В этом состоит древняя сила Рокамадура; однако, большую популярность у паломников это место приобретает не ранее XII-го века".*

Черная Дева церкви Сен-Блез в Виши известна с древнейших времен, как говорит живший в XVII веке общинный священник Антуан Гравье. Археологи датируют эту скульптуру XIV веком, но так как Сен-Блез была частично построена лишь в XV веке, аббат Алло, указавший нам на эту скульптуру, считает, что раньше она находилась в часовне Сен-Николя, построенной в 1372 году Гийомом де Ам.
В церкви Геоде, называемой еще Нотр-Дам-де-ла-Сите, в Кампере, также имеется Черная Дева.

Камиль Фламмарион* рассказывает нам о подобной скульптуре, которую он видел в подвале Обсерватории 24 сентября 1871 года, то есть два века спустя после первого термометрического наблюдения в 1671 году. "Колоссальное сооружение Людовика XIV, - пишет он - возвышающееся на двадцать восемь метров и с подземельями такой же глубины. В углу одной из подземных галерей можно заметить статую Девы, находящуюся там с 1671 года, на пьедестале выгравировано ее название: Notre-Dame de dessoubs terre (Подземная Богоматерь)." Эта малоизвестная Парижская Дева, олицетворяющая собой тайное учение Гермеса, кажется копией шартрской Девы, блаженной подземной Богоматери.

Еще одна интересная для герметиста деталь. Во время церемоний процессий Черных Дев, жгли свечи только зеленого цвета.

Фулканелли
Тайны готических соборов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Делания
http://www.jungland.ru/Library/TainaGoti.htm

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...