Главная Обратная связь

Дисциплины:






Инфраструктура театров



Театральное здание с необходимым оборудованием, акте­рами и обслуживающим персоналом создает общие условия театрального зрелища.

Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.

Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, (включая кулуары), буфетов, туалетных и курительных поме­щений. Функциональной особенностью этой группы помеще­ний являются значительные объемы для обслуживания боль­шого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени (перед началом и после окончания спектакля, в ант­рактах). В некоторых театрах в зрительской части имеются и другие помещения (для музея, постоянных выставок).

Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Име­ются также мастерские, где подготавливаются объемные и мяг­кие декорации, обувь, костюмы, парики.

Системы организации театрального пространства различ­ны. Зрители могут располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. Удачная ор­ганизация театрального пространства позволяет лучше варьи­ровать использование декораций, усиливать восприятие спек­такля зрителем.

Постановки музыкальных, музыкально-драматических, дра­матических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Вместимость му­зыкальных театров достигает 1200—1300 мест. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков му­зыкальных инструментов. Драматические спектакли собирают в среднем 600—1200 зрителей. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации аку­стики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, орке­стрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ со­ответствует множество театральных зданий.

Обычно размеры игровой площадки в театрах не превыша­ют по глубине 10 метров, по ширине 14 метров. В балетных спектаклях размеры игровой площадки составляют 12 х 12 метров. От размеров игровой площадки зависит восприятие спек­такля, а в пространственном отношении — форма зрительно­го зала. Ширина игровой площадки, боковых пространств, мест для некоторой вспомогательной аппаратуры и накопления ак­теров образуют ширину сцены (карманы). Помимо основной сцены, предусматриваются боковые сцены (карма­ны), трюм, задняя сцена (арьерсцена). Все они выполняют функции обслуживания основной сцены. В высоту сцена ог­раничивается колосниками. Помещение оркестра располага­ется перед сценой.



Оборудование сцены — разнообразно, зачастую уникально. Верхнее оборудование сцены состоит из сценического подъ­ема, занавеса, горизонта, механизмов полетных устройств, па­норамы. Планшет сцены оборудуется сценическими кругами, кулисной машиной, щитами, люками, транспорте­рами, подъемно-опускными устройствами и пр. Имеется так­же вспомогательное, защитное оборудование и устройства.

Для зрителя важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер и комфорт зала.

Параметр видимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27 метров (драматические спек­такли), 30 метров (оперные, балетные спектакли). Как следст­вие, соблюдение этого параметра значительно ограничивает вместимость театра. Еще два условия влияют на форму зри­тельного зала. Во-первых, должно быть обеспечено превышение луча зрения зрителя над головами впереди сидящих зрителей. Во-вторых, нормируется положение зрителя относительно мыс­ленной продольной оси зала (в вертикальной и горизонталь­ной плоскостях).

Для амфитеатра существенным недостатком выступает не­равноценность мест по видимости происходящего на сцене, в комфортных условиях находится не более 600 человек. В нача­ле 18 века в Италии при формировании коммерческой теат­ральной деятельности в качестве противоположности амфите­атру возникает многоярусный зал. План такого зала может быть различным: круглый, овальный и пр. Примером многоярусно­го зала служит театр «Ла Скала» (Милан, Италия) вместимо­стью 3500 мест. Многоярусные залы обладают превосходными акустическими свойствами. Однако и для них, хотя и при бо­лее компактной форме, характерны разобщенность, диском­форт зрителей в верхних ярусах. Еще один вариант решения зала — наличие балконов в качестве дополнения амфитеатру или партеру.

Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), распо­ложение кресел, проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером, обеспечения видимости и слы­шимости, а также требованиям противопожарной защиты.

В основные направления развития театральных зданий вклю­чают прежде всего расширение форм взаимодействия сцены и зала. Когда действие «проникает» в зрительный зал, зритель становится соучастником действия. Необходимым становится формирование временных сценических площадок на откры­том воздухе (вне помещения) для преодоления условностей театральной сцены. Динамичные действия современных спек­таклей, разнообразных по сценическим решениям и жанру, связаны с трансформацией оркестровой ямы и боковых сцен, модернизацией традиционной сцены, изменением способов ее оформления.

Театральные залы имеют искусственное освещение. К ним предъявляются высокие противопожарные требования.

В залах оборудуется приточно-вытяжная вентиляция, сис­темы кондиционирования, обеспечивающие температуру в зри­тельном зале на уровне 23—25° (летом), 19—21 (зимой).

Стандартная воздушная среда должна быть обеспечена к началу спектакля и сохраняться в течение всего спектакля.

Влажная уборка зала выполняется ежедневно, а если в те­чение дня ставится несколько спектаклей — то после каждого. Удаление пыли с мебели и ковровых изделий производится еженедельно. Обязательна ежемесячная дезинфекция зала.

Необходимо выполнять своевременно осмотр, ремонт и ре­конструкцию театрального здания. Состояние потолка в зале регистрируется на начало каждого сезона. Особенность рекон­струкции заключается в возврате залу первоначального облика, по ряду причин нарушенного впоследствии. Факторами ре­конструкции выступают износ элементов здания, технологи­ческая отсталость, необходимость замены инженерного обо­рудования, перепланировка помещений.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...