Главная Обратная связь

Дисциплины:






VIII. УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ 1 страница



 

1282. "В свете антропософии человеческим чувственным восприятием должно быть названо все, что побуждает человека бытие предмета, существа или процесса признать таковым, чтобы это бытие можно было правомерно перенести в физический мир".45 с.31

"В учении о чувствах нужно избежать двух подводных камней: либо перенести все в сферу восприятий в душе, либо вынести все за пределы души". Д.34, с.9

 

 

Органы чувств и Иерархии

 

1283. "Эф. тело, в конце концов, есть то, что человек получил из макрокосмоса. И когда он обособил его от макрокосмических отношений, то через чувства макрокосмос стал в человеке постигать себя. Мы мо­жем чувствовать себя сыновьями макрокосмоса, поскольку являемся эф. телом и схватываем земной чув­ственный мир нашей макрокосмической частью".

"Мы говорим: я вижу, идет человек. У греков это звучало так: я вижу идущего человека. — Человек то­гда был много более погружен в деятельность, поскольку в греко-латинскую эпоху имели больше чувства то­го, что нечто уже делается, когда видят или слышат, что своим эф. телом схватывают нечто, пребывая в чувственном мире. Этого деятельного элемента современное сонное человечество не имеет. ... ему больше по нраву мировые процессы подпускать к себе как сны, оно не хочет развивать сознание, соучаствовать в возникновении восприятий чувств".

 

Представим себе человеческое тело, в него вторгаются "передо­вые посты" внешнего мира (синее); мы это воспринимаем нашим эф. телом (красное). Вы знаете, в действительности мы имеем 12 чувств. Эти 12 чувств есть, следовательно, 12 видов вторжения внешнего мира в наше тело. Но что же, собственно, здесь вторга­ется? "Если бы человек мог со звуковой волной, со световым лучом, с тепловой волной, извне проникнуть в свой аппарат чувств, про­никнуть так далеко, как далеко вторгаются внешние воздействия на чувства, то на этом пути он оказался бы во вполне определенной области ... в области Духов Формы.

Так что, будь вы в состоянии следовать в чувствах в направле­нии, указанном стрелкой (зеленое), вы бы оказались в сфере Эксузиаи. Духов Формы. Как люди, мы шествуем через мир, открываем наши чувства, несем, собственно, в нас Духов Формы, которые от­крываются нам, когда мы наши чувства замыкаем от внешнего мира.

Этот мир Эксузиаи, духовный мир, таится, следовательно, за завесой чувственного мира. ... но этот мир имеет свою универсально-космическую сторону. И проникающее в наши чувства вибрирует, волнуется во всем космосе. Так что мы можем сказать: эта область, что вторгается здесь в наши чувства, она не только здесь, возле чувств, но она имеет свое оформление вовне, в мире. Но где? — А это планеты, принадлежащие к нашей Солнечной системе (оранжевое).



Действительно, взаимосвязь планет нашей Солнечной системы образует тело, принадлежащее духовному Существу. И это духовное Существо — Эксузиаи, возвещающее о себе через откровения наших чувств, кото­рые свою объективную сторону имеют в Универсуме, в планетах. В весь этот поток деятельности Эксузиаи вплетены другие существа, находящиеся ниже Эксузиаи. ... Они пребывают там, вовне, в той же области, но не доходят до нас. Это существа Иерархии Архаев, Архангелов и Ангелов. ... Итак, вы можете сказать: через органы наших чувств мы наталкиваемся на мир, на область Эксузиаи с системой планет (красное, синее, оранжевое), и во всю эту область еще вплетена Иерархия Архаев, Архангелов, Ангелов. Это как бы слуги Эксузиаи. Но человек от всего этого воспринимает только внешнюю сторону ... ковер чувственного мира".

"12 видов канатов (нитей) идут внутрь от 12-ти сфер чувств. Итак, вовне находятся зоны чувств, к ним примыкает то, что чувства высылают вовнутрь.

Это очень сложное строение. ... И то, что пребывает за чувствами внутри — это приходит от Динамис, от Духов Движения. ... Когда вы смотрите вовне, то видите Эксузиаи, созидающих строй природы. Вы види­те Эксузиаи, подступающих к человеку со своими служителями: Архаями, Архангелами и Ангелами. Но когда вы подумаете о своем внутреннем, то вы должны будете подумать о том, что этим внутренним вы обязаны Ду­хам Движения, которые подготовили вам изнутри аппарат мышления как продолжение аппарата ваших чувств — не комбинирующий аппарат, который есть всего лишь преобразованный аппарат обоняния, но мыслительный аппарат, которым человек в обычной физической жизни совсем не пользуется, поскольку употребляет аппа­рат обоняния, просто преобразованный аппарат обоняния. Он уже отвык пользоваться аппаратом чувств; он бы мыслил совсем иначе, если бы действительно мог использовать 12 идущих вовнутрь продолжений аппара­та чувств.

В мозгу, например, за сферой переднего мозга, который в существенном есть переработанный орган обо­няния, находится сфера зрения. Ее человек едва использует и обычно мыслит только через сферу обоняния. Чтобы уметь комбинировать, ему потребовалось ее переработать. Если бы он воспользовался непосредствен­но сферой зрения, смог бы выключить свой передний мозг, этот подготовленный только для внешнего, чувст­венного мира передний мозг, и мыслить непосредственно четыреххолмной частью, там, где она входит в мозг, то он имел бы имагинации.

Так же обстоит дело и с другими чувствами. Человек имеет имагинации уже в физическом мире, т.к. один мир постоянно вторгается в другой. ... Но человек их не распознает... они есть имагинации обоня­ния. Что человек нюхает — это для обычной чувственной жизни единственно имагинативная область. Но много более благородная имагинативная область могла бы, например, образоваться из сферы зрения и сфер дру­гих чувств. ... Идя далее вовнутрь, мы приходим в область, которая владеет не только мышлением, но из­нутри владеет чувством, органами чувств, которые большей частью являются железистыми органами. Эти ор­ганы есть деяния... Кириотетес, Духов Мудрости. Чувствующими существами мы, как люди, являемся благода­ря тому, что в нас работают Духи Мудрости. Болящими существами мы оказываемся благодаря Духам Воли, благодаря работе Тронов.

И как макрокосмически Эксузиаи, Духи Формы имеют свое тело в планетах, которые внешней, видимой сто­роной обращены к нашему обычному сознанию, так Духи Движения — это удивительно, но это так — свою внеш­нюю сторону имеют в неподвижных звездах. Их внутреннюю сторону видят только умершие в период между сме­ртью и новым рождением; это духовная сторона — то, что видно с другой стороны. Поэтому Духи Мудрости и Троны вообще не имеют внешней видимости; они только духовной природы... они пребывают за планетами и неподвижными звездами. И когда умершие смотрят вниз на то, что действует в человеке, в человеческих чувствах и человеческой воле, то они постоянно смотрят на Кириотетес, на Тронов. ... Умершие узнают о людях, с которыми имеют кармическую связь, через Кириотетес и через Тронов. ... К умершим сияет то, что здесь люди чувствуют и волят, и умершие говорят: в теле Динамис, в теле Кириотетес, в теле Тронов блистают мышление, чувствование и воление людей. ... Как мы взираем на небо, так умершие смотрят на небосвод человеческих чувств". Затем идут еще более высокие миры. Конечно, о внешней стороне Херувимов и Серафимов вроде бы говорить не приходится. Однако она имеет место. Их деятельность вовне приходит с другой, совершенно незнакомой стороны. И я апеллирую к вашей доброй воле для понимания этого. "Они так сильно невоспринимаемы. ... что невоспринимаемость вновь делается воспринимаемой. ... Херувимы не только символически, но совершенно объективно являются в том, что выступает в грозовых облаках, в том, что выступает, когда планетой овладевают вулканические силы. А Серафимы приходят в том, что как молния сверкает из облаков или в том, что как огонь выступает в вулканической деятельности".

"Творческое, заложенное в Серафимах и Херувимах, возвещает о себе с разрушительной стороны... Это обратная сторона, абсолютный негатив, но духовное здесь столь духовно сильно, что даже его непроницаемость, его небытие становится воспринимаемым чувствами".180 (6)

1284. "Как в астрономии говорят: Сатурн стоит в Овне или Солнце стоит во Льве, так можно говорить о том, что жизненный импульс разъединения лежит в 6-й сфере (чувство вкуса), ... что сфера роста имеет общее со сферой слуха. ... жизненные сферы у разных людей находятся в различном отношении к сферам чувств. Внутри человека действительно находятся отношения, подобные тем, что имеют место в макрокосмо­се, на звездном небе". 170 (8)

 

 

1284a. "Мы потому имеем органы чувств, что наше астр. тело стало достаточно сильным, чтобы отгородиться от втекания в нас потоков, исходящих от богов. Мы убиваем их излияния на периферии нашего астр. тела. И оттого, благодаря задержанию потоков, возникают цвет и звук". Ценой отвращения от влияния богов получили мы восприятия чувств.266-1, с. 424 — 425

12 органов чувств и сверхчувственное

1285."Органы чувств — зто в некотором роде неподвижные точки, образующие круг, а Я выступает как подвижное; проходя различным образом этот круг, оно образует душевные переживания".45 с.45

 


1286. "Чувство "я", чувство мысли, чувство слова, слух, чувство тепла, зрение, чувство вкуса направ­лены более вовне. ... Чувство жизни, чувство движения, чувство равновесия, осязание, обоняние в большей мере образуют область внутреннего человека (см.рис.).

Эти чувства более открыты вовнутрь и через восприятие нашего внутреннего опосредуют наше отношение к космосу (штриховка)".
"Когда мы движемся в мире, глядя физическими глазами, но при этом... через глаза покидаем свою телесность, то приходим в ту область, где гос­подствуют имагинации (см.рис.). И когда мы действительно в состоя­нии, благодаря инициации, именно через глаза проникнуть в духовный мир, то мы обретаем чистые имагинации... имагина­ции-образы, которые ткут и живут в ду­шевно-духовном. Окрашенными последними остатками материального бытия являют­ся образы, когда мы через орган вкуса проникаем вовне. ... имагинации прямо­-таки поддерживаются материальностью. Мы получаем не чисто воздушные образы, как это бывает в радуге, но нечто окрашенное, что в некотором роде в образе содержит нечто в виде последнего остатка материального: мы получаем призраков, настоящих призраков, когда через орган вкуса покидаем физ. тело".
"Когда мы через чувство тепла выходим вовне, то также получаем имагинации, но имагинации, действу­ющие душевно, действующие с симпатией и антипатией, действующие с душевным теплом или холодом".
"Инспирации принадлежат более к душевно-духовному внутреннему, чем имагинации. Мы сильнее захватываяемся ими, и не только как аффектами, но чувствуем себя телесно пронизанными воздухом, который вдыхаем. Так чувствуем мы себя душевно пронизанными инспирациями в той области, которой мы достигаем, покидая наше тело через чувство слуха".
Чувству речи в нас соответствует столь же реальный орган, как и тот, который соответствует чувству слуха. "Когда через этот орган душевно-духовное покидает физ. тело, то инспирация окрашивается внутрен­ним переживанием, чувством себя в единстве с чужим существом".
"Человек некоторым образом вытеснен из духовного мира. Стоящее позади чувств он воспринимает, лишь покидая свое тело духовно-душевно. Но этот мир отпечатывается через его чувства. Интуиции являются нам через чувства "я" и мысли, но только в своих отпечатках; инспирации — через чувства слова и слуха, но опять-таки в отпечатках; имагинации — через чувства тепла, зрения и немного через чувство вкуса, но приглушенно, превращенными в чувственное".
"На определенной границе происходят восприятия мира чувств (см.след. рис.; красное); если же челове­ку удается выйти за эту границу своим духовно-душевным, то он проникает в духовный мир (желтое) через имагинацию, инспирацию и интуицию. Само имагинативное, инспиративное, интуитивное находятся там, вовне. Но когда они проникают в нас, то становятся нашим миром чувств.
Поэтому: там, вовне, нет атомов, как об этом фантазируют материалисты, но там, вовне, — мир имагинативного, инспиративного и интуитивного. И когда этот мир воздействует на нас, то возникают его отпечат­ки во внешних чувственных восприятиях. ... Человек, проникая через свои чувства во внешний мир, когда переступает Порог, который, как вы видели, находится совсем близко, попадает в объективный духовно-душевный мир. Именно этого мы стараемся достичь с помощью Духовной науки: проникнуть в объективный духовно-душевный мир. Мы приходим к высшему, проникая через наши внешние чувства в то, что внутри мира чувств закрыто от нас покровом".199 (3)

1286a. "Красная роза. Она начинает свое красное в виде тонких молний посылать вверх и вниз. И в то время, как внешнее блекнет, красное, отступая назад, примешивается к сфере Серафимов; точно также все звучащее вбирается в сферу Херувимов, а все, что мы осязаем, — в сферу Тронов".346, с.245-246

 

 

Природа человеческих органов чувств

 

1287. Человек, в сущности, не особенно интенсивно связан со своей системой внешних чувств; в ней в основном пребывает не он, а окружающий мир. "Поэтому имагинативно-созерцающий человек и организацию внешних чувств рассматривает как кусок внешнего мира, который ему, правда, ближе, чем природный окружающий мир, но все же это внешний мир. Он отличается от прочего внешнего мира лишь тем, что в последний человек может погрузиться не иначе, как через чувственное восприятие. А в свою организацию внешних чувств он погружается в переживании. Организация внешних чувств есть внешний мир, но человек протягивает в него свое духовно-душевное существо, приносимое им из мира духа при вступлении в земное бытие". 26 (171-173)

1288. Ощущения возникают в астр. теле.107 (5)

 

 

1288a. Земные органы чувств воспринимают, астральные — "самодеятельные".266-1, с. 181

 

 

1289. "Вы слышите звук. Это происходит потому, что в вашем органе слуха астр. тело может прийти в со­прикосновение с колеблющимся воздухом. Этого соприкосновения не может произойти ни в каком другом орга­не, как только в органах чувств. Вообще чувства существуют у человека для того, чтобы астр. тело могло встретиться с тем, что возникает в человеческом теле через ритм дыхания. Это происходит не только в ор­гане слуха, но в каждом органе чувств".219 (7)

1289a. "Когда мы рассматриваем предмет, он остается вне нашей головы. Он светит нам в глаза и рождает представление благодаря тому, что образ в глазу создает отображение в мозгу. Благодаря этому процессу можем мы предмет воспринять сознательно".266-1, с. 260

 

 

1290. "Чувственные восприятия возникают благодаря тому, что наши глаза удерживают из элементарного мира свет, уши удерживают из элементарного мира звук, а наша остальная организация удерживает, напри­мер, ту часть, которую мы воспринимаем как тепло и т.д.". Что не удерживается, то уходит в нас самих и работает над образованием нашей нервной системы.119 (8)

 

 

1291. "При внешнем восприятии мы проталкиваемся через нервные окончания глазного нерва вплоть до циркуляции крови в глазу. Благодаря этому возникает восприятие". 84 с.97

1292. "Человек потому выше животных как чувствующее существо, что его чувства (органы чувств) менее связаны с его собственным телом, чем у животных".180 (6)

 

 

1292a. "Процесс дыхания совершается не только в легких, но и в глазах. Только там вдыхается и выдыхается не воздух, а тепло. При виде красного (оранжевого, желтого) тепло вдыхается. Видя холодные цвета — синий, индиго, фиолетовый, глаз выдыхает. Что лежит в основе глаза эфирно, есть тепло — физическую основу легких образует воздух, — которое вдыхается и выдыхается. По сути говоря, в каждом органе чувств совершается процесс дыхания".

Высшие существа не обладают человеческим зрением или речью. "Они направляют тепло в какое-либо место, и там вспыхивает цвет. Так выражают они свою суть и говорят друг с другом". Твердый цвет, переживаемый достаточно живо на материальных объектах, вызывает чувство боли, как, впрочем, и весь физический мир. Боль прекращается, когда мы цвета ощущаем морально. "Тогда красное ощущают как наказание за эгоизм, синее — как вознаграждение за преодоление эгоизма. Тогда цвета начинают говорить языком, на котором в будущем заговорит и человек".

На Юпитере органы дыхания и речи не будут так разделены, как теперь. Соединятся зрение и чувство тепла. Для развития Я все это некогда разделилось. "В будущем человек начнет воспринимать связь между сказанным словом и цветом. Слыша безразличные (для себя) вещи, человек будет переживать зеленый; желтый вспыхнет, когда заговорят эгоистически; в красном цвете выразится преодоленный эгоизм*.

Становление органов единством будет возможным лишь через понимание Мистерии Голгофы. Ибо лишь в этом случае мы делаемся способными всю природу переживать морально. Глядя на облака, на пронизывющие их молнии, люди со временем будут видеть в них Христа в Его эфирном облике. "На облаках", т.е. с элементами приходит Христос".

* - Другой вариант:"Красный цвет будет ощущаться как наказание за плохое, которое нужно преодолеть; желтое указывает на эгоизм в человеке; голубое - это небесное..."265, с.360-361

1292 б. "Действует переживание осязания; позади пережитого: Я-существо в человеческом восприятии осязания переживает себя в себе как осязаемое Я.

Действует переживание чувства жизни; позади переживания: наполненное понятием Я-существо, которое в человеческом переживании понятия переживает себя.

Действует переживание чувства движения; позади переживания: исполненное слова Я-существо, которое в человеческом переживании слова переживает собственное движение.

... чувства равновесия ...: звучащее Я-существо, которое в человеческом равновесии переживает звук.

...чувства обоняния ...: согревающееся Я-существо, которое в человеческом переживании обоняния переживает нечто вроде внешнего тепла.

... чувства вкуса ...: светящееся Я-существо, которое в человеческом переживании вкуса переживает нечто вроде внешнего света.

... чувства зрения ...: излучающее вкус Я-существо, которое в человеческом переживании зрения, переживает в себе собственное свечение.

... чувства слуха...: равновесие Я-существа, которое в человеческом переживании звука отражает в себе свои собственные звуки.

... чувства слова ...: подвижное Я-существо, которое в человеческом понимании слова отображает собственное движение.

... чувства понятия...: дарующее жизнь Я-существо, которое в человеческом понимании понятия отображает собственную жизнь.

... чувства Я ...: себя осуществляющее Я-существо, которое в человеческом Я-восприятии отображает собственное существо". Д.34, с.36

Чувство "я"

 

1293. "...Все, что в жизни нам встречается нагруженным "я", мы воспринимаем с помощью чувства "я". Еще в древнеегипетскую культуру люди понимали друг друга по физиономии, через жест, позу. Общение с помощью слов сильно развилось позже. "Но благодаря этому мы получили возможность наш аппарат жизни, жизненный организм сделать аппаратом мышления. Мы бы не имели дара мышления ... если бы не пришло арима­ническое влияние", развившее слышимую речь. "Сегодня Ариман работает над тем, чтобы специализировать чувство "я", как он специализировал чувство речи и чувство мышления. Это еще находится в становлении... в самом начале, слагается пока еще более философским образом. Сегодня есть философы, которые целиком отрицают способность внутренне переживать "я", например Мах и др.".170 (14)

 

 

1294. "Кто действительно может наблюдать, тот знает, что существует непосредственное восприятие, а не заключение по аналогии, благодаря которому мы приходим к восприятию другого "я". Собственно, лишь друг или, так сказать, родственник геттингенской школы Гуссерля Макс Шелер пришел к этому непосредствен­ному восприятию Я другого человека".322 с.94

1295. "Аморально высшие чувства (слова, Я, слуха, мысли) низводить к характеру нижних чувств".206 (22.VII)

 

 

Чувство мысли и чувство слова

 

1296. Чтобы душа могла стать подвижной, она должна воспринять понятия, иметь чувство понятия.115 (1)

 

 

1297. Говоря о чувстве понятия, мы имеем в виду не чистые понятия. Кто-то говорит слово, а я составляю о том представление. Поэтому речь идет о чувстве представления. Но как восприятие подходит к представлению? Представление приходит к нам на пути звука. Чтобы ощутить представление, необходимо еще более отвлечь внимание, отказаться от всей системы обертонов (обертоны изымаются из внимания силой астр. тела — см. чувство слуха). В тот момент, когда бессознательно душевное внимание отвлекается от обертонов, мы смотрим на то, что воплощено в звуке, что идет к нам как представление".112(2)

1298. "Большее проникновение во внешний мир, чем в чувстве слова, происходит через чувство мысли". "Когда мы, воспринимая, проникаем в "я" другого человека, то в наибольшей мере выходим из себя".199(3)

 

 

1299. "В основе восприятия того, что нам сообщается через речь, лежит действительное чувство: чувство речи". Мы получаем восприятие, не основанное на суждении. "Суждению подобает отдельное; что говорит к чувствам, не относится к душевной деятельности отдельного". Ребенок учится говорить раньше, чем судить. Именно через речь он научается судить. Восприятия чувств нельзя изменить.115(1)

 

 

1300. "Истина о сущности речи заключается в том, что в ее основе лежит действительное чувство, чувство слова. Речь возникает не из произвола — она есть духовный продукт; чтобы воспринять ее в ее духе, мы владеем чувством слова, столь же правомерным, как и другие чувства". Для чувства слова, речи чело­век также не имеет в себе ничего, что он мог бы отдать. Ему помогают существа, имеющие в своей субстанции природу, подобную человеческому эф. телу. Они также имеют соответствующую астральную субстанцию. Это Архангелы. Они пронизывают человека своим эф. телом, давая ему устремиться вовне. Они дают человеку возможность слышать не только тон, лад (мажор, минор), но и звук, возможность переживать внутреннее звука.115(2)

1301. "Весь организм движения есть в то же время чувство речи. Одна часть выделена особо и при­водится душой в движение, когда мы говорим. ... Гортань приводится в движение импульсом воли. ... Наш же организм движения в целом есть орган чувств для восприятия слова. ... во время восприятия слова он находится в покое".

"Чувство речи дано для понимания того, что нам говорится другими людьми". Оно не связано с об­разованием нашей речи.170(14)

 

 

Чувство слуха

 

1302. Ангелы производят действия в воздухе (отсюда слух). Архангелы вызывают действия в соках, дают направление их протеканию. Это делает возможным чувство звука. "Соки по-разному протекают в людях, так что весь организм действует иначе, соответственно Архангелу народа, к которому он принадлежит; течения соков происходит через определенное чувство слова".115(2)

1303. "Слышание звука опосредуется ухом, восприятие слова опосредуется другим органом, который также физической природы, как и орган слуха. Но мы проникаем глубже в сущность внешнего, когда по­нимаем благодаря чувству слова, чем когда только слышим внутреннюю суть в звуке".199(3)

 

 

1304. В чувстве слуха участвует эф. тело. Но эф. тело сейчас еще не в состоянии что-то отдавать. По­этому Ангелы посылают в человека свою астральную субстанцию. Она входит в нас и выходит из чувства слу­ха в соответствии с приходящим тоном. "На крыльях этих существ вступаем мы во внутреннее, в душу вещей так, что можем их познавать". Если бы мы подсознательное в чувстве звука сделали сознательным, то имели бы не чувственное восприятие, а суждение, образование понятия. Если бы в мелодии можно было сдвинуть тона во времени и воспринять ее всю в один миг, ее будущее перенести в настоящее, то тогда мы сознательно из мелодии сделали бы гармонию. Но чего мы не можем сделать сознательно, происходит факти­чески в чувстве звука бессознательно. Когда я слышу "а", "и", то через бессознательную деятельность ме­лодия мгновенно превращается в гармонию. Такова тайна звука — превращать мелодию в гармонию. Но для этого еще необходимы обертоны. В гармонии мы слышим обертоны. В гармонии мы слышим не только отдельные тона, но и обертоны, и, сжимая мелодию в гармонию, мы сжимаем и обертоны. "В силу бессознательной работы душа, слушая звуки, должна отвлечься от основного тона мелодии и схватить лишь гармонию обертонов. Звук возникает благодаря тому, что мелодия превращается в гармонию, основной тон отступает и схватываются только обертоны. Эти обертоны затем оказываются звуком "а" или "и" и т.д.". Подобно этому в глазу пре­ломляются разные лучи, которые лишь задним числом одновременно приходят к сознанию.115(2)

1305. "Подобно тому, как сегодня человек своим словом, звуком, тоном создает в воздухе формы, так божественное Слово, божественная музыка образовывала формы ... и драгоценнейшей из тех форм был сам человек. ... он был выговорен божественным Словом. ... человек, рожденный спиритуально, был рожден через орган слуха, который в будущем станет рудиментарным". 134(6)

 

 

1306. "Наше зрение, слух, обоняние, осязание дифференцировались из восприятия тепла, дифференцирова­лись из того органа, который был некоего рода фонарем, из шишковидной железы". 105(8)

 

 

От слуха к чувству тепла и к зрению

 

1307. "Вы ударяете по металлической пластинке и слушаете, как она звучит: вы воспринимаете нечто от субстанциональности этой металлической пластинки, т.е. от внутренней сущности металлического. В то же время, воспринимая тепло, вы через чувство тепла воспринимаете только то, что некоторым образом, как всеобщее тепло, пронизывает тела; но, конечно, внутреннее, то, что связано с внутренней сущностью тел, вы воспринимаете через чувство слуха".199(3)

1308. При вдохе и выдохе спинно-мозговая жидкость поднимает и опускает головной мозг. Это извест­ное психологам "мозговое дыхание". Это процессы в близлежащих нервах, протекающие параллельно процессу дыхания. "И в этой встрече процесса дыхания с тем, что благодаря духу живет в нас как тон, разыгрывается то, что указывает нам также на связь чувств с организмом дыхания, как жизнь представлений связана с организмом нервов".66 с.157-158

 

 

1309. Чувству тепла способствует тело ощущений, которое астральной природы. Астральная субстанция должна свободно изливаться вовне, чтобы возникло чувство тепла. Когда мы больше не можем изливать эту субстанцию предмет становится для нас слишком горячим, мы обжигаемся: у нас не хватает астраль­ного чтобы уравнять излучающийся тепловой эфир. Если мы касаемся слишком холодного предмета, кото­рый не вызывает в нас никакого выделения астральной субстанции, то мы тоже обжигаемся. 115(2)

1310. "Чувство тепла только видимым образом распространено по всему организму. Естественно, всем организмом мы доступны воздействию тепла, но как чувство, как восприятие тепла, чувство тепла сконцентрировано в туловище, в грудной части".170 (14)

 


1311. "Процесс зрения... представляет собой не что иное, как метаморфозу процесса оплодотворения; и наоборот".323 (7)

 


1312. "Греки зеленое обозначали словом сhloros. И странно, что этим словом, которым мы обоз­начаем зеленое, они называли желтый мед, желтые листья осенью, а также желтую смолу. Греки употребля­ли одно слово для обозначения цвета темных волос; и тем же словом они называли камень ляпис-лазурь, синий камень. Ведь нельзя же подумать, что у греков были синие волосы. Можно со всей убедительностью доказать с помощью подобных вещей, что греки попросту не отличали желтого от зеленого, синий цвет видели иначе, чем мы, что все они видели живо в красноватом и желтоватом. Это подтверждается также римскими писателями, которые рассказывают, что греческие художники рисовали только четырьмя красками: черной, белой, красной и желтой".
Греки видели синее не в зеленых нюансах, а в желтых. Все окружающее имело для них более огненный вид. Так протекает метаморфоза развития человечества. "Духовное видение являет со всей очевиднос­тью, что греки весь цветовой спектр имели сдвинутым в красную часть и не воспринимали синей и фиоле­товой части. Фиолетовое грек видел более красным, чем мы. Глядя глазами грека, нам пришлось бы со­всем в иных цветах рисовать ландшафт". "Развитие человечества идет через метаморфозу, и существенно при этом, что в то время, когда выступил интеллектуализм, когда человек начал размышлять — греки не размыш­ляли, греки жили предметно в природном мире, — в то самое время ощущения перешли к темным цветам, к синему, к сине-фиолетовому. Изменилось не только одно внутреннее души, но изменилось также и то, что из души изливается в чувства".
"В то время, когда из эмоций, из симпатий и антипатий, из самой телесности восходили спиритуальные силы в виде голода, жажды, насыщения, то эти силы изливались вплоть до органов чувств. А изливающие­ся в некотором смысле из подтелесного в органы чувств силы, они для чувства зрения являются тем, что оживляет желтые и красные цветовые нюансы, оживляет способность воспринимать эти цветовые нюансы.Те­перь же мы вступаем в эпоху, когда прямо противоположное составляет серьезную задачу человечества. Греки были еще так организованы, что их прекрасное мировоззрение настолько обусловливалось чувствами, что в эти чувства изливалась, их одухотворяла органическая жизнь. Мы как человечество подавили на про­тяжении столетий эту проодухотворенную органическую жизнь. И мы должны душой, духом вновь ее оживить. Мы должны овладеть способностью проникать в душевно-духовное, как этому хочет способствовать Духовная наука.
... и тогда мы идем противоположным путем. У греков было так, что от телесности шел некий поток и изливался через глаза (см. рис.1, красное); у нас — все наоборот. Мы должны образовывать душевно­-духовное (синее), поток должен от этого душевно-духовного простирать­ся на организацию человека, и мы должны от духовно-душевного получать потоки в глазах и других чувствах... Мы врастаем в восприимчивость к синей части спектра.
Схематически это можно нарисовать так: грек был восприимчив к красному, он жил в красном (рис.2). ... мы должны вживаться в другую часть спектра (рис.2,справа), но по мере вживания в эту часть мы должны наши органы чувств полностью переметаморфизировать, преобразовать.
Органы чувств в их тонких структурах должны стать чем-то совсем другим, чем они были прежде. И вливающееся в органы чувств, является тем, что постепенно естественным путем образует, например через глаза, имагинацию, через уши — инспирацию, через чувство тепла — инту­ицию. Итак, через глаза должна быть образована имагинация, через уши — инспирация, через чувство теп­ла — интуиция".
"Мы дожны одухотворить, одушевить интеллектуализм. Тогда то, что образует в нас духовное и душев­ное, станет действовать вплоть до человеческой организации. А если мы этого не сделаем?" Всякий ор­ган чувств, оставаясь без употребления, отмирает. "Рассмотрите свои глаза: в них надлежит вмешиваться тому, что в будущем человечества должно изливаться сверху вниз как спиритуальная жизнь. А если это не будет изливаться, тогда глаза обречены на заболевание. Через их собственную природу глаза человека станут больными, а также и уши, и чувство тепла". 198 (1)





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...