Главная Обратная связь

Дисциплины:






XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ 2 страница



1911. Если продолжить вышеприведенное изображение человеческой ауры, то она будет иметь следующий вид (рис.). Лило­вым изображена человеческая голова, но не в ее физической части, а в тех сверхпустотах, в которых в голову вступает духовно-душевная жизнь. Эти пустоты являются носителями сознания после смерти. Кружочком обозначен глаз.

183(6)

 


1911. Если продолжить вышеприведенное изображение человеческой ауры, то она будет иметь следующий вид (рис.). Лило­вым изображена человеческая голова, но не в ее физической части, а в тех сверхпустотах, в которых в голову вступает духовно-душевная жизнь. Эти пустоты являются носителями сознания после смерти. Кружочком обозначен глаз.

 

183(6)

 

 

ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

 

I. ДУХОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ (общий обзор)

 

1. "Лемурийское население означает завоевание астр.тела, атлантическое — эф.тела, а наше, современное человечество означает завоевание физ.тела. Затем следует завоевание душевно-духовных сил, что также составляет задачу нашего времени". 54(б)

2. "В период от 1413 до 3573 г. ... должно быть обретено братство для тел, свобода для душ и равенство для духов". 185(2)

 

 

Три потока христианства. Восток - Запад.

 

3. "Чем дальше мы уходим во времена папы Николая I, тем больше видим на Востоке внутреннее, сердечное почитание культа, внутреннюю сердечную привязанность к взаимодействию культа со всем тем, что переживалось в культе, с тем, что потом ощущали как увенчание этого ощущения, как некоего рода большое культовое действие: паломничество ко святому Гробу. Если из Рима IX столетия, из Рима папы Николая I смотрели на Восток, то видели там то, о чeм Николай I и его советники говорили, что это не подходит для европейского, для средне- и западно-европейского народа. Этот средне- и западно-европейский народ имел слишком много от вторгавшегося в человеческое развитие интеллекта, чтобы зависеть от простого, внутренне, через сердце, впитанного созерцания церемоний и от паломничества ко святому Гробу. Европейское человечество имеет слишком много от выступающего интеллектуализма, чтобы европеец мог стать цельным человеком. Видели, что на Востоке это возможно, но человечество Средней Европы и Запада на это не способно.

C другой стороны видели, так сказать, вопросительный знак. Видели огромную опасность в том, что в Европу может перейти заложенное в том потоке, который содержал столь много эзотерики, столь много от того, что действительно могло быть понято только через спиритуальные идеи. И я бы сказал: когда из Рима папы Николая I бросали взгляд на Запад, то видели там опасность; смотрели на Восток — и там видели опасность. На Востоке видели распространяющийся поток, глубоко входящий в Европу — собственно, целый ряд потоков, — поток эзотерических культов, в противоположность к другим эзотерическим течениям. Европа не должна быть захвачена ни тем, ни другим потоком, — так говорили при дворе Николая I. Что должно произойти? — То достояние, так считали истинные сторонники этого (папского) эзотерического потока, спиритуальное достояние должно быть внесено в догматические формы. Для этого должны быть найдены слова, изречения, это должно быть высказано. Но людей необходимо уберечь от того,



чтобы высказанное они могли видеть, могли познавать.Возникли <>представления веры. Возникло представление: необходимо дать людям в абстрактно-догматической форме содержание, лишив их возможности видеть его, чтобы они в это только верили. Так возникло это третье течение, захватившее средне- и западно-европейские народы религиозно, а также и научно, которое, прежде всего, для бурно вторгавшегося интеллекта имело догмы, но эти догмы не были схвачены понятиями, созерцанием; это течение имело догмы высказанные. То, что они собой представляли, человек больше не видел, он должен был только в них верить.

Если исследовать фактически другое эзотерическое течение, которое уходило в Ирландию и иссякло только в новое время, то оказывается, что в нeм люди вживались в связь души со спиритуальным миром. Ибо, по сути говоря, в том эзотерическом течении жил (другой) большой вопрос: как человеку достичь того, чтобы он мог найти себя в эфирном мире, в эфирном космосе? Ибо созерцание Мистерии Голгофы ... относится к эфирному космосу. Итак, можно сказать: здесь был вопрос о своеобразии эфирного космоса. Но для среднего течения, для того течения, что выступало в форме латинизма, относящееся к эфирному космосу, было ... догматическим содержанием.

На Западе бессознательно существовал вопрос о тайне эфирного космоса. На Востоке всплывал большой вопрос: как это соотнести с эфирной организацией, с эфирным организмом? человека

Во всeм: в культе, в церемониале и ритуале, протекающих ощущениях и познании Востока, — жил бессознательный вопрос: как справиться человеку со своим эф.телом? — В юго-западном течении жил вопрос: как человеку справиться с эфирным космосом? — Прежде человек получал истины о сверхчувственном мире непосредственно через сновидческое ясновидение; ему не было нужды осознавать эфирное в себе и в мире. И это было значительным для нового времени, что оно принесло вопрос о содержании эфирного: на Западе вопрос об эфирном космосе, на Востоке — об эф.теле человека.

Вопрос об эфирном космосе подвинул человека к высшему раскрытию его духовности. Он должен был развить крепчайшую силу идей, чтобы проникнуть в тайны космоса. Я указывал вам вчера, как их впервые находят, рассматривая в гeтевском духе метаморфозу растений, восходя затем к той объемлющей метаморфозе, которая ведeт от одной земной жизни к другой. Но в Риме это сочли опасным именно во времена папы Николая I.Некоторым образом должно было быть закрыто, прикрыто жившее в этом течении.

Но и другое, восточное течение состояло в дискуссии с эфирным, только с эфирным собственной организации, с эф.телом человека. С тем, что изживается во внешней природе — с животными, растениями, минералами, — живет физическое человеческое тело; со всем тем, что человек фабрикует в виде машин, живeт физ.тело человека. Если же человек хочет со своим эф.телом жить здесь, на Земле, то он может это сделать только внешним образом, живя в церемонии, в ритуальности, живя в свершении, которое не является земно-чувственно-реальным. В такое свершение хотел вживаться человек на Востоке, чтобы переживать внутреннее своеобразие своего эф.тела.

Также и это в IX в. в Риме папы Николая I нашли не подходящим для Европы. На Западе просто удержали то, что интеллект довeл до догматики — а затем и распространили это далее, так что эзотерическое течение оказалось совсем закрытым, — когда в сверхчувственные истины только верят, где их больше не видят. При этом и то внутреннее отношение к культу, что развивалось на Востоке, считали также не подходящим для средне- и западно-европейского населения, и потому возникла та модификация культа, которую имеют в римско-католической церкви.

Если сравнить культ восточной, русской ортодоксальной церкви с культом римско-католической церкви, то становится видной следующая разница: в римско-католической церкви имеет место более видимая символика, на Востоке — нечто такое, во что душа вживается с полным рвением. На Западе постоянно существовала потребность от культа, связанного с догматическим пониманием, всe снова переходить к догмам и из догм освящать культ. На Востоке действует культ для себя. И то, что пришло на Запад, ограничилось в конце концов тем, что постепенно стало сохраняться внешним образом в различных оккультных обществах, существующих и поныне, которые хотя и играют большую роль в современной жизни, но лишены всей эзотерики прошлых времeн.

Как освятить в Европе такой культ, который не захватывал бы эфирной человеческой природы, как это происходит на Востоке, и установить такую догматику, которая должна уберечь человека от восхождения к созерцанию спиритуальных миров, как ввести такое вот двойное течение? — Это и было третьим большим "вопросительным знаком", стоявшим перед папой Николаем I. Над ним работал он. Благодаря этому произошло позднейшее отделение греко-восточной церкви от римско-католической. В том, что я изложил, находится истинное внутреннее основание этого разделения".

Всe это происходило в середине IX в. Тогда во многих местах в Испании, во Франции, в Ирландии существовали эзотерические школы, обладавшие Христианством через сверхчувственное видение, где учили этому видению. Позднее это отразилось и сохранилось во взгляде на Святой Грааль или на более секуляризованный круглый стол короля Артура. "В связи с этим имели чувство: там заложено нечто такое, что связано с созерцанием надземных миров, с переживанием надземных миров". Всe остальное, что рассказывают о IX в., является лишь лeгким внешним выражением того, что господствовало в подобного рода глубинах.

Позже эзотерическое течение было заслонено тем, что всe более и более выносил на поверхность арабизм. В XI, XII в. эзотерика всe более гаснет и принимает ту материалистическую форму мышления, которая в позднейших метаморфозах, приведших к материализму, стала естествознанием, происшедшим из арабизма.

Среднее течение — творение папы Николая I, но подкормленное ещe Бонифацием (ок. 680-754; шотландский бенедиктинский монах, позже примас французской церкви), получившее опору у Меровингов и Каролингов, оно почти не окрасилось сказаниями о Граале. Оно шло ко всe большей материализации культа и догматики и дошло даже до споров о причастии. Материализировалось и восточное течение.

Николай I не смог поставить абсолютные границы душевному развитию, он лишь усилил среднее течение, и в этом он был просто гениален. Но то настроение, что было на Востоке и проникло на Запад, испытывало внутри жажду человеческого эфирного организма по святому священнодействию. В нeм высказывались такие духи, как Петр Амьенский, Бернард Клервосский. Оно достигло Иерусалима, возбудив крестовые походы. Но в этом было и много поблекшей проповеди креста. Таково было настроение европейского рыцарства. "И как слабый обертон, который по мере развития крестовых походов всe усиливался, во всe это примешивалось то, что Николай I основал как, собственно, настроение европейской цивилизации в религии и познании. Потому-то нам кажутся странными крестовые походы, которые мы не можем понять, исходя из позднейших отношений. Среднее течение распространилось в них. Наравне с ним осталось восточно-европейское течение, рассматриваемое внутри Европы как отставшее религиозное течение. Западно-европейское течение в рамках оккультно-эзотерического превратилось во всевозможные оккультные общества, в ордена масонов и т.д. Среднее течение в конце концов также было захвачено наукой в схоластике и в новом естествознании". 216(8)

Течения Артура и Грааля

 

4. "Два течения идут навстречу друг другу: дохристианское течение Христа — я бы сказал, как бы эфиризованное — и христианское течение Христа. Одно позже стало известно как течение Артура, другое стало известно как течение Грааля. Оба встретились позже. И встретились они внутри Европы, и прежде всего — в духовном мире.

Как нам назвать это течение? Христос, нисшедший вниз через Мистерию Голгофы, вошeл в сердца людей. В сердцах людей шeл Он с востока на запад, из Палестины, через Грецию, над Италией в Испанию. Христианство Грааля — через кровь, через сердца людей распространилось оно. Христос предпринял Свой поход с востока на запад.

 

Навстречу, с запада, шeл духовно-эфирный образ Христа, вызванный Мистерией Голгофы, но несший в себе Христа с Мистериями Солнца ... языческое Христианство, Христианство Артура, выступавшее под другим именем и в другой форме; с востока на запад Христос шeл в сердцах людей. И вот происходит встреча: Христос, действительный, на Землю пришедший Христос встречает Свой Образ, который движется Ему навстречу с запада на восток, 869-й год — год встречи. До этого года отчeтливо различаются по отдельности два течения. Одно проходит на севере и над Средней Европой, оно несeт в себе — называют ли его Бальдуром или как-либо еще — Христа как Солнечного Героя. И под флагом Христа как Солнечного Героя распространяют рыцари Артура свою культуру.

Другое течение коренится внутренне в сердцах, позже оно становится течением Грааля и видно проходящим более на юге, с востока. Оно несeт в себе истинного, действительного Христа. То же, что идeт с запада, несeт ему навстречу в определeнной мере космический образ.

Встречу Христа с Самим Собой, Христа как Брата людей и Христа как Солнечного Героя, Который существовал лишь в Образе, — эта встреча, это слияние Христа со Своим Образом произошла в IX столетии". 240(9)

5. "В высшем смысле слова — и это показывает вся конфигурация замка Артура — воинство 12-ти под управлением короля Артура является воинством Михаэля, воинством Михаэля из того времени, когда Михаэль ещe управлял космической интеллигенцией. Когда смотришь на обломки замка Артура, то можно и сегодня почувствовать, особенно благодаря Акаше-Хронике, падение камней из того, что некогда было мощными вратами замка; и с падением этих камней чувствуется некий земной образ уплывания интеллигенции, космической интеллигенции из рук Михаэля в души людей.

А рядом с течением Артура-Михаэля возникает полярное, проходящее в противоположном направлении течение ... течение Грааля". Там тоже 12 окружают одного. Но если на севере замок Артура, принцип Артура стремится обеспечить космическое господство Михаэля над интеллигенцией, то "... с другой стороны, из Испании, в принципе Грааля восходит стремление считаться с тем, что интеллигенцию в будущем нужно будет искать на Земле, что она больше не струится вниз с Неба. Всe содержание сказания о Граале дышит чувством того, что я сейчас сказал.

Так находим мы, ставя оба течения некоторым образом одно рядом с другим, большую проблему, которая ещe в прошлом была поставлена, я бы сказал, благодаря тому, что исторически встало перед людьми: последействие принципа Артура и последействие принципа Грааля. Была поставлена проблема: как находит не только такой человек, как Парсифаль, но как находит сам Михаэль путь от покровительства Артуру, который хотел укреплять его космическое господство, к покровительству Грааля, который хотел проложить ему путь в сердца, в души людей, чтобы он таким путeм мог там обладать интеллигенцией? Так соединяется для нас в одну большую проблему встающее в наше время перед нами: через господство Михаэля Христианство должно быть постигнуто в более глубоком смысле. Колоссально встаeт перед нами эта проблема, начертанная благодаря этим двум противоположностям, благодаря тому граду, обломки которого видны в Тинтагеле, и тому граду, который людям не так легко увидеть, поскольку он со всех сторон окружен простирающимся на 60 миль лесом духов. Но между этими двумя градами стоит мощный вопрос: как станет Михаэль новым подателем импульса к постижению истины Христианства?"

"Над школой Шартра парило нечто от того солнечного Христианства, импульсы которого хотели внести в мир, как рыцари Михаэля, герои круглого стола Артура.

Примечательным образом эта школа Шартра, я бы сказал, поставлена между северным принципом Артура и южным Христовым принципом. И как тени града Артура и града Грааля действуют сверхчувственно невидимые импульсы не столько в учениях, сколько во всeм тоне и настроении залов Шартра, где сидели воодушевлeнные ученики". 240(6)

6. Замок короля Артура был расположен на берегу залива в Корнуэле. Это был гигантский замок, обломки которого и теперь производят внушительное впечатление. Удивительная картина открывается оккультному взгляду при наблюдении игры Солнца в заливе, где каждый час меняется погода. "Тогда видно стоящих там рыцарей круглого стола Артура, наблюдающих игру сил света, воздуха, воды, земли, элементарных духов. Но видно также, как элементарные духи были для рыцарей ещe и провозвестниками Солнца, Луны, звeзд, и импульсы этого в дальнейшем перешли в более поздние времена. Многое прошло через ряд христианских столетий вплоть до IX столетия.

Ведь задача этого ордена Артура, основанного под воспитательным воздействием Мерлина, состояла в том, чтобы окультуривать Европу, ибо Европа в своей духовной жизни стояла под влиянием примечательных элементарных существ. И более, чем полагают сегодня, старую жизнь Европы следует понимать так, что там повсюду непосредственно в человеческой жизни можно видеть эту игру элементарных духовных существ.

Но здесь также жило — до того, как снова пришла весть о Христианстве, ещe в древнейших формах, ибо, как уже говорилось, жизнь Артура восходит к дохристианским временам, — здесь жило познание, по меньшей мере практически, инстинктивно, но при этом совсем отчeтливо, познание о Христе, как о Духе Солнца, до Мистерии Голгофы. И в том, что совершали рыцари артурова круглого стола, жил Сам космический Христос — но не под именем Христа, а так, как Он пребывал также в походе Александра Великого в Азию, нeсшем с собой греческую культуру с еe спиритуальной жизнью. Это были своего рода поздние походы Александра, которые совершались рыцарями артурова круглого стола в Европу, — они были подобны походу македонцев с Александром в Азию".238(3)

7. "Группа людей, один из которых чувствовал себя как Солнце в средней точке, а 12 товарищей были воспитаны так, что в своем темпераменте, в своей душе, во всех проявлениях своего суще­ства они образовывали двенадцатиричность; двенадцать отдельных людей были сгруппированы, как обра­зы Зодиака вокруг Солнца. Так что и сам круглый стол был образован так, что король Артур занимал место в середине, а вокруг располагались 12, которые собирались вместе, в своeм консилиуме имели над собой изображения знаков Зодиака как свои эмблемы, свои печати, чтобы этим показывать, под какими космическими влияниями они стоят. Из этого места изошла, так сказать, цивилизация Европы. Здесь король Артур и его 12 учеников получали от Солнца силы, чтобы совершать свои мощные походы через остальную Европу и биться за изгнание из людей древних, диких демонических властей, обитавших тог­да по большей части в европейском человечестве. За внешнюю цивилизацию боролись 12 товарищей короля Артура". 240(6)

8. "До того, как разыгралась Мистерия Голгофы, рыцари артурова круглого стола стояли там, наверху, на скалистых горах (где был замок Тинтагель), смотрели на игру рожденных Солнцем духов (в морском заливе) и рожденных Землeй духов и ощущали, как то, что играло в этих силах, пронизывало их сердца, но прежде всего пронизывало их эф.тела. Так воспринимали они Импульс Христа, который тогда струился с Солнца и жил во всeм, в чeм действовали излучения с Солнца. Итак, до Мистерии Голгофы, исходя от артурова круглого стола, рыцари этого круглого стола воспринимали Дух Солнца, т.е. Христа в дохристианское время, в их собственные существа. Затем они рассылали своих странствующих посланцев по всей Европе, чтобы биться с дикостью астральных тел европейского населения, осветлять их, цивилизовать, ибо такова была их задача".

"С Мистерии Голгофы Земля овевается Жизнедухом Христа как некой духовностью. ... (Духочеловек оставлен Христом на Солнце.) С этого момента стала убывать сила рыцарей Артура. Но они живо стояли внутри этого Жизнедуха, который космической конфигурацией овевает Землю. В нeм они жили постоянно, и в нeм постоянно происходила та игра света и воздуха, элементарных существ сверху и снизу".240(9)

Духовные течения древности и современность. Терапевты, ессеи, манихейство

 

9. Как шло подготовление с внешней стороны, когда Заратустра подготовил Моисея и Гермеса, когда Мельхиседек из самих Солнечных Мистерий подготовил внешнюю оболочку Иисуса из Назарета, так с другой стороны подготовлялся другой великий поток, как бы сопутствующий первому. "Этот сопутствующий поток постепенно подготовлялся в тех местах, которые известны нам из внешней истории... так, например, Филон говорит нам о "терапевтах". Они принадлежали к таинственной секте, члены которой на внутреннем пути искали очищение души ... дабы подняться в сферы духа. Ответвлением от секты терапевтов ... были жившие в Азии ессеи".123(4)

 

 

10. Посвящение ессеев и терапевтов имело целью "вызвать путeм ясновидческого созерцания понимание значения евреизма, авраамизма для События Христа". В посвящении ессеев требовалось очищение души от всего наносного в цепи наследственности. Для этого нужно было подняться на 42 ступени, т.к. говорилось, что влияние наследственности прекращается, если вернуться назад к 42-му поколению; человек тогда восходит к духу. С другой стороны, этим давалась возможность Богу нисходить по 42-м ступеням-поколениям в физическое. 123(5)

11. "Если некто, обладая каким-либо имуществом, хотел вступить в орден ессеев, то и дом, и земля — всe переходило в общее владение всей ессейской общины. ... Они воспитывали душевную жизнь, посвящая себя чистой жизни, жизни, отданной мудрости, а также благим делам, исходящим из любви. ... Одна часть их учителей исцеляла болезни в том роде, как это происходило в то время. Но и материальных благодеяний они также совершали много. И действовал при этом один закон ... ессеи могли поддерживать всякого, кто нуждался, за исключением членов своей семьи.

Идеалом, целью ессеев было такое усовершенствование души, чтобы еe можно было вновь привести в связь с духовным миром. Эту цель ессеи стремились достичь тем, что не позволяли люциферическому и ариманическому искушению подступать к своей душе".148(7)

 

 

12. "Существенно рассматривать то, что мы должны познавать от того, кто некогда станет Майтрейя-Буддой, о том, как Христос явится в нашей эпохе, так сказать, новым ессейством; и следовало бы всячески остерегаться ложных суждений о том, что как новое ессейство вновь возрождается в нашем веке". 123(10)

13. "В мировом плане необходимо, чтобы зло также достигло своей вершины, дабы те, кто должен преодолевать зло, именно в его преодолении так употребляли силу, чтобы получилось тем больше добра. Но для этого должны быть подготовлены избраннейшие люди, которые переживут время великой войны всех против всех, где им противостанут люди, на своeм лице имеющие знак зла. Они должны подготовиться для того, чтобы как можно больше добрых сил влилось в человечество, ...и это ученики духовного направления, которое называют манихейством. ... Манес, та великая индивидуальность, которая всe снова и снова перевоплощается на Земле, является ведущим духом тех, кто имеет здесь задачу обращать зло в добро".104(8)

 

 

14. "Мы видим учение манихеев, распространяющееся с востока на запад ... Глубоко коренится в душе манихеев вопрос: как соединить зло, господствующее в человеческой жизни, с действиями доброго Бога? Глубоко-глубоко заглядывало в загадку зла манихейство".156(9)

15. "Манихейство — учение, исшедшее из Персии, которое приписывало себе лучшее понимание Христа Иисуса, чем его понимали Рим и Константинополь. Последнее слово этого учения, к сожалению, сегодня еще нельзя высказать также и в нашем кругу. В новом восстании Фауста из гениальной интуиции Гeте заложено новое пробуждение манихейства". 175(14)

 

 

16. "Мани (216-277 по P.X.) указывал на Иисуса, но не в наивном, примитивном смысле простых верующих. Поскольку в этом духе, основавшем манихейство, было ещe древнее ясновидение... Христос Иисус является для Мани Существом, не принимавшим земной телесности, но жившим на Земле в теле как в видимости, как бы в эф.теле... Душе была нужна борьба, прежде чем она смогла понять пребывание нисшедшего в человеческом теле Существа Христа ".156(9)

17. "Тайна манихеев состояла в том, что они знали: в будущем человечество разделится надвое, на злых и добрых. В пятой рунде не будет минерального царства, но зато будет царство злых. Манихеи это сознавали. И они ставили себе задачу уже теперь воспитывать людей, которые позже станут воспитателями злой части человечества".93-а(13)

 

 

18. "Учение манихеев не образовывало абстрактных понятий ... отрывающих мысль от остальной действительности. ... В учении манихеев участвовал принцип не образовывать никаких логических понятий, но только — соответствующие действительности ... которые достаточно сильны для охвата внешней природы, чтобы в этой внешней природе играть роль". 175(14)

 

 

19. "Встающее перед нами во внешнем мире поистине дуалистично (консерватизм — революции и войны). И в этом отношении правильно понятое манихейство, которое дуалистично, вполне обоснованно".158(6)

20. "Ещe более важным духовным течением, чем розенкрейцерство, было манихейство. ... Мы можем говорить о манихействе, которое было основано той индивидуальностью, которая называла себя Мани и жила примерно в III столетии по Р.Х. Изошло движение из той области, в которой в то время правили цари Передней Азии, т.е. из западных областей Малой Азии. Мани основал духовное течение, которое сначала представляло собой небольшую секту, но затем превратилось в мощное духовное течение. Средневековые альбигойцы, вальдензеры и катары являлись продолжателями этого духовного течения, к нему принадлежал также орден тамплиеров и — благодаря примечательной цепи событий — масонство. Масонство, собственно говоря, имело к этому течению отношение, хотя было связано и с другими течениями, например, с розенкрейцерством.

Внешняя история, которая рассказывает нам о Мани, чрезвычайно проста. Рассказывается, что в области Передней Азии жил один купец, который был чрезвычайно учeн. Он написал четыре значительные сочинения: первое — Мистерия, второе — Капитола, третье — Евангелие, четвeртое — Тезаурус (сокровищница, греч.). Далее рассказывается, что после его смерти сочинения остались вдове, которая была персиянкой. Вдова, в свою очередь, завещала их своему рабу, которого она выкупила и которому дала свободу. Он-то и был упомянутый Мани, который из этих сочинений и почерпнул свою мудрость, но, кроме того, он ещe был посвящeн в Мистерии культа Митры. Он и вызвал к жизни движение манихейства. Мани также называют "сыном вдовы", а его приверженцев — "сыновьями вдовы". Но сам Мани обозначает себя как "Параклет", как обещанный Христом человечеству Святой Дух. Это следует понимать так, что он обозначает себя как одну из инкарнаций Святого Духа, т.е. он не имеет в виду, что он является единственным Святым Духом. Он считает, что Святой Дух является в перевоплощениях и обозначает себя как одно из таких воплощений Святого Духа.

С учением, возвещанным им, бойко воевал Августин, когда перешeл в католическую церковь. Августин противопоставил своe католическое воззрение манихейству, которое он представил себе в виде индивидуальности, названной им Фаустом. Фауст — это борец против августинизма. Отсюда происходит Фауст... (пропуск в тексте подлинника)".

Обычно считают, что манихейство отличается от европейского Христианства другим пониманием зла. Для первого нет воскресения тела, зло не имеет начала, у него то же происхождение, что и у добра, и нет никакого конца. В основе манихейства лежит большая космическая легенда, легенда сверхчувственного рода. "В ней рассказывается, что некогда духи тьмы захотели предпринять штурм Царства Света. Они действительно достигли границ Царства Света, но штурм его оказался им не по силам. И возникла необходимость — и здесь, я прошу вас заметить, дан особенно глубокий штрих, — в силу которой они должны были быть наказаны Царством Света. Но в Царстве Света нет никакого зла, а только добро. Так что демоны тьмы могли быть наказаны только чем-то добрым. И что же тогда произошло? Произошло следующее. Духи Царства Света взяли одну часть собственного царства и примешали еe в материальное царство тьмы. Благодаря тому, что теперь часть Царства Света смешалась с царством тьмы, в последнем возник некий род закваски, фермента, ввергнувший царство тьмы в хаотический танец круговращения, благодаря которому оно получило новый элемент, а именно смерть. Так постоянно оно пожирает себя и таким образом несeт в себе семя своего уничтожения. Далее рассказывается, что благодаря такому происшествию возник человек. Пра-человек как раз является тем, что Царство Света выслало из себя, чтобы смешаться с царством тьмы, но что не должно пребывать в царстве тьмы, но преодолевало бы его через смерть, преодолевало бы его в самом себе.

Глубокая мысль, заложенная здесь, заключается в том, что со стороны Царства Света царство тьмы должно преодолеваться не путeм его наказания, но милостью. Не сопротивлением злу, а путeм смешения со злом должно быть спасено зло как таковое. Благодаря тому, что часть света входит в зло, зло преодолевает себя. В основе такого понимания зла лежит то, что я часто излагал теософски. Что такое зло? Оно есть не что иное, как не соответствующее времени добро!"

"Как следует нам представить себе взаимодействие добра и зла? Нам его поясняет созвучие жизни и формы. Благодаря чему жизнь становится формой? Благодаря тому, что она постоянно находит сопротивление, что она никогда не приводит себя к выражению в одном облике. ... Если мы с этой точки зрения спросим далее: так чего же хочет Мани, что означает его именование себя Параклетом, Духом, сыном Вдовы? Это означает не что иное, как то, что он хочет подготовить время, когда — в шестой коренной расе — человечество поведeт себя само с помощью собственного душевного света и преодолеет внешние формы, преобразует их в дух.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...