Главная Обратная связь

Дисциплины:






X. ВОСТОК — СРЕДНЯЯ ЕВРОПА — ЗАПАД 6 страница



1316. Переживания человека несут в себе два течения: "одно из них есть то, которое от инкарнации к инкарнации ведет его развитие, связанное с его собственными обязанностями, о которых он прежде всего должен думать, чтобы исполнять долг, в сущности, являющийся самым серьезным долгом, потому что это его индивидуальный долг. Он не должен останавливаться в своей работе, иначе не взойдут и заглохнут заложенные в нем семена развития". Второе есть его обязанности перед народом. Их ему передает Ангел от Души народа. 121(3)

 

 

1317. "В настоящее время мы в высшем смысле слова переживаем переход. Любая зависимость от групповой души постепенно должна отмереть. Пропасти, разделяющие души, все более и более исчезают... и на передний план выступает индивидуальное отдельных людей". 117(9)

1318. "В этом пребывает истина огромного значения, что человек коренится в народе только одним воплощением, а в своем индивидуальном существе представляет собой нечто совсем иное, он несет в себе бесконечно больше и бесконечно меньше того, что содержится в Душе народа. Идентифицировать себя с Душой народа не имеет в реальности никакого смысла, если это выходит за пределы того, что выражается словами: любовь к родине, любовь к отчизне, патриотизм и т. п." 173(6)

 

 

1319. "Когда человек уяснит себе, что по отношению ко всем особым точкам зрения существует единая мудрость, что каждый стоит на своей особой точке зрения лишь потому, что не может проникнуть достаточно далеко, тогда он впервые сможет понять идею Святого Духа. Лишь несовершенный человек имеет свою точку зрения. Тот же, кто приближается к Духу Мудрости, не имеет никакой точки зрения. Он знает, что должен бессознательно отдаться изначально единой мудрости. Как все растения склоняются перед единым Солнцем, так люди склоняются пред Единым, ибо Дух Мудрости будет жить в них. Если от Христа проистекает то, что первоначально люди имели в кровной связи, то мудрость снова соединяет нас вместе в братском союзе". Удивительным образом это выражено в празднике Пятидесятницы.

"Человек, наделенный ныне совсем другим сознанием, больше не может составить себе верного представления о принадлежности (в древности) к роду, о чувстве себя как пребывающего в теле всего рода. Но это было так, и чем больше распространялись маленькие роды, чем больше семьи становились родами, тем индивидуализированнее делался человек.

Что мы здесь познаем как процесс индивидуального становления — это вы должны представить себе связанным с человеческой кровью. Вы поймете эту связанность с кровью, если я сообщу вам следующее, на что я бы попросил вас обратить серьезное внимание. То излияние духа, которое имело место в Лемурийскую эпоху, совсем не было единообразным излиянием. Вы могли бы там видеть множество духов, нисходивших из духовного окружения Земли на Землю, много индивидуальностей. Когда мы говорим о Ягве, то имеем дело не с единственным Божеством, но с множеством народных божеств. Иудеи сознавали, что Ягве был одним среди множества божеств. Ибо многие такие народные души — которых я прошу принимать как реальность — низошли к Земле, и потому люди были разделены на роды. И чем дальше они идут в развитии, тем больше соединяются в семьях, в родах, а затем сливаются в большие роды — народы. Но слияние в один большой братский союз таким образом было невозможно. Это слияние всего человечества на Земле возможно благодаря тому, и это постепенно осуществляется, что кроме того излияния духа и одушевления людей духом, устремившимся вниз во многих народных душах, излилось еще нечто такое, что живет не в воздухе, а в тепле Земли, и что это всеобщее излилось в людей. То, что излилось сначала, в христианской эзотерике называют Святым Духом. Говоря о древних духах, излившихся на Землю, следовало бы, собственно, говорить о многих Ягве. Но когда говорят о Духе, содержащем в Себе всеобщее тепло, то можно говорить о Единственном. В христианской эзотерике Его называют Логосом, Христом, Единым Духом рода человеческого на Земле.



Если вы теперь обдумаете, что живущее в Самодухе, все обозначенное Манасом излилось вниз во множественности, а обозначенное Буддхи излилось в человечество как Единство, то вы получите здесь противоположность. И вы поймете, что человечество сначала через влияние духа должно было быть подготовлено к излиянию Христа, или Буддхи, Жизнедуха. До того момента, когда Христос Иисус явился на Земле, все содержащееся в духе Христа, было Единством. Это была единая оболочка, окутывавшая всю Землю и имевшая в твердой Земле как бы свою костную систему. Если вы возьмете твердую Землю со всем тем, что она содержит в себе, а затем то, что окружает Землю как тепло, то вы получите примерно то, что называют телом Духа-Христа. ("Кто ест тело Мое, тот попирает Меня ногами своими". Ев. от Иоанна.) ... Как в Лемурийскую эпоху в отдельные индивидуальности излился элемент духа, Ягве-духа, так все более и более в годы, предшествовавшие Христу Иисусу, а также теперь изливается Дух Христа, Который Свое Тело имеет в теплоте крови. И когда весь Дух Христа изольется в человеческие индивидуальности, тогда Христианство станет большим человеческим Братством, которое обретет Землю. Тогда вообще не будет сознаний разных клик и малых сообществ, но только сознание, что человечество — это братский союз. При величайшей индивидуализации каждый, тем не менее, будет тянуться к другим. Малые родовые и народные сообщества сольются в Общину Жизнедуха, Буддхи, в Общину Христа". 96(18)

“Каждый народ, раса, род имеют общую астральную материю, материю инкарнации для Духа народа”. Коллективная карма вполне реальна. Карму имеют Духи народов. “Интернациональные стремления принадлежат еще более всеобъемлющему духу, объемлющему всю астральную материю земли; таков Дух Земли, планетарный Логос”. Физическая Земля образует его физ. тело. В нем — карма всего земного развития. “Интернациональные стремления являются первым образованием того великого единства, что возникает на арупа-плане”. Д. 69/70, с. 19

“В духовном мире эти отставшие существа (люциф. и ариманич.) полезны, и их действия согласуются с мировым планом. Но как только они переступают свои задачи на физическом плане, то начинают действовать как противники богов. Свою деятельность эти существа осуществляют в людях как силы природы”.

Когда силы природы действуют вовне, не в человеке, то в них работают высшие Иерархии. В человеке силы природы, например, имеют вид гортани; благодаря той или иной ее организации люди говорят на разных языках; и здесь действуют люциферические или ариманические существа. Ариман смешал языки на Вавилонской башне. Латинские буквы носят ариманический характер, готические — люциферический.

Если в диалоге человека с Душой народа посредником не выступает Христос, то отставшие духи вмешиваются в то, что как связь сил природы с Духом народа живет в человеке, и действует так, что человек начинает желать своему Духу народа расширить границы народа. В христианском отношении к Духу народа человек переживает гармонию между народными духами, духовный мир, где нет границ, и одно пронизывает другое. Д. 108, с. с.24-25

Национальное и национализм

 

1320. "Также и в Иерархию Архангелов может врасти человек. Но если наши внутренние духовные переживания недостаточно интенсивны, то Ангел тогда не может нас с нашим сознанием подвести к Духам народов. Если же мы все-таки должны быть подведены, то это может произойти и бессознательно, благодаря кармической закономерности. Мы либо сознательно срастаемся в любви с Духом народа, либо нас силой ведут в сферу Духов народов". Разница между этими способами восхождения обнаруживается при нашем нисхождении к следующему воплощению. Характерным знаком нашего времени является то, что огромное число людей не имеет никакого исполненного любви отношения к народным Духам. Поэтому между народами разгораются споры. "Ибо если любовь привела нас к Духу народа, то конфликт с другими народами для нас невозможен". 210(5)

 

 

1321. "Кто живет в душе рассудочной, или характера, у того особенно развита фантазия, он "имеет" мысли, в которых считает себя таким (поскольку он националист), каким это представляется высшему Я. Это он ощущает как славу, это напоминает собой как бы третье "Я", национальное "Я", стоящее между ним, как высшим Я, и национальным человеком. Исходя из этого он воюет. После смерти он должен такое настроение преодолеть прежде всего, если не преодолел ранее с помощью Духовной науки".

"Как обстоит дело с тем, кто как националист жил в душе сознательной? Он имеет, прежде всего, тягу к тому, что усвоила душа сознательная на физическом плане. Это как причиняющее скорбь воспоминание стоит в мире, который простирается в жизни между смертью и новым рождением".

"Что означает антипатия к какой-либо нации? Она означает предчувствие: в этой нации будет мое следующее воплощение! В подсознании высшее Я уже связывается с другой нацией... Так что человек ярится против собственного высшего Я. И если многие в одной нации неистовствуют против другой, то, значит, в ближайшей инкарнации перейдут в ту другую нацию". 157(2)

1322. "Почитать нацию как нечто особенное означает сегодня способствовать ариманическому заблуждению. Нации — это остатки дохристианских времен, современное человечество должно выйти за их рамки". 184(2)

 

 

1323. Пережившие холод от духовных миров вводятся в земную жизнь с автоматическим, внешним отношением к народу, стране, к языку. Среди таких людей особенно легко развивается шовинизм. "Когда врастают в язык более автоматически, то со своими инстинктами развивают органическую, анималистическую любовь к языку и к народу, тогда возникает фальшивый национализм". 209(2)

 

 

1324. Во течение дня Душа народа соединена с нашей душой. "С каждым засыпанием мы покидаем место жительства Души народа, которой мы принадлежим". 64 с.118

1325. "В бодрственном состоянии человек обменивается силами со своей народной Душой, в состоянии сна — с хороводом всех других народных Душ... Если же человек в бодрственном состоянии ненавидит какую-либо народную Душу... то во время сна он связан лишь с ней одной и ее особенностями. ... спит с ней! (выражаясь тривиально). Такова оккультная истина, потрясающая истина". 156(5)

 

 

1326. "Это не безразлично, дышим ли мы здесь или там, содержит ли вдыхаемый воздух больше или меньше кислорода, больше или меньше влажности, солнечного тепла и т. д. Благодаря тому, что мы носим в себе эту возможность, что воздушный элемент окольно воздействует на нас, Иерархия Архангелов, Архангелы могут действовать на нас. Воздействие Архангелов как правильного развития, так и отставших осуществляется окружным путем через нашу систему ганглиев. И на этом окольном пути приходит также действие, исходящее от Духов народов, которые ведь принадлежат к Иерархии Архангелов. Исходящее от Духов народов воздействие оказывается на органы, связанные с системой ганглиев. Поэтому народность есть нечто удаленное от сознания, нечто действующее так демонически. И потому это так сильно связано...со всем тем, что является местностью; ибо более, чем человек считает, местность, климат связаны с действием Иерархии Архангелов. Климат есть не что иное, как то, что окольно, через воздух воздействует на человека.

Вы видите, что указанием на систему ганглиев мы указываем на то, как в бессознательном человека господствуют импульсы народной душевности. Теперь вы также можете понять, что больше, чем обычно думают, именно принадлежность к народу связана с определенными свойствами человека, которые, в свою очередь, связаны с системой ганглиев. Больше, чем полагают, проблема национальности должна быть поставлена во взаимосвязь с сексуальной проблемой. Ибо национальная принадлежность покоится, как на основании, на том же органе — системе ганглиев, — что и сексуальность. ... Поэтому выступает столь много родства между этими двумя импульсами в их явлении в жизни. Кто держит глаза открытыми на жизнь, тот бесконечно много родственного найдет между тем родом и способом, каким человек действует, исходя из эротического, и тем, как он действует, исходя из своей национальной принадлежности. Возбуждения национального рода, которые особенно сильно действуют бессознательно ... очень родственны сексуальному возбуждению. ... Состояли бы мы из одной головы, то легко могли бы понимать друг друга; это звучит парадоксально: если бы мы были только головами. Но когда бываешь связан в жизни с различными людьми, то можно порой выражаться и парадоксально". 174(19)

1327. "В древности, говоря о "нации", представляли себе ее так, что она, скажем, имеет своего охраняющего духа в Орионе, другая нация — в другой звезде. Знали, что это регулируется звездными констелляциями. Здесь апеллировали определенным образом к небесному строю. Сегодня, когда этого небесного строя больше нет, апеллировать к просто национальному, апеллировать шовинистически означает дать проявляться в высшей степени психически-сексуальному, отставшим, люциферическим импульсам".

 

 

1328. "С минеральным сознанием (с помощью которого мы познаем чувственный мир), окрашенным моральными переживаниями, человек проходит сквозь врата смерти; и с теми следствиями, которые отсюда возникают, он живет далее в духовном мире. ... С этим минеральным сознанием он развивает отношение к существу из Иерархии Ангелов". Это отношение помогает ему развить состояние сна. Сон соткан из той же субстанции, что и мир мыслей между рождением и смертью, и он окрашивает минеральное сознание.

В наше время человек старается оторвать от минерального сознания моральные переживания. Современному состоянию духа противоречит отношение к природе как к пронизанной моральными импульсами. "Это приводит к тому, что человек исключительно редко бывает в состоянии развить отношение к существу Ангела; в настоящем ходе времени человек редко бывает интимно связан со своим Ангелом.

Если же минеральное сознание целиком и полностью лишить моральной окраски, то это создало бы опасность, что и в полуночный час бытия (в середине периода между смертью и новым рождением) человек полностью утратил бы необходимую связь с существом Ангела. Я говорю: это создало бы опасность. Ибо сегодня еще очень немногие люди подвержены этой опасности. Но если не произойдет духовного углубления всего человечества на Земле, углубления человеческого мышления, чувства и воли, то такая опасность действительно возникнет, и тогда значительное число людей... вблизи полуночного часа бытия оказалось бы лишенным отношения к своему Ангелу. Ангельские существа хотя и сохранили бы отношение к людям, но оно стало бы односторонним. ... Но человек, когда он достигает полуночного часа бытия, должен через существо Ангела найти отношение также и к существу Архангела". Чтобы оно также не было односторонним, "человек должен воспринять духовное содержание, т. е. он должен свои моральные импульсы окрасить религиозно". Архангелы ведают вхождением человека в тот или иной народ. И если отношение человека к Архангелу становится односторонним, то человек включается в народность в соответствии не со своим внутренним душевным существом, а мировым порядком. В этом случае люди в каком-либо народе соединяются внешне, например на основе языковой общности, и легко подпадают импульсам шовинизма, национализма. 207(6)

1329. "До того, как Импульс Христа, пройдя через Мистерию Голгофы, воздействовал на земное развитие, тот народ, из которого родился Христос Иисус, рассматривал себя как избранный народ. В этом народе считалось, что Земля может стать счастливой лишь в том случае, если ее заполнят только члены этого народа, а все остальные вымрут. В определенной мере это было твердой верой, поскольку Бог Ягве избрал этот народ и поскольку Ягве рассматривался как единый Бог. Для времен, предшествовавших приходу на Землю Мистерии Голгофы, это воззрение древнееврейского народа было оправданным, поскольку именно в среде этого народа должен был родиться Христос Иисус. Но с явлением на Земле Мистерии Голгофы оно должно было прекратиться. После Мистерии Голгофы такое сознание стало антикварным; на месте сознания Иеговы должно было стать сознание Христа, которое о каждом человеке говорит так же, как народ Ягве говорил о членах только своего народа. Это трагическая судьба еврейского народа, что он не смог распознать того, как все изменилось. А сегодня мы во многих отношениях находимся в попятном движении. Сегодня мы переживаем, как народы понемногу — если даже они сами смотрят на это иначе и иначе называют — начинают охотно поклоняться разного рода Ягве, "специальным Ягве", Ягве каждого народа.

Конечно, при этом не говорят, как раньше, в религиозных формулах, но, так сказать, в образе мышления нового времени. ... А в результате один народ лютует против другого. Мы переживаем впадение в религию Ягве, только эта религия присутствует во многих Ягве-религиях. Сегодня действительно имеет место рецидив Ветхого Завета, атавизм, возврат к Ветхому Завету! ... Национальная инсталляция (установка) есть возврат к Ветхому Завету. Рецидив Ветхого Завета — это трудное испытание, возложенное на современное человечество, и против него есть лишь одно целительное средство: на духовном пути вновь приблизиться ко Христу". 193(3)

Национальность и язык

 

1330. "В речь сильно втекает — и это можно заметить обычным сознанием — человеческая воля". "В элементе речи, в мире речи, как и в мире мыслей, живут Архаи, Архангелы. И поскольку они живут в гении речи ... они являются ведущими Духами народов, народными Духами. И они изживают себя в элементе речи". 208(13)

 

 

1331. "Существование "пра-языка" не выдумано. Посвященные всех народов в известном смысле еще умеют ощущать этот "пра-язык". Да, во всех языках имеются известные созвучия, которые суть не что иное, как остатки человеческого "пра-языка".

Этот язык пробужден в человеческой душе инспирацией сверхчеловеческих существ, истинных предшественников людей, которые на др. Луне закончили свое развитие". 15(2)

1332. Человечество изошло из единства. Следы этого сохранила речь, а особенно междометия. "Естественно, если человек вздыхает: Ах! — если он выражает себя: Ох! — то его понимают повсюду!" 210(2)

 


1333. "Еs" (англ. it) является не чем иным, как сокращенным именем Зевс. Зевс сверкает, Зевс гремит. Многие немецкие слова произошли от греческих, в их основе лежит Божественно-духовное. 300-в с.69

 


1334. "Французская народность имеет тенденцию мысль низводить, втискивать в слово, т. е. мысль впечатывать в сказанное. Поэтому так легко в этой сфере опьяняются словом, опьяняются фразой; (рис. 1):
Английская народность отпечатлевает мысли под словом, так что мысль пронизывает слово и по ту сторону слова ищет реальность (рис. 2):
Немцы отличаются тем, что с мыслью не доходят до слова. И только благодаря тому факту могла возникнуть философия... Фихте, Шеллинга, Гегеля, благодаря тому, что немцы не несут мысль до слова, но мысли держат в мыслях. ... Действительно правильный перевод этого невозможен, возникает лишь суррогат. Нет никакой возможности сказанное Гегелем перевести на английский или французский. Это совершенно исключено. ... Славянская народность отталкивает мысли назад, во внутреннее и там держит их. Слово очень далеко отстоит от мысли. Оно парит как бы отдельно от нее (рис. 3)”. 173(3)

1335. Р.Штайнер на педагогической конференции говорит о том, что было бы неплохо, если бы преподавание французского в школах прекратилось естественным путем. "Это было наибольшим заблуждением Ницше, когда он назвал немецкий язык вводящим в заблуждение. Это французский не только вводит в заблуждение, но и притупляет, выводит людей из самих себя. Когда кто-то с вдохновением говорит по-французски, то остается впечатление, что он не совсем в себе. ... Это сказано радикально. Но необходимо так взглянуть на вещи, тогда можно прийти к нужным нюансам чувств, с которыми входят в преподавание французского".

"Французский — это почти отмерший язык, подобно латинскому в средние века; он уже тогда был мертв. ... Что дает французскому силу — это фурор, кровь французов. Язык, собственно, мертв, и он продолжает говорить как труп. Сильнее всего это выступило во французской поэзии XIX века. Душа совершенно коррумпируется через употребление французского языка". Пользуясь языком-трупом, французы и свою кровь ведут к отмиранию. 300-б с.280-282

1336. "Английская речь флегматическая, греческая — в высшем смысле сангвиническая. ... немецкая речь — как многое, здесь представляет середину, — сильно меланхолическая с очень сильными сангвиническими чертами". (См., например, философские речи Фихте, отдельные места в "Эстетике" Гегеля.) 295(5)

 

 

1337. "Грандиозный памятник остался от середины Атлантической культуры — это китайский язык. В китайском содержится нечто составное и в то же время нечто изначальное, где сам звук имеет в себе нечто внутреннее, душевное и выражает определенное отношение к внешнему миру". "В строе языка семитско-египетской культуры ясно высказывается то, что образовалось в пятой подрасе Атлантиды, в прасемитской культуре. Характерным там было вспыхивание рассудка в человеческом развитии. Здесь вырабатывается впервые логика и рассудок. ... Но язык семитов не содержит в себе атомизма китайского языка, ему присущ аналитический характер. Зато языки кавказской расы имеют синтетический характер. ... В семитском языке наличествует нечто комбинаторное, исчисляющее, логико-понятийное. Это выступает нам навстречу в египетской архитектуре, выражается в пирамидах и в грандиозных мыслеобразованиях, затем в удивительной науке, в астрологической форме астрономии". 54(6)

1338. Р.Штайнер (А.Белому): "Русские не знают своего языка; их язык шире, чем они; если бы они познали свой язык, если бы они научились понимать, как отыскивать правильное слово и как менять значение слов, если бы они их ставили на принадлежащие им места, т. е. слова брали реально, а не абстрактно, то они уже были бы в культуре Манаса; как мне кажется, слово "манас" содержится в вашем языке; но русские не постигают всего, что содержится в их языке. Язык несет в себе слова сокрыто, а русские говорят о "бессловесном", о "невидимом". ... монашеское направление в современной русской интеллигенции не хочет знать слова..."

"Киселева говорила мне, что все "о" произносятся в вашем языке как "а". Я думаю, что это не заключено в сути вашего языка". Когда я был в русской церкви в Гельсинфорсе, "мне понравилось звучание слов в молитвах, как их произносил священник", все остальное усыпляло мышление. "Звучание же слов было поистине прекрасно. ... Когда я слышу русского, его речь звучит не в нем, а над ним (над головой); когда же они начнут говорить здесь (в груди), то овладеют своим языком; тогда для „несказанного" они найдут много слов". Д. 89, 30-31

1339. "Кто это наблюдал, тот мог убедиться, что дети, говорящие на диалектах, имеют более внутреннее отношение к речи, чем не говорящие на диалектах. ... диалект как таковой, образуя слова, предложения, более интенсивно чувствуется и волится, чем т. наз. литературный язык, основывающийся более на представлении или на вобравших главным образом представления чувствах". 301(9)

 

 

1340. Духи народов влияют тонко и интимно на отдельную человеческую душу, но гораздо сильнее действуют здесь еще другие существа, в некотором отношении родственные Архангелам. Это отставшие духи Формы. На др. Солнце, когда современные Архангелы проходили свою человеческую ступень, они были на ступени Архангелов. Их отсталость состоит в том, что свою ступень архангельства они прошли не на др. Солнце, а проходят ее на Земле и потому стоят на ступени Духов народов, но обладают при этом иными свойствами. Эти духи Формы стоят на четыре ступени выше человека, каким он является теперь, и они способствуют возникновению речи. Они отстали из любви к человеку, поэтому прав человек в своей искренней любви к речи. 121(2)

1341. "Развитие речи переступило свой высший предел. В действительности речь стала уже чем-то абстрактным. В настоящее время по Земле идет волна глубокой неправды, когда повсюду стремятся восстановить порядки, которые должны иметь какое-то отношение к народным языкам, т. к. люди не имеют больше того отношения к языку, которое через язык подходит к самому человеку ... видит его существо". 185(5)

 

 

1342. Ариман вызвал дифференциацию единого языка. 191(15)

 

 

1343. Гласных звуков семь. "Нюансы гласных являются тем, что приходит сюда от люциферического". 179(4)

 

 

1344. "Народы, которые пришли в упадок, например негры, глаголы ощущают очень субстантивно (ближе к существительным), они через это полностью отделяют себя от духовного мира". 190(9)

1345. "Ариман, собственно, говорит сегодня, когда говорит человек. И люди должны постепенно привыкнуть понимать, исходя из совершенно других источников, чем простое звучание слов речи. Чтобы понимать других людей, необходимо много глубже стоять в жизни, чем это было в век, когда на крыльях речи находилось то, чем люди обменивались друг с другом. Сегодня на крыльях речи нет ничего". 196(5)

 

 

1346. "Почему люди сегодня судорожно ищут внешнего отношения к национальному языку? Почему пришло это ужасное несчастье в Европу, которое Вудро Вильсон считает "счастьем"? ... Почему в Европу пришло это большое несчастье, что свободу связывают с судорожным цеплянием за национальные языки самых малых народов? — Потому, что люди в действительности судорожно ищут внешнего отношения к духу, которого они больше не имеют; ибо, спя, они больше не имеют естественного отношения к речи, а следовательно — и к Иерархии Архангелов. Человечество снова должно найти дорогу к пронизанию всего языкового идеализмом, если оно не хочет потерять путь в духовный мир". 224(11)

3. Англо-американские народы.

 

Англия и англичане

 

1347. "На острове Англези, где находилось общество короля Артура, совершенно особая духовная атмосфера". В обычной атмосфере, если человек получает имагинации, некая сила их тут же стирает. В тех же областях, в Уэльсе, имагинации трудно вписать в астральное, зато потом они там дольше сохраняются, глубже отпечатлеваются. Рассматривая кромлехи, там можно проделать путь назад до времен расцвета Мистерий друидов. 223(8)

 

 

1348. В Англии есть места, где осталось много имагинаций, как наследие эпохи друидов, но тысячи машин, проходящих через атмосферу, с грубой силой разрушают их. 227(9)

 

 

1349. "В отношении людей Запада следует сказать, что их эф. тела формируются из сил воды ... их эф. тела формируются после того, как их физ. тело получило значительный отпечаток извне, так что гении моря, гении воды могут непосредственно действовать на эф. тело. У народов Запада то, чем они являются, происходит от того, что импульсы входят в эф. тело. А там, где импульсы больше входят в эф. тело, речь больше идет о временном, чем о пространственном. Как в ходе времени действуют импульсы — это становится главным". 158(3)

1350. "Английскому народу в особой мере передана забота о душе сознательной, как она себя изживает в материализме. ... Забота о материализме выражается в том, что люди чувствуют себя просто стоящими в пространстве один возле другого. Отсюда происходит то, что подобным образом никогда не ощущалось в прошлом: конкуренция. Душа сознательная ощущает других как конкурентов в физическом бытии".

"Что не является повторением старого, но принадлежит к 5-й послеатлантической эпохе, что является новотворчеством этой эпохи — это британская душа. ... особенное британской души составляет ее предстояние событиям... Когда я писал "Загадки философии", я искал выражение для британской философии. И тогда мне открылось: она зритель жизни; она представляет себя как душа сознательная, подобно зрителю представляет себя в жизни. И кто же он, великий творец британской души, который представляет себя и выражает британские характерные особенности вплоть до глубины души? — Это Шекспир! Здесь британская душа несравненна в качестве зрителя". 157(2)

1351. "Душа ощущающая в своей глубокой части содержит вечные движущие силы человеческой природы, те силы, что проходят сквозь рождение и смерть. Душа рассудочная, или характера, содержит в себе наполовину временное, наполовину вечное. Душа сознательная, какой она является сегодня, влечет человека к временному, поэтому ... британский народ, по хорошему выражению Гете, направлен не к глубокомысленной рефлексии, а к практическому, ко внешней конкурентной борьбе". 159(4)

 

 

1352. "Как экономический импульс, так и импульс духовного производства стоят там (в англоязычных народах) в тени того, что исходит из инстинктивного импульса, тяготеющего к выработке души сознательной". 186(6)





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...