Главная Обратная связь

Дисциплины:






VIII. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРАКСИС 5 страница



Мышление вообще принимает реальный характер ... и благодаря тому, что человек чувствует себя в нем так же, как раньше чувствовал себя в процессе роста или в жизненном процессе, именно на этом основании и должно вырабатываться описываемое имагинативное мышление. Ибо, если человек вырабатывает его так, что бессознательное или, может быть, даже телесное примешивается к медитации, то те силы, те реальности, которые теперь человек переживает в сверхчувственном мышлении, могут опять отразить­ся в своей игре в физическом и эфирном человеческом организме. Там они тогда соединились бы с сила­ми роста, с силами питания, и, настойчиво пребывая в таком реальном мышлении, человек изме­нил бы свой физический и эфирный организм. Но этого не должно быть ни в коем случае! Вся деятельность, совершаемая человеком с целью достичь имагинативного познания, все эти силы должны быть направлены единственно на отношение человека к окружающему его миру, и они ни в коем случае не должны вмешиваться в физический и эфирный организмы. Эти последние должны оставаться целиком неизменными, так что в случае, если человек обретает способность своим мышлением дви­гаться в эфирном мире, то этим мышлением он мог бы, оглядываясь на свое физ.тело, видеть его неизме­нным. Оно остается таким, каким и было; эфирное мышление не затрагивает его".

Находясь в эфирном мышлении, человек должен быть в состоянии по свободному решению в любой мо­мент вновь вернуться в физический организм и смотреть, и слушать, как он это всегда делал прежде. "Эта способность совершенно свободно, по собственному произволу переступать из физического бытия в эфирное бытие вне физ.тела и обратно должна постоянно присутствовать. Тогда достигается правильное имагинативное мышление". 215(3)

 

1046. "Когда мы рассматриваем наш физический организм как воспринимающий внешнюю материю и снова выделяющий ее материально, то оказывается, что этот физический организм в определенном смысле спе­циально организован для восприятия и выделения современных субстанций; но в себе он несет нечто та­кое, что существовало в начале Земли, чего теперь на Земле больше нет, что исчезло с нее, ибо Земля содержит конечные, а не начальные продукты. Мы, т.обр., носим в себе нечто такое, что мы должны ис­кать в очень-очень древних временах в конституции Земли. ... И это является тем, что позволяет че­ловеку сказать: я храню в себе начало Земли. Благодаря рождению в физическом бытии я несу с собой нечто такое, чего Земля теперь не имеет, а имела миллионы лет тому назад. ... Что подобным образом пребывает в человеке и чего уже нет в Земле, может, тем не менее, выступить перед человеческим на­блюдением. И это происходит благодаря тому, что человек овладевает ... медитированием. Человек привык представлениям, через которые он воспринимает внешний мир, просто давать возникать в себе, во­ображать себе внешний мир через эти представления. И в последние столетия человек так сильно при­вык воображать себе только внешний мир, что стал совсем не в состоянии сознавать внутренне, что представления он может также образовывать свободно изнутри. Образование таких свободных представле­ний изнутри и называется медитированием: пронизанием себя в сознании представлениями, которые при­ходят не от внешней природы, но извлекаются изнутри, когда человек преимущественно обращает внима­ние на ту силу, которая производит эти представления. Человек тогда приходит к тому, чтобы чувство­вать, как действительно в одном человеке коренится другой человек, как в человеке действительно мо­жно внутренне ощутить нечто такое, что, напр., подобно мускульной силе... Медитирование имеет успех, если человек в конце концов может сказать себе: в моем обычном мышлении я совершенно пассивен. Я по­зволил чему-то совершиться со мной. Я позволил природе набить меня мыслями. Но я больше не хочу быть набиваемым мыслями, я хочу вносить в мое сознание те мысли, которые я желаю иметь, и переходить от мысли к мысли только силой самого внутреннего мышления. — В этом случае мышление будет ста­новиться все сильнее и сильнее, как крепнет рука от частого употребления. ... Тогда тотчас же вы­ступает перед сознанием то, что человек несет в себе, как повторение древних состояний Земли. Он познает ту силу, которая съеденную им пищу в физ.теле преобразует и перепреобразует. И когда он достигает того, чтобы переживать в себе этого высшего человека, который столь же реален, сколь и физический человек, тогда он одновременно приходит к тому, чтобы внешние вещи мира также созерцать этим усиленным мышлением". 234 (2)



Зачем нужно медитировать?

 

1046а. "Медитация в современной культуре является единственным путем, ведущим в высшие миры".

"Медитировать означает открывать душу Майстеру, чтобы ночью он мог ей дать импульсы". 266-3, с. 341, 344

"В свободные моменты в течение дня нужно все снова возвращаться к строкам медитации, обдумывая, какие еще рассмотрения можно извлечь из них". Они тогда станут живой силой, погружающейся в душу и делающей ее сильной и мощной. Ибо если душа соединяется с вечными истинами, то она сама живет в вечном. А если душа живет в вечном, то высшие существа находят доступ к ней и могут погружать в нее свою силу".

"В медитации мы отдаемся могучим существам, сотворившим нас".

"Подобно магнитному флюиду должно нас во время медитации втягивать в духовный мир; тогда мы пребываем в правильном мыслеобразовании". 266-1, с. 62, 460, 544

"Важнейшими, значительнейшими для нашего развития моментами в нашей эзотерической жизни являются те, которые возникают в нашей душе (после того, как мы совершили медитацию) как состояния полного покоя, штиля, и мы тогда даем медитации подействовать на нас. Мы должны стараться такие моменты делать как можно более длительными".

Вызывая такой покой в душе, мы делаем то же самое, что делают с нами макрокосмические существа в момент смерти. Тогда эф. тело расширяется, но астральное сжимает его своими страстями, и потому наступает Камалока. В медитации мы стараемся забыть физ. тело. "Эфирная субстанция нашей души" изливается в эфирный мир, и мы соединяемся с Иерархиями. От них в мире живут злые и добрые существа. Какую материю мы несем к ним, такую получаем и назад.

Не следует сначала эф. тело отпускать слишком далеко, чтобы в физ. теле ничто не нарушилось. И если возникает головокружение, то такие погружения следует сократить. 266-2, с. 189-191

"Четыре тысячи лет тому назад еще имелся избыток сил эф. тела, которым не пользовалось физ. тело. В греко-римское время тот избыток иссяк. А теперь вновь часть эфирных сил не находит доступа к физическому телу, отталкивается им и физическим миром. Чтобы войти в эту часть сил, мы пользуемся медитациями..." 266-2, с.381

"Духовным мирам светит из каждой медитации, и они могут до или после медитации подойти к человеку". 266-2, с. 425

Первым результатом медитативной работы является чувство взятости в высшие миры, чувство, что мы пришли в место, где стояли изначально. Живым, теплым должно быть это чувство. 266-2, с.157

"Плодом медитации должно стать чувство, что мы стремимся и подходим к существам высших Иерархий, и это чувство взятости в высшие миры, приход на место, где мы были изначально, переживается тепло, живо". 266-2, с. 343

"Святым долгом должен сделать для себя каждый медитант сразу же после пробуждения приступать к медитации. В крайнем случае, первой в нем должна возникать мысль благодарности к высоким существам".

Но еще более святым долгом является понимание того, что даже высоким духовным существам он доставляет неприятности, входя в медитацию с нечистыми мыслями и чувствами. Он загрязняет тогда духовные сферы. Чтобы их потом очистить, нужно взять силы, способствующие прогрессу человечества. Нельзя также засыпать с нечистыми мыслями. 266-2, с. 71-72

"После пробуждения мы должны стремиться как можно скорее вновь окунуться в духовные миры благодаря медитации". 266-2, с.76

Совершая медитацию утром, сразу же после пробуждения, можно снова соединиться с ночными переживаниями в духовном мире. 266-2, с. 192

"Медитируя, человек творит себе в эф. теле как бы "передний позвоночник" — ряд цветов лотоса, расположенных за грудиной. (В седьмой культурной эпохе у человека не будет грудины.)" 266-2, с.119

Ступени медитации

 

1046б. "Человек в свете Антропософии.

1). Четыре члена человеческого существа.

2). Сознание во сне помрачается из-за желания, вожделения вновь иметь физ. тело. Это желание следует отвести на физический и эфирный организмы.

3). После смерти вожделение физ. тела пропадает — Я пронизало все физ. тело — эф. тело выделяется — астр. тело и Я выталкивают его.

4). Теперь необходимо отделиться от физического мира — движение в обратном порядке. Это развитие в обратном порядке совершается в соответствии с тем, что происходит в голове, т. е. устраняются все препятствия к метаморфозе. Из чувств должны образоваться суждения, из волений — ощущения. Устраняется время, существующее на Земле; потом исчезает пространство". Д. 21, с. 12-13

Ступени медитации: сначала вызывается пустое сознание. "Через дальнейшее интенсивное напряжение воли душа должна быть приведена к тому, чтобы как бы из ничего заполнить себя (душевную жизнь) сильно действующим представлением. Оно должно ...какое-либо значительное дело сформировать символически. Символ в таком случае действует как опосредующий элемент между обычным представлением и воображением (Phantasma). Он имеет отношение к чему-то действительному, но не отображает ничего действительного. Концентрируя все, что живет в душе, на таком символе, можно стянуть внутреннее души в себе и освободиться от того состояния, которое внутреннему человека известно только благодаря инструменту внешнего". Д. 9, с. 4

"Медитация состоит из двух частей:

1. из технической части,

2. из части, переходящей в тела; тут имеется в виду род мышления, чувствования, действия, изменяющегося у человека, делающего медитацию правильно.

Терпение и добросовестность необходимы для упражнения в медитации. Что делает человек, когда медитирует? Он подражает божественно-духовным существам высших Иерархий". Они творили-мыслили по принципу: вода камень точит. 266-2, с. 141

 

1046в. "Когда мы выключаем медитацию, выключаем всякое мышление, то вызываем нашу душу на борьбу с Люцифером". 266-3, с. 194

 

1047. "В медитации человек сначала покоится на определенном представлении или комплексе представ­лений и этим укрепляет душевную жизнь. Но этого не достаточно для того, чтобы полностью войти в сверхчувственные миры. Для этого необходимо еще упражняться — кроме удержания представлений — не толь­ко в том, чтобы всю душу концентрировать на этих представлениях, но постоянно по произволу быть в состоянии эти представления из сознания удалять. Как в обычной жизни человек может смотреть на пред­мет, а может от него отвернуться, так необходимо научиться в сверхчувственном развитии строго конце­нтрироваться на душевном содержании, а потом быть в состоянии это из души удалить.

В обычной жизни это сделать не так просто. Подумайте, как мало человек держит в руках свои мысли, чтобы быть в состоянии их удалить, когда это ему нужно. Иногда мысли, особенно если они неприятны, преследуют его целый день. Он не может их отбросить. Но это станет еще труднее, когда мы введем в свой обиход концентрацию на мыслях. Мыслесодержание, на котором мы концентрируемся, оно в конце концов начинает держаться в нас, и нам потребуется приложить все наши усилия, чтобы его устранить". Однако, продолжая упражняться, человек, наконец, обретает способность устранять панораму своей жизни до рождения, которую он до того созерцал в своем эф.теле, т.е. мы убираем из сознания уже вошедшее в него наше временное, или эф., тело. "Естественно, это ступень развития, на которую здесь необходи­мо возвести эф.тело. Мы должны сначала созреть; через исключение медитативных представлений мы дол­жны усвоить силу этого душевного колосса, чтобы этого душевного колосса устранить; ужасная "акула" нашей жизни, протекающей от данного момента до рождения, целиком стоит перед нами, и ее мы должны ус­транить. И если мы ее устраняем, то для нас наступает нечто такое, что я мог бы назвать "бодрственным сознанием". Тогда мы остаемся просто бодрственными, безо всякого содержания сознания. Но оно теперь наполняется. Как воздух течет в пустые легкие, нуждающиеся в нем, так течет теперь в пус­тое сознание, возникшее описанным образом, действительный духовный мир.

Это инспирация. Струится нечто, не являющееся тонкой материей, но относящееся к материи так, как позитивное относится к негативному. Что является противоположностью материи, струится теперь в став­шее свободным от эфирного человеческое. Это важнейшее, что мы должны усвоить: дух — это не тонкая, ставшая эфирной материя. ... Описанным методом устраняя эф.тело, я прихожу не к еще более тонкому эфиру, но к чему-то противоположному эфиру; как долг (денежный) противоположен наличию. Теперь я впервые из опыта узнаю, что такое дух. Дух входит через инспирацию, и первое, что мы теперь пережи­ваем, есть то, что было с нашей душой и духом до рождения, до зачатия, в духовном мире. Это предсуществование нашего душевно-духовного. ... Для науки посвящения подобные вещи являются не фило­софскими истинами, которые придумывают, а опытом..." 214 (8)

Как следует медитировать?

 

1047а."Подготовление к медитации идет через изучение, чтобы восприимчивей сделать почву".

"Проведение медитации есть дело единственно лишь воли. Она, естественно, должна быть укреплена и развита. Но при этом должна освятиться вся внутренняя жизнь..." 266-2, с. 29, 72

О медитации думают правильно, полагая, "что никогда ее содержание полностью исчерпать нельзя..." 266-1, с. 58

 

1047б. "Садящийся медитировать, должен позаботиться о том, чтобы в комнате не было слишком жарко или слишком холодно, чтобы как можно меньше переживать телесных неудобств. Первое переживание может состоять в том, что человек почувствует внутреннее беспокойство, словно бы в его крови что-то покалывает, царапает, щекочет; и это отвлекает нас. Может даже возникнуть шум в крови". Не следует думать, что кто такого не переживает, тот лучше медитирует. У всякого должны возникнуть такие переживания, что служит подтверждением правильности пути. "Через покалывание и поскребывание в крови в сознание входит эгоизм... Это он мешает нам сначала установить необходимый покой". Если мы энергично продолжаем медитировать, то покалывания, сохраняясь, перестают нас отвлекать.

Вторым препятствием в медитировании выступает удушье, дыхание теряет регулярность; возникает ощущение, будто бы в шее имеется утолщение, стеснение, на которое наталкивается дыхание. Всякий должен пережить и такое; оно указывает на недостаток чувства истины, на лживость, все еще коренящуюся в нас.

Третье затруднение состоит в том, что медитирующий может вдруг вспотеть и почувствовать слабость. В этом случае физ. тело мешает эфирному расшириться, выступить за его пределы, как это должно происходить при медитировании. Причина заключается в чрезмерном питании.

Четвертое препятствие выражается в том, что человек переживает приятность, легкость, словно бы во сне. Такое переживание является следствием слабого социального интереса к людям, склонность вести жизнь в полусне.

Против эгоизма хорошо читать "Отче наш" или начало Ев. от Иоанна. 266-3, с. 181-182

"Единственно необходимое для медитирующего европейца — это чтобы он принял положение тела, не ощущаемое им, не создающее неудобство, чтобы он мог вполне оставаться в самом себе. Восточная медитация (молитва), сопровождаемая коленопреклонением, в значительно большей мере связана с постановкой человеком себя в потоки Вселенной". 343, с. 628

 

1047в. "Конечно, эзотерику непросто в медитации удалить из души всякое мысле-, чувство- и волесодержание и развивать лишь сами силы. ...По сути говоря, медитант находится в состоянии спящего человека, только сохраняет сознание". Во время сна астр. тело и Я покидают кровеносную и нервную системы, но продолжают действовать в железах и органах чувств. "Это может показаться парадоксальным, что органы чувств особенно бодрствуют, когда человек спит". Я и астр. тело ночью напоминают Солнце на другой стороне земного шара. Кто способен сохранить сознание во время сна, может пережить свет Я, работающий, например, над восстановлением утомленного за день глаза. Можно пережить имагинацию Архангела, борющегося с демоном. Она возникает потому, что и ночью кровь должна притекать к глазу. Сам же глаз в длительной эволюции творился Иерархиями.

В медитации мысль, чувство и воля должны стать не интенциональными. 266-3, с. 227-228, 233

Эзотерики жалуются, что во время медитации их атакуют посторонние мысли. Но это естественно. "Это люциферические и ариманические существа, которых мы прежде не замечали, но именно через медитацию они и становятся заметны".

С такими мыслями не стоит бороться, как с роем пчел. "Через тихое и спокойное продолжение медитации они сами покинут нас". 266-3, с. 144

Медитанты жалуются, что не могут управлять мыслями. Нас окружают существа, которые все сильнее атакуют нас. "Радуйся, что так обстоит дело; так проявляется успех в медитации, которым тебе явлено, что мысли суть духовная сила".

"Мысли, устремляющиеся на нас, — это порхающие вокруг нас существа духовного мира, которые, чем больше мы стараемся их задержать, тем сильнее атакуют нас. Не стоит на это жаловаться , нет, будь рад, что это так... ибо так выражается успех в медитации, который показывает, что мысли — духовная сила". 266-2, с. 158, 344

"Как только мы начинаем медитировать, эф. тело стягивается. В результате возникает внутреннее чувство тепла, поскольку тепловой эфир находится в самом низу; ...он-то и стягивается. Если при этом обратить внимание на то, что имеешь вне себя, то можно воспринять, как некий род религиозной самоотверженности (преданности) течет как моральное тепло в мировом эфире. И что имеешь в себе, осознаешь как то, чего следует стыдиться в связи с этим моральным мировым теплом". И поскольку делать всего этого не хотят, говорят, что не имеют прогресса.

"После медитации хорошо сделать спокойную паузу, сделать душу совершенно пустой и только ждать, какие имагинации придут к нам из высших миров". 266-3, с. 252, 89

 

1048. Вопрос: что должен я делать из моего Я, когда медитирую? "Медитация состоит в следующем. Как современный человек, вы имеете, по отношению к каждому изре­чению чувство, что вы должны его понять. Это есть высказанная деятельность Я в современной инка­рнации. Все, что вы делаете интеллектуально, является явной деятельностью Я. Интеллект в совреме­нной инкарнации и все остальное объемлется Я, действует в крайнем случае сновидчески и бессозна­тельно. Медитированием называется выключение этого интеллектуального стремления и взятие медитатив­ного содержания так, как оно дано, чисто, я бы сказал, дословно. Т.обр., когда вы подходите к содер­жанию медитации интеллектуально, то прежде, чем взять это содержание в себя, вы приводите свое Я в движение, ибо размышляете о содержании медитации, вы имеете ее вне себя. Если вы содержанию медитации... даете присутствовать в своем сознании, совершенно не раз­мышляя о нем, но давая ему лишь присутствовать в сознании, то в вас работает ваше Я не из совре­менной инкарнации, а из прошлой; вы удерживаете интеллект в покое, вы просто погружаетесь в содер­жание слов, которые вы слышите внутренне, а не внешне, слышите как содержание слов, во что вы погру­жаетесь; и когда вы в это погрузитесь, то в содержании медитации работает ваш внутренний человек, иной, чем тот, который находится в современной инкарнации. Но благодаря этому медитативное содержа­ние становится чем-то таким, что вы должны не понимать, но что должно в вас реально действовать и так реально в вас работать, чтобы вы, наконец, увидели; теперь я переживаю нечто такое, чего раньше не мог переживать". 316 (9)

 

1049. Все ритмы физ.тела упорядочиваются "высшими Властями, Мудростью мира, тем, что в Писании названо Святым Духом. Высшие тела, а именно астр.тело, в известной мере этими высшими духовными Властями покинуто и утратило свой ритм". Сравните ритм сердца и действие вожделений. "С точки зре­ния ритмизации астр.тела посты являются чем-то исключительно значительным. ... Кто постится, выклю­чает астр.тело и не развивает никакого вожделения к пище. Это подобно выключению двигателя в машине. Астр.тело тогда остается бездеятельным, и вся ритмика физ.тела и насажденная в него мудрость дейст­вуют в астр.теле и ритмизируют его. Подобно печати на сургуче отпечатывается гармония физ.тела в астральном...". Внести ритм во всю высшую жизнь — это ныне самое главное. Необходимо строго плани­ровать себе весь день. Рано утром совершать духовные упражнения. "Твердо установи себе утром час, когда ты будешь концентрироваться. Этого часа ты должен придерживаться твердо. Ты должен тогда ус­тановить некий род стиля в себе, чтобы великий оккультный Майстер смог пробудиться в тебе". Нерегу­лярно делать упражнения бессмысленно. Астр.тело ждет их в одно и то же время, и если их нет, то оно приходит в беспорядок. 54 (9)

 

1050. Медитацию нельзя сопроводить совершенно определенными правилами, напр., такого рода, что все должны делать ее в одно время, ибо это может произвести подавляющее воздействие на душу. "Все это ведет к тому, что медитация нечто теряет из того, что она должна иметь. Видите ли, каждая меди­тация становится вредной, когда, делая ее, человек исходит из долга. Это вы должны очень точно иметь в виду. Всякая медитация приносит вред, если, делая ее, исходят из долга. ...Когда медитация станови­тся чем-то таким, без чего человек не может обходиться, что он ощущает так, будто это принадлежит ко всей жизни души, тогда медитация ощущается правильно".

"Одну медитацию вы делаете один-два раза, другую — двенадцать раз". (Имеется в виду день. Это го­ворится врачам в связи с данными им медитациями. — Сост.)

"Дело заключается в том, чтобы жизненные обстоятельства, т.е. то, что человек имеет как особые ситуации в своей жизни, использовать для того, чтобы делать такие медитации (не данные лично). Не правда ли? такие медитации нетрудно делать тогда, когда для этого есть свободное время. Чем чаще, тем лучше. ... В таких медитациях дело заключается в стремлении к личному развитию". 316 (10)

 

1051. "Что касается продолжительности погружения (в медитацию), то нужно принять во внимание, что действие тем сильнее, чем дольше может продолжаться погружение. Но всякого преувеличения в этом направлении следует избегать. Известный внутренний ритм, который приобретается благодаря самим упражнениям, научит ученика той мере, какой он должен придерживаться в этом отношении". 13 (5)

 

1052. "Начинать практическую медитативную работу во время отпуска не стоит как ради здоровья, так и ради медитации. ... Лучше начать во время самой обыкновенной профессиональной работы. Ибо медитация совершенно не должна отнимать времени. В этом даже состоит главное условие, если она долж­на стать плодотворной". (Из письма к Хорсту Хеннигу от 12 авг. 1904 г.)

"Правильное начало медитирования состоит в следующем: ... установить в душе полнейший штиль. Совершенно отвлечь внимание от всех впечатлений, а также от всех мысленных представле­ний, относящихся к повседневной жизни... утром во время медитации установить совершенное бодрство­вание".

Утром медитировать следует сразу после пробуждения, "когда через душу еще не прошла ни одна по­сторонняя мысль..." 264 с.69, 103-104,122

 

1053. "Хороший ритм заключается в том, чтобы ежедневно в определенное время совершать оккультные упражнения. Поэтому ученик должен исполнять медитации и концентрации в один и тот же час, подобно тому, как Солнце в одно и то же время каждую весну посылает свои силы Земле". 96 (9)

 

1054. "В чем человек упражняется благодаря медитации и концентрации, что он благодаря этому вну­тренне переживает — это действует подобно тому, как свет действует на глаза, звук на уши. Благода­ря этому астр.тело преобразуется, в нем возникают органы познания, видящие в астральном мире". 103 (4)

 

1055. "Медитацией нужно заниматься так, чтобы она стала также и чувством. Но образовывать чу­вства через медитацию — это особенно трудно". 140 (20)

 

1055а. "Одна из тех индивидуальностей, которых мы называем Мастерами мудрости и созвучия ощущений, знакомая мне, сказала: я беру "Отче наш" как медитацию один раз в месяц; в остальное время я пытаюсь сделать себя зрелым и достойным углубиться хотя бы в одно предложение этой удивительной медитации". 266-2, с. 26

 

1056. "Лишь когда мы внесем в мысли, в представления движения души, когда мы одно ощутим как до­брое, другое как злое, соединим мы с мыслями то, что они вносят в небесный круг. Лишь тогда загля­нем мы в глубокие основы бытия. ... мышление приводит нас в связь лишь с астральным миром... По­этому, медитируя над тем, что нам дается, мы должны пронизать его чувством, ибо лишь благодаря это­му мы приведем себя в отношение с деваханическим миром. Обычная бездушная наука, как бы она ни была остроумна, не ведет человека далее астрального мира. Музыка, искусство, живопись ведут нас на нижний Девахан". 130 (7)

 

1057. "При медитации важно не то, что человек представляет, а то — я все время это подчеркиваю, — что он представляет с внутренней силой. Во внутренней энергии, в силе, в воле заключается дело, в чувстве и ощущении во время медитации, т.е. в волевом элементе, который мы раз­виваем медитируя..." 161 (6)

 

1058. "Медитация оставляет последствия в работе астр., физ. и эф. тел ночью. Лишь добрые существа должны находить доступ к человеку". Для этого необходимо возможно больший покой, равновесие и т.д. (6 правил). 94 (34)

 

1059. "Медитирование должно быть вживанием в обликообразующие силы мысли; оно должно быть об­наружением живого чувства мысли. Что мысль нечто делает в нас — это должно быть обнаружено во время медитации". Это вживание в формирующие силы мира много ищется мировоззрением Востока. Поэтому там говорят о единении с Брахманом в медитировании. 162 (5)

 

1059а. "Сила этого (медитативного) слова заключена не только в мысли, выраженной им, но также в ритме и звучании слова. Мы должны слушать его, и если при этом нам удастся исключить все чувственное, то нужно сказать: мы должны уметь наслаждаться звучанием слова, с наслаждением предаваться ему. Тогда духовный мир звучит в нас. И поскольку так много связано со звучанием слов, то перевод медитаций на другие языки — дело сложное. Медитативные формулы, полученные нами на немецком, непосредственно таковыми принесены из духовного мира".

"Мантры рождают колебания слова, созвучные с колебаниями мысли в акаша-материи". 266-1, с. 197, 123

Медитация: Es webt mich. ...Божественная творящая, правящая сила пребывает в E, астральное — в S.

"Мантрам, медитация не есть понятие, а лишь внутреннее переживание звука речи. Мы прислушиваемся к себе самим, но до речи дело не доводим". 266-3, с. 67, 190

 

1060. "Через трое врат вступают в духовный мир. Первые называют вратами смерти, вторые — вратами элементов, третьи — вратами Солнца. Кто хочет идти путем познания, должен пройти через все трое врат пути познания. ... Врат смерти не достичь ... если не идти путем медитации".

"Особую трудность у врат смерти составляет ощущение — которое мы должны преодолеть: — ты теряешь себя! Но стоит нам окрепнуть, идентифицировать себя с мыслями, и тут же возвращается сознание: ты потерял себя и вновь нашел. ... необходимо сделать переход: низойти в пропасть, потерять себя в пропасти, но с уверенностью, что найдешь себя вновь. ... Всего этого можно достичь ... самоотверженно, систематически отдаваясь внутренней работе и внутреннему преодолению через медитацию".

В медитации "человек имеет видение — не просто чувство, — что мысль вначале представляет собой, я бы сказал, маленькое круглое семя. Оно вырастает в определенного облика существо, которое, извне окружая голову, продолжается в ней ... так что мысль принимает форму как бы крылатой человеческой головы, которая кончается в неопределенном и простирается в тело через голову. Мысль, т.обр., вырастает в крылатую человеческую голову. Вот чего нужно достичь... эта крылатая ангельская голова дей­ствительно внутренне видна, но многое препятствует тому, чтобы ее увидеть. И рубеж, которого здесь прежде всего достигают, есть действительно Порог духовного мира. ... Но там стоит, вначале совер­шенно невидимая для человека, сила, которую мы всегда называем Ариманом. И видеть то, что я опи­сал как выросшее мыслесущество, мешает Ариман. Он не хочет, чтобы человек это видел. А поскольку это путь медитации, то Ариману легко на этом рубеже лишить человека видения, если тот зависит от предрассудков физического мира".





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...