Главная Обратная связь

Дисциплины:






ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ. 2 страница



зачем тогда Бог?" Слово "Трагедия" в заглавии книги Унамуно появилось от разрыва между природой человека, который страстно желает бессмертия и человеческим опытом, который утверждал, что такого не существует. Если Теория Точки Омега верна, то этот разрыв между эмоцией и опытом ликвидирован.

Этому разрыву придет конец вскоре по той или иной причине. Как сказал Аристотель более 2000 лет назад, человеческое существо является низшей стадией думающего животного, чья способность различать и основной механизм выживания дают возможность рационально понять мир. Если наука будет и дальше не находить никаких признаков существования Бога и жизни после смерти сначала ученые, а потом прихожане всех церквей станут атеистами. Люди найдут философию, которая позволит им стать лицом к лицу перед их собственными постоянными смертями, смертью их детей, их цивилизации, смертью всей жизни во вселенной.

Прогресс атеизма может быть показан документально в истории биологии двадцатого века. Историк биологии из Корнельского университета Уильям Провайн утверждает, что в 20-е годы многие, большинство эволюционистов были религиозны. В это время теория Дарвина была в опале, временно заменена гипотезой движущей силы, которая направляет эволюцию жизни в сторону большей сложности. Глава американских эволюционистов Генри Осборн, директор Музея Естественной Истории называл эту силу "аристогенезом", французский философ Анри Бергсон называл ее elan vital, французский эволюционист Пьер Тейяр де Шарден называл ее "радиальной энергией". Термины были различные, но эволюционный механизм - один и тот же: существует нефизическая космическая сила, направляющая эволюцию. Существование такой силы было общим мнением эволюционистов 20-х, и оставался маленький шаг, чтобы идентифицировать эту силу с Богом.

Общественное мнение вернулось к дарвинизму в 30-е и 40-е с развитием синтетической теории, которая привлекала естественные механизмы - естественный отбор, случайный дрейф генов, мутации, миграции и географическую изоляцию, чтобы объяснить эволюцию. Организмы созданы слепыми механизмами, природа одних из них детерминистична, других случайна. (Вот, кстати еще один пример возврата науки к прежде отвергнутой теории. Я рад такому возврату, поскольку Теория Точки Омега предполагает истинность синтетической теории эволюции, это важно для модели свободной воли, как будет показано в главе 5). К концу 40-х все следы Бога были удалены из эволюционной биологии.

Провайн отмечает: "По моим наблюдениям большинство современных эволюционистов являются атеистами или очень близки к этому. Хотя публично ученые-атеисты или агностики отрицают, что есть какой-нибудь конфликт между наукой и религией. Скорее всего причина такой позиции не в интеллектуальной нечестности, она прагматичнее. Все избираемые члены Конгресса США должны быть религиозными, многие ученые полагают, что выделение средств для науки может серьезно пострадать, если атеистические основы современной науки будут всеми поняты". Мнение Провайна подтверждается слушаниями в Конгрессе, когда С. Вейнберг просил денег на постройку ускорителя SSC, сооружения в 10 млрд долларов, который будет сооружен в Техасе. (С тех пор фонды сократили). Конгрессмены спрашивали Вейнберга, поможет ли SSC нам найти Бога, и он затруднился с ответом. Но несомненно, атеистическая сущность современной науки будет осознана широкой публикой, которая сама по себе станет атеистичной. Большинство еропейцев и часть американцев уже стали полноценными атеистами: они редко ходят в церковь (если вообще ходят) и вера в Бога не играет никакой роли в их повседневной жизни. Реальность ясна и недвусмысленна: если ученым не нужна гипотеза Бога, она не нужна никому. Когда теологи стараются сохранить разделение науки и религии, они просто



убивают религию. Теология должна стать частью физики, чтобы выжить. То, что даже теологи становяться атеистами подтверждено документально американским философом Томасом Шиханом.

Как я утверждал выше, совершенно точно, что вселенная будет существовать миллиарды лет в будущем. Тот факт, что вселенная будет существовать еще 5 миллиардов лет так же достоверен, как и тот, что она уже существует 5 миллиардов лет. Если стандартные космологические модели примерно верны, тогда вселенная, если она замкнута, будет существовать еще по крайней мере 100 миллиардов лет, и если она открыта, она будет существовать бесконечно, в буквальном смысле. В обоих случаях мы видим, что вселенная сейчас на очень раннем этапе своей истории. Большая часть физической вселенной лежит в нашем будущем, и мы не сможем понять физическую вселенную целиком без понимания этого будущего. Но мы можем изучать эту будущую реальность, в особенности то определенное будущее, которое составляет конец времени, только в том случае, если каким-то образом это конечное состояние физической вселенной отражается в нашем настоящем.

Я буду исследовать эту будущую реальность концентрируя внимание на физической неизбежности существования и поведения жизни в далеком будущем. Я представлю физическое основание для эсхатологии, науки о неизбежном будущем, сделав физическое предположение, что вселенная должна быть способна поддерживать жизнь бесконечно. Все физики должны воспринять это предполжение серьезно, потому что нам нужна хоть какая-то теория для будущего физической вселенной, поскольку оно несомненно существует, и это один из самых красивых физических постулатов: что тотальная смерть не является необходимостью. Все другие теории будущего с необходимостью постулируют неизбежное исчезновение всего, что мы любим. Однажды я посетил нацистский лагерь смерти, это лишний раз укрепило меня во мнении, что нет ничего уродливее чем уничтожение. Мы, физики, знаем, что красивый постулат имеет больше вероятности быть верным, чем уродливый. Почему бы тогда не принять этот Постулат Вечной Жизни по крайней мере как рабочую гипотезу? В главе 2 я покажу, что вселенная действительно способна поддерживать жизнь по крайней мере еще миллион триллионов лет. Кроме того, я покажу, что жизнь технически способна начав свое распространение с Земли заселить всю вселенную, и что жизнь должна сделать это, чтобы выжить.

Нобелевский лауреат Пауль Дирак был первым физиком, который предложил Постулат Вечной Жизни: "По моему мнению ... жизнь никогда не кончится. Нет определенного аргумента, чтобы выбирать между различными утверждениями. Я предпочитаю то, которое допускает возможность вечной жизни. Можно надеяться, что когда-нибудь этот вопрос будет разрешен простым наблюдением". Постулат Вечной Жизни устанавливает более строгие требования к будущему. Он также позволяет сделать некоторые предсказания относительно настоящего, поскольку физика, которая требует того, что жизнь будет существовать в далеком будущем, должна иметь место сегодня, поскольку фундаментальные физические законы не изменяются во времени. Я опишу экспериментальные способы проверки постулата в главе 4. Вкратце, глава 2 посвящена эволюции жизни между настоящим временем и тем временем, когда вселенная расширится до максимального размера, глава 3 представляет историю различных теорий об окончательном будущем вселенной и позволит читателю понять глубже значимость вечной жизни для биосферы в целом, и с этим осознанием, в главе 4 обрисовать будущую историю жизни от времени максимального расширения вселенной до конца времени и в окончательном вечном будущем.

Но самое замечательное заключение из предположения о вечности жизни в том, что если жизнь действительно использует свой шанс существовать вечно, то должна существовать в будущем (но в двух строго математических смыслах в прошлом и настоящем) Личность, Которая всемогуща, всеведуща и вездесуща, Которая является одновременно как трансцендентной, так и имманентной по отношению к физической вселенной из времени пространства и материи. В своем имманентном временном аспекте Личность изменяется (всегда возрастая в своем знании и могуществе), но в своем трансцендентном, вечном аспекте, Личность всегда завершена и неизменна. Как это выглядит с точки зрения физики, я опишу в главах 2 - 4. Физика показывает, что эта Личность имеет "точечную" структуру в окончательном будущем, так что я назвал Его/Ее Точкой Омега. Математически говоря, Точка Омега есть завершение всего конечного существования. Это означает, что все конечное существование будет включено в это завершение, но само завершение много больше, чем все конечное существование.

Остается фундаментальный вопрос: является ли Бог Точки Омега (предполагая, что такая личность действительно существует) истинным Богом? Существует общее мнение, что истинный Бог является несотворенным Творцом физической вселенной, Сущностью, Которая не только существует, но существует с необходимостью, в строго логическом смысле слова "необходимость", т.е. несуществование Личности было бы логическим противоречием. Если Бог не существует с необходимостью, можно ли избежать вопроса о том, кто создал Бога? Я разберу проблему необходимости существования в главе 8. Я проанализирую отношение к необязательности существования в общей теории относительности и нерелятивистской квантовой механике в главе 5 и расширю этот анализ на квантовую космологию в следующей главе. В обоих главах я буду обсуждать в каком смысле новейшие космологические модели поддерживают идею физического существования. Наконец, в главе 8 я буду использовать идеи, развитые в трех предыдущих главах чтобы утверждать, что вселенная с необходимостью существует - и с необходимостью поддерживает себя в существовании - тогда и только тогда, если существуют жизнь и Точка Омега. Если принять этот аргумент, тогда Точка Омега существует с необходимостью, и далее, окончательная реальность Личностна. Точка Омега является в сущности своей Богом Тилича-Паненберга: Самим Бытием, но определяющим в этом Бытии является будущность. Это позволяет утверждать что Точка Омега - истинный Бог, потому что не может существовать ничего кроме всеобщего Бытия, и это бытие обладает всеми традиционными священными атрибутами.

Я покажу в главе 7, что, хотя это может показаться противоречивым, необходимость существования вселенной, необходимость существования событий, которые ее составляют, и всеведение Бога, тем не менее находятся в согласии со свободной волей человека. В основном я сделаю это показывая, что определение свободной воли и индетерминизма, данное американским философом Уильямом Джеймсом, может быть физически реализовано в квантовой космологии. Такой физический индетерминизм возникает только в аспекте квантовой гравитации, и таким образом совершенно отличается от индетерминизма, выводимого из принципа неопределенности. (На самом деле нерелятивистская квантовая механика детерминистична). Новый принцип физического индетерминизма был впервые открыт в начале 1980-х и является по сути следствием из теоремы Геделя о неполноте. Я завершу 8 главу показав, что аккуратно определяя на языке физики каждое из трех слов в выражении "свободная воля Бога" можно доказать, что в Теории Точки Омега вселенная ( = все, что существует) является неожиданной, в том особом смысле, что она зависит от (создается по) свободных решений Бога, несмотря на необходимость существования. Можно избежать традиционного противоречия между неожиданностью и необходимостью не делая традиционного заострения различия между Богом и существующей реальностью. Такое резкое отличие не может быть выведено в Теории Точки Омега, и как я утверждал выше, такое разграничение с необходимостью ведет к гностической ереси: идее Бога, совершенно отстраненного от нашего страдающего мира. Это также косвенно приводит к проблеме Зла, и в главе 10 я покажу как эта проблема естественно разрешается в Теории Точки Омега.

Вольфхарт Панненберг предположил, что может существовать не открытое прежде универсальное физическое поле (подобное "радиальной энергии" Тейяра) которое можно рассматривать как источник всей жизни, и которе может быть отождествлено со Святым Духом. Не существует неоткрытых "энергетических" полей, закон сохранения энергии запрещает это. Однако, я утверждаю в главе 6, что всеобщая волновая функция (определенная как удовлетворяющая Граничному Условию Точки Омега) и есть универсальное поле с теми основными свойствами, которые Панненберг предположил для нового "энергетического" поля. Граничное Условие Точки Омега (которое делает волновую функцию выраженно Личностной) и взгляд Тилича на взаимоотношение Бога и Бытия позволяет отождествить персонализированную волновую функцию со Святым Духом. Если это сделать, становится обоснованным в смысле физики утверждение о том, что Бог находится в этом мире, везде, с нами стоящий рядом во все времена. Я указывал выше, что такое Присутствие есть ключевое свойство Христианского Бога. (Однако, это не означает, что Бог вмешивается в историю человечества сверхъестественным способом).

Красной нитью в главах 2 - 8 будет физика (на уровне элементарных винтиков) бесконечного продолжающегося выживания. Но Христианский Бог много больше, чем Бог физиков и философов. Это Бог любви и милосердия, Бог, который даст вечную жизнь каждому индивидуальному человеческому существу. Швейцарский теолог Карл Барт утверждает, что "Без всякого сомнения слова "воскрешение из мертвых" для св. Павла ничто иное, как парафраз слова Бог". Я покажу в главах 9 и 10 что Точка Омега обладает физической энергией чтобы воскресить всех людей, которые только жили и дать им вечную жизнь. Кратко, физический механизм индивидуального воскрешения заключается в эмуляции каждой из живших личностей и их миров в компьютерах далекого будущего. Я покажу в главе 9, что мы и наша компьютерная эмуляция являемся одной и той же личностью. В главе 10 я дам аргумент, основанный на: (1) теории игр в приложении к билогической эволюции и (2) на микроэкономике, дающий основания полагать, что Точка Омега действительно воскресит нас и даст нам вечную жизнь. Замечательно то, этот аргумент доказывает, что нам будет дана вечная жизнь возможно потому, что Точка Омега любит нас! Таким образом, окончательная причина вечной жизни человечества в Теории Точки Омега та же самая, что и в Иудео-Христианско-Исламской традиции: неэгоистическая любовь Бога, которая названа agape в греческом Новом Завете.

Согласно современной физике и древней семитской природной философии, человеческая персональность не является природно бессмертной: она умирает вместе с телом. Вольфхарт Панненберг, обсуждая значение христианской надежды на воскресение говорит: В противоположность греческой мысли (которая была способна рассматривать жизнь после смерти только как жизнь души, отделенной от тела), с особым ударением Апостолами подчеркивалась ясная формулировка, которая говорит о воскрешении тела. Следовательно, Теория Точки Омега и Христианство оба настаивают на том, что мы будем воскрешены вновь благодаря осознанному будущему действию Бога, акту "личного снисхождения и абсолютно благого милосердия к людям" (процитировано определение "благодати", данное немецким католическим теологом Карлом Рахнером). Я буду обсуждать в главе 11 взгляды на жизнь после смерти в раннем Таоизме, Индуизме, Иудаизме, Христианстве и Исламе. Все они рассматривали послежизнь как вовлекающую воскрешение определенного тела, что вообще говоря, находится всогласии с Теорией Точки Омега.

Я проанализирую в главах 9 и 10 физическую природу воскрешенного тела и ту жизнь, которой будут наслаждаться воскресшие личности. Я покажу, что фраза св. Павла "духовное тело" правильно описывает воскрешенное тело: оно одновременно материальное и нематериальное. Это потому, что (на языке компьютерной науки) тело воскресения является нашим нынешним телом на высшем уровне исполнения (implementation) (строгое описание этого будет обсуждаться в главах 2 и 9). Действительно, тело воскресения имеет много ключевых свойств, сходных с послепасхальным телом Иисуса, как оно описано в Евангелии от Луки. Жизнь воскресшего из мертвых будет много более высокого качества, чем жизнь, пережитая кем-либо в прошлом и настоящем, это обещает любовь Бога. Однако точное содержание этой жизни зависит от того, что Точка Омега выберет для того, чтобы восполнить нашу врожденную ограниченность. Если Он/Она решит, то жизнь воскресшего может стать жизнью вечного индивидуального становления и исследования неистощимой реальности Точки Омега. В данном случае, я покажу, как такие понятия как "Рай" и "Чистилище" будут существовать в далеком будущем. "Ад" может существовать а может и нет, в зависимости от того, будет ли восполнена человеческая ограниченность и будет ли некая конечная парная игра с полной информацией (в математическом смысле) иметь чистую выигрышную стратегию для определенного игрока.

Карты можно создать только для тех мест, которые реально существуют. В каждой библиотеке есть карты Флориды, Китая, Италии. Для людей средневековья, которые по настоящему верили в Небеса, Рай, Ад и Чистилище были так же реальны, как Италия и Китай. Божественная Комедия совершенно серьезно писалась Данте как дорожная карта для Рая Ада и Чистилища, и именно так и рассматривалась его современниками. Следовательно, если Теория Точки Омега является истинной, Рай, Чистилище, и возможно Ад будут на самом деле существовать в далеком будущем, и должна быть приблизительная карта этих мест. Она будет представлена в главе 10.

Христология может быть развита в Теории Точки Омега, но она не выглядит естественной для этой модели, и в любом случае, Христология зависит от событий квантовой космологии весьма малой вероятности. Я буду обсуждать в главе 12 вопрос о том, может ли религия, более всего обсуждаемая на Западе, Христианство, быть включенной в Теорию Точки Омега? Краткий ответ - не так легко. Однако, как обсуждалось раньше, те аспекты Христианства, которые большинство людей ищет в религии - Личность, которая однажды воскресит их и их любимых к вечной жизни на Небесах - являются основными свойствами Теории Точки Омега. Я покажу в главе 11, что Теория Точки Омега находится в согласии только с теми положениями религии, которые присутствуют во всех великих мировых религиях. Нельзя выделить отдельную религию, которая во многом не была бы в согласии с Теорией Точки Омега.

Напротив, Терия Точки Омега может быть твердым основанием в поддержку всех великих религий человечества. Ядром всех религий является вера в Всевышнего Личного Бога, и вера в то, что Он/Она каким-то образом даст нам личное бессмертие. Соответственно, основными главами этой книги являются глава 4, где изложена основная физика Точки Омега, и глава 9, где описан механизм индивидуального воскрешения к вечной жизни.

Позвольте мне еще раз подчеркнуть, что Теория Точки Омега, включая теория воскресения, является чистой физикой. В этой теории нет ничего сверхъестественного, и следовательно ничего такого, что аппелировало бы к вере. Эта теория выросла из настоящего атеистического научного материализма: линия исследований, которая привела к Теории Точки Омега началась с марксиста Джона Бернала (см. глава 3). Механизм воскрешения был открыт в то же самое время, что и мной, независимо, специалистом по компьютерам Гансом Моравецом и философом Робертом Нозиком. Одновременное открытие позволяет с уверенностью предположить, что время идеи "вечной жизни как физики" пришло. Ключевые положения Иудео-Христианско-Исламской традиции теперь являются концепциями науки. С точки зрения физики, теология есть не что иное, как физическая космология, основанная на предположении, что жизнь как целое бессмертна.

 

Глава 2.

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ.

 

Космическое путешествие для человека и разумной машины.

 

Если человеческий вид или любая часть биосферы продолжает выживать она должна с необходимостью оставить Землю и колонизовать космос. Самым простым основанием для этого является то, что планета Земля обречена. Солнце становится с каждым днем все ярче и ярче и примерно через 7 миллиардов лет его внешняя атмосфера расширится настолько, что поглотит Землю. Захваченная атмосферными потоками Земля по спирали упадет на Солнце и испариться. Если жизнь не достигнет успеха в том, чтобы покинуть свою планету, она также обречена. Но физическое разрушение Земли - не единственная опасность, с которой сталкивается биосфера. По мере возрастания светимости Солнца, поверхность Земли будет нагреваться и становиться слишком горячей для жизни, и кроме того, силикатные породы будут подвергаться выветриванию более интенсивно, что приведет к падению уровня атмосферного диоксида углерода ниже критической границы, необходимой для фотосинтеза. Любой из этих фвух факторов способен уничтожить биосферу полностью спустя 900-1500 миллиардов лет спустя. Эти числа конечно колоссальны по обычным меркам, но в этой книге мы рассматриваем глобальные вопросы и следовательно должны рассмотреть проблему того, что должна сделать биосфера, чтобы выжить в окончательном смысле. Ответ достаточно ясен и недвусмыслен - жизнь должна оставить Землю и колонизовать космос.

Давайте следом за многими защитниками окружающей среды рассматривать Землю как Гею, мать жизни (которой она на самом деле и является). Гея, как и все матери не бессмертна, она умрет. Но ее наследники должны стать бессмертными. В самом деле, любое существо на Земле сейчас - прямой потомок одноклеточных организмов, живших 3,5 миллиарда лет назад. Возраст этой линии наследования от древних организмов, наших предков, представляет собой существенную часть возраста всей вселенной - 20 миллиардов лет. Так что дети Геи могут жить вечно - если они двинутся в космос. Землю нужно рассматривать как колыбель жизни, но никто не может оставаться в колыбели вечно.

В этой главе я собираюсь описать движение жизни от Земли-колыбели в большой космос. Я приведу четкий детальный анализ того, что с точки зрения физики, жизнь может завоевать всю вселенную, если использовать технологию лишь немногим более совершенную чем та, которую мы имеем сейчас. Жизнь должна завершить это завоевание к тому времени, когда вселенная достигнет своего максимального размера (в главе IV я покажу что это произойдет через 5*10^16 - 5*10^18 лет). В этой главе я покажу как это может быть сделано. Здесь будет представлена история жизни в промежутке между сегодняшним днем и временем максимального расширения. В главе IV я продолжу эту историю до конца времени, до Точки Омега.

Мы уже имеем ракетные технологии достаточные для исследования и колонизации галактики. Действительно, некоторые наши зонды уже покинули солнечную систему и начали путь в межзвездном пространстве. Мы отстаем не в реактивной, а в компьютерной технологии.

Поскольку звезды разделены расстояниями в световые годы, любой межзвездный корабль, с людским экипажем или без него, должен быть полностью самодостаточным. Даже при световой скорости потребуются годы для того, чтобы получить например запасные части или совет, как вести себя в неожиданной ситуации в других звездных системах. Способность принимать решения на месте необходима как для экипажа из людей, так и для автоматического зонда, управляемого компьютером с интеллектом уровня человека. Полностью самодостаточный аппарат с людьми можеть обладать огромной стартовой массой, так что лучше отдать предпочтение роботам. Но разумный зонд-робот вполне может заселить жизнью другие звездные системы, поскольку он может нести в своей памяти последовательности ДНК людей и других земных видов, и использовать эту информацию для создания живых форм на других планетах.

 

Может ли машина быть разумной?

 

Предположение о том, что люди способны создать разумную машину носит название строгого постулата ИИ, где ИИ означает "искусственный интеллект". Я заметил, что люди несведущие в компьютерной науке в огромном большинстве сомневаются в такой возможности, и это пока дейвствительно лишь возможность, поскольку сейчас мы не можем создать такую машину. Позвольте мне сначала рассмотреть техническую возможность создания такой машины, а затем полностью необоснованный страх перед монстром Франкенштейна: даже если мы сможем создать такую машину, мы не должны этого делать, поскольку она уничтожит нас, своих создателей.

Прежде всего, как мы сможем узнать, что достигли успеха? Как мы сможем сказать, что компьютер стал разумным? А как мы узнаем, что человек разумен? Может быть он страдает заболеванием мозга и не может мыслить. К несчастью, есть такие люди. Ответ в отношении человека прост: поговорить с ним. Если он осмыслено отвечает на на вопросы, которые вы ставите, тогда вы немедленно заключаете, что возможно он обладает полностью человеческим интеллектом. Но конечно, есть дефекты мышления, которые не выявляются за один раз. Так что с человеком нужно говорить ещ и еще. После дней, недель и даже лет такого общения вы можете узнать, есть ли у данного человека дефекты мышления или нет.

Великий английский ученый Алан Тьюринг предложил применть тот же критерий к компьютерному разуму: если вы можете говорить с машиной - действительно говорить с ней, как с обычным человеком, тогда данная машина разумна. Если в течение нескольких лет машина ведет себя как собеседник, обладающий сознанием, она действительно им обладает. Этот алгоритм для определения разумности компьютера назван тестом Тьюринга. Когда он был впервые предложен в 1950-е годы, компьютеры не могли генерировать человеческую речь, они могли только печатать ответ на принтере или экране дисплея. Так что Тьюринг предложил свой тест в следующей форме. Предположим, что у нас есть две комнаты, в одной находится человек, а в другой - компьютер. Снаружи комнат имеются клавиатура и экран, провода от которых ведут в комнаты. Там они подключены к другому экрану и клавиатуре, за которыми сидит человек или напрямую к компьютеру. Комнаты изолированы, так что человек снаружи не может знать где человек, а где - компьютер.

Теперь человек снаружи пытается угадать, где кто находится, печатая вопросы на клавиатуре и анализируя ответы на экране. Если спустя дни, недели и годы печатания вопросов и чтения ответов человек снаружи не сможет сказать в какой комнате компьютер, а в какой - человек, тогда компьютер прошел тест Тьюринга: человек говорил с компьютером годы, и последний вел себя как личность, следовательно он и есть личность. Основная идея теста Тьюринга в том, что основой для персонификации является поведение: если

компьютер ведет себя во всех отношениях как личность, тогда он является личностью. К несчастью, в прошлом были люди, которые считали что физическая форма является уместной основой для определения того, является ли существо "личностью" с полными человеческими правами. В 19 веке многие белые мужчины-европейцы были уверены, что неевропейцы и женщины всех рас не являются полноценными людьми и отказывали им в полных правах человека. Даже многие ученые (все белые мужчины-европейцы) полагали, что женщины и неевропейцы не являются вполне людьми. Мнение этих ученых радикально изменил тест Тьюринга в применениии к женщинам и неевропейцам: если им давали возможность, женщины и неевропейцы могли выполнить любую интеллектуальную задачу не хуже (и даже лучше) чем белые мужчины-европейцы. Следовательно, если последние являются полноценными людьми, то это же относится и к женщинам и неевропейцам. Будем надеяться, что мы способны учиться на своих ошибках и сможем воспринимать разумную машину как личность. Потому что, как мы увидим дальше, создание разумных машин - это не "человек, играющий в Бога", а скорее человечество, устанавливающее союз с Богом.

Однако, сегодня ни один компьютер не может пройти тест Тьюринга. Я совершенно спокойно выключаю свой настольный компьютер, не опасаясь, что меня арестуют за убийство. Вопрос в том, будет ли компьютер когда-либо способен пройти тест Тьюринга, и если это технически возможно, как долго нам придется ждать осуществления этого?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны оценить сложность человеческого мозга как компьютера. Приближенно сложность компьютера может быть описана двумя числами: одно представляет как много информации он может хранить, а второе говорит о том, насколько быстро он обрабатывает информацию.

Информационная емкость человеческого мозга определяется следующим образом. В человеческом мозге имеется порядка 10^10 нейронов, каждый из которых имеет около 10^5 соединений с другими нейронами. Полагая, что каждый нейрон кодирует 1 бит, мы получим 10^10 бит. Полагая, что каждое соединение кодирует один бит, мы получим значение 10^15, поскольку верхняя граница числа синаптических соединениях коры и мозжечка составляет 10^15. Нейрофизиологи в целом согласны, что информация в мозге сохраняется (некоторым образом) в синаптических соединениях. Измерения реального количества хранимой информации, сделанные нейрофизиологами дают величину между 10^13 и 10^16 бит для детей и 10^14 и 10^17 бит для семидесятилетних. Я получил величину между 10^13 и 10^17 бит от моего коллеги по инстиуту теоретической физики венского универститета Дитера Фламма. (Когда я был приглашенным профессором в венском университете в 1992, я показал Дитеру приведенные выше значения от 10^10 до 10^15 и он позвал своего друга нейробиолога, чтобы узнать мнение биологов об этих цифрах. Он ответил: "Вы, физики всегда пытаетесь сосчитать неисчислимое! Но в любом случае, информационная емкость составляет от 10^13 до 10^17 бит." Кибернетик Якоб Шварц используя для оценки значение один бит на синапс получает 10^17 бит).

Другое значение, которое нам нужно - это скорость обработки информации в мозге. Скорость компьютера обычно измеряется флопами (от floating point operations per second - операции с плавающей запятой за секунду). Операция с плавающей запятой - это сложение, вычитание, умножение или вычитание двух чисел представленных в научной нотации. Например, предположим, что мы складываем 3,02*10^10 и 5,74*10^9. Мы перемещаем десятичную запятую во втором числе чтобы получить тот же порядок 10 (десятичная запятая "плывет") и складываем, получая 3,59*10^10. (Мы опускаем 4, потому, что у нас только 3 значащие цифры). Если вы несколько забыли научную нотацию, это вычисление займет у вас десять секунд, то есть ваша скорость вычислений составит 1/10 флоп.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...