Главная Обратная связь

Дисциплины:






Действительность как положение жизни и призрачная действительность как 5 страница



Софья приказывает ему встать, и чтобы заря не застала его в доме, иначе она

все расскажет отцу. Она заключает изъявлением радости, что сама все узнала

и что не было тут свидетелей, подобно тому как был Чацкий во время ее

давишнего обморока.

 

Он здесь, притворщица! -

 

кричит Чацкий, бросаясь к ней из-за колонны.

 

Скажите, бога ради, какой бы порядочный, по крайней мере, не

сумасшедший человек на месте Чацкого не удалился тихонько, узнав горькую

истину?.. Но ему надо было произвести трагический эффект, а вышла

преуморительная комическая сцена, где самое смешное лицо - г. Чацкий...

Нет, не то: ему надо было еще прочесть несколько проповедей... Без этого

комедия по крайней мере кончилась бы на месте, а тут она еще тянется бог

знает для чего. Окончание известно, и мы не будем о нем говорить.

Итак, в комедии нет целого, потому что нет идеи. Нам скажут, что идея,

напротив, есть и что она - противоречие умного и глубокого человека с

обществом, среди которого он живет. Позвольте: что это за новый Анахарсис,

побывавший в Афинах и возвратившийся к скифам?.. Неужели представители

русского общества все - Фамусовы, Молчалины, Софьи, Загорецкие, Хлестовы,

Тугоуховские и им подобные? Если так, они правы, изгнавши из своей среды

Чацкого, с которым у них нет ничего общего, равно как и у него с ними.

Общество всегда правее и выше частного человека, и частная индивидуальность

только до той степени и действительность, а не призрак, до какой она

выражает собою общество. Нет, эти люди не были представителями русского

общества, а только представителями одной стороны его, следственно, были

другие круги общества, более близкие и родственные Чацкому. В таком случае

зачем же он лез к ним и не искал круга более по себе? Следовательно,

противоречие Чацкого случайное, а не действительное; не противоречие с

обществом, а противоречие с кружком общества. Где же тут идея? Основною

идеею художественного произведения может быть только так называемая на

философском языке "конкретная" идея, то есть такая идея, которая в самой

себе заключает и свое развитие, и свою причину, и свое оправдание и которая

только одна может стать разумным явлением, параллельным своему

диалектическому развитию. Очевидно, что идея Грибоедова была сбивчива и

неясна самому ему, а потому и осуществилась каким-то недоноском. И потом:

что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут,

на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в

общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами - значит быть

глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак,



стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть

наслаждение выше вина - есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и

Жан-Поль Рихтер?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который

воображает, что сидит на лошади... Глубоко верно оценил эту комедию кто-то,

сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья. Искусство

может избрать своим предметом и такого человека, как Чацкий, но тогда

изображение долженствовало б быть объективным, а Чацкий лицом комическим;

но мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал

глубокого человека в противоречии с обществом, и вышло бог знает что.

Когда в произведении искусства нет основной идеи, то и характеры

действующих лиц не могут быть верны, по крайней мере все. Что такое Софья?

Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить

воспитанием - дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя

переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия

характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни

знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету;

она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с

презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном

случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин?

- Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие

объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при

рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не

действительное лицо, а призрак. Кроме Чацкого, ни на что не похожего, все

прочие лица живы и действительны; но и они частенько изменяют себе, говоря

против себя эпиграммы на общество.

Фамусов - лицо типическое, художественно созданное. Он весь

высказывается в каждом своем слове. Это гоголевский городничий этого круга

общества. Его философия та же. Знатность, вследствие чинов и денег, - вот

его идеал жязви. Чтобы не накопилось у него много дел, у него обычай:

"Подписано, так с плеч долой". Он очень уважает родство -

 

Я пред родней, где встретится, ползком,

Сыщу ее на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки:

Все больше сестрины, свояченицы детки.

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как будешь представлять к крестишку иль местечку,

Ну как не порадеть родному человечку?

 

Но нигде не высказывается он так резко и так полно, как в конце

комедии; он узнает, что дочь его в связи с молодым человеком, что ее,

следовательно, и его доброе имя опозорено, не говоря уже о тяжелой, жгучей

душу мысли быть отцом такой дочери - и что ж? - ничего этого и в голову не

приходит ему, потому что ни в чем этом он не видит существенного: он весь

жил и живет вне себя: его бог, его совесть, его религия - мнение света, и

он восклицает в отчаянье:

 

Моя судьба еще ли не плачевна:

Ах, боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!..

 

Но этот Фамусов, столь верный самому себе в каждом своем слове,

изменяет иногда себе целыми речами.

 

Берем же побродяг и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить - всему:

И танцам, и пенью, и нежности, и вздохам.

Как будто в жены их готовим скоморохам.

 

Это говорит не Фамусов, а Чацкий устами Фамусова, и это не монолог, а

эпиграмма на общество.

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Кто хочет к нам пожаловать - изволь.

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...