Главная Обратная связь

Дисциплины:






Что такое невечные муки?



Обе означенные эсхатологические концепция не имеют окончательного богословского завершения. У каждой из них свои уязвимые места. Первая не снимает логического противоречия между двумя исходными посылками: любовью Бога и вечными мучениями грешников. Ссылка на нравственную свободу человека в данном случае не решает проблемы, поскольку вопрос стоит не о свободе человека, а о Боге, знавшем, кто как осуществит данную Им свободу. Но об этом уже достаточно было сказано выше.

Второй эсхатологический взгляд имеет не менее серьезный вопрос, проистекающий из идеи конечности ада и ее психологического восприятия человеком. Вопрос заключается в следующем. Если по завершении истории Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:28), то не обесценивается ли этим сама христианская религия со всеми ее истинами, заповедями и духовно-нравственными ценностями? Ибо если все спасутся, то не всё ли равно, как верить и как жить? Для части людей такая мысль может явиться серьезным соблазном.

Чтобы разрешить это недоумение, необходимо, во-первых, ясно представлять себе, что дает человеку православная вера здесь, в земной жизни (Об этом см. выше главу «Что дает Православие человеку»). Во-вторых, нужно знать учение Церкви о том, что ожидает по смерти тела личность (душа) человека, жившего по страстям.

Церковь предупреждает, что когда душа входит в мир вечности, там обнажается всё явное и тайное, сделанное человеком - не только его поступки и скрытые постыдные дела (2 Кор.4:2), но и мысли, намерения, чувства и желания, всё безобразное, что совершалось в тайниках души: лицемерие, ложь, обман, зависть к самым близким людям, похоть, неверность и проч. И это произойдет не в каком-то полутемном уголке вселенной, но, прежде всего, перед своей совестью и Богом, и перед лицом своих родителей, жены (мужа), детей, всех друзей, знакомых и т. д. Вот какой стыд и срам придется перенести душе, перед каким позором окажется личность! И от этой пытки уже некуда будет скрыться.

Отец Никон (Воробьев) однажды в своей проповеди привел такой пример. Представьте себе площадь, наполненную вашими родными, членами вашей семьи, друзьями и знакомыми, близкими и недругами, а вы стоите перед ними на высоком помосте, рядом с которым находится грязная, зловонная яма. И вот вдруг сдергивается завеса непроницаемости с вашей души и перед всеми открываются все её тайники. Не броситесь ли вы тогда в эту зловонную яму, лишь бы скрыться от позора?!

Вот, что станет первым наказанием, действительной геенной для всех тех, кто пока жив не увидит в себе всей грязи и не раскается в ней.. И пусть не убеждают и не утешают себя «умные страусы», прячущиеся от своей совести в песок пустого бездоказательного отрицания этого неминуемо грядущего события в их личной жизни, ибо это реальность, подтвержденная опытом множества тех, которые пережили на себе такую пытку.



Второе. Страсти со смертью тела не исчезают, ибо источником их является не тело, а душа. И даже самые грубые телесные страсти коренятся в душе. Свт. Григорий Нисский, например, писал: «…не тело причина страстей, но свободная воля, производящая страсти» [104]. С ними человек входит в тот мир. И особенно ужасное, что ожидает душу, порабощенную страстям - там нет никакой возможности удовлетворить ни одну из них, ни тела, ни души. А там «страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут, как огнем, палить без какой-либо возможности утолить их»[105].

Как проявляют себя неизжитые страсти? Почему там они сильнее в тысячу раз? Это не трудно понять. Пока душа в теле, страсти не имеют полной свободы для своего проявления. Мешают люди, обстоятельства, состояние здоровья… Да, просто заснул человек – и всё утихло. Прикрытые телесностью, они действуют, как правило, не в полную силу. А вот, освободившись от тела, они обнаруживают всю жестокость своей природы. Их действию уже ничто не мешает: там нет ни сна, ни усталости, ни развлечений.

Третье, о чем заблаговременно предупреждает Православие. Страстная душа является особенно уязвимой для действия злых духов, которые разжигают и усиливают действие страстей. Но поскольку со смертью тела у души отнимается и воля, то у нее не остается никакой возможности ни утолить страсти, ни противостоять бесам. А если человек весь в страстях? Трудно даже представить, какие страдания наступают тогда для бедной души в мире Вечности! Опыт подвижников, соприкасавшихся с бесами, говорит, что сами бесы непередаваемо гнусны, ужасны, тошнотворны. Игумен Никон (Воробьев) писал, что «от одного взгляда на них можно сойти с ума»[106]. Православие заранее предупреждает человека обо всём этом.

Четвертое. Православие открывает человеку важную истину, касающуюся уже понимания самого спасения, которая открывает еще одну серьезную причину того, почему не всё равно как жить, хотя бы, в конечном счете, человек и спасся. Апостол Павел писал: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:13–15). Этот образ ярко показывает, что спасение, оказывается, может быть очень разным. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин приводит об этом слова аввы Херемона: «большое различие между теми, которые получат помилование, и теми, которые удостоятся наслаждаться славным видением Бога»[107].

Что значит спастись как бы из огня? Только тот, кто сам не испытал ожогов и не видел сильно обожженных, может легко относиться к этому состоянию. Тяжелейшие страдания испытывают такие люди! И никто из них не согласился бы ни за какие угодно блага вновь подвергнуться этому. Сожжение всегда было одной из самых страшных казней. Апостол и приводит этот образ, чтобы показать весь ужас страданий, которые придется перенести человеку, построившему дом своей жизни из дерева, сена, соломы - страстей и пороков, хотя сам он и спасется – так, как бы из огня! Если бы хотя только эта мысль дошла до сознания человека, то, без сомнения, он стал бы совсем по-иному относиться к возможности подвергнуться невечным мучениям и, соответственно, к своей земной жизни, к вере православной, к заповедям Христовым.

Православие, будучи религией любви, предупреждает человека: ты бессмертная личность, и пока не поздно, пока есть время, приложи все силы к тому, чтобы здесь жить по совести, правде и не калечить свою душу грехами, ибо «Внезапно Судья придет и каждого дела обнажатся» (утренняя молитва). Поэтому здесь необходимо исправиться, здесь омыться покаянием, чтобы таким образом избавиться там от неминуемых страданий. И не просто избавиться от них, но и стать чадом Божьим, пребывающим в вечной славе, свете и бесконечном блаженстве.

И пятое. Как может чувствовать себя человек, неожиданно оказавшийся перед лицом того, кто пошел за него в руки жестоких истязателей, а он в ответ предал его? Трудно даже представить себе тот стыд и те мучения, которые его охватят. Но не то же ли самое испытает человек, когда там откроются ему те страшные страдания, которые перенес Христос, спасая его от вечных мучений, а он вместо благодарности ответил полным отвержением Его всей своей жизнью?

Отсюда понятным становится, какое великое благо тех верующих, которые знают об этом и соответственно готовятся войти в ту жизнь. Напротив, перед каким ужасом окажется после смерти тот, кто живет беспечно, надеясь на спасение всех! Легкомысленное отношение к посмертным страданиям по той причине, что они будут не бесконечны и, в конце концов, наступит спасение, есть не что иное, как невежество и глупость. За какие блага согласился бы такой «смельчак» попасть, например, временно в руки садистов или в полыхающее пламя огня? Не отдаст ли он всё, что имеет, только бы избавиться от нестерпимой муки?!

Так что не всё равно, как верить и как жить. Святой Исаак Сирин и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней» [108].

 

-----------------------

Христианское учение о Боге имеет явно не земной источник. Оно открыло человеку, что все те Его образы и, соответственно, заповеди, которыми жило человечество всю историю, являются или неполными (как в ветхозаветном иудаизме), или глубоко искаженными (как в языческих религиях и философии).

 

Христианство учит, что Бог:

6. не языческая Фемида с завязанными глазами, справедливо и нелицеприятно определяющая людям награды и наказания;

7. не просто Творец, лишь создавший мир и затем не участвующий в его жизни;

8. не Царь, который властвует над миром как хочет;

9. не тот дух, который осознает себя лишь в человеке;

10. не безличная тайная (оккультная) сила, проникнув в мир которой и познав ее законы, можно приобрести неограниченную власть над людьми, природой и всем миром;

11. не безбрежный океан духа, в котором человеческая личность растворяется как соляная кукла.

Но Он:

2. Один в трех ипостасях: Отец, Слово (Логос) и Святой Дух;

3. Любовь, давшая бытие миру и человеку для вечного пребывания в Ней;

4. Вочеловечившийся Сын Божий Христос, Крестом принесший спасение миру;

5. Будет всё во всем (1 Кор. 15:28).

 


[1] Булгаков С. Свет Невечерний. – Серг. Посад, 1917.

[2] Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству. – М. 1999. – С. 33-46.

[3] Наставления прп. Антония Великого. Добротолюбие. Т. 1. §150.

[4] Надгробные песнопения, 44 (Блаженство умерших в младенчестве) // Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 4. – М.: Отчий дом, 1995. – С. 460–461.

[5] Например, каноник Н. Коперник (†1543); св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) (†1879); Г. Мендель (†1884) – августинский монах; П. Флоренский (†1937) – священник, богослов, ученый-энциклопедист; этнограф патер В. Шмидт (†1954); архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (†1961); аббат Леметр (†1966).

[6] Здесь достаточно привести имена лишь некоторых всемирно известных верующих ученых: И. Кеплер, Б. Паскаль, И. Ньютон, М. Ломоносов, Л. Гальвани, А. Ампер, А. Вольта, Л. Пастер, А. Попов, С. Ковалевская, Д. Менделеев, И. Павлов, М. Борн, М. Планк, В. Гейзенберг, К. Ф. фон Вейцзекер, П. Иордан, Э. Шрёдингер, Б. Филатов, Ч. Таунс, и многие другие.

[7] Ломоносов М. Стихотворения // «Советский писатель», М., 1948. С. 7.

 

[8] См. напр., Николай Колчуринский. Мир – Божие творение. М., 2000.

[9] Девис П. Суперсила. – М., 1989. – С. 265.

[10] Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. № 2, С. 39–40, 42.

[11] Девис П. Суперсила. – М., 1989. – С. 261.

[12] Населенный космос. / Под ред. В.Д. Пенелиса. – М., 1972. – С. 77.

[13] Бен Хобринк. Эволюция. Яйцо без курицы. – М., 1993. – С. 66.

[14] Клячко В. Наука познает мир // Наука и религия. 1967. № 1. – С. 72.

[15] Булгаков С. Свет невечерний. – Серг. Посад, 1917. – С. 6–7.

[16] Там же.С. 12.

[17] Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: «Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия». Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Т. 1. – СПб., 1893. – С. 141.

[18] Часто упоминаемая в церковной литературе дата 5508 (9) лет от сотворения мира (и человека) до Рождества Христова не имеет под собой никаких библейских оснований. Эта цифра носит чисто символический характер. См., напр., С. С. Глаголев. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.

[19] Дубинин Н. П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 53.

[20] Курьер. 1972. № 819, С. 12. См. также: Человек // БСЭ. 3-е изд. Т. 29. – М., 1978. – С. 50–54.

[21] Происхождение религии // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. – М., 1969. – С. 565.

[22] Титов В. Е. Православие. – М., 1967. – С. 301.

[23] Зыбковец В. Ф. Человек без религии. – М., 1967. – С. 161.

[24] Там же. С. 110.

[25] См., напр.: Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. I – II. – СПб., 1873; 1875. Светлов Э. Магизм и единобожие. – Брюссель, 1971. (См.: Примечания и Краткая библиография.) Наиболее основательное исследование у этнографа В.Шмидта в его 12-томном труде «Der Ursprung der Gottesidee (Происхождение идеи Бога)». Münster., 1912-1955.

[26] См.: Зубов А. Б. Победа над последним врагом // Богословский вестник. 1993. №1.

[27] См., напр., Керам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1960; Вулли Л. Ур халдеев. – М., 1961; Церен Э. Библейские холмы. – М., 1966.

[28] Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. – Серг. Посад, 1910. С. 176–177.

[29] См. подробнее: Осипов А. Путь разума в поисках истины. – М. 2010.

[30] Возникший на ее почве иудаизм – новая религия, об образе Бога в которой говорить сложно из за принципиальной противоречивости его в различных течениях иудаизма.

[31] Так, христианство Иисуса Христа Сына Божия называет образом Бога невидимого (2 Кор. 4:4; Кол. 1:15), образом Божиим (Флп. 2:6), сиянием славы и образом ипостаси Его (Евр. 1:3).

[32] Маркс К., Энгельс Ф. О религии. – М., 1955. – С. 160.

[33] Барниколь Эрнст. Жизнь Иисуса в плане истории нашего спасения, – Галле, 1958. – С. 72. См. также: Аверинцев С. С. Стоическая житейская мудрость глазами образованного сирийца предхристианской эпохи (увещательное послание Мары Бар-Серапиона к сыну) // Античная культура и современная наука: сб. – М.: Наука, 1985. – С. 67–75.

[34] Письма Плиния младшего. М. -Л. Академия Наук СССР, 1950. Кн. X, письмо 96, С. 343–345.

[35] Тацит П. Анналы. – Л., 1969. – Кн. 15. С. 298.

[36] Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. – М., 1966. – Кн. 5. С. 140.

[37] При Понтии Пилате.

[38] Флавий И. Иудейские древности. – СПб., 1900. – Кн. 18. С. 300.

[39] См. «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме… Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян., гл. 8-9). См. также свящ. Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви // Богословские труды. №6. М., 1971.

[40] Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви, Т. II.

[41] Иустин Мученик. Апология, 1, 96.

[42] Тертуллиан. Апология, 24.

[43] Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. – М.: Благовест, 2013.

 

[44] Прп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. – Сергиев Посад, 1917. – С. 272.

[45] Деизм (от лат. Deus – Бог) признает бытие Бога, но рассматривает лишь как Творца мира и его законов, исключая возможность какого-либо общения человека и мира с Богом.

[46] Пантеизм (от греч. pan – всё; Θεóς – Бог) - учение, отождествляющее, по существу, Бога с космосом (природой, человеком).

[47] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Пс.VI.2 // Творения. Т. V. Кн.1. – СПб., 1899. – С. 49.

[48] Свт. Григорий Нисский. Против Евномия // Творения. Ч. VI. Кн. II. – М., 1864. – С. 428–429.

[49] Прп. Кассиан. Добротолюбие. Т. 2. – С.-Т. Сергиева лавра, 1993. – С.55.

[50] Свт. Игнатий Брянчанинов. Об образе и подобии. // Сочинения. Т. 2. – СПб., 1905. – С.128.

[51] Мысли Маркса и Энгельса о религии. – М.: Атеист, 1955. – С. 60.

[52] Там же. С. 61.

[53] Ранович А. Источники по изучению социальных корней христианства. Воинств. атеист. 1931, декабрь, С. 178.

[54] Прп. Максим Исповедник. Т.1, С. 238.

[55] Антонио Сикари. Портреты святых. – Милан, 1991. – С. 11.

[56] Огицкий Д. П., свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. – М., 1999. – С. 69–70.

[57] Епифанович Л. Записки по Обличительному богословию. – Новочеркасск, 1904. – С. 6–98.

[58] Лодыженский М. В. Свет Незримый. – Прг., 1915. – С. 109.

[59] Откровения блаженной Анжелы. – М., 1918. – С. 95–117.

[60] Там же.

[61] Подобная же сверхспособность проявилась у оккультистки Елены Рерих, которой диктовал некто сверху.

[62] Антонио Сикари. Портреты святых. Т. II. – Милан, 1991. – С. 11–14.

[63] Мережковский Д. С. Испанские мистики. – Брюссель, 1988. – С. 69–88.

[64] Джеймс В. Многообразие религиозного опыта /Пер. с англ. – М., 1910. – С. 337.

[65] Повесть об одной душе //Символ. 1996. №36. Париж. С. 90-183.

[66] Там же.

[67] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1.

[68] К. Юнг. Психология бессознательного. М., 2003, с. 34.

[69] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 71, с.519-520.

[70] Юнг К. Психология бессознательного. – М., 2003. (См. с. 24–34).

[71] Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. – Клин. 2004. – С. 206.

[72] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1858. – Сл. 55.

[73] См., напр., свт. Игнатий (Брянчанинов). О прелести. Слово о страхе Божием и о любви Божией. О любви к Богу. Творения. М. 2014. Т.1.

[74] Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1 – М., 1843 – С. 33.

[75] Прп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. – М.: Индрик, 2002. – Слово 18, 6 (1). – С. 590.

[76] Прп. Максим Исповедник. О любви вторая сотница. № 34 // Добротолюбие. Т. 3 – М., 1888 – С. 94.

[77] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. 21-я, кн. 4-я.

[78] Блж. Феодорит объясняет: «Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения».

[79] Блж. Феофилакт Болгарский объясняет: «Отец примирил нас с Собою… и показавший такую близость к людям, что не только не наказал их, но и примирился с ними, и не только простил их, но и не вменил им грехов. Ибо если бы Он захотел требовать отчета, то все погибли бы». Свт. Феофан: «Как же Он примирил? – Оставив им согрешения. Ибо иначе бы не был друг. Потому апостол и сказал далее: не вменяя им прегрешений их. А если бы Он захотел требовать отчета во грехах наших, то все мы погибли бы. Но при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но и не вменил нам».

[80] PL 17, 200. Цит. по: игумен Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М., 2003. – С. 135.

[81] Игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. – СПб., 2001. – С. 84.

[82] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. – М., 1994. – С. 464.

[83] Свт. Григорий Богослов. Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе. Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1994. Т.1. С.433.

[84] Свт. Григорий Нисский. Творения. Ч. 7. – М., 1865. – С. 530.

[85] Прп. Епифаний Кипрский. Творения. Ч. 1. – М., 1863. – С. 140.

[86] Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 8. – Сергиев Посад, 1914. – С. 312.

[87] Прп. Иоанн Синайский. Лествица. Сл. 1: 3.

[88] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 90. – М., 1858. – С. 615.

[89] Исаак Сирин, св. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39; § 2,6.

[90] Brian E. Daley sj. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима Исповедника.

[91] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский. – М., 1996. – С. 110.

[92] Там же. С. 23.

[93] Прп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. – Сергиев Посад, 1917. – С. 272.

[94] Наставления прп. Антония Великого. Добротолюбие. Т.1. §150.

[95] Прп. Иоанн Касс­иан Римлянин. С­обеседование ­ ХI, §6.

[96] Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения. Ч. VI. Кн. II. – М., 1864. – С. 428–429.

[97] Прп. Ефрем Сирин. Псалтирь. – М., 1874. – Пс. № 134. С. 194.

[98] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Увещание к Феодору падшему. Т. 1. Кн. 1. – СПб., 1895. – С. 13.

[99] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. III. – СПб., 1905. – С.163.

[100] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 1. – СПб.. 1905. – С. 127.

[101] Свт. Феофан. Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. – М.: Репринт, 1893. – С. 549.

[102] Ориген учил о том, что человек был создан чистым умом. Но за согрешение был заключен в тело - то есть учил о предсуществовании душ (умов). Спасение понимал как восстановление (греч.- apokat£stasij апокатастасис) человека в первоначальном состоянии чистого ума, освобожденного от тела, и восстановлении всего творения, включая демонов.

[103] Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – Париж, 1931. – С. 241.

[104] Творения. Ч. 7. – М., 1865. – С. 521.

[105] Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям. – С.-Т. Сергиева лавра, 1998. – С. 81.

[106] Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям. – С.-Т. Сергиева лавра, 1998. – С. 29.

[107] Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. 11-е Собеседование – аввы Херемона. Гл. 12. С. 378. М. 1892.

[108] Прп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. – М., 1998. – Беседа 41. С. 216.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...