Главная Обратная связь

Дисциплины:






СОПОСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО 2 страница



71 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 6.

72 Там же.

73 Там же.

74 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное
явление. Кн. 2. М., 1977. С. 13. — Осмысление среды в живописи предстает в жанре
пейзажа. См., напр.: Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории: Альбом. М.,
1992. См. также: Рильке Р. М. Ворпсведе, Огюст Роден, письма, стихи. М., 1971.

75 См., напр.: Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М.,
1924.

76 Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга,
1924.

77 См., напр.: Каленикин С. Катастрофа спасет планету? // Наука и религия.
1996. №11. С. 4—6 (здесь эволюция человека связывается с геомагнитными инвер­
сиями (сменой полюсов Земли)); Lambert-Farage A.-M. La terre initiatrice et les
grandes mutations du futur de 1'homme. Paris, 1986 (в работе этой последователь­
ницы П.Тейяра де Шардена утверждается, что планета Земля обладает высшим
разумом, который она передает человеку с помощью магнитных полей в коллек­
тивное бессознательное).

78 См.: Morangudakis M. Ecology as a Pseudo-religion? // Telos (New York). 1998.
No. 112. P. 107-112.

79 Гумилев Л. II. 1) Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1989;
2) Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя. 1988. №4. С. 202-216 (в
этой итоговой работе кратко изложена авторская концепция этноса, натуралисти­
ческая в своей основе); Широкогоров С. М. Этнос: исследование основных принци-


пов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923 (здесь этнос характеризуется как биологическое явление). Обсуждение данной темы продолжа­ется и сегодня; см., напр.: Рудник В. А. Геологическая природа зон этногенеза и полей пассионарности // Вестник РАН. 1998. Т. 68. №4. С. 333-337.

80 В медицине утверждение о том, что избыток или нехватка каких-то пище­
вых продуктов или даже химических соединений может существенно повлиять на
поведение и мышление человека, достаточно распространено. Скажем, низкое ко­
личество докозаксаеновой кислоты (входящей в состав рыбьего жира) приводит к
низким концентрациям основного метаболита серотонина, что связано с симптома­
ми депрессии и случаями самоубийств (Bosch X. Fish Consumption and Depression
// Lancet. 1998. Vol. 352. No. 9121. P. 71-72).

81 В некоторых современных изложениях геополитическая доктрина выгля­
дит так: в планетарной истории существуют два противоположных и постоянно
конкурирующих подхода к освоению географического пространства: сухопутный
и морской. Морские Финикия и Карфаген противостояли сухопутному Риму, мор­
ская Англия, а позже США противостоят сухопутным Германии, Австро-Венгрии,
России (см.: Дугин А. Конспирология. М., 1993; Андрианова Т. В. Геополитические
теории XX в. (социально-философское исследование). М., 1996).



82 У О. Шпенглера внешняя и внутренняя природа предстают как «кровь и
почва» (Blut und Boden).

83 Медведев Ж. Продовольственный кризис и глобальная экология // Свобод­
ная мысль. 1997. № 12. С. 10.

84 См. картину Питера Брейгеля Старшего (1530-1569) «Жирные и тощие»,
хранящуюся в Копенгагене: там голодный люд кусает жирного, разъевшегося на
церковных хлебах каноника (см. репродукцию: Розенталь Ш. Античное и запад­
ноевропейское искусство. М.; Л., 1941. С. 144).

85 Медведев Ж. Продовольственный кризис и глобальная экология. С. 15.

86 См. далее о половой дифференциации социума. Она играет важную роль
в его развитии и функционировании и коренится в самих онтологических основах
социума, т.е. в самой идее множественности.

87 Демографический ежегодник. Россия. Официальное издание. М., 1998.

88 См. также: Баранов А. В. 1) Социально-экономические проблемы депопу­
ляции и старения населения // Вопросы экономики. 2000. №7; 2) О некоторых
факторах популяционного кризиса // Социс. 2000. № 7.

89 Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. Его марксистскую
критику см.: Холличер В. Человек и агрессия. З.Фрейд и К.Лоренц в свете
марксизма. М., 1975. См. также: Диденко Б. А. 1) Цивилизация каннибалов: че­
ловечество как оно есть. М., 1996; 2) Хищная власть: зоопсихология сильных
мира сего: (Философско-публицистические эссе, посвященные проблеме зла, по­
рождаемого властными структурами). М., 1997. — С точки зрения Бориса Ди­
денко, человечество — это не один биологический вид, а четыре сосуществующих
вида. Хищное меньшинство, агрессивные виды внутри человечества, составля­
ющие социальные верхи, привносят в социальную жизнь бесчеловечную жесто­
кость.

90 См., напр.: Хеншель У. Дети-соперники // Гео. 1999. №3. — Здесь продемон­
стрированы биологические основания агона братьев и сестер.

91 Дадун Р. Фрейд. М., 1994. С. 478.

92 Клинический мир предстает как фундаментальная метафора человеческого
бытия: см. «Тайное свидание» Кобо Абэ, «Палату №6» А.П.Чехова, «Волшебную
гору» Т. Манна. Этот интерес к клинике М. Фуко, например, осмысляет уже не
художественно, а теоретически: Foucault M. Histoire de la sexualite. Vol. 1-3. Paris,
1976-1984.

9,3 Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон: двадцать восьмой президент США. Психологическое исследование. М., 1992.


94 Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд 3. Я и Оно. Кн. 1.
Тбилиси, 1991. С. 172.—Скажем, у Леонардо да Винчи высшие проявления че­
ловеческой культуры связываются с половой фригидностью и гомосексуальными
мотивами (Дадун Р. Фрейд. С. 164).

95 См.: Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М., 1923.

96 Ср.: Доделъцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. М., 1989. С. 8-9.

97 Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. С. 175. —Роже Дадун для
передачи понятия «влечение» использует французский термин la pulsion.

98 «Сознание помещено как раз на поверхности мозга, а не находится где-
нибудь хорошо укрытым в самых его глубинах» (Фрейд 3. По ту сторону принципа
наслаждения. С. 155).

99 Там же. С. 156.

100 Там же. С. 173.

101 Там же.

102 «Подобно высшей судьбе, руководит ребенком власть родителей. Но когда
дитя подрастает, начинается борьба инфантильной констелляции с индивидуаль­
ностью, влияние родителей, берущее свое начало в доисторические (первые дни
жизни) времена, вытесняется, уплывает в бессознательное, но этим не устраняет­
ся, продолжает быть незримыми нитями связано с кажущимся индивидуальным
творчеством созревающего духа, которым это влияние управляет. Инфантильная
констелляция, как все, что уходит в бессознательное, посылает в сознание лишь
неясные чувствования — предчувствие именно того, что участь человека таинствен­
но направляется чьим-то потусторонним влиянием» (К. Юнг, «Значение отца для
судьбы каждого») (цит. по: Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. .. С. 9).

103 Методологические основания анализа политики через подсознание разви­
вались также К. Г. Юнгом. Линия такого анализа продолжается и до сих пор. Важ­
ная роль принадлежит исследованиям генеалогии власти у М. Фуко (см.: Фуко М.
1) Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999; 2) Воля к истине: по ту
сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет. М., 1996). Характерно
в этом отношении исследование Пола Роузена: Roazen P. Freud: Political and Social
Thought. 3rd ed. New Brunswick, 1999. См. также: Тульчинский Г. Л. Самозван­
ство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб., 1996; Поэтика и политика:
Сб. ст. / Отв. ред. Н. А. Шматко. СПб., 1999; Философия желания: Сб. ст. / Под
ред. И. В. Кузина. СПб., 2005; Секацкий А. К. Сила взрывной волны: Статьи. Эссе.
СПб.; М., 2005.

104 От греч. eugenes — «хорошего рода».

105 В частности, поэтому к генетике так подозрительно относились в СССР.

106 Экология — вообще духовная пища богатых социумов. На Западе большин­
ство ставит экологическую проблему чуть ли не на первое место, в то время как
россияне ставят (по крайней мере, ставили в середине 90-х годов) экологию на
10-е место. Рыночные механизмы не приспособлены к разрешению экологических
проблем. Государство остается центральной структурой в более или менее кон­
структивной экологической деятельности.

Галинская И. Л. Взаимоотношения «человек — животный мир». Научно-аналитический обзор // Философское понимание человека. Вып. 2. М., 1988. С. 23-48.

108 Вот некоторые публикации последних лет, затрагивающие проблемы соци­альной философии нацизма: Арендт X. Отец семейства в роли убийцы // Новое время. 1993. № 13; Галактионов Ю. В. Германский фашизм в зеркале историогра­фии 20-40-х годов. Новое прочтение. Кемерово, 1996; Галкин А. А. 1) Фашистский идейный синдром: генезис германского варианта // Вопросы философии. 1988. №11; 2) О фашизме — всерьез // Свободная мысль. 1992. №6; Есипов В. В. Гер­манский фашизм и культура. М., 1997; История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Канетти Э. Власть и личность // Социс. 1986. №4; Кара-Мурза С. Сноп

А


индивидуумов — или коммуна личностей (Размышление о фашизме и коммуниз­ме) // Наш современник. 1996. №6; Кин Ц.И. Начало итальянского фашизма: Бенито Муссолини, социально-психологический портрет // Вопросы философии. 1988. № 11; Козловски П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юнге-ра // Вопросы философии. 1997. № 12; Люкс Л. Кто в России фашисты? // Новое время. 1992. №16'; Мазуров И. В. Японский фашизм: теоретический анализ поли­тической жизни в Японии накануне Тихоокеанской войны. М., 1996; Млечин Л. 1) Кому Гамсун отдал нобелевскую медаль // Новое время. 1992. № 16; 2) Пробир­ка для нового человека // Там же. № 34; 3) Охота на гибридов // Там же. JY* 35; 4) Могла ли Россия получить свободу из рук Гитлера? // Там же. 1993. №9; 5) Со­блазнители и соблазненные // Там же. № 10; Онегина С. Письмо К. Родзаевского И. В. Сталину // Отечественная история. 1992. №3; Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб., 1997; Повель Л., Бержъе Ж. Утро магов (Германский фашизм и оккультные науки). М., 1991; Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997; Сабов А. Д. «Экс» и «нео»: разноликие правые. М., 1991; Самойлов Э. В. Фюреры: общая теория фашизма. Обнинск, 1992; Холодновский К. Социальные и социально-психологические пред­посылки фашизма // Нужен ли Гитлер России? М., 1996.

109 См.: Morangudakis M. Ecology as a Pseudo-religion?

110 См., напр.: Wulf J. Die bildenen Kunste im Dritten Reich. Eine Dokumenta-
tion. Zeitgeschichte. Frankfurt am Main; Berlin; Wien, 1983. — Иконический ряд книги
демонстрирует господство двух образов: крестьянина и воина.

111 См. работы Станислава Грофа. См. также: Линн Д. Священное простран­
ство: счастье и энергетика вашего дома. М., 1997.

112 См.: Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип.

113 Там же. С. 7.

114 Там же.

115 Там же. С. 8.

116 Там же. С. 7.

1:7 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 7.

118 Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной лич­
ности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М., 1995. С. 95-96.

119 См.: Прокофьев А. В. Парадоксальный гуманизм и критика морали (опыт
этического анализа «Философии в будуаре» Д. А.Ф.де Сада) // Вопросы филосо­
фии. 2001. №1. С. 55-68.

См.: Диденко Б. А. 1) Цивилизация каннибалов: человечество как оно есть; 2) Хищная власть: зоопсихология сильных мира сего: (Философско-публицистические эссе, посвященные проблеме зла, порождаемого властными структурами).

См.: Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.

Вот один из примеров такого объяснения: «Промышленный прогресс, урага­ном прокатившийся по миру во второй половине XIX века и позволивший великим державам произвести горы смертоносного оружия, создал новый искус достижения мирового господства с помощью военной силы. Человечество, катапультированное на волне электричества и пара практически из средневековья в индустриальный век, не сумело сориентироваться в новой обстановке, в результате чего романтиче­ский по своей сути XIX век был уничтожен Первой мировой войной. Это открыло дорогу тоталитарным режимам, увидевшим в гекатомбах накованного оружия тот самый исторический шанс, которым не сумели воспользоваться престарелые евро­пейские монархи» (Бунин И. Л. Лабиринты безумия. СПб., 1995. С. 3).

223 Arendt H. The Human Condition. Chicago; London, 1958. P. 47. Цит. по: Tpy-бина Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Арендт // Вопросы философии. 1998. №11. С. 120.


124 Ср. с псевдоморфозом у О. Шпенглера.

125 Там же.

126 Там же. Ср.: Netopilik J. Zur Subjekt-Objekt-Beziehung im Sozialismus //
Deutsche Zeitschrift fiir Philosophie. 1972. Nr. 2. S. 1445-1460.

127 Arendt H. The Human Condition. P. 148-149.

128 См.: Roazen P. Freud: Political and Social Thought.

129 Так, скажем, некоторые ученые полагают, что высыхание Арала не связано
в первую очередь именно с антропогенной деятельностью, а порождено естествен­
ными причинами.

130 См., напр.: Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация)
// Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21-36.

131 Здесь же нужно отметить роль натуралистической метафоры в рассмотре­
нии духовных проблем. Существует так называемая экология духа. Сюда, напри­
мер, входит искусство кооперации, т. е. способность самостоятельно и добровольно
сужать проблему, не вторгаясь в зону своего соседа по исследованиям. Дискуссия
в духовной сфере — не только вертикальный, но и горизонтальный диалог. Тот, кто
работает в сфере духа, должен любить своих коллег, чтобы возможно было услы­
шать друг друга. Сфера духа (наука, искусство, философия и др.) —это искусство
дружбы, искусство любви друг к другу.

132 Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М., 1996.
С. 55-57.

133 Характерно название книги, посвященной неолитической революции: «Че­
ловек создает себя сам» {Child, V. G. Der Mensch schafft sich selbst. Dresden, 1959).

134 В историческом материализме, занимающем более или менее последова­
тельную номиналистическую позицию, они мыслятся соответственно как обще­
ственное бытие и общественное сознание.

135 См.: Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат».

136 Так называемое дерево целей. В них исходные цели обладают способностью
«забываться». Забытые цели — это и есть суть забытого бытия, по М. Хайдеггеру.
Забыванию бытия противостоит «длинная воля», по Ф. Ницше.

См.: Кроне Б. Логика философии // Кроче Б. Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. С. 33.

138 Понятие Wirklichkeit («действительность») ввел в немецкий язык Майстер
Экхарт (1260-1327). Это был перевод латинского actualitas — «действенный». В
немецком языке, как и в русском, понятие действительности содержит в себе ком­
понент действия, тогда как в греческом и латыни действительность сближается
скорее с истинностью (а во французском и английском —с реальностью).

139 Кроче Б. Логика философии. С. 14.

«Вико оказался в оппозиции к Декарту, чистым антитезисом к новому на­правлению» (Там же. С. 35).

См.: Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной фи­лософии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 316-317.

142 Кроче Б. Логика философии. С. 35.

Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб., 1998.

144 См., напр.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975. С. 88-104.

145 См. классическую работу советского периода по этому вопросу: Бати-
щев Г. С.
Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема
человека в современной философии. М., 1969.

146 См.: Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание // Вестник Соци­
алистической академии. 1923. Кн. 4. С. 193.

147 См., напр.: Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология.
М., 1976. С. 180.


8 Большую проблему представляет для деятельностной модели генезис же­ланий, мотивов, потребностей и интересов. Потому реклама и играет столь важ­ную роль в новоевропейских социумах, что она как раз и производит желания — производит машины желания. См.: Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизо­френия: Анти-Эдип; Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

149 «Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отверг­
нута или подвергнута ревизии, если она неистинна. Подобным лее образом законы
и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть
реформированы или ликвидированы (курсив мой. — К. П.), если они несправедли­
вы» (Ролз Док. Теория справедливости. С. 19).

150 См.: Минский М. Вычисления и автоматы. М., 1971. С. 21-24.

151 Мы намекаем не только на 11-й тезис Маркса о Фейербахе. Конструкти­
вистская идея воспринята сегодня, по существу, всеми социальными дискурсами.

152 Само понятие сложности подверглось специальному анализу. «Отцом» по­
нятия сложности можно считать, по-видимому, А. Н. Колмогорова, который связал
его с количеством информации. Сложные (мозгоподобные) системы характеризу­
ются динамической устойчивостью, сочетанием детерминированной упорядоченно­
сти и вероятностных механизмов, аналоговым и дискретным принципами работы,
разумной (не чрезмерной) точностью в решении проблем и т.д. См.: Акофф Р. А.
О природе систем // Известия Академии наук СССР. Техническая кибернетика.
1971. №3; Акофф Р. А., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974; Ан-
тамонов Ю. Г.
Системы, сложность, динамика. Киев, 1969; Бертпаланфи Л. Об­
щая теория систем // Системные исследования. М., 1969; Бир С. Кибернетика
и управление производством. М., 1965; Бирюков Б. В., Тюхгпин В. С. О понятии
сложности // Логика и методология науки. М., 1967; Большие системы. Теория,
методология, проектирование. М., 1971; Бусленко Н. П. и др. Лекции по теории
сложных систем. М., 1973; Горский Ю. М. Об информационном алгоритмизирова­
нии больших систем // Известия Академии наук СССР. Энергетика и транспорт.
1969. №5; Гуд Г. А'., Макол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование боль­
ших систем. М., 1962; Информационные процессы в сложных системах. Кишинев,
1978; Методы определения и контроля больших систем. М., 1976; Месарович М.Д.,
Макс Д., Топахеро И.
Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973; Ни-
колис Г., Пригожий И.
Познание сложного. Введение. М., 1990; Сложные системы:
Библиографический указатель. Л., 1972; Управление, информация, интеллект. М.,
1976; Урсул А. Д. Сложность, организация и информация // Философские нау­
ки. 1963. №3; Щелкай А. Г. Неуправляемая сложность: генезис технократического
консерватизма // Вопросы философии. 1979. №5.

153 См., напр.: Бирюков Б. В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокуль-
турологичеческих концепциях // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 33-47.

154 Бирюков Б. В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

155 См., напр.: Климентович Н.Ю. Без формул о синергетике. М., 1986.

156 Основные тезисы синергетики сводятся к следующим: 1) исследуемые си­
стемы состоят из частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом;
2) эти системы нелинейны; 3) это системы открытые, далекие от теплового рав­
новесия; 4) эти системы подвержены внешним и внутренним колебаниям; 5) эти
системы могут стать нестабильными; 6) в них происходят качественные измене­
ния; 7) обнаруживаются эмерджентные новые качества; 8) возникают простран­
ственные, временные, пространственно-временные или функциональные структу­
ры; 9) структуры могут быть упорядоченными или хаотическими; 10) во многих
случаях возможна математизация. Именно в деятельности коренится динамика,
возможность развития. Зевс, который для нас олицетворяет устойчивое, непре­
ложное, необходимое, упорядочивающее социальное начало, обнаруживает Кроно-
са внутри себя, Кронос символизирует темпоральность, случайное, необязательное,


непредсказуемое, непостижимое. Социум предстает как неустойчивость, будь то неустойчивость на микроскопическом или макроскопическом уровне. Вероятност­ные представления оперируют возможностями событий, но не сводят реальное ин­дивидуальное событие к выводимому предсказуемому следствию (Синергетике — 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. 2000. №3. С. 53).

157 См., напр.: Прикладные нечеткие системы. М., 1993.

158 См.: Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1989.

159 Приведем пять его утверждений, доказывающих, что «историцизм», т.е.
предсказание хода событий, невозможен: 1) значительное воздействие на человече­
скую историю оказывает развитие человеческого знания; 2) рациональные способы
не позволяют нам предсказать развитие научного знания; 3) таким образом, ход че­
ловеческой истории предсказать невозможно; 4) это означает, что теоретическая
история
невозможна; иначе говоря, невозможна историческая социальная наука,
похожая на теоретическую физику. Таким образом, согласно К. Попперу, свою
главную задачу историцизм формулирует неправильно, поэтому он несостоятелен.
См.: Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. С. 4-5.

160 См.: Идлис Г. М. Обоснование рациональной структуры НИИ // Научная
организация труда и управления в научно-исследовательских и проектных учре­
ждениях. М., 1970. С. 97-103. — Здесь доказывается, что в развитой иерархической
системе всегда обнаруживается 14 иерархических уровней.

161 Судьба понятия «идеология» в некотором роде трагикомична. Оно было
введено учеником Кабаниса Дестютом де Траси в 1801 г., когда он попытался
создать науку, изучающую идеи (именно так он понимал идеологию), что стало
предметом резкой критики. Иронию по поводу идеологии и идеологов позволял
себе Наполеон, у которого Дестют де Траси был сенатором. Критику идеологии
продолжили К.Маркс и Ф.Энгельс, объявившие ее «ложным сознанием». Идео­
логии была противопоставлена подлинная наука об обществе, которую являл со­
бой исторический материализм. Однако Маркс, так же как и Наполеон, критикуя
идеологию, тем не менее явственно использовал ее (скажем, в работе «Величие
Франции»): критика «буржуазной идеологии» расчищала место для «пролетарской
идеологии», где, по словам В.И.Ленина, научность должна сочетаться с револю­
ционностью (Ленин даже ввел понятие «научная идеология», имея в виду именно
идеологию рабочего класса). Критика идеологии продолжается и поныне, но оче­
видно, что сама по себе идеология, во-первых, неистребима, а во-вторых, наиболее
адекватную и, так сказать, «непосредственную» форму имеет в рамках реалисти­
ческой модели социального, где субстанциалистичность выражена наиболее четко.

162 Классическая литература по этой модификации: Маркс К. К критике по­
литической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13;
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т. 3; Ленин В. И. Материа­
лизм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18.

163 См.: Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся? // Там же. Т. 2.
С. 545.

164 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. С. 7.

165 См.: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм (гл. 6); Лукач Г. Ма­
териализация и пролетарское сознание. С. 212.

166 «Форму переварить можно легко, но материю переварить гораздо труднее»
(И.В.Гёте) (цит. по: Вопросы философии. 1996. №11. С. 91).

167 См.: Маркс К. Предварительный вариант «Капитала» // Маркс К., Эн­
гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1-2; см. об этом: Кемеров В. Е. Введение в социаль­
ную философию. М., 1996. С. 18.

См., напр.: Капп Э., Кунов Г., Эспинас А. Роль орудия в развитии чело­века. Л., 1925; Ну аре Л. Орудие труда и его значение в развитии человечества. Харьков, 1925.


169 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 11.

170 Одной из причин гибели цивилизации майя была их недостаточная воля к
технике,
которая определяла их способы вооружения {Шпенглер О. Закат Европы.
Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 46).

171 Воля к письму —более общее понятие по отношению к тому, что мы выше
назвали «потребностью в самоописании» (см. гл. 1). Например, индогерманские
народы были безразличны к письму, в то время как арабская культура придавала
ему исключительное значение (Там же. С. 155).

172 McLuhan M. The Violence of the Media // Canada forum (Toronto). 1976.
Vol. 56. No. 664. P. 9-12 (см. реферат И. И. Петрова в: Идеологическая функция тех­
нократических концепций пропаганды. Вып. 1. М., 1977).

173 См,, напр.: Kommunikation. Medien. Macht / Hrsg. von R. Maresch und
N. Werber. 1. Aufi. Frankfurt am Main, 1999. — В связи с этими разработками воз­
никают опасения, что компьютеры могут быть опасны для молодого поколения:
они отучают молодежь от чтения, ведут к интеллектуальной деградации и т. д.
Исследования социологов показывают, что и в самом деле такие опасения по по­
воду определенных групп молодежи не беспочвенны. Увлеченные компьютерами
подростки разделяются на «программистов» и «игроков». Для первых вторжение
компьютера не страшно, а вот для вторых опасно (у них, в частности, возникает
мысль о «неокончательности» смерти, воспитываемая игрушками-«стрелялками»).
См.: Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001.
№ 12. С. 84-91.

174 Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Во­
просы философии. 1996. №11. С. 25.

175 Культура противопоставляется натуре: «...природа так равнодушна, так
невнимательна. Гуляя здесь по парку, я всегда чувствую, что я для нее не боль­
ше, чем та скотина, что пасется на склоне, или репейник, зацветший в кана­
ве» (Уайльд О. Упадок лжи // Уайльд О. Кисть, перо и отрава. СПб., 1994.
С. 248).

176 См.: Amoson I. Cultural Critique and Cultural Presuppositions: The
Hermeneutical Undercurrent in Critical Theory // Philosophical and social criticism.
1989. Vol.15. No. 2. P. 125-129 (см.: РЖ. 3.92.02.035).

177 См.: Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.
С. 68.

178 Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Там
же. С. 250.

179 См., напр.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Там же. С. 535. —
Здесь сравниваются западнохристианские страны, православные страны и мусуль­
манские государства.

180 См., напр.: Федотова В. Г. Анархия и порядок в контексте российского
посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. №5. С. 3-20. О
социальном хаосе см. глубокое исследование: Бляхер Л. Е. Социальный хаос: фи­
лософский анализ и интерпретация: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Владиво­
сток, 1998.

181 См., напр.: Кара-Мурза А. А. Между империей и смутой. М., 1996.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...