Главная Обратная связь

Дисциплины:






Роман в стихах» А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий и анализ поэтики



 

I. Обоснуйте выбор имени и фамилии главных героев:

1.1.Евгений Онегин

1.2. Татьяна Ларина; Дмитрий Ларин

1.3. Владимир Ленский

II. Раскройте значение литературных аллюзий и параллелей (по «Онегинской энциклопедии» или монографии А.М.Гуревича «Сюжет Евгения Онегина». М., 1999. См. главу «Чужие сюжеты»)

2.1. Онегин – « Чайльд Гарольд»; Онегин - «Мельмот» (3 глава, XII строфа; 8 глава, VIII строфа)

2.2. Татьяна – «Кларисса»; Татьяна – «Юлия Вольмар»; Татьяна – «Дельфина» (3 глава, X строфа)

2.3. Ленский – творчество Шиллера ( 6 глава, строфы XY-XYII, XXI-XXIII)

III. Сюжет и характерология (задания выполняются с обязательной опорой на дополнительную литературу)

3.1. Онегин- dandy, «второй Чадаев». Прокомментируйте стиль поведения и образ жизни героя: мода, гастрономические пристрастия, распорядок дня, стратегия поведения в свете, отношения с женщинами и т.п.

3.2. Объясните символику сна Татьяны (5 глава). В чем и почему содержание этого сна оказалось вещим?

3.3. Прокомментируйте сцену дуэли (6 глава): какие ее важнейшие правила и по чьей вине были грубо нарушены?

 

IV. Принцип симметрии в композиции романа. Опираясь на дополнительную литературу, раскройте его содержательную функцию на примере следующих параллельных эпизодов:

4.1. День Онегина (1 глава) – День Автора (Отрывки из путешествия Онегина)

4.2. Письмо Татьяны (3 глава) – Письмо Онегина (8 глава)

4.3. Смыл нереализованной параллели: дневник Татьяны – дневник Онегина в незавершенной X главе романа. Почему Пушкин отводил X главе роль дневника Онегина (гипотеза Ю.Лотмана)?

 

V. Посмотрите по Интернету кинофильм «Онегин» (режиссер: Марта Файнс, производство США – Великобритания, 1999 г.; 106 мин.). Сравните экранизацию с текстом Пушкина и выявите различие в трактовке основных образов, взяв за основу следующие эпизоды:

5.1. Финальное объяснение Онегина и Татьяны.

5.2. Письма Татьяны и Онегина.

5.3. Сцена дуэли.

Какие смыслы пушкинского романа акцентирует, а какие оставляет в тени его зарубежная экранизация? Как влияет на интерпретацию романа контекст «чужой культуры», к которой принадлежат режиссер, сценарист и актеры?

VI. Комментаторский диктант. Быть готовым письменно, в режиме on line, кратко (в одном - двух предложениях!) истолковать значение культурно-бытовых реалий и отдельных слов. Примерный список, взятый из «Онегинской энциклопедии» (ОЭ):

васисдас, Лондон щепетильный, в садах Лицея, брегет, вино Кометы, простой продукт, сыр лимбургский живой, Страсбурга пирог нетленный, пора меж волка и собаки, мух давил, олигархические беседы, пучок за(о)ри, семинарист в желтой шали, философические таблицы, облучок, охтинка, бухарец, двухутренний цветок, (ехать) на долгих, на почтовых; боливар, магический кристалл, панталоны, фрак, жилет. И др.



!! Примечание. Могут быть предложены для толкования и другие реалии, не вошедшие в данный список. Отсюда вывод: надо выписывать из ОЭ толкование реалий «с запасом»! Расширяйте свой комментаторский кругозор!

 

Основные комментарии к роману, вышедшие отдельными книгами:

1) Н.Л.Бродский; 2) В.В.Набоков; 3) Ю.М.Лотман (издания любых лет).

4) Онегинская энциклопедия: В 2-х т. Т.1. М., 1999. Т.2. М.,2004.

 

Дополнительно:

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) Любое издание. См. здесь главы: Женский мир; Русский дендизм; Дуэль.

Тархов А. Комментарий – в кн.: Пушкин А.С. «Евгений Онегин». М.: Художественная литература, 1980 (только это издание).

Еськова Н.А. Хорошо ли мы знаем Пушкина? М., 1999.

Гуревич А.М. Сюжет «Евгения Онегина». М., 1999.

Чумаков Ю.Н. Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений. М., 2008. См здесь главы: День Онегина и День Автора; Татьяна, княгиня N, Муза (из прочтений VIII главы «Евгения Онегина»); «Сон Татьяны» как стихотворная новелла.

Альми И.Л. О поэзии и прозе. СПб., 2002. См. главу: Татьяна в кабинете Онегина.

Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб., 1997. См. главу: Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина».

Вайнштейн О. Денди. Мода. Литература. Стиль жизни. М., 2006. Особенно см. с.17 – 23; 492 – 509.

Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв. Опыт энциклопедии. М., 1995. См. статьи: «Панталоны», «Фрак», «Жилет» и др.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...