Главная Обратная связь

Дисциплины:






Основные направления развития методологии современной юридической науки (Феноменология, правовая антропология и правовой экзистенциализм)



Феноменология — («наука о феноменах») направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. (Феномен - явление, постигаемое в чувственном опыте).

Ее основоположником признается Э. Гуссерль, последователи — М. Хайдеггер,

Революционный характер феноменологии придает идея неразрывности и в то же время взаимной несводимости (нередуцируемости) сознания и предметного мира (природы, общества и мышления). Феноменология отрицает наличие причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром, оставляя за сознанием лишь функцию смыслообразования (установления смысла предметов). Призыв Э. Гуссерля «назад к самим вещам!» — это призыв к исследованию смыслового поля (поля значений), существующего непосредственно между сознанием и реально сущими предметами. Философия должна заниматься чистым созерцанием феноменов сознания, абстрагируясь от его субъективного опыта. Предмет феноменологии сводится не к осознанию процессов «я воспринимаю», а к исследованию процессов деятельности самого сознания: «что и как воспринимается». Таким образом, в феноменологии предметы имеют идеальную природу, а сознание — материальную, предполагает предмет.

Однако правовая наука не может ограничиться исследованием лишь феноменов правосознания. Право существует как система общеобязательных норм права, с которыми любое правовое существо обязано соизмерять свои правовые идеалы, чувства и оценки. Сведение права к закону представителями позитивистской теории права В. П. Малахов справедливо признает крайностью, но такой же крайностью является попытка рассматривать право лишь как феномен правового сознания правового существа. Разница между позитивистской и феноменологической доктриной состоит лишь в том, что понимается в качестве права: позитивное право или правовое сознание.

Антропология права (юридическая антропология) — научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей.

Основатель науки – Генри Мейн, сформировалась во второй половине XIX в. на стыке юриспруденции, антропологии, этнологии, социологии, культурологии, истории, философии. Представители: Х. Коинг

Общая характеристика антропологической методологии:

- в ее рамках предметом выступает право и государство в их первоначальных формах, что является условием понимания природы современного права и государства



- связана с выявлением и исследованием среды права и государства как активной совокупности факторов, условий, процессов социальной и природной реальности, определяющей изменчивость права и государства;

- на ее основе осуществляется исследование происхождения и генезиса права и государства, их правовой "генетики"как основы и существа ментальности этноса;

- направлена на поиски социального в биологическом компоненте человека и этноса и на этой основе - на выявление биосоциальной целостности как человека, так и социума;

- предполагает видение права в его индивидуальной форме, что позволяет раскрывать существо и содержание права как его установки, ориентации, интересы, потребности; антропологическая методология лежит в основе психологической теории права;

- сосредоточена на личных связях, на конкретных взаимоотношениях между индивидами;

- ее использование позволяет изучать право и государство в цивилизационном измерении;

- ее использование позволяет различить в человеке правовые качества как устойчивые характеристики, являющиеся непосредственным выражением его правовой природы.

Наиболее важной антропологическая методология является для теории права человека, поскольку без нее данная теория оказывается только политической идеологией.

Понятийный аппарат образуют: 1) понятия, отражающие определенную совокупность видов права (живое право, моральное право, фольклорное право, индивидуальное право, народное право и т.п.); 2) понятия, отражающие "корневые"характеристики правовой и государственной жизни (архетипы как ментальные условия вхождения в культуру, сокровенное (интимное), сакральное, священное, религиозное и т.п.); 3) понятия, характеризующие базовые с точки зрения происхождения формы организации социальной жизни (миф, табу, ритуал, магия, традиция и привычка и т.п.); 4) понятия, отражающие психологически окрашенные средства организации и поддержания отношений (инициация, мотивация, безопасность, защищенность, доверие, подозрение, расположение и т.д.); 5) понятия, в психологическом аспекте отражающие следствия отчужденности права и государства от человека (патология, агрессия, сублимация и связанные с ними психоаналитические понятия).

Правовой экзистенциализм - Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр и др.) специально не занимались юридической проблематикой и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения праве и государстве. Однако разработанные ими идеи и положения философского экзистенциализма стали исходной основой для формирования ряда философско-правовых концепций экзистенциалистского профиля. В экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенция, «бытие-в-мире») противопоставляется его неподлинному существованию в мире — в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д. При этом экзистенциятрактуется как исходное (дорациональное и дорефлективное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. В экзистенции человек выступает как субъект, как подлинная личность и является самим собой. Вне этого экзистенциального состояния он предстает «как все», как «другой» для себя и для других, оказывается безличным объектом в мире объектированных ценностей, отношений и форм общения. В таком безличном мире человек лишь в ситуациях глубочайшего потрясения постигает существо своей экзистенции, смысл своего бытия в мире. Согласно экзистенциализму, основная задача философии права состоит в понимании и трактовке права как экзистенциального явления в его различении и соотношении с официальным законом. В этом контексте экзистенциальное право выступает как подлинное право, а позитивное право — как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противостоящее его экзистенциальной сути. Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных юридических концепциях экзистенциализма.

Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву изложены в работах немецкого юриста В.Майхофера. Бытие человека в мире включает в себя два момента: момент единичности и неповторимости бытия человека и момент влияния на человеческое бытие того мира, в котором осуществляется это бытие. В различных конкретных ситуациях своей экзистенции человек выступает в различных экзистенциально обусловленных социальных ролях (отца или сына, мужа или жены, покупателя или продавца и т. д.).

В духе естественноправовых положений рассматривает экзистенциальное право и другой немецкий юрист Э. Фехнер. Он резко критикует юридический позитивизм, который, признает лишь реальные факты и игнорирует метафизические факторы.

Экзистенциалистское правопонимание, апеллирующее к индивидуальной экзистенции и приуроченное к конкретной ситуации, исходно отвергает ту всеобщность и общезначимость, правового начала (правового принципа, правовой формы, нормы и т. д.), без чего вообще нет права, и по существу подменяет право произвольными правилами индивидуально-ситуационного характера.

 

35. Правовые исследования: структура, виды и стадии

Правовые исследования - познавательная деятельность, осуществляемая учеными-юристами в целях получения новых знаний об объекте и предмете данной науки. При этом познавательная научная деятельность представляет собой единство действия и его результата. По своей сути деятельность означает активные действия. Однако обоснованные выводы о том, была деятельность подлинно научной или ее имитацией, можно сделать

Научное правовое исследование - это познавательная деятельность, осуществляемая в целях получения новых научно обоснованных, рациональных знаний по предмету или объекту правовой науки

1. Структура и виды правовых исследований

А) Структура правовых исследований

Правовое исследование, как и любая иная научная деятельность, представляет собой систему, состоящую из пяти элементов:

- субъекта

- объекта

- методов познания

- технических и иных средств, используемых в процессе познавательной деятельности

- результатов познания Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом познании. М, 1987. С. 54.

Субъект правового исследования - это личность, высококвалифицированный специалист в одной из отраслей правовой науки. Для успешного ведения научных исследований, решения проблем правовой науки на уровне теоретического знания он должен обладать как минимум четырьмя свойствами: 1) иметь глубокие знания в соответствующей отрасли правовой науки; 2) знать и понимать философские основы правовой науки, а также общие закономерности функционирования и развития права и государства; 3) владеть современными методами научного познания; 4) обладать фантазией и интуицией. Благодаря названным свойствам индивид способен осуществить переход от наличного неполного или неточного знания к новому теоретическому знанию, т.е. обогащать науку новыми теоретическими знаниями.

Объект правового исследования представляет собой фрагмент конкретной реальности, который в соответствующей отрасли правовой науки отражен неполно или неточно, знания о нем имеют проблематичный характер, тогда как потребность в углубленном научном познании этого фрагмента действительности явно ощущается на научном и (или) практическом уровне. Исследователь обращает внимание на пробел в науке и находит возможным его восполнить посредством проведения специального научного исследования. С этими целями он формулирует научную проблему, в которой определяет круг вопросов, подлежащих изучению, в также примерные пути и способы ее решения. Поскольку круг нерешенных проблем в каждой отрасли права достаточно широк, то при выборе объекта правового исследования ученый-правовед руководствуется как потребностями практики, так и собственными интересами.

Следующим компонентом в структуре правового исследования выступают 3) методы научного познания, а также 4) технические и иные средства, используемые в процессе познавательной деятельности, в числе которых наиболее значимыми являются финансовые, информационные и оргтехнические.

Информационные средства - библиотечные фонды, архивы и средства поиска информации - имеют особое значение для исследовательской деятельности ученых-правоведов. С помощью библиотечных фондов ученые-правоведы имеют возможность познать весь комплекс научных знаний, добытых их предшественниками за всю историю человечества, а с помощью архивных данных - изучать исторические события, процессы и на их основе формировать эмпирические знания.

Успешная научная деятельность невозможна также без использования всего арсенала современной организационной техники, т.е. комплекса методов и средств, позволяющих значительно облегчить процесс проведения технических, учетных операций на всех стадиях научного познания.

Результаты успешно проведенного исследования должны знаменовать собой рождение новых, еще не известных науке знаний, которые могут выражаться в самых различных мыслительных формах: эмпирических фактах, понятиях, категориях, научных закономерностях, решениях отдельных проблем науки. Особо выдающиеся результаты исследования могут завершаться созданием новой теории, позволяющей позитивно решить ряд основополагающих проблем науки, не решаемых в рамках действующих научных доктрин.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...