Главная Обратная связь

Дисциплины:






Экзистенциализм: К. Ясперс, Ж. П. Сартр. Фрейдизм и неофрейдизм



Экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование) - “философия существования”, явившая собой “самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безисходности. Согласно экзистенциализму, задачи философии – заниматься вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.

Карл Ясперс (1883 – 1969) – выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр. По Ясперсу, настоящая философия – это прежде всего сам процесс философствования. Истинное философствование состоит в поиске. Существование есть сознание, - писал Ясперс, - и я существую как сознание. Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, “осветить” экзистенцию и приблизить человека к трансценденции. Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия. Первый уровень членения бытия – предметное бытие (“бытие-в-мире”), или “существование”. Это внешний уровень бытия. Перед его лицом философствование достигает лишь “ориентации – в – мире”, по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция открывается человеку в состоянии тяжелого страдания, смертельной болезни, ощущения вины. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги и конечности своего существования. Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир. Второй уровень членения бытия – это озарение, прояснение экзистенции, осознание дущи. И наконец третий уровень – чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога. Это не страдающий Христос, опыта материального он не имеет. Путь человека к себе настолько тяжел, что Бог здесь не помощник человеку. Человек сам должен приближаться к Богу. Задача приближения – личная, творческая. Каждый ожидает бога. Итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления. Ясперс стремился доказать, что духовный процесс человечества не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования особого бытия, трансцендентного мысли. Скептическое не знание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия.

Трансценденция – это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено “за явления” и может рассчитывать лишь на “удовлетворенность”, и рациональное (научное) мышление, устремленное на сами явления. Соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуникации, а соотнесенность ее с трансценденцией – в акте веры.



Коммуникация – это универсальное условие человеческого бытия. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима человеческая свобода. Коммуникация есть центральное понятие миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. “Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью”. Социальное, интеллектуальное и моральное зло – это глухота к “окликанию” со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии. Второй предел, на который наталкивается и благодаря которому приходит к себе экзистенция, - это, как уже говорилось, трансценденция. Она выступает как абсолютный предел всякого бытия и мышления: трансценденция “столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребывая непознаной”. Если “бытие – в – мире” есть “Все”, а экзистенция противостоит “Всему” на правах “Единственного”, то трансценденция бытует во “Всем” и в “Единственном” как их объемлющее “Единое”. Мыслить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом, “вмысливая” ее в предметное.

Жан Поль Сартр (1905 – 1980) – французский философ, представитель экзистенциализма. Основные проблемы его философских размышлений – суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, человеческого существования как “принципиальной неполноты” и самосознательности, случайности нашего бытия в мире. У Сартра “безрассудочному молчанию мира” и “бунту человека” против него соответствует “бытие-в-себе”, “бытие-для-себя”. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Только для человека, впавшего в отчаяние, мир становится бескачественным, ничего не выражающим. Человек впадающий в апатию, убивает мир. Только если человек отважится на бунт – мир оживает в акте самоутверждения. От личной нравственной ответственности не могут спасти ссылки на внешние обстоятельства. Индивид должен сам конструировать себя. Возможности, которые несет человек, есть само предназначение человека. “Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя” - основная идея экзистенциализма Сартра. В работах “Воображение”, “Воображаемое”, Сартр рассматривает феномен воображения как средство отрыва сознания от мира и полагание несуществующего. Самосознание – некая прозрачность для субъекта сознания. Сартр говорит о “пустом сознании”, но фактичность сознания должна быть постоянным уделом личности. Человек выбирая эпоху, выбирает и себя в ней. Человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей. Человеку ничего не дано, он сам должен строит свой универсум. Человек всегда натыкается на свою ответственность и что у него нет алиби. Человек постоянно осуществляет “суверенный выбор” в своих поступках и вообще в поведенческом акте. Для политических воззрений Сартра характерно смешение несмешиваемого: позиции гуманизма, демократизма и левого экстремизма.

Фрейдизм и неофрейдизм. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа. В работе “Трудности психоанализа” (1921) Фрейд говорил о трех революциях представления о человеке. Первая – революция Коперника, доказавшего, что Земля, меньшая, чем Солнце, вращается вокруг последнего. Вторую совершил Дарвин, доказав животное происхождение человека. Сам Фрейд считал себя ответственным за третью. Так сказать психологическую революцию, которая релятивизировала образ человека и лишила его автономии. Учениками вводиться понятие “психоаналитическая революция” (Юнг, Фромм). Стимулом к разработке психической концепции Фрейда послужили опыты Брейера и Шарко, которые разработали метод лечения неврозов, основанный на вскрытии бессознательных психических травм с помощью гипноза. В 1894 Фрейд вместе с Брейером опубликовал “Исследование об истерии”, где неврозы получили истолкование не в качестве обычных заболеваний, но скорее как порождения общечеловеческих конфликтов и жизненных трудностей, принявших лишь более острые клинические формы. Невроз связывался с проблемой самовыражения личности и нарушения ее идентичности. Все это разрушало положение традиционной психологии о больном как безличном носителе симптомов. Позже Фрейд отвергал гипноз. С тем, чтобы освободить пациента от груза негативных эмоций, надо было пробудить воспоминания. Фрейд действовал методом “свободных ассоциаций”, вытекающих из теории “вытеснении” психических элементов. Больные должны были говорить, что пришло им в голову, первыми пришедшими на язык словами. Из этих фактов, кажущимися бессвязными он создал свою теорию. Когда сознательное “я” блокирует импульсы, не давая им выхода вовне, они вытесняются в сферу подсознательного – таков механизм истерии. Исходя из анализа сновидений, различного рода ошибочных действий (ошибка речи, памяти) Фрейд приходит к понятию бессознательного. Фрейдовская теория это “метапсихология”, которая занимает промежуточное звено между философией и медициной, ибо свойства бессознательного и логически, и хронологически специфичны: они не подвержены времени, не чувственны к противоречию. Новый этап это психосексуальное учение, согласно которой за инстинктами самосохранения следуют сексуальные влечения. В отличии от инстинкта самосохранения, сексуальное влечение не требует непосредственного обладания объектом, который может замещаться другим внесексуальным объектом в процессе сублимации (трансформации в позитивную форму овладения инстинктивными силами). По Фрейду, низшее влечение обладает способностью восхождения к высшему уровню. Развивая свои взгляды на строение психики, Фрейд пришел к выводу, что пространство психики включает три инстанции: бессознательное, предсознательное, сознание. До Фрейда бессознательное толковалась как то, что не сознательно. Фрейд же доказал, что бессознательное наделено своими собственными свойствами. В нем сосредоточены наследственные психические образования, а также все то, что внесено в течении жизни индивида. Предсознательное является посредником меду сознанием и бессознательным. Это не сознание (например: воспоминания), но и не бессознательное, т.к. оно не отделено от последней цезурой, барьером вытеснения. Позднее Фрейд сформулировал принцип удовольствия, которому подчиняется деятельность бессознательного, и принцип реальности, которым руководствуется предсознательное. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, предсознательное сопротивляется ассоциативным, сексуальным, эгоистическим желаниям и инстинктам, стремящимся проникнуть в сознание, и вытесняет их обратно в бессознательное. После Фрейд классифицировал: “Я”, “Сверх-Я” и “Оно”. Сознательное “Я” (Эго) является как бы полем борьбы двух сил: “Оно” (ИД) – исходящего из биологической сферы влечений и “Сверх-Я” (Супер Эго) – установок общества. Оно – относится к врожденным, а “Сверх-Я” зависимость от социума. Отсюда “Я” переживает от прошлого и от заданных обществом. Чтобы понять трудности во внутренней жизни индивида, надо вернуться к ранним этапам детства. Иначе говоря: смысл сегодняшних событий заключен в далеком прошлом. Онтогенез есть повторение филогенеза. В заключении Фрейд сводит свое учение к вечной борьбе двух мировых сил – Эроса и Танатоса, т.е. влечение к жизни и к смерти. Разногласия учеников с Фрейдом приводит к разрыву с Адлером и Юнгом.

Альфред Адлер полностью отказывается от понятия “сексуального бессознательного” и “вытеснения”. Свою систему он назвал “индивидуальной психологией”. Сосредоточив внимание на “стили жизни”, который, приобретается в первые годы жизни ребенка и оставаясь постоянным. Опыт неудачного решения жизненных проблем, рождает комплекс неполноценности. Динамика развития ребенка, свидетельствует о его метаниях между “комплексом неполноценности” и стремлении к самоутверждению. Следовательно, ребенку нужно дать полную свободу, чтобы он достиг “сверхполноценности”.

Аналогично Карл Юнг (1875-1961) отказывается от связи с детской сексуальности и связи с этим неврозов. Юнг создатель “аналитической психологии”. Его произведения “Архетип и символ”. Центральным является освобождение бессознательного от сексуальности, но обладающего универсальной, надперсональной природой. Он предположил, что бессознательное вновь и вновь продуцирует некоторые схемы, формирующие представления человека. Пытаясь классифицировать схемы, Юнг называет эти символические сцепления то как “изначальные образы”, то как “архетипы бессознательного”. Архетипы являются выражением всеобщих человеческих нужд, инстинктов, потенций. “Архетип, - пуст и абсолютно формален, он есть не что иное, как способность репрезентации, данная априория. Наследуются не сами репрезентации, а лишь формы. Архетипы являются априорными формами мифологической фантазии. Как бы Архетип – сверхсознание предков или фрагменты определенных миров, “Коллективное бессознательно”. Юнг пытается идти к объяснению глубинных связей, существующих между индивидом и обществом – “коллективного бессознательного”. Он разделяет две душевные инстанции: Первая – дневная маска (“Свех-Я”), которую человек одевает при встречах с другими. Вторая – “самость”, часть души, объединяющая сознательное и бессознательной. Свойство души Юнг назвал “трансцендентной функцией”, освобождаясь от чувственных и мыслительных ассоциаций, она помогает человеку “видеть вещи и их имена” и ориентироваться на непостижимого Бога. Он ввел термин “Индивидуация” - обозначающий согласованность психических структур души, чтобы человек мог прозреть трансцендентное и действовать согласно этим знанием. В этом итог размышлений Юнга.

 

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...