Главная Обратная связь

Дисциплины:






Основные философские категории: единичное и общее, сущность и явление



Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия – категории. Даже самая простая мысль, например: “Две красных “Порше” пронеслись по дороге”, заключает в себя такие понятия, “предмет” (Порше, дорога), “качество” (красный), “количество” (два), “движение” (пронеслись). Без понятий, категорий невозможны мышление, познание свойств предметов, их связей с другими предметами, их развитие. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности.

Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Категории (греч. – указание, свидетельство) – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, но и изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий. Сравните, например, то, как понимали материю в древности и как сегодня. То же можно и сказать о других категориях, например пространстве и времени. Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а вместе они охватывают мир как целое, отношение человека к миру. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному.

Единичное, особенное и общее.

Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни даже самому себе. Вещи различны и внутри себя и между собой. Чистое тождество может существовать лишь в абстракции, как формальное тождество, согласно которому А=А. Реально же существует только конкретное тождество, предполагающее внутри себя различие. Тождество и различие – это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство. Тождество и различие имеют свои степени. Вся история развития общества от первобытного до современности – это различные стадии развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций – это разные стадии развития сущего. Тут и тождество и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия. Допустим, что имеются два объекта, все свойства которого абсолютно тождественны. Но ведь тогда они обязаны занять одно и тоже место в одно и тоже время. Если бы это было так, то перед нами были бы уже не два, а одна вещь. Однако вещи занимают разные положения в пространстве и во времени. Значит, они находятся в различных связях с другими вещами, а это в свою очередь не может не привести к различию их свойств в данный момент. На том же основании можно утверждать, что вещи, события абсолютно неповторимы. Ничто не происходит дважды. В “лепке” единичного участвует колоссальное множество неповторимых условий, масса случайностей. Природа не терпит штампов, она неистощима в творчестве индивидуального. События бывают сходными, подобными, но не абсолютно тождественными. Повторное отличается уже тем, что оно происходит в другое время. Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Представление о мире как о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, а потому неверно. Бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, можно говорить, что нет двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Все звезда обладают общими чертами, отличающих их от всего другого. Общее – это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяющих в определеный класс. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий. В каждом единичном заключается общее как его сущность. Например: данный посупок есть подвиг, означает признание единичного действия как общего качества. Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. При этом общее может выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени общности – как особенное. Итак, единичное, особенное и общее – это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. Действие общей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из общего правила. Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Особенное есть всегда качественно определенное, конкретное бытие соответствующего класса объектов. Т.о., особенное богаче общего и единичного. Правильный учет единичного, особенного и общего играет огромную познавательную и практическую роль.



Понятие сущности и явления.

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому – к сущности. Сущность вещей – нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Сущность – это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, “сидящее” в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием “существенное”, что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира есть существенная связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей. Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности. Сущность как-то проявляется. В сущности нет ничего, что не проявлялось бы. Но явление богаче, красочнее сущности хотя бы потому, что оно индивидуализировано и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное связано с несущественным, случайным. Явление может соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. В одних явлениях сущность выступает полно и “прозрачно”, а в других наоборот. Объективное различие не абсолютно, а относительно. Например, в свое время существенным свойством химического элемента считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома, но атомный вес не перестал быть существенным свойством. Оно существенно в первом приближении, являясь сущностью менее высокого порядка, и свое объяснение оно получает через свойство более высокого порядка – заряд ядра атома.

 

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...