Главная Обратная связь

Дисциплины:






Основные категории философского детерминизма: возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и следствие



Диалектический и механистический детерминизм. Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.

Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления. Он не совместим с механистическим детерминизмом, который трактует все многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицая объективный характер случайностей, он ведет к фатализму. (Лаплас: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, прошлое, предстало бы перед ним.). Такой детерминизм применим при инженерных расчетах, но не объяснения закономерности поведения микрочастиц, общественную жизнь, психическую деятельность. (Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определ, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная прич обусловленность=> абсол строгое предсказание. Индетерминизм - методолог позиция, в кот отрицается как объективность прич связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Г. Риккерт: “Причинное объясн действительно лишь в пределах наук о прир и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным”. Чел воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерм трактуют принцип объективной необходимости как фатализм.)

Возможность, действительность и вероятность. Под действительностью разумеют творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, единство сущности и явления, необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия: действительность противопоставляется или соотноситься с возможностью, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Например, мальчик – это отец, мужчина в возможности. Действительность – это, то что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Понятие действительности употребляется и в значении полноты проявления какого-либо качества. Так, о том, кто живет полной, богатой творческой жизнью, говорят: “Это настоящая, действительная жизнь”. Действительность есть процесс, и для нее существенен внутренний, скрытый момент возможностей – этих своего рода “надежд” бытия. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Бытие возможности связано с изменением, развитием. Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Сторонники механистического детерминизма полагают, что все существующее полностью предопределенно прошлым точно так же, как будущее настоящим. Подобно тому как росток содержит в себе всю природу дерева: его форму, цвет, вид, так и газопылевое облако, породившее Солнце, планеты и Землю, уже заключало в себе всю последующую историю. Это значит, что все дано разом, что будущее можно прочесть в настоящем. Но если бы все возможности были бы даны раз и навсегда, и никаких новых возможностей не было, тогда миру грозило бы истощение возможностей. Развитие – это не просто развертывание свитка готовых возможностей. Как в следствии имеется нечто большее, чем в причине, так и в действительности постоянно рождаются все новые и новые возможности. Известно, что любая причина определяет лишь непосредственно вытекающее из нее следствие и не ответственна за то, что вызовут к жизни сами эти последовательные следствия, становясь причиной в отдаленном будущем. Подобно этому, каждое данное состояние вещей определяет не все последующие, а лишь непосредственно из него вытекающее. В силу этого отдаленное будущее станет таким, каким оно и не “снится” настоящему. “Туман будущего” объективно “сгущается” по мере его удаления от настоящего. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Любая система заключает в себе больше возможностей, чем может реализовать. На пути к реализации возможности лежит множество препятствий, происходит борьба между ними. Жизнь производит как бы отбор одних и браковку других. Все, что существует в действительности результат этого отбора. В природе превращение возможностей в действительность происходит в целом стихийно. В обществе историю делают люди. Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно. Вероятность - это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Стопроцентная вероятность или необходимость – это полная достоверность события. Отсутствие всякой вероятности – это полная недостоверность, или невозможность события. Необходимость существует не только уже реализованной возможности, актуально, но и потенциально. Превращение возможности в действительность обусловлено тем, насколько необходима реализация именно этой возможности. Вероятностная связь данных событий выявляется при многократном повторении данных условий. Вероятность – это свойство множества событий. Необходимое и случайное. “Чему быть, того не миновать”, вера в судьбу – базируется на том положении, что в мире, все предписано и предопределено. В мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может быть иначе, чем оно есть. Так Спиноза утверждал, что случайным явление называется исключительно по причине недостатка наших знаний. В подобном утверждении отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Не все, что возникает, возникает по необходимости. Если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на жизнь каждого индивидуального влияют и существенные, и множество иных связей и тенденций. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта. Она не есть нечто исторически подготовленное ходом развития данного объекта. Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может и иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя - (Человек оступился и упал. Налицо причина падения, но она не вытекает из логики поступков упадшего. Он мог и не упасть.). Внутренняя (незаметные изменения организмов и т.п. приводят к изменениям вида.) Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта, они являются как бы “завихрениями” самой необходимости. Необходимость – это такое развитие явления, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств, взаимоотношений этих явлений. Если случайное имеет причину в другом – в пересечении различных причинно-следственных связей, то необходимое имеет, быть может, причину в самой себе. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Диалектика необходимости и случайности заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса, и сами превращаются в необходимость. Как бы ни были рассчитаны наши поступки, они связаны с тем, что мы оставляем долю случайного. Задача научного познания заключается в проникновении через видимые случайные связи в необходимые. Причина и следствие.Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени. Первейшей предпосылкой всякого научного исследования всегда было, по мысли Планка, предположение, что во всех событиях естественного и духовного мира имеет место законная связь, которая именуется законом причинности. Любое следствие вызывается взаимодействием по крайней мере двух тел. Поэтому явление-взаимодействие выступает в качестве истинной причины явления-следствия. Иными словами, характеристика явления-следствия определяется природой и состоянием обоих взаимодействующих тел. Временное отношение между причиной и следствием заключается в том, что существует временной интервал в виде запаздывания между началом действия причины (например, взаимодействие двух систем) и началом проявления соответствующего следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в конечном счете в причину. И так до бесконечности. Внутренний механизм “причинения”, связанный с переносом материи, движения и информации, есть процесс взаимодействия причины и следствия. Следствие распространяет “щупальца” своего влияния не только “вперед” (в качестве новой причины), но и назад, видоизменяя ее, истощая или увеличивая. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. (в довольно простых событиях). Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. Главная причина – это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль. Причины бывают внутренними и внешними. Внутренняя действует в рамках данной системы, а внешняя характеризует взаимодействие одной системы с другой. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, опыте. Непосредственные, т.е. которые прямо вызывают и определяют данное действие, а опосредованные через промежуток (человек получил сильную психическую травму и ее действие может сразу не сказаться). Для того чтобы причина вызвала следствие, требуются определенные условия. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины и характер следствия.



 

 





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...