Главная Обратная связь

Дисциплины:






Методика десенситизации движениями глаз



Десенситизация движениями глаз (ДДГ) является одной из техник, специально предназначенных для коррекции посттравматических стрессовых нарушений (ПТСН). Предложена американским психологом Френсайн Шапиро в 1989 году, и базируется на клинических исследованиях, выявивших многообещающие перспективы в коррекции травматических воспоминаний.

ДДГ – это процедура, при которой пострадавший выявляет последовательности больших, равномерных движений глазных яблок во время удержания в памяти наиболее яркого, заметного аспекта травматического воспоминания. Эффект от использования этой техники будет максимальным, при условии ее применения сразу после травматического события.

Инструкция:

1. Подготовительная фаза

В начале сеанса пострадавших просят:

- перечислить и определить количество жалоб (количество навязчивых мыслей в течение предшествующей недели);

- описать травматические воспоминания, акцентируясь на том, кто был вовлечен в травматический инцидент, и что произошло;

- выделить одиночный образ, наиболее полно отражающий травматический инцидент, и детально описать этот образ.

Для того, чтобы отнести сформулированные представления к инциденту, задают следующий вопрос: «Какие слова о вас или о пережитом событии наиболее полно описывают образ?». Большинство пострадавших так описывают свое состояние: «Я несчастен, я не контролирую ситуацию, я ничего не могу сделать». Если они испытывают сложности в генерации оценочных суждений, психолог приводит примеры. Возможен иной способ: психолог просит пострадавшего описать свои чувства по поводу последнего инцидента, а затем внушает ряд альтернатив их описания. Необходимо использовать только те слова и определения, которые признаются пострадавшим как подходящие для описания «его» инцидента.

Затем пострадавшим предлагается:

- одновременно представить травматическую сцену и слова, которые ее описывают, и оценить по 11-балльной шкале их уровень тревоги (от 0 – полное отсутствие тревоги до 10 – максимально возможный уровень тревоги);

- сформулировать, что они хотят чувствовать взамен и обеспечить новые определения, описывающие желаемое состояние («я сделал все, что мог», «я контролирую ситуацию», «мне нечего стыдиться»);

- оценить по 7-балльной шкале (1 – полное несоответствие; 7 – полное соответствие) наличие желаемых чувств и представлений.

После изложенных подготовительных процедур следует установочный монолог психолога: «То, что мы делаем, часто контролируется физиологически. Вы должны сообщать мне о ваших текущих воспоминаниях с максимально возможной точностью. Иногда вещи меняются, иногда – нет. Я могу спросить вас, сменился ли образ; иногда это будет случаться, иногда – не будет. Я буду просить вас оценить свой уровень тревоги от 0 до 10; иногда он будет меняться, иногда – нет. Я могу спросить вас, произошло ли еще что-нибудь; иногда что-то произойдет, иногда – нет. В этом процессе нет места предположениям. Нужно стараться проводить настолько точный самоанализ, насколько это возможно, избегая оценок. И пускай происходит все, что может произойти».



2. Этап коррекции

Пострадавшему предлагается визуализировать травматическую сцену с одновременной вербализацией негативного состояния (например, «я несчастен») и следовать взглядом за указательным пальцем психолога. Психолог побуждает пострадавшего производить серии из 10 – 20 произвольных движений глаз, быстро перемещая указательный палец по диагонали от нижнего левого к верхнему правому углу поля зрения или горизонтально по линии глаз, справа налево. Палец отдален от лица человека на 30 – 36 см, дистанция одного движения – примерно 30 см, скорость – около 2-х возвратно-поступательных движений в секунду.

Каждая группировка от 10 до 20 возвратно-поступательных движений глаз рассматривается как одинсет. После каждого сета человека инструктируют: «Очистите Ваш образ от деталей и сделайте глубокий вдох». Затем ему указывают вновь приблизить образ, детализировать его, актуализировать описывающие его слова, сконцентрировавшись на уровне тревоги, и оценить его от 0 до 10. Когда оценка уровня тревоги произведена, спрашивают: «Изменился ли образ?» или «Происходит ли еще что-нибудь?». Ответы пострадавшего используют как индикатор его состояния, поскольку они часто обнаруживают изменения образа или новое его восприятие (например, «образ кажется более удаленным», «я не сделал ничего плохого»). Если ответы обнаруживают позитивные сдвиги в представлениях и оценках человеком травмирующей ситуации, они часто включаются в образ во время следующего сета.

Когда уровень тревоги снижается до 0 или 1 (после 3 – 12 сетов), прочность достигнутого желаемого состояния оценивается вопросом: «Определите надежность сформированных представлений от 1 – полное несоответствие, до 7 – полное соответствие. Процедура ДДГ прекращается только тогда, когда уровень тревоги по поводу травмирующих воспоминаний снижается до 0 или до 1.

Если образы прорабатываемых воспоминаний, смешиваются с другими образами, процедура ДДГ продолжается на новом материале. В этих случаях позитивные результаты будут достигнуты только после проработки дополнительного травматического материала.

Итак, по мнению автора техники – Френсайн Шапиро, процедура ДДГ позволяет:

- значительно снизить болезненность интенсивных травматических переживаний в короткий отрезок времени;

- провести когнитивное реструктурирование вербальных представлений и визуальных образов;

- добиться позитивных поведенческих изменений в социальной сфере.

 

Последствия перенесённого недавнего травмирующего события затрагивает не только психику пострадавшего, но и оставляет свой отпечаток в виде телесных зажимов. Очень хорошо, если психолог владеет методами телесной психокоррекции, здесь, в индивидуальной работе, эти методы будет как нельзя кстати. В любом случае, использование приемов для регуляции мышечного тонуса будут очень полезны для пострадавшего. Эти приемы помогут ему снять напряжение в данный момент и предупредить появление устойчивых мышечных зажимов в дальнейшем. А визуализация поможет усилить действие этих техник.





sdamzavas.net - 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...